Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

17856

18.04.2016, 12:53

Кино-2016: Страх и ненависть в Освенциме

В прокате – «Сын Саула», призер «Оскара» и Каннского фестиваля, несмотрибельная повесть о невыносимой тяжести бытия еврейских узников фашизма.

Концлагерь Освенцим, 1944-й. Русские все ближе и ближе, но деловитые немцы заранее не паникуют, а продолжают методично уничтожать евреев. Впрочем, почти всю грязную работу за фашистов исполняют сами евреи – те, что зачислены в специальную зондеркоманду. Именно они в буквальном смысле провожают своих соплеменников в мир иной (то есть в газовые камеры, замаскированные под душевые), они же занимаются утилизацией трупов.

Разумеется, зондеркоманду в полном ее составе тоже ожидает казнь; сознавая это, наиболее жизнестойкие пленники готовят побег. Но центральный герой этой истории – не сильный, а слабый духом и разумом человек. Его зовут Саул, и в момент, когда мы его встречаем, он, вероятно, уже близок к сумасшествию. Этим легче всего объяснить навязчивую манию Саула, во что бы то ни стало желающего похоронить по-человечески одного из убитых – мальчика, которого он называет своим сыном. Из обрывков разговоров второстепенных героев можно, однако, понять, что никакого сына у Саула нет и никогда не было…

Кроме несчастного Саула, все остальное почти постоянно пребывает тут в глубоком расфокусе

Этот дебютный полнометражный фильм венгерца Ласло Немеша в прошлом году получил «Гран-при» Каннского кинофестиваля (вторая по значимости награда после «Золотой пальмовой ветви»), а в этом – «Оскар» за лучшую иностранную картину.

С «Оскаром» здесь все понятно: хоть один по-настоящему «тяжелый» фильм обязательно должен присутствовать среди награжденных – эту функцию «Сын Саула» в текущем году и выполнил. Но неужли матерым и въедливым экспертам из видавших виды Канн все еще не надоело паразитирование артхаусных режиссеров на «вечной» теме холокоста?

По сути, панихидные холокост-драмы есть чистейший эксплотейшн от «высокого» кинематографа. В киношной трэш-культуре имеется формально противоположное (а де-факто – аналогичное) направление: «наци-эксплотейшн», самый известный представитель которого – картина «Ильза, волчица СС» (1974). Подобные поделки штампуются для недорослей, считающих себя «истинными арийцами»; фестивальное кино, живописующее ужасы концлагерей «по серьезке», вроде как предназначено для вдумчивых, зрелых людей, так сказать, подлинных гуманистов.

То есть аудитории-то противоположные, но дефицитом вкуса страдают и та, и другая. Ибо «шедевры» а-ля «Сын Саула» – ничуть не меньшая эстетическая пошлость, чем «мусор» про развратную садистку-эсэсовку.

Безучастность героя ко всему, кроме его идеи фикс, невольно делает безучастным и зрителя

Более того – появившись в нашем прокате почти одновременно с «шутером» Найшуллера, «Сын Саула» производит впечатление его брата-близнеца (правда первый братец – отморозок, а второй – «ботаник»). Да-да, «Саул» – тот же «Хардкор», только «для умных»: сравните манеру их съемки и найдите хоть пяток отличий.

На самом деле отличие только одно: в «Хардкоре» камера надета непосредственно на голову оператора, выступающего в роли главного героя, а оператор «Сына Саула» весь фильм попросту дышит заглавному персонажу в затылок. Иногда Саул поворачивается и лицом, но почти ничего, кроме сверхкрупного плана его откровенно некиногеничной черепушки, в кадр не попадает.

Наци в «Сыне Саула» тоже практически не появляются в кадре. Эта сцена – исключение

Умиляться ль эдакому формалистическому радикализму? Увольте! Уж лучше повторный сеанс «Хардкора», чем два часа в компании сдвинутого Саула. А ежели кто жаждет еще одной «правды о холокосте», так ему проще пересмотреть нестареющую документалку Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965). Концлагерной теме как таковой там уделено лишь несколько минут, но в сравнении с нарочито затуманенной волынкой о Сауле их с чистым сердцем можно признать исчерпывающими. А ведь Ромм, чай, тоже не ариец – просто у него были талант и чувство меры. Нынче, как видно, этих элементарных добродетелей даже и в Каннах – недохватка.

«Сын Саула» (Saul fia) (18+). Режиссер: Ласло Немеш. Венгрия, 2015

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

17856

18.04.2016, 12:53

URL: https://babr24.com/?ADE=144294

bytes: 4246 / 4100

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

2379

02.05.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Музыка солнца», спектакль «Записки сумасшедшего» и выставка «Поэзия кедра»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 3 по 9 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы, лекции и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

2533

02.05.2024

О плодах безумия и спекуляциях патриотизмом. К 100‑летию Виктора Астафьева

Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал. Виктор Астафьев Его книги читать и легко, и сложно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

11261

01.05.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: квест «Записки библиотекаря», спектакль «Ууган хубуун» и выставка «Из тысячи мгновений»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 2 по 8 апреля жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и развлекательные программы. Выставка «Пабло Пикассо.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

4469

01.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

4985

01.05.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Стойкий оловянный солдатик», концерт «Пасха Красная» и выставка «Босх и Брейгель. Загадки мистической эпохи»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 1 по 7 мая жители и гости города смогут посетить концерты, мастер-классы и развлекательные программы. Босх и Брейгель.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

8282

30.04.2024

Видео дня. «Непослушники»: реально черти

Кинокомпания «Каропрокат» опубликовала полноценный трейлер комедии «Непослушники» – финальной части франшизы «Непослушник». Фильм «Непослушник» с Виктором Хориняком в главной роли вышел на экраны в феврале 2022 года и собрал в кассах кинотеатров 306 миллионов рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

7555

30.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9905

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

7935

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7728

28.04.2024

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

10265

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

7357

26.04.2024

Лица Сибири

Иванов Вячеслав

Левчугов Владислав

Готовский Иван

Квашнин Анатолий

Минченко Андрей (Гедеон)

Зубарев Игорь

Сутула Василий

Бобков Игорь

Пашков Владимир

Мацуев Денис