Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

2871

15.02.2017, 17:44

Киноархив-1992: Поубиваем? Дебютному шедевру Квентина Тарантино – 25!

Четверть века назад вышли «Бешеные псы» – плодотворнейший тарантиновский дебют, перевернувший представления о кино.

Как и отпраздновавший давеча 180-летие со дня своей смерти поэтический ас Пушкин, кинематографический ас Тарантино легко – и заслуженно – обратил на себя всеобщее внимание с первых же своих творческих шагов. Уже в 1992-м, когда явились на свет микробюджетные «Бешеные псы», все, кто действительно знал толк в кино, сразу поняли: «вундеркинд», снявший такое, пришел в Голливуд всерьез и надолго. Хотя простому зрителю, чтобы еще в то время заинтересоваться и проникнуться «Псами», следовало обладать как минимум четкими эстетическими ориентирами.

Шестеро тертых парней грабят ювелирный магазин и нарываются на копов, которые, как по мановению волшебного регулировочного жезла, возникли из ниоткуда на самом интересном месте. Бандиты, впрочем, отстреливаются (с весомыми потерями) и даже успевают прихватить чемодан с драгоценными камешками. На месте сходки – в каком-то пакгаузе – начинается буча.

Мистер Рыжий (Тим Рот) умирает от ранения в живот. Мистер Белый (Харви Кейтель) лезет в драку с мистером Блондином (Майкл Мэдсен). Вкрадчивый мистер Розовый (Стив Бушеми) пытается их примирить. Одновременно с этим идут бесконечные разглагольствования всех этих мистеров, никак не могущих ответить на два классических вопроса: «кто же все-таки виноват?» и «что нам дальше делать?».

Каждый из «псов» живет под негласным лозунгом «Могу убить, но не хочу быть убитым». Что ж, с первым пунктом этой программы проблем не возникнет. Со вторым будет сложнее

В сущности, Тарантино всегда снимал фильмы про бесславных ублюдков. А также про прекрасных ублюдиц, но вот их здесь еще нет. «Бешеные псы» – представитель крайне редкого жанра: «кино без женщин». Этим все сказано. Не боевик (хотя сцена с уличной пальбой Розового по настырным легавым до сих пор остается непревзойденно реалистичным осколком экшена). Не то чтобы детектив (зритель Тарантино обычно не морщит лоб над какой-то одной проблемой, зато успевает пять раз за картину мысленно воскликнуть: «Ну вот уж этого я никак не ожидал!»).

И совсем не комедия (только в «Псах» традиционное тарантиновское острословие не содержит в себе никаких постмодернистских подмигиваний, а напротив – окончательно закрепляет невиданный натурализм данной ленты). Словом, «Бешеные псы» – предельно реалистическая картина, а потому и абсолютно уникальная в тарантиновской фильмографии.

Зрители, презирающие низкобюджетное кино, конечно, кривятся, когда про какую-то там кровопускательную болтливую скучищу изо всех углов трезвонят: «Абсолютный шедевр!»; но одно будет очевидно всякому, кто хотя бы просто заставит себя внимательно посмотреть: как минимум по композиции «Бешеные псы» и впрямь абсолютный шедевр. Произведение искусства как такового, выписанное и снятое (Тарантино как никто умеет снять именно то, что значится в сценарии, а не «что получится, то и получится», как это обычно бывает у других) с какою-то даже музыкальной плавностью: ничего лишнего, ничего недостающего.

Никто из этой «Омерзительной шестерки» не хотел умирать. Но почти все умерли. Как и в аналогичной «Восьмерке», ворвавшейся на экраны через 23 года

Это настоящая кинематографическая фуга: смотришь ее – и будто читаешь ноты; а для музыкально неграмотных имеются здесь специальные титры: «Мистер Белый» (вступает партия мистера Белого), «Мистер Блондин» (тему развивает мистер Блондин) и т. д. Не нравится аналогия с музыкой – считайте, что это главы романа.

Литература, музыка и кино сплелись в эстетском сознании Тарантино изначально. Он уже тогда мог позволить себе начать фильм с нелепого (как бы) обсуждения не имеющей никакого отношения к сюжету песенки Мадонны. И вместе с тем уже тогда Квентин не говорил лишнего, не сшивал стандартные сцены белыми голливудскими нитками и ничего не объяснял. Зритель, чай, не дурак – вот врожденная философия этого здравого популиста, точно знающего, где именно пересекаются собственный и массовый интересы. За это его так и любят.

