Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

КультураБайкал

3148

20.09.2007, 17:08

Кинофестиваль завершил свою работу - ловите эхо!

Всюду, где сегодня обитает человек, он пока еще, слава богу, окружен природой. Но фестиваль «Человек и природа» придуман и прошел вот уже в шестой раз - в Иркутске.

Экологическая направленность фестиваля совершенно очевидна, поскольку человек ведет себя по отношению к своей праматери не всегда гуманно, а часто так и вовсе негуманно, агрессивно, недальновидно. Если взглянуть чуть дальше экономических и прочих сиюминутных интересов, то становится ясно: с природой надо не воевать, а дружить, ее нужно беречь и охранять, иначе неизвестно, кто кому отомстит.

Экологи, различные природоохранные, «зеленые» организации говорят об этом давно - заговорили об этом и кинодокументалисты. Подтверждение - фестиваль. Он - международный по своему статусу, байкальский - по своей территориальной принадлежности и, как уже говорилось, шестой по счету.

Кстати, он просто обязан был родиться здесь, вблизи от Байкала: с 1996 года наше озеро внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, оно уникально, оно - чудо планеты. Но фестиваль - не песня только Байкалу. Темы присланных в Иркутск и включенных в фестивальную программу фильмов - самые разные, и это прекрасно видно по самим названиям: «Чернобыльские джунгли. Двадцать лет без человека» (снято в Белоруссии) и «Созвездие сурка» (Узбекистан), «Разыскивается анаконда» (Германия) и «Рай для хищников» (Финляндия), «Мустанг» (Словакия) и «Полет с кондорами» (тоже Германия). Были фильмы из США, Австрии, Италии, Чехии, Польши, Ирана, Сербии, Украины, Болгарии… И конечно, из России - из Москвы, Петербурга, Самары, Владивостока, Иркутска.

Так что представительство на нашем фестивале нынче было самое широкое. И о ком (и о чем) только не рассказывали авторы фильмов! О дальневосточном леопарде и ископаемых останках мамонтов, о медузах Каспийского моря и рыбах, обитающих в карпатских горных ручьях, о дельфинах и их общении с человеком, о собаках, живущих рядом с нами, о волках и сурках, о жизни дубов («Дерево деревьев»)… Фильмы рассказали нам о четырнадцати российских территориях, включенных и претендующих на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО («Природное наследие России»); о загадочной личности петербургского ученого, академика РАЕН, которого за его ошеломляющие изобретения, например по экологической очистке воды и почвы, называют Леонардо двадцатого века («Универсум Виктора Петрика» Леннаучфильма). И даже фильм о центральном венском кладбище, сложная, философски многозначная работа австрийских авторов, в которой метафорически проводится мысль о цикличности жизни человека и жизни природы, о вечной повторяемости и вечном обновлении, о смерти, которая всегда рядом с жизнью, и жизни, которая всегда рядом со смертью…

Каждый фильм был по-своему хорош и необычен, каждый по окончании сопровождался аплодисментами зрителей, пришедших в Дом кино на фестивальный просмотр.

В одном из интервью по поводу иркутского фестиваля председатель жюри Виктор Косаковский (титулов у него множество: действительный член Европейской киноакадемии, лауреат Государственной премии России, лауреат премий «Триумф», «Ника», обладатель более сотни призов международных фестивалей, режиссер, сценарист, оператор, продюсер) размышлял о фестивале, о нынешнем состоянии, тенденциях развития и о самой природе документального кино.

- Человек, который снимает такое кино, призван не оценивать - он призван фиксировать, - говорит Виктор Косаковский. - Именно потому, что он документалист. Здесь, на фестивале, я увидел картины, которые меня потрясли. Это картины о скромных, тихих подвижниках - таких уже нигде не осталось, я их только у вас тут увидел. Видно, что у него нет денег, но он делает его, свое дело, только потому, что считает его нравственным долгом. И художники поднимают такие темы, которые, уже заранее известно, не покажет ни один канал.

Но с точки зрения формы, техники, с точки зрения профессии документальному кино пора меняться. Потому что если вы делаете фильм на любую замечательную тему, пусть даже общечеловеческую, глобальную, - но делаете его скучно, непрофессионально, то вы, таким образом, только губите тему. К тому же это напрасный труд: скучное кино не будут смотреть. Поэтому я призываю всех заниматься своим делом. Не надо снимать кино непрофессионально - можно дискредитировать саму идею кинематографа.

Я снимаю кино только тогда, когда уже не могу не снимать, когда меня распирает. За всю свою жизнь я снял всего восемь фильмов. Искусство должно потрясать, а не гладить по головке.

