Артур Скальский

© Ведомости

КультураМир

2559

28.02.2013, 12:04

Идет «Охота»: жертва — мнимый педофил

В российский прокат выходит фильм, благодаря которому Мадс Миккелсен, сыгравший ненастоящего педофила, стал лучшим актером последнего Каннского кинофестиваля.

Маленькие девочки не те, кем кажутся: внешне такая, может, и похожа на ангелочка, а внутри, выражаясь по-чеховски, вполне возможно, сущий крокодил. Блондинка лет пяти, неравнодушная к воспитателю собственного детсада, наталкивается на недостаточно адекватный ответ — получив валентинку, тот широко ухмыляется и смущенно тянет что-то вроде: «Да ты ж еще совсем маленькая».

Именно этим единственным своим преимуществом над недоступным объектом отвергнутая спонтанно решает воспользоваться с целью мести. «А у Лукаса твердое в штанах», — как бы невзначай роняет она при удобном случае директрисе. Та с округлившимися глазами бежит к родителям, папа — к слову, воспитателя лучший друг, — слегка выпив, припирает товарища к стенке, соседи по поселку сначала начинают косо поглядывать, потом не пускать на порог, а затем и подкладывать к этому порогу убитых домашних животных. Дитя между тем уже раскаялось, но признаться в этом никому, кроме жертвы своего поступка, не может. Дело даже не в том, что мама за обман может наругать — мама при попытке признаться ребенку попросту не верит. «Понимаю, ты боишься, — мягко говорит она. — Но это не значит, что ты должна молчать».

Фильм о замкнутом круге, в который попадает обвиненный в безусловном грехе (справедливо, несправедливо — не суть), выходит в России не то что вовремя, но даже с легким опозданием: самые громкие процессы над педофилами отгремели с год назад, а почетное звание официального патриотического жупела от обобщенного растлителя детей успело перейти к устроителю массовых беспорядков, профинансированному госдепом правозащитнику и даже к проворовавшемуся министру. Однако лишнее напоминание о том, что есть такая штука — презумпция невиновности, которую никто не отменял даже в том случае, если обвиняемый в итоге окажется виновен в самых страшных грехах, нашему страстному обществу всегда кстати.

Главный герой, сыгранный Мадсом Миккелсеном, оказывается в ситуации, когда каждое совершенное им движение работает против него: понятное возмущение трактуется как преступная агрессия, желание объяснить — как желание оправдаться, попытка поговорить с девочкой — как попытка ее запугать. До момента, когда белокурый ангел приходит виниться к бывшему (конечно же, его уволили) воспитателю домой, не то что соседи героя — даже зрители не понимают, виновен он на самом деле или нет. Чтоб слегка спутать сюжетные карты, режиссер Томас Винтерберг даже и героя делает неуверенным в собственной правоте — на лице Миккелсена перманентно читается выражение человека, который едва проспался после вчерашнего корпоратива и четко не помнит: приставал к секретарше — не приставал. Это на самом деле главная психологическая некорректность сценария: там, где у невинного должен быть праведный гнев, у воспитателя Лукаса — немая мольба: «Не изгоняйте меня из вашего круга, не объявляйте мне бойкот».

Такое впечатление, что герой действительно чувствует себя запятнанным не зря. И повесть о несправедливо обвиненном превращается в рассказ о том, что отношение к тебе общества — прямое следствие твоего представления о себе, и только. Жертва сама маркирует себя, а дело до поры латентно агрессивного социума — по команде вскинуть ружья. Причем порой тот, у кого на лбу нарисована мишень, командует сам. Относительность представления об истине — страшная вещь: окружение фактически убеждает тебя в том, что ты делал то, чего не делал. И ты начинаешь вести себя, как петляющий по лесу заяц, тем самым провоцируя окружающих на то, чтоб они превратились в преследователей. Причем метка жертвы дается навсегда — даже тогда, когда ты, казалось бы, оправдан по всем статьям, над ухом неожиданно просвистит инстинктивно пущенная охотником пуля.

Мадс Миккелсен не зря получил приз за лучшую роль в Каннах — актерский плюс оборачивается режиссерским минусом, но его герой действительно единственный, с кем себя хочется ассоциировать и кому хочется сочувствовать. Поэтому «Охота», которой можно было бы придать массу смыслов, превращается в фильм исключительно о том, как животное чувствует себя в капкане. Ему больно, страшно, оно не понимает, за что. И первая обязанность гражданина — его оттуда вызволить. А вторая — попытаться таких капканов никогда и никому не ставить.

