Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоРоссия

2910

14.09.2011, 10:55

Симеон Столпник

14 сентября (1 сентября по старому стилю) православная церковь вспоминает преподобного Симеона Столпника, известного своими беспримерными аскетическими подвигами.

Согласно библейской легенде, Симеон родился в христианской семье и в детстве принял крещение. С 13 лет он пас овец своего отца, пока однажды не услышал в храме чтение евангельских блаженств. Юноша был так потрясен их глубиной, что тут же, не заходя домой, отправился в пустынное место и стал молиться Богу, прося указать ему путь к спасению; и было ему видение, что он роет некий ров, а голос призывает его копать глубже и глубже, и после троекратного призыва говорит: «если хочешь строить здание, созидай, но трудись усердно, ибо без труда ни в чем не успеешь». После этого Симеон отправился в монастырь и в 18 лет принял иноческий постриг.

В монастыре юноша начал изнурять свое тело, что вызвало недовольство братии, и игумен в конце концов предложил иноку либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Симеон выбрал второе. Какое-то время он жил на дне высохшего колодца, потом нашел каменную пещеру; там он решил испытать себя сорокадневным постом, полностью отказавшись от пищи и воды. Толпы народа стали стекаться к нему, желая услышать его проповедь и получить исцеление от недугов; и Симеон, стремясь вновь обрести уединение, построил столп высотой 4 метра, поселившись на его вершине в маленькой келье. Постепенно он наращивал столп, так что тот, в конце концов, стал высотой около 16 метров. Во время стояния на столпе Симеон подвергался многим искушениям, и сам дьявол являлся ему в образе ангела, предлагая вознестись на небо в огненной колеснице; но благодаря своей вере, подвижник выдержал все испытания.

Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 простоял на столпе, там и скончался в 459 г. Мать его, Марфа, после ухода сына из дома долгие годы искала его и, наконец, нашла стоящим на столпе; но столп был огорожен двойной оградой, не дающей паломникам приблизиться и нарушить молитвенную сосредоточенность преподобного, поэтому Марфе не удалось свидеться с сыном, она так и умерла, приникнув к ограде. Столпник попросил принести к нему ее гроб и благоговейно простился с матерью, после чего «мертвое лицо ее просияло блаженной улыбкой».

На Руси преподобного Симеона (Семёна) называли Летопроводцем, поскольку день его памяти – 1 сентября по юлианскому календарю - соотносился с концом лета и началом осени. С середины XIV века и до 1700 года Семен-день считали началом нового года.

На Симеона Летопроводца русские государи некогда устраивали свой личный суд, на котором разбирали такие дела, которые не могли решить наместники, приказчики и т.п. На эти суды челобитчики приезжали в столицу из самых дальних поселений. Государев суд называли еще Божиим судом, и не явившийся на него к сроку считался виновным. Судебная формула – «копиться жалобным людям на судебный день в Москву» – известна со времен великого князя Иоанна Васильевича; а в грамотах царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича значится, что «монастырским людям и крестьянам назначается три срока в году ставиться на суд царский, именно: Рождество Христово, Троицын и Семен дни».

Семен-день считался «срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей». С него обычно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые поселянами между собой и с торговыми людьми, а также «отдавались внаем земли, рыбные ловли и другие угодья». Работникам полагалось «платить оброк ежегодно на срок по Семен день летопроводца».

День памяти преподобного Симеона был некогда праздником псарных охотников. С этого дня начинался охот¬ничий сезон, и бояре непременно устраивали выезды в поле – притравливать зайцев. Среди любителей охоты бытовало поверье о том, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи». Выезды могли продолжаться до нескольких недель и обставлялись очень торжественно; для них специально готовились различные блюда, наливки и пр.

На день Симеона Летопроводца в древности приходился особый обряд постригов; совершался он над мальчиками трех-четырех лет. В народе говорили: «На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай!». Об этом обычае упоминают летописи начиная с 1191 г. Древний обряд пострижения над великокняжескими детьми совершался в церкви, от руки священнослужителя; в деревнях же на постриг родители приглашали кума с кумой. После молебна отец передавал куму ножницы, и тот выстригал у крестника «гуменцо»; выстриженные волосы кума передавала матери, а мать после зашивала их в ладанку, которую полагалось хранить до самой смерти. После пострига кум и кума выводили своего крестника на двор, где отец уже поджидал их с конем, а мать расстилала ковер; кум на ковре передавал крестника отцу, и тот, приняв с поклоном сына, сажал его на коня. Затем кум водил коня по двору за узду, а отец придерживал мальчика. У крыльца отец снимал сына с коня и снова передавал его куму, кум с поклоном отдавал его «из полы» куме, а та вручала его матери. После этого отец с матерью одаривали кума с кумой, а те – своего крестника. За праздничным обедом кум с кумой разламывали на голове мальчика именинный пирог с пожеланием всяческого богатства и счастья. В XIX в. ритуал постригов (хотя и не такой торжественный, как в старину, и часто только над первенцами) все еще соблюдался среди простого народа.