Однажды я услышал такую историю. Снимали фильм о людях, которые испытывают машины. Испытатель сказал: я сяду в автомобиль, поеду вот здесь, на этом вираже будет очень серьезный поворот, вы это увидите. И надо это снять. Стали снимать. На вираже машина перевернулась, все побросали камеры, побежали, увидели, что, слава богу, испытатель жив…

А он открывает дверцу и спрашивает:

- Ну, вы сняли?

- Нет, мы побежали тебя спасать…

- Вы идиоты! Ваше дело - снимать. Каждый должен делать свое дело! Делать так, как никто другой в мире не сделает.

В основе документального кино в советское время лежала высокая изобразительная культура. Были школы, и мы показывали друг другу наработанное. Была рижская школа, была московская школа и отличная от нее - ленинградская, школы иркутская, свердловская… Сегодня кинодокументалистика уходит в сторону журналистики. Во всем мире это так, и, к сожалению, у нас тоже. Она перестает быть искусством. А между тем это огромный, серьезный труд, бесконечный поиск, бесконечное самовоспитание. Вот это мы потеряли. Хотя мы были, по существу, лидерами. У нас сегодня нет и талантливых продюсеров, ведь документальное кино, если оно грамотно сделано, может не только себя окупить, но и принести доход. И в результате получаются нередко короткие маловыразительные фильмы…

Далее, говоря о фестивале, Виктор Косаковский отметил:

- Сибирь - это потрясающая Россия. Чем больше я здесь нахожусь, тем больше мне хочется здесь снимать. Я вижу здесь такие лица… Вообще, фестиваль уникальный. Такие лица, такие потрясающие русские люди… С такими глазами, с такими настоящими человеческими страстями… Я был удивлен, сколько здесь прекрасных людей. Но я также удивлен и тем количеством ужаса, который я здесь вижу… И у меня, конечно, возникло желание снять такой фильм о Байкале, который всегда будет интересен людям.

Позади фестивальная неделя. Просмотрена конкурсная программа. Началась церемония подведения итогов.

Говорит президент VI Байкальского международного кинофестиваля «Человек и природа» Владимир Самойличенко.

- Эти семь дней показали, что наш фестиваль привлекает людей. И зрителей, и участников, которых с каждым годом становится все больше. Я очень благодарен всем, кто откликнулся и прислал свои фильмы, тем, кто смог приехать. Я надеюсь, что каждый из вас проникся духом фестиваля и что тема Иркутска, Байкала будет вас держать, заставит думать о нашем крае как части огромной России. И может, у кого-то возникнет идея нового фильма, в котором выразится ваш собственный взгляд, собственное отношение. Об этом мы мечтали с самого первого фестиваля.

Спасибо администрации города, администрации области, партии «Единая Россия» - всем, кто помог организовывать и проводить его.

Гран-при фестиваля вручил председатель жюри Виктор Косаковский:

- Мы присудили главный приз фестиваля картине, которая для нас кажется если не абсолютно идеальной, то - совершенной. Это философская притча «Жизнь кладбища». Режиссер и сценарист Манфред Коррин (Австрия). Призами награждены также многие другие фильмы.

Когда все завершилось, я попросила Владимира Самойличенко коротко прокомментировать событие, а также свои ощущения. Принес ли фестиваль чувство удовлетворения?

- Я очень боялся, что, перейдя на ежегодный режим работы фестиваля, мы не успеем как следует подготовить его. Но группа, которая работает на фестиваль, сказала: сделаем все, чтобы он прошел. Это была напряженная работа, к счастью, область и город нам помогали кто чем может - кинотеатрами, транспортом…

Есть ли у меня удовлетворение? Да. И вот почему: фильмов много, и стран много, и фильмы интересные. А что касается организационной части - мне бы хотелось, чтобы не только город, но и жители побережья Байкала почувствовали, что о них думают, чтобы они увидели то, что происходит в мире. Тогда мы приблизимся к тому, что заключено в названии фестиваля: человек - и природа. Более того, мы постараемся лучшие фильмы показать иркутянам и после его закрытия - устроить «эхо фестиваля».

- Фестиваль закончился - начинается работа на новый?

- Безусловно. Сейчас чуть отдышимся - и снова за работу. Кстати, занимаются фестивалем те же люди, что и снимают кино…

Своими впечатлениями и размышлениями я попросила поделиться также члена жюри фестиваля, лауреата Государственной премии России, иркутянина, заслуженного деятеля культуры РФ, оператора Евгения Корзуна. Какие киноленты понравились, а может, потрясли? Были ли серьезные разногласия в составе жюри при определении лучшего фильма?

- Общее впечатление - этот фестиваль по качеству фильмов, безусловно, выше прошлогоднего. Хотя это не значит, что следующий будет еще выше, - тут уж время покажет. Но нынче есть очень яркие картины, которые просто радуют.