Ольга Шакина

Артур Скальский

© Ведомости

КультураМир

2559

28.02.2013, 12:04

URL: http://babr24.com/?ADE=112641

bytes: 4411 / 4394

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура"

«Театр не опаснее самолёта». Толстой рекомендует по 50

13 января губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подписал распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры региона разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %.

Филипп Марков

КультураРоссия Иркутск

3960

19.01.2021

Тут как тут, или Звёздная дань Денису Мацуеву

Не успел губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подписать распоряжение о внесении изменений в указ «О режиме функционирования повышенной готовности…», согласно которым учреждениям культуры региона разрешается показ спектаклей и концертов при условии заполняемости зала не более 25 %, ...

Филипп Марков

КультураИркутск

18040

18.01.2021

Обаяние провинциального боксёра. Вадиму Колганову – 50!

Несмотря на диплом кинематографического вуза, основной сферой деятельности этого актёра стали столичные театральные подмостки. Тем не менее, благодаря телевидению и антрепризным спектаклям, его знают и любят не только в Москве, но и в других городах страны.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

5671

17.01.2021

Белорусское очарование под финской фамилией. К юбилею Любови Виролайнен

14 января 80-летний юбилей отмечает выдающаяся актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР, очаровательная и неповторимая Любовь Виролайнен.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

7368

15.01.2021

От меня будет свету светло... Мандельштаму 130!

Мандельштам писал: «Я рождён в ночь с второго на третье / Января в девяносто одном / Ненадёжном году, и столетья / Окружают меня огнём». По старому календарю так и есть – 2 января, по новому – 14 января 1891 года родился величайший поэт ХХ века Осип Эмильевич Мандельштам. Кем он был?

Андрей Игнатьев

КультураКак по-писаномуРоссия

3051

14.01.2021

Не торопись судить… Лучшее от братьев Вайнеров к юбилею старшего

Таланту не трудно работать, таланту трудно жить… Братья Вайнеры По их произведениям снято 12 фильмов, среди которых легендарные «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» «Вход в лабиринт» и, конечно, «Место встречи изменить нельзя».

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

9449

13.01.2021

Лучшее от Флоризеля и компании. К юбилею «Клуба самоубийц»

Сорок лет назад, 12 января 1981 года, под названием «Приключения принца Флоризеля» на телеэкраны страны вышел трёхсерийный фильм «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», снятый режиссёром Евгением Татарским по мотивам повестей Роберта Льюиса Стивенсона «Клуб самоубийц» и ...

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

9290

13.01.2021

Юбилей Маэстро. Раймонду Паулсу – 85!

Он написал музыку более чем к ста фильмам и театральным постановкам, десять мюзиклов и три балета, несколько сотен песен, но известен в первую очередь как автор шлягеров Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз» и «Маэстро», Валерия Леонтьева «Исчезли солнечные дни» и «Кабаре», Лаймы Вайкуле «Вернисаж» и ...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9512

12.01.2021

Выкарабкиваются. Официально о здоровье Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили

8 января появилась долгожданная информация о состоянии здоровья двух легендарных деятелей питерских подмостков и всей отечественной культуры, народных артистов Советского Союза Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили.

Филипп Марков

КультураРоссия

11529

10.01.2021

Амплуа – небритый еврей. К юбилею Семёна Фурмана

Иногда, в периоды меланхолической задумчивости, он сетует, что режиссёры видят его исключительно в небольших ролях «старых небритых евреев», при создании образов которых ему практически не нужно перевоплощаться.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

12388

09.01.2021

Популярный – не значит лучший. Рейтинги фильмов и сериалов года

Проект «Кино Mail.ru» подвёл итоги прошедшего киносезона, составив списки лучших и самых популярных отечественных и зарубежных фильмов и сериалов, вышедших на экраны в 2020 году.

Филипп Марков

КультураРоссия

6996

07.01.2021

Апофеоз любви Николая Крючкова. К юбилею легенды

Он был невероятно востребован в профессии. На протяжении 50 лет не было года, чтобы на экраны страны не вышел фильм с его участием.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

7356

06.01.2021

Лица Сибири

Евтушенко (Гангнус) Евгений

Козырев Евгений

Фролов Леонид

Ушакова Яна

Кадыров Валерий

Матвеев Дмитрий

Шагин Андрей

Баталин Антон

Цыбикмитов Зоригто

Книжин Игорь