Гений сатиры под музыку Яша Оффенбах

Двести лет назад, 20 июня 1819 года, в немецком Кёльне в небогатой еврейской семье уроженца Оффенбаха-на-Майне Исаака Иегуды Эбершта, за девять лет до рождения сына сменившего фамилию на Оффенбах, родился сын, которого назвали Якоб.

Ну а сегодня весь музыкальный мир отмечает 200 лет со дня рождения великого французского композитора, основоположника французской оперетты, знаменитого автора «Прекрасной Елены», «Периколы» и «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха.

Жак Оффенбах

Оффенбах мог никогда не стать французом, если бы увлечённый музыкой отец не заметил дарования сына и на последние сбережения не привёз его учиться в Париж. 14‑летний Якоб, с детства игравший на виолончели, был принят в столичную консерваторию в класс Луиджи Керубини и сначала на французский манер стал Жакобом, а затем и просто Жаком.

Денег на обучение в консерватории у семьи хватило лишь на год, но этого, да ещё частных уроков у Фроманталя Галеви талантливому юноше оказалось достаточно, чтобы вырасти в виртуозного виолончелиста и великого композитора.

Поначалу Жак Оффенбах выступал как музыкант в парижских салонах, а в 1939 году дебютировал в качестве композитора с водевилем, поставленным в театре Пале-Рояль. В 1947 году он становится дирижёром, а затем и штатным композитором знаменитого мольеровского театра Комеди Франсез, а в 1855‑м открывает собственный театр Буфф‑Паризьен.

Основанный Оффенбахом театр Буфф-Паризьен на улице Рю Монсиньи в Париже

Именно на сцене этого театра состоялись первые постановки знаменитых оперетт Оффенбаха, положившие начало жанру оперетты как таковому. Одна за другой Париж сотрясают премьеры «Свадьбы при фонарях» (1857), «Орфея в аду» (1858), «Ключа на мостовой» (1859), «Прекрасной Елены» (1864), «Синей Бороды» (1866), «Парижской жизни» (1866), «Великой герцогини Герольштейнской» (1867), «Робинзона Крузо» (1867), «Периколы» (1868), «Разбойников» (1869).

Слава о таланте Оффенбаха разлетается по всему миру, его маленький театр на Рю Монсиньи становится чуть ли не местом паломничества, а сам композитор получает прозвище «Моцарт Елисейских полей».

«Пошёл в Bouffes Parisiens. Истинно французское дело. Смешно. Комизм до того добродушный и без рефлексии, что ему всё позволительно», – писал в своём дневнике Лев Толстой.

«Если в сегодняшнем французском театре что‑нибудь имеет будущее, то это Оффенбах», – отзывался о посещении Буфф-Паризьен Уильям Теккерей.

Композиторам XIX века, конечно, было слегка обидно, что их «легкомысленный» коллега имеет успех, который им и не снился. Оффенбах же, в свою очередь, не оставлял надежд когда‑нибудь написать что-либо, на его взгляд, значимое, например, масштабную оперу.

Однако постановку своей оперы, о которой он мечтал всю жизнь, Оффенбах так и не увидел. Великий композитор скончался на 62 году жизни в Париже 5 октября 1880 года. А спустя четыре месяца в Вене состоялась премьера жемчужины его творчества – оперы «Сказки Гофмана», которую, пользуясь черновиками Оффенбаха, завершил композитор Эрнест Гиро.

Сцена из спектакля «Сказки Гофмана». Немецкая опера в Берлине, 2018 год. Режиссёр – Лоран Пелли

В наши дни лучшим интерпретатором произведений Оффенбаха считается выдающийся французский режиссёр Лоран Пелли. На ведущих мировых сценах им блестяще поставлены «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Перикола», «Герцогиня Герольштейнская», «Парижская жизнь», «Король-морковь», «Синяя борода» и, конечно же, «Сказки Гофмана».

Главные секреты неувядающего успеха произведений Оффенбаха – безудержное веселье, тонкий юмор и актуальная поныне едкая сатира на окружающее общество. Впрочем, в этом немалая заслуга великих либреттистов того времени Анри Мельяка, Людовика Галеви и Эктора Кремьё. Музыку же композитора отличают остроумие, жизнерадостность, невероятный мелодизм и изобретательность.