«Бешеные псы» (Reservoir Dogs). Режиссер: Квентин Тарантино. США, 1992

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

2871

15.02.2017, 17:44

URL: http://babr24.com/?IDE=155738

bytes: 4301 / 4126

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Ковидный демонтаж в Драматическом театре: комфортно, но дорого

Долгожданное распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры Иркутской области разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %, было подписано губернатором региона ...

Филипп Марков

КультураИркутск

315

23.01.2021

Состояние Алисы Фрейндлих: тяжело, но небезнадёжно

Взволновавшая поклонников Алисы Фрейндлих информация об ухудшении состояния народной артистки СССР, развитии цитокинового шторма и отсутствии прогресса в лечении болезни, появившаяся в некоторых СМИ 20 января, на следующий день была опровергнута.

Филипп Марков

КультураРоссия

5758

22.01.2021

Лучший навсегда. Жизнь и рекорды Пласидо Доминго к 80‑летию легенды

Именно ему принадлежат зафиксированные мировые рекорды по продолжительности оваций в опере и числу поклонов после спектакля.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5868

21.01.2021

Паранормальный гений. Дэвиду Линчу – 75!

Его называют первым популярным сюрреалистом, мастером загадок и вопросов без ответов, деконструктором реальности, паранормальным гением, человеком Возрождения и главным кинорежиссёром эпохи.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7988

20.01.2021

«Театр не опаснее самолёта». Толстой рекомендует по 50

13 января губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подписал распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры региона разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %.

Филипп Марков

КультураРоссия Иркутск

4985

19.01.2021

Тут как тут, или Звёздная дань Денису Мацуеву

Не успел губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подписать распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры региона разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %, ...

Филипп Марков

КультураИркутск

19010

18.01.2021

Обаяние провинциального боксёра. Вадиму Колганову – 50!

Несмотря на диплом кинематографического вуза, основной сферой деятельности этого актёра стали столичные театральные подмостки. Тем не менее, благодаря телевидению и антрепризным спектаклям, его знают и любят не только в Москве, но и в других городах страны.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

6364

17.01.2021

Белорусское очарование под финской фамилией. К юбилею Любови Виролайнен

14 января 80-летний юбилей отмечает выдающаяся актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР, очаровательная и неповторимая Любовь Виролайнен.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

7838

15.01.2021

От меня будет свету светло... Мандельштаму 130!

Мандельштам писал: «Я рождён в ночь с второго на третье / Января в девяносто одном / Ненадёжном году, и столетья / Окружают меня огнём». По старому календарю так и есть – 2 января, по новому – 14 января 1891 года родился величайший поэт ХХ века Осип Эмильевич Мандельштам. Кем он был?

Андрей Игнатьев

КультураКак по-писаномуРоссия

3170

14.01.2021

Не торопись судить… Лучшее от братьев Вайнеров к юбилею старшего

Таланту не трудно работать, таланту трудно жить… Братья Вайнеры По их произведениям снято 12 фильмов, среди которых легендарные «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» «Вход в лабиринт» и, конечно, «Место встречи изменить нельзя».

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

9779

13.01.2021

Лучшее от Флоризеля и компании. К юбилею «Клуба самоубийц»

Сорок лет назад, 12 января 1981 года, под названием «Приключения принца Флоризеля» на телеэкраны страны вышел трёхсерийный фильм «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», снятый режиссёром Евгением Татарским по мотивам повестей Роберта Льюиса Стивенсона «Клуб самоубийц» и ...

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

9551

13.01.2021

Юбилей Маэстро. Раймонду Паулсу – 85!

Он написал музыку более чем к ста фильмам и театральным постановкам, десять мюзиклов и три балета, несколько сотен песен, но известен в первую очередь как автор шлягеров Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз» и «Маэстро», Валерия Леонтьева «Исчезли солнечные дни» и «Кабаре», Лаймы Вайкуле «Вернисаж» и ...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9875

12.01.2021

Лица Сибири

Будаева Светлана

Лукин Валерий

Зезуля Алексей

Цыденов Баяр

Калинин Алексей

Бицура Павел

Сумароков Илья (старший)

Кокоуров Игорь

Верхозин Александр

Меркулов Дмитрий