Артур Скальский

© Babr24.com

СобытияМир

2861

07.07.2006, 17:15

Сегодня - Иван Купала, праздник рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году; в нем принимало участие все население, строго исполняющее все касающиеся этого дня обряды. По старому стилю этот день приходился на летнее солнце-стояние, солнцеворот.

Иванов день полон обрядами, связанными с водой.

На Ивана Купалу принято купаться в воде и в росе - для здоровья, красоты и благополучия.

Сильна роса на Ивана - к урожаю огурцов.

На Иванову ночь звездно - много грибов будет.

Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые ("громом выжжет").

Перед дождем цветы сильнее пахнут.

До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), а после Иванова дня дождь из засека (в убыток).

Во время сенокоса дожди - сену плохо, зерну хорошо.

Травы черны - лошади кормны (сено погибло, а овес хорош).

В ряде мест на Купалу открывали большой покос.

На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это плохая примета. На Иван-день колосок, так на Ильин день колобок в хороший год.

За два-три дня до или после Ивана Купалы появляется мед.

Говорили: "Корми пчелу до Ивана, сделает из тебя пана".

Считалось, что в Иванов день все травы и коренья получают особую чудодейственную силу. Их собирали ночью (в ночь с Аграфены на Ивана), а на заре клали под Иванову росу (т.е. выкладывали травы в поле, чтобы их окропила утренняя роса), после чего, когда солнце поднимется повыше, собирали, высушивали и хранили в течение года. Такие травы почитались более целебными, нежели собранные в другое время.

На Ивана Купалу девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их по воде, наблюдая, как и куда они поплывут. Считалось, что если венок потонет, значит, суженый разлюбил и замуж не выйти (в других местах это означало не только безбрачие, но даже и возможную смерть).

У словаков существовал обычай "огораживать" на Купалу поля и посевы ветками деревьев для отведения от них града. Интересно, что в северных и средних областях Оравы для объяснения этого обычая использовался мотив "чернокнижника", пребывающего в градо-носных облаках : так, согласно легенде, однажды накануне дня св. Яна чернокнижник обошел все дома в селе, выпрашивая молоко от черной коровы и яйца от черной курицы, которыми он питался; но ему подал их только самый последний бедняк, и в награду чернокнижник посоветовал ему огородить свое поле ветками калины, после чего наслал на местные поля страшный град, от которого погибли все посевы, кроме тех, что принадлежали бедняку. Схожей легендой в некоторых местах объясняли в прошлом веке исчезновение ивановских костров: по преданию, чернокнижник немедленно приводил свои тучи туда, где в этот день светился костер, что будто бы и побудило словаков в тех краях отказаться от древней традиции возжигания костров на Яна.

Иванов день - день ведьм, оборотней, колдунов и т.п.; нужно защищать от них дом и двор с помощью оберегов. Следует также опасаться проказ нежити (домовых, водяных, леших, русалок и т.д.). Собственно, даже в самом названии летнего Иванова дня (или его кануна) отразилось его "демоническое" содержание, ср. вост.-слав. хрононимы типа Иван Ведьмарски, Иван Видёмски, Видьмын вэчор и под. Представления об этом празднике как о пике активности многих "нечистых" существ, в частности ведьм, имели место у всех славян (и особенно у западных и восточных, а также у болгар и словенцев; у южных же славян и на Карпатах преобладал скорее юрьевский "пик", что, по-видимому, объяснялось особым значением скотоводства в хозяйственной структуре этих регионов, а также огромной ролью Юрьева дня и всей георгиевской обрядности в календаре балкано-карпатских традиций).

Представление о ведьмах, которые около праздника Купалы (и особенно в ночь на Иванов день) всячески вредят людям (отбирают у коров молоко и "спорину", насылают на скот и людей порчу и пр.), у восточных и западных славян выразилось в многочисленных запретах и оберегах этого времени; ср., например, обычай использовать для защиты хлевов и сараев освященную или даже обычную зелень и жгуче-колючие растения, защищать при помощи сакральных символов или ритуального осквернения молочную посуду, столик для доения и пр. , а также запрет держать молочную посуду и цедилку на улице после захода солнца в канун Купалы, и мн.др.

Поверья о ведьмах, на Купалу отбирающих у коров молоко , могли быть связаны, в числе прочего, и с популярной у восточных славян хозяйственной приметой о том, что на пике лета удои идут на убыль : так, купальские рассказы о ведьмах, крадущих у чужих коров молоко, зачастую излагались не сами по себе, а как объяснение того факта, что после праздника Купалы молоко у коров убывает (ср.: "От, ў нас до Ивана много молока, а после Ивана миньшэ, то кажуть, ўжэ ведьмы зробылы").