Что можно выделить? Конечно, «Полет с кондорами» - это просто восхитительно! Это работа женщины, чемпионки мира по планеризму, которая поднимается в небо вместе с этими птицами, кондорами. С нею была камера… И так грамотно снято, и по свету, и по композиции… Как написано в анонсе, это первое в мире исследование кондора, проведенное в воздухе крыло к крылу. Уникальное зрелище, как бы увиденное глазами птиц. Сама природа Аргентины великолепно снята, и рассказ о птицах удивителен. Восхитительная природа и восхитительный полет! Эта картина получила приз как лучший документальный фильм.

«Разыскивается анаконда» - эту картину отметил Союз кинематографистов. Профессионально сделано, блистательно! Она и как научно-популярная лента безупречна.

И конечно, работа, получившая Гран-при, - «Жизнь кладбища». Это философские рассуждения и философский взгляд на жизнь, природу, - картина сделана умно, мудро… И ничуть не приукрашенно.

Очень хорошая картина сделана польским кинематографистом, без единого слова - и все понятно, все драмы, все переживания, вся борьба. Картина называется «Клювом и когтем», ее «герои» - обычные обитатели леса. И что удивительно - снято это так, как будто съемочная группа пригласила животных туда, где выставлен хороший свет, где правильно расставлены декорации… То, что оператору, может быть, неудобно снимать, и в голову не приходит. Ему все удобно и легко. Вот каково мастерство! А ведь это непомерный труд, терпение, выносливость, это очень сложно! Автор - и режиссер, и сценарист, и оператор, и даже продюсер - Кристиан Матишек, очень творческий человек! Очень хорошо, что он получил приз.

То, что такие участники приезжают и получают призы, думаю, очень стимулирует их, да и новых авторов, на участие в будущих фестивалях.

- А как показали себя иркутяне?

- Вот здесь как раз есть повод для недовольства собой. Как мне показалось, иркутяне на этот раз были не на высоте. К сожалению! То, что они показали, было малоинтересно. Для такого фестиваля художественные достоинства наших фильмов просто не соответствовали общему уровню. Это был, в лучшем случае, уровень киножурнала или рядовой телепередачи. Это то самое сползание документального кино к журналистике, о котором говорил Виктор Косаковский. И при подведении итогов - заслуженно не отмечены ничем.

Исключение составил специальный приз, врученный фильму «День Байкала», - но поскольку это не приз жюри, не оценка специалистов-профессионалов, а приз спонсора, - то и значимость его несколько иная. Соответствующая. Будь это показано в областном клубе кинолюбителей - это бы еще куда ни шло, но для международного фестиваля, повторяю, работы иркутских кинодокументалистов, особенно в сравнении со многими другими участниками, не выдерживали серьезной критики.

А в целом, я думаю, этот фестиваль - дело очень хорошее. Он полезнее многих других. Это не просто тусовка - он чрезвычайно актуален и именно полезен. Может, не все фильмы и не все идеи кинодокументалистов пока доходят до широкого зрителя, но как хорошо, что фильмы показывают и взрослым, и особенно детям. И надо больше показывать в школах и вузах таких фильмов. Ведь мы должны воспитывать людей с другим - экологическим - сознанием.

Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

КультураБайкал

3148

20.09.2007, 17:08

URL: https://babr24.com/baik/?ADE=39965

bytes: 12363 / 12363

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Байкал)

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

3247

28.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6149

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5801

22.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4878

10.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

15255

01.04.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8188

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

7647

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

13278

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

8508

06.03.2024

Премия «Сезар»: триумф «Анатомии падения»

Вечером 23 февраля в парижском концертном зале «Олимпия» состоялась 49‑я торжественная церемония вручения Национальной кинопремии Франции «Сезар». Своих счастливых обладателей нашли 24 статуэтки, не считая почётных премий.

Филипп Марков

КультураМир

8154

24.02.2024

Премия BAFTA: Эмма Стоун и забронзовевший «Оппенгеймер»

Семь из четырнадцати номинаций. Именно столько «Бронзовых масок» премии BAFTA забрал фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер». Среди них – главная статуэтка в категории «Лучший фильм».

Филипп Марков

КультураМир

14965

20.02.2024

Видео дня. Три минуты с Годзиллой и Конгом

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала второй трейлер фантастического боевика «Годзилла и Конг: Новая империя» продолжительностью более трёх минут. Пятый эпизод франшизы «Вселенная монстров» станет продолжением фильма 2021 года «Годзилла против Конга».

Филипп Марков

КультураМир

20777

15.02.2024

Лица Сибири

Гупалов Виктор

Ковалевский Валерий

Дронова Ксения

Лапшин Юрий

Левченко (Соловьева) Наталья

Ананин Сергей

Язев Сергей

Тугаринова Ирина

Тарханов Николай

Худоногов Сергей