Ведь не просто так оперетты великого француза Яши Оффенбаха вот уже без малого двести лет с удовольствием ставят на сценах музыкальных театров всего мира, а его «Баркарола», «Канкан» и многие другие мелодии до сих пор являются шлягерами.

Оффенбах. Карикатура Андре Жилля, 1861 год

Фото: operawire.соm, diretodeparis.соm, deutscheoperberlin.de

URL: http://babr24.com/?IDE=190051

bytes: 4732 / 4151

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 1859 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура"

К 120-летию Спенсера Трейси. Жизнь и роли легенды Голливуда

Он входит в десятку величайших звёзд кино по версии Американского института киноискусства и является одним из двух актёров в истории, получавших премию «Оскар» за лучшую мужскую роль два года подряд.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

1671

05.04.2020

Греха бояться – детей не рожать. Лучшее от Юрия Германа

4 апреля исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, лауреата Сталинской премии Юрия Германа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМосква

2023

04.04.2020

В помощь самопознанию от Юрия Нагибина

Можно по-разному относиться к его творчеству и человеческим качествам, но не воздать ему должное за яркий слог и богатый русский язык, собственный неординарный взгляд на жизнь и окружающий мир, конечно, нельзя.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМосква

2543

03.04.2020

О женщинах, религии и разговорах с дураком. Правда жизни от Эмиля Золя

180 лет назад, 2 апреля 1840 года, в Париже родился великий французский писатель и публицист, автор легендарного двадцатитомного цикла «Ругон‑Маккары», офицер ордена Почётного легиона Эмиль Золя. Литературную деятельность Золя начинал как журналист.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

5889

02.04.2020

Дива «Современника». К юбилею Ольги Дроздовой

1 апреля 55-летний юбилей отмечает ведущая актриса Московского театра «Современник», декан театрального факультета Института современного искусства, народная артистка России Ольга Дроздова.

Филипп Марков

КультураСобытияМосква

3327

01.04.2020

Стоим голышом на любви мировой. Стих дня от Сергея Шнурова

Поэт и музыкант Сергей Шнуров в традиционной стихотворной форме прокомментировал принятые 31 марта Государственной думой поправки в Налоговый кодекс.

Филипп Марков

КультураМосква

9257

01.04.2020

На грани выживания. Деятели культуры просят о помощи

Рано или поздно это должно было произойти.

Филипп Марков

КультураМосква

5567

31.03.2020

Письма Сухова к юбилею «Белого солнца»

30 марта 1970 года в широкий прокат тиражом 1410 копий вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМосква

5028

31.03.2020

Великий Смоктуновский на сцене и в кино. К 95‑летию легенды

28 марта исполняется 95 лет со дня рождения великого русского актёра, лауреата Ленинской премии и Государственной премии РСФСР, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского.

Филипп Марков

КультураСобытияМосква

4902

28.03.2020

Как поставить крест на своём имени. Инструкция от Дениса Мацуева

О тебе, о подлеце, слава аж в Череповце! Леонид Филатов Как метко подметил однажды Михаил Жванецкий, в историю трудно войти, но легко вляпаться. Именно это и проделал пианист Денис Мацуев, снявшись в пропагандистском ролике и агитируя за принятие поправок в Конституцию. Видео дня.

Филипп Марков

КультураМосква Иркутск

18860

26.03.2020

Мастер и его фильмы. К 80‑летию Александра Прошкина

«Опасный возраст», «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Чёрная вуаль», «Русский бунт», «Доктор Живаго», «Живи и помни»… 25 марта 80-летний юбилей отмечает выдающийся российский кинорежиссёр, лауреат несметного количества призов всевозможных кинофестивалей, лауреат ...

Филипп Марков

КультураСобытияМосква

5726

25.03.2020

Видео дня. Мацуев как рупор режима

Известный пианист Денис Мацуев давно и прочно обосновался в первой когорте прикормленных Кремлём культурно-массовых деятелей.

Филипп Марков

КультураПолитикаМосква Иркутск

10745

24.03.2020

Лица Сибири

Астафьев Александр

Еремин Сергей

Лобков Артем

Алексеева Майя

Гавриленко Дарья

Голков Александр

Аксенов Владимир

Кондрашова Марина

Мишустин Михаил

Пухарев Игорь