С тем же апогеем растительной силы, с порой созревания урожая было связано и общеславянское представление о том, что ведьма может на Купалу перенести "спорину" с чужого поля на свое. Например, болгары верили, что ведьмы "обират житото, вземат чуждия берекет, подмалюват житото" (т.е. отбирают, воруют, переманивают урожай, жито; ср. болг. название ворующей урожай ведьмы - "обирачка", досл. "воровка"). При этом считалось, что для похищения урожая ведьмы пользуются двумя основными способами. Первый заключался в том, что ведьма отправлялась на поле вскоре после выпадения росы и каталась голой по посевам, а затем, вернувшись домой, собирала с себя росу и на ней замешивала лепешку, которую оставляла у себя в амбаре. Второй способ состоял в реальном перенесении колосьев с чужого поля на поле ведьмы ("магьосницы"), причем делали это опять-таки по-разному: просто срывая колосья на чужом поле и перебрасывая, перетаскивая, сметая их на свое поле, либо сжиная (скусывая) колосья на чужом поле с определенными ритуалами. Так, например, на западе Болгарии ведьма, желая похитить урожай, приходила на чужое поле и там, раздевшись догола, становилась на корточки и зубами откусывала несколько колосьев с угла поля, после чего обращалась к нему со словами: "Хе, добрутро ти, ниве, честит ти Ен`овден! Великиното (имя хозяина поля) жито да дойде у нашата нива!", затем сжинала несколько колосьев и относила их к себе на поле (считалось, что после этого колосья на чужом поле постепенно пустеют, а на поле ведьмы становятся более тучными). Иногда ведьма откусывала колосья по четырем углам и в середине поля, помещая их затем к себе в амбар; в результате этого, по народному убеждению, посевы на поле полягут и останутся только самые сильные колосья, которые ведьма также заберет с собой.

Чтобы воспрепятствовать ведьме похитить урожай, болгарские земледельцы прибегали преимущественно к превентивным мерам защиты. Например, хозяин несколько раз обходил поле в канун Купалы, иногда нагишом, с соломой, оставшейся от ужина в Сочельник; в некоторых местах, в завершение обхода, он втыкал в землю большую зеленую ветвь, как бы "запирая" урожай. Применялось также катание по полю хозяина с домочадцами; обычай оставлять на каждом недожатом поле пучок колосьев, придавленный камнем или серпом (что мешало ведьме отобрать урожай); "карауление" посевов и пр.

У западных славян "отбирание урожая" в Иванов день встречалось реже и сочеталось обычно с порчей посевов. Например, поморы верили, что ведьма ночью кропит своими ресницами посевы и тем самым делает жито непригодным; мазуры считали, что в полночь на св. Яна ведьма облизывает жито в поле и при этом произносит заговор: "Biore pozytek, ale nie wszystek"; словаки полагали, что стриги в полночь голыми танцуют на перекрестках, затем купаются и после идут на чужое поле, где выжинают узкие полоски колосьев крест-накрест, перенося их затем на свои поля и тем самым забирая чужой урожай. Примерно такая же картина наблюдалась и у восточных славян: так, например, в русских областях основным способом отбирания и одновременно порчи урожая был так наз. "залом", т.е. особое заламывание, закручивание колосьев, или "пережин", т.е. выстрижение колосьев в поле из угла в угол или крест-накрест, практикуемое обычно в канун Иванова дня или перед жатвой; таким способом, по народному убеждению, ведьмы-прожинальщицы и колдуны-пережинальщики "переманивали зерно", "вынимали спорынью", "похищали спорину" с чужих полей. В некоторых местах, согласно быличкам, ведьмами практиковалось также собирание лучших колосьев на чужих полях и их перенесение на свое поле или в свой амбар (этим также переносился "спор" с чужих полей на поле ведьмы).

(C) Наталья Шапарова, специально для "БАБР.RU"

Артур Скальский

© Babr24.com

СобытияМир

2861

07.07.2006, 17:15

URL: http://babr24.com/?ADE=31241

bytes: 8506 / 8458

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "События"

А у нас праздник! История в фотографиях и анекдотах к юбилею «Запорожца»

«Горбатый», он же «Запор», он же «Ушастый», он же «Чебурашка», он же «Мыльница». 22 ноября легенде советского автопрома «Запорожцу» исполняется 60 лет. Именно в этот день шесть десятилетий назад с конвейера запорожского завода комбайнов «Коммунар» сошёл первый автомобиль – ЗАЗ‑965.

