Александра Зайцева

© Би-Би-Си

КультураРоссия

3179

28.05.2008, 13:49

Российские музеи: искусство "продавать" искусство

Бесплатная "ночь музеев" в России стала испытанием для работников выставочных центров: тысячи людей на подступах к Пушкинскому музею и Третьяковке, тройные кольца очередей, улицы, усыпанные разбитыми бутылками, и закрывшиеся раньше времени галереи, не справлявшиеся с толпами нетрезвой молодежи.

Из 40 самых популярных музеев мира лишь два находятся в Москве, утверждает авторитетное издание The Art Newspaper. Российские музеи продолжают жаловаться на общий упадок культуры и снижение интереса к художественным выставкам, однако не стремятся привлекать публику нестандартными способами. И даже успешность "ночи музеев" немедленно вызвала критические отзывы и упреки в притягивании "любителей халявы", а не истинных ценителей искусства.

Первым, кто решился открыть свои двери для посетителей на всю ночь, был Эрмитаж. Это произошло - в мае 2003 в честь 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга.

В прошлом году к "Ночи музеев" присоединилась и Москва. Акция прошла удачно, и решено было проводить ее ежегодно. В 2008-м вместе с государственными музеями специальную ночную программу предлагали и частные художественные галереи. Однако на этот раз количество желающих попасть в музеи превысило все ожидания.

"Я пыталась проанализировать то, что у нас произошло, - рассказала в интервью BBCRussian.com заместитель генерального директора по научно-просветительской работе Третьяковской галереи Марина Эльзессер. - Желающих было столько, что не все они смогли попасть и было много разочарованных, обиженных. И когда я видела эту длинную-длинную очередь, которая стояла до середины Толмачевского переулка, то не могла понять, почему люди хотят стоять в очереди?"

По словам работницы музея, Третьяковка в этот вечер не предлагала ничего суперэкслюзивного.

"Это то, что мы предлагаем каждый день и за не очень большие деньги, но людям хотелось попасть именно в этот день и именно в этот вечер", - рассказала Эльзессер.

"Праздник пива на "Винзаводе"

Третьяковская галерея и Пушкинский музей, а также ряд других государственных выставочных центров закрылись уже к полуночи. Центр современного искусства "Винзавод", Московский музей современного искусства, первый московский частный музей ART4.Ru и другие музеи запланировали более обширную программу. Однако не все задуманное удалось исполнить.

"То, что мы видели на "Винзаводе" - все это очень напоминало День города, праздник "МК" или фестиваль пива в Лужниках. Я приехал в три часа ночи, не смог доехать до "Винзавода" на машине, мне было страшно, потому что эта неуправляемая толпа с бутылками шла навстречу", - рассказал BBCRussian.com Павел Вардишвили, PR-менеджер JMGroup, занимающейся продвижением арт-проектов.

По его словам, в три часа ночи многие галереи "Винзавода" были уже закрыты из-за того, что охрана не могла справиться с потоком нетрезвой молодежи, осаждающей выставочный центр.

"Посетители заходили со спиртным, трогали работы руками, и ничего невозможно было с этим сделать, кроме как закрыть галереи. Ни одна охрана с этим не справлялась", - добавляет Вардишвили.

Некоторые негативные последствия не снижают и не отменяют успешности проведенной акции, считает главный редактор журнала "АРТ-хроника" Николай Молок.

"Пусть они там танцевали, выпивали и так далее, но хоть одним глазком они смотрели на искусство в том числе. Мне сказали, что центр "Винзавод" посетили 35 тысяч человек и именно молодежи. И даже если в два раза меньше - все равно это цифра гигантская", - добавляет искусствовед.

По словам литературоведа Мариэтты Чудаковой, подобный ажиотаж вызвали не только разрекламированные и пользующиеся популярностью у молодежи художественные центры.

"Я могу говорить только об одном музее - музее имени Булгакова, тут я имею совершенно конкретные сведения от сотрудников музея. Они были поражены интересом людей, какое-то дикое число количество людей пришло. И все они были очень рады, что попали. А сотрудники только им говорили: "А что же вы в обычный день не приходите?" - рассказала она в интервью BBCRussian.com.

В обычный день музеи открыты до 18.00, напоминает Николай Молок, и рабочий день у большинства людей заканчивается в это время. Поэтому именно такие акции позволяют большому количеству людей пойти в музей.

Есть и другие причины. "Молодежи просто интересно пойти ночью: в этом есть элемент авантюры и приключения. А для более старших важна возможность пойти бесплатно", - считает Мариэтта Чудакова.

Нелегкая инициатива

Искусствоведы сходятся на том, что каковы бы ни были причины, заставившие тысячи людей в субботнюю ночь пойти в музеи вместо того, чтобы остаться дома, на даче или посидеть в кафе, нужно использовать это желание и пытаться привлекать людей такими акциями как можно чаще.

"По моей информации, эта инициатива была спущена из мэрии, а вовсе не сами музеи придумали это. Лужков съездил в какой-то зарубежный город, увидел, что там такое проводят, и на одном из совещаний эту идею пробросил. Взяли под козырек и провели в Москве "Ночь музеев", - рассказывает Николай Молок.

Заместитель генерального директора Третьяковской галереи по просветительской работе Марина Эльзассер подтверждает: акция проводилась по инициативе московской мэрии, и "дополнительное финансирование было выделено только муниципальным музеям".

По ее словам, музеям такие мероприятия даются нелегко. Притом что Третьяковка открылась вовремя, она продлила свой рабочий день. И в эти дополнительные рабочие часы музейные служащие работали на пределе, справляясь с экстремальным количеством желающих посетить галерею.

"Я вам не могу передать, какое это напряжение. Почему, например, муниципальные музеи работали дольше - потому что им разрешили открыться в два часа. Мы же открылись в 10 утра, потому что у нас задолго заказывают экскурсии и тем более экскурсии для иностранных туристов, которые прибывают на теплоходах", - рассказала Эльзассер.

Музей как реликвия

Подобные заявления со стороны работников музея вызывают упреки в консервативности и закрытости для широкой публики.

"Из всех функций, которые должны выполнять музеи, они лучше всего справляются только с одной задачей - это хранение. И зрители им только мешают хранить их шедевры", - считает Николай Молок.

Он напоминает, что в большинстве стран Европы музеи раз в неделю работают допоздна, и если бы российские музеи тоже ввели такую практику, "им не нужна была бы эта "ночь музеев", потому что к ним и так бы все ходили после работы".

"У нас директора музеев - хранители, они сидят в своих комнатушках и описывают графины, гравюры, произведения прикладного искусства и складывают их в шкафчик, чтобы никто их не видел. Они не умеют [привлекать публику], не хотят и им это не нужно", - критикует он политику российских музеев.

"У нас даже мало памятников современных, мало площадей, мало мест, где можно отдохнуть и на что-то кинуть взгляд. Рядом с парижским центром Помпиду находится площадь со множеством скульптур. Там можно несколько часов проходить, прогулять, посидеть, вступить в диалог с искусством и с самим собой, просто отдохнуть. У нас такого мало, у нас все в торговле, в бизнесе", - добавляет пиар-менеджер в области культуры Павел Вардишвили.

Музей - не место для маркетинга?

При этом интерес к искусству, и в том числе к музеям и всевозможным художественным галереям, которых с каждым годом становится все больше, есть и увеличивается.

"Люди в музеи ходят, и снова - в последние несколько лет - появились очереди на крупные выставки, как в 80-е годы", - говорит Молок.

Однако что делать с этим интересом, как существовать музеям в условиях торжества поп-культуры и коммерческого искусства, российские музеи пока не знают.

"Очень мало людей, которые готовы бороться за это и умеют преподнести в съедобном виде, который будет интересен широкой публике, потому что если что-то есть, это выливается в "искусство для своих": придут десять человек - друзья художника - посмотреть на его скульптуру, которая простоит два дня. Нет людей, которые бы продвигали это в массы", - говорит Вардишвили.

"И досадно, что сами музейщики ничего не хотят. Они не берут к себе в сотрудники, условно говоря, маркетологов", - поддерживает его Молок.

Как продать искусство

Музейные работники отвергают упреки в консерватизме, заявляя, что перемены в стиле их работы есть, и значительные, но не все так просто изменить, как кажется со стороны.

"У нас есть программа "Дружелюбный музей". И когда у нас проходят какие-то популярные выставки, как, например, выставка Энди Уорхолла или выставка Шишкина или Тулуз-Лотрека, мы вводим четверги допоздна. У нас есть этот опыт - когда музеи работают до 10 часов вечера", - рассказывает Марина Эльзассер.

По ее словам, музеи находятся в постоянном поиске и стараются по мере сил соответствовать времени.

"В последнее время музеи очень сильно меняются, все время находят какие-то новые формы отношений с публикой, с обществом и занимаются сейчас такими проблемами, которыми раньше для них немыслимы были - это связи с общественностью, это брендинг. Мы все это делаем", - утверждает она.

Первые шаги на пути к "музеям нового поколения" делаются, не отрицает Николай Молок. Четыре года назад впервые за всю историю Пушкинского музея там была показана видеоинсталляция.

"Они впустили в себя современное искусство. Пусть в виде одного экспоната. Все равно это было очень существенно", - говорит искусствовед.

Гораздо лучше в этом плане, по его мнению, работают музеи Санкт-Петербурга.

"Эрмитаж запустил программу отдельную для современного искусства и в ее рамках проводится очень много выставок. Русский музей очень активен и амбициозен. Он придумал идею привлечения публики, заигрывания с публикой путем околохудожественных мероприятий. Например, на выставке 30-х годов они сделали кафе в стиле 30-х", - рассказывает он.

Год назад в Москве открылся первый частный музей ART4.Ru. Его директор -Игорь Маркин - показал себя за этот год сторонником искусства "нового формата".

"Вот там как раз и на полу можно сидеть, и музей открыт допоздна. И туда просто валом валит молодежь. И коллекция интересная. И все время он [Маркин] придумывает какие-то интерактивные штуки. То там голосовать надо за понравившуюся картину, то еще что-то