В деревнях на день преподобного Симеона принято было перебираться в новые дома: «Переходи в Семен-день на новоселье – счастье и веселье!». Когда отделялась молодая семья, хозяин лично ходил созывать родных и почетных гостей на угощение, а те являлись с различными подарками. В богатых семьях тесть с тещей непременно присылали любимому зятю коня и корову, кум с кумой приносили мыло и полотенце, а сваты - домашнюю птицу. Все званые гости сходились праздновать новоселье к обеду, а заканчивалось пиршество уже поздно вечером, с большими проводами гостей.

Поскольку ранее Семен-день считался началом нового года, встречали его весело, с народными гуляньями и гостеванием. С этого дня в городах и селах начинались осенние хороводы, устраивались проводы лета и встреча осени – «осенины». Богатые хозяева выставляли у ворот брагу и пиво, угощая хороводников.

Со дня преподобного Симеона Столпника во многих местах считали так называемое «бабье лето», продол¬жавшееся обычно восемь дней (до Рождества Богородицы – 8 сентября ст.ст.). В народе говорили: «Святой Симеон лето провожа¬ет, бабье лето наводит», и сам Семен-день иногда называли «бабиным днем». По погоде этого времени судили об осени: «если первый день бабьего лета выдался ясным, то вся осень выйдет теплая и вёдряная», «если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла», «сухая осень, коли на Семен день сухо», «на бабье лето много тенетника – к ясной осени и холодной зиме», «дикие гуси гуляют стадами, а скворцы не улетают – осень будет протяжная и погожая», «гуси улетают на бабий день – жди ранней зимы», «если Семеновы осенины грязные вышли, то осень должна быть дождливой», «коли на Семен-день ветер дует из южного края – будет зима теплая, гнилая» и т.п.

С «бабьего лета» начинались женские работы со льном и коноплей, пряжей и пр.: «с Симеона Столпника – бабий праздник и бабьи хлопоты». С раннего утра женщины мочили коноплю, мяли и трепали пеньку, а лен мыли в воде и стелили по лугам для просушки; ближе к вечеру начинали «затыкать кросны», садились за пряслицы и веретена. С Семен-дня начинались и так называемые засидки (посиделки, супрядки, Семенинские вечера) – совместная работа в избах при огне, с угощением, песнями и даже играми в честь «бабьего праздника»; в Киеве это называли «женить Семена». Молодые парни в это время высматривали себе невест, поскольку приближалось время свадеб: «С Семена-дня до Гурия (28 ноября) – свадебные недели, для свадеб самое доброе время».

В некоторых местах начало осени и супрядок отмечали особым обычаем – обновлением огня. Под Семен-день тушили в домах весь огонь, кроме лампадного, а на утренней зорьке вздували новое пламя, добытое «по старинке» - трением: «старики и старухи садились середи двора и терли сухое дерево об дерево… молодая невестка или девица, или сын зажигали спицею новый огонь». Этим новым, «живым» огнем топили печи, на засидках зажигали свечи и лучины, а кое-где обходили с головней поля.

С Семен-дня в русских деревнях начинались запашки – особый праздник крестьян при севе озимых. На запашки устраивали общее пиршество, для которого сообща варили брагу, пекли пироги и забивали барана. В народе говорили: «В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони», «На Семена до обеда паши, а после обеда руками маши». Ко дню преподобного Симеона обязательно убирали яровой хлеб, поскольку «на Семен день – семена долой, семена выпадают из колосьев».

После Семен-дня улетают на зимовку журавли, гуси, утки, грачи. Ласточки и стрижи, по народному поверью, 1 сентября собираются вместе и жалуются святому Симеону на то, что их гнезда занимали воробьи и разоряли дети; сразу после этого они улетают на небо и зимуют в теплом Ирии (в раю). Воробьям же, утверждала молва, путь в Ирей заказан из-за Божьего проклятия (за то, что они чириканьем выдали Христа преследователям), и их ожидает испытание: в ночь на 1 сентября («воробьиную ночь») все они слетаются в одно место, где черт меряет их огромной меркой, и тех птичек, которые мерку переполнили, отпускает «на развод», а оставшихся в мерке оставляет себе (ссы¬па¬ет чертям в пекло, жарит и т.п.).

Около Семен-дня, по замечанию поселян, начинают исчезать насекомые; поэтому к 1 сентября во многих местах приурочивался обычай «хоро¬нить» мух, тараканов, блох и прочую «нечисть», одолевающую крестьян в избах. Крестьяне говорили: «Убьешь муху до Семина дня – народится семь мух; убьешь после Семина дня – умрет семь мух». «Похороны» обычно совершали девушки или дети: они вырезали из репы, моркови или брюквы маленькие гробики, сажали в них пойманных мух, закрывали гробики и торжественно (иногда с плачем и причитаниями, либо, напротив, с веселыми песнями) выносили из избы, чтобы предать земле. Во время выноса кто-нибудь все время должен был гнать мух из избы полотенцем или штанами и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить», «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сема себя съешь» и т.п. Считалось, что после «похорон» прочие мухи и тараканы погибают.

В Новгородской губернии, в селениях около Валдая, существовало еще поверье о том, что на утренней заре в Семенов день рыбы угри выходят из воды и «прогуливаются лугом на три версты по росе»; таким образом они «смывают с себя все болести». Из-за этого 1 сентября старались не ходить по росе, чтобы не перенять случайно «рыбьи болести».

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоРоссия

2910

14.09.2011, 10:55

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=97388

bytes: 10764 / 10764

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

3254

05.04.2024

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

19579

08.03.2024

Инсайд. Болевой синдром «Почты России»

Думаю, что буду близок к истине, если скажу, что «Почта России» – один из главных болевых синдромов всех населенных пунктов. Куда бы я не приезжал, везде слышу примерно одно – почтовые отделения либо закрываются, либо уже закрыты.

Кирилл Богданович

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск Россия

12664

21.02.2024

Леса Монголии под угрозой: выживание в условиях климатических изменений

Экологические исследования на территории Монголии стали тенденцией. Многие из них имеют международный статус и затрагивают интересы не только Монголии, но и ее соседей. В этом материале Бабр расскажет о результатах совместной российско-монгольской работы, посвященной лесам пограничных территорий.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия Россия

12676

14.02.2024

Важная информация для туристов: о работе пограничных переходов Монголии в Цаган Сар

Вся Монголия готовится к Цаган Сару. В период празднования большая часть населения покидает города и на несколько дней уезжает к родственникам в сельскую местность. Это сказывается на деятельности подавляющего числа коммерческих и общественных организаций, а также госучреждений.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмМонголия Россия Китай

6447

06.02.2024

Свинина под санкциями: российская продукция на пути в Монголию

В условиях санкций российские производители свинины ищут альтернативные рынки сбыта. Одним из перспективных направлений является Монголия, где с производством собственной свинины не все хорошо.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмЭкономика и бизнесМонголия Россия

19069

17.01.2024

Блогнот. О яйце и курице

Яйца несут курицы. В стране не хватает не яиц, в России не хватает несушек. Завозить в страну надо цыплят, инкубаторы и т.п., а не яйца заимствовать у Эрдогана или Лукашенко. Яйца – это временное решение, несушки – постоянное.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск Россия

17960

09.01.2024

Сила паспорта: место Монголии в рейтинге безвизовых отношений

Бабр продолжает рассказывать о различных международных рейтингах и месте Монголии в них. В этом материале речь пойдет о паспортах и возможности их владельцев путешествовать по миру без виз. Авторитетный специализированный интернет-портал VisaGuide.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмМонголия Россия

6707

08.01.2024

Без вина, но после выборов: рост акцизов перенесён на май

Впервые за последние несколько лет 1 января не произойдёт повышения цен на алкогольную продукцию. Ни на вина с шампанским, ни на водку, ни на так называемые элитные напитки. Казалось бы, позитивная новость, однако мы живём в России, поэтому радоваться преждевременно.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

35782

20.12.2023

Ликвидация приграничных пожаров: огнеборцы России и Монголии проводят совместные учения

В Кызыле 10 августа начался совместный учебно-методический сбор специалистов МЧС России и монгольских пожарных из пяти аймаков. Главная цель занятий — взаимодействие в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий на приграничной территории.

Денис Большаков

ОбществоМонголия Россия

2586

11.08.2023

Зачем платить больше? Лучшие водки, ликёры и настойки года

В мае в Москве прошёл XVI Международный дегустационный конкурс «Лучшая водка 2023». Конкурс «Best Vodka/Лучшая водка» учреждён в 2008 году Коммуникационным Агентством «MACRO event», специализирующимся на проведении отраслевых премий и конкурсов.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

30678

19.06.2023

Новое возрождение адамитов

Пишут, что в Риге, на сцене музея театра им. Эдуарда Смильгя, кстати Народного артиста СССР, состоится спектакль венгерских постановщиков «Позвольте мне увидеть природу».

Дмитрий Верхотуров

ОбществоКультураИсторияМир

37396

11.06.2023

Лица Сибири

Хомич Александр

Габов Роман

Савельев Александр

Масленникова Анна

Бриль Николай

Сагдеев Тимур

Лудупова Евгения

Зацепин Сергей

Хохолков Николай

Гусенкова Евгения