Филипп Марков

СобытияТранспортРоссия

10376

22.11.2020

"Селенга-2020": ВС России и Монголии провели учения по новому формату

В Бурятии на полигоне Бурдуны состоялась церемония закрытия совместного российско-монгольского учения "Селенга-2020". В розыгрыше тактических действий приняли участие подразделения Восточного военного округа (ВВО) и оперативная группа Вооруженных сил Монголии.

ivan.off

СобытияМонголия Бурятия Россия

3234

02.11.2020

А у нас праздник! День бабушек и редких дедушек

Знай я раньше, как чудесно иметь внуков, я бы начала прямо с них. Лоуис Уайз В Польше этот праздник разделён два: 21 января чествуют бабушек, 22‑го – дедушек. В Турции праздник общий и символично стоит в календаре за неделю до Дня святого Валентина.

Филипп Марков

СобытияРоссия

10298

28.10.2020

А у нас праздник! Сделай добро – улыбнись ближнему

Не было ничего, сделанного так просто, но ставшего понятным всем. Харви Болл Вот уже 21‑й год с подачи американского художника Харви Болла каждую первую пятницу октября просвещённое человечество отмечает Всемирный день улыбки (в оригинале – World Smile Day).

Филипп Марков

СобытияМир

11046

02.10.2020

В Монголии появился центр по охране труда

3 сентября в Монголии состоялось открытие модельного учебного центра для проведения тренингов и упражнений по охране труда и оказанию первой медицинской помощи. Модельный объект был создан с целью сокращения несчастных случаев на производстве в строительном секторе с 2017 по 2021 год.

ivan.off

СобытияОбществоМонголия

4669

05.09.2020

А у нас праздник! День тихой игры музыки разума

Мир я сравнил бы с шахматной доской… Омар Хайям Это великой игре, сочетающей в себе искусство, науку и спорт, более полутора тысяч лет.

Филипп Марков

СобытияКультураСпортМир

12214

20.07.2020

А у нас праздник! День тщетных надежд и лучшего оправдания выпивки

Путь к сердцу рыболова лежит через наживку. Джордж Гордон Вот уже сорок лет, как в нашей стране каждое второе воскресенье июля официально отмечается День рыбака.

Филипп Марков

СобытияКак по-писаномуРоссия

17232

12.07.2020

400-летие Красноярска: вторая «универсиада» в копилке Усса?

400-летие Красноярска обещает стать следующим за Универсиадой громким региональным событием с федеральным статусом. Ожидаемо, вокруг него концентрируются местные чиновники, желающие сколотить на исторической дате собственный политический капитал.

Макс Веселов

СобытияПолитикаКрасноярск

5969

10.07.2020

А у нас праздник! День целительной похлёбки в условиях самоизоляции

У него были резиновые карманы, чтобы он мог украсть суп. Вильсон Мизнер Мясные, рыбные, овощные, грибные, гороховые и крупяные. На воде, молоке, кефире, рассоле или квасе. Всего 150 типов, которые в свою очередь подразделяются более чем на тысячу разновидностей.

Филипп Марков

СобытияМир

10579

05.04.2020

А у нас праздник! Не забудьте погасить мир, или Спящая милота

В любой непонятной ситуации – ложись спать. Еврейская мудрость Во сне человек проводит треть своей жизни, получая от сновидений наиболее яркие и захватывающие впечатления.

Филипп Марков

СобытияКультураКак по-писаномуМир

15397

13.03.2020

А у нас праздник! День зажигательных палочек

История этих, как правило, осиновых палочек с зажигательной головкой для быстрого получения огня началась в средневековом Китае. В начале XVIII века они дошли до Европы, где были усовершенствованы и приближены к их современному виду.

Филипп Марков

СобытияМир

12750

02.03.2020

А у нас праздник! Тридцатилетний триумф графического чуда

Казалось бы, современные технологии ворвались в нашу жизнь совсем недавно, однако постепенно многие из них начинают отмечать весьма солидные юбилеи. Один из таких празднуется сегодня, 19 февраля 2020 года.

Филипп Марков

СобытияИнтернет и ИТМир

12750

19.02.2020

Лица Сибири

Афанасьев Александр

Вельм Оксана

Намсараев Намсарай

Давыдов Алексей

Бронштейн Виктор

Подпругина (Хорошая) Наталья

Люстрицкий Дмитрий

Федосеенко Вячеслав

Игнатенко Виктор

Лагунова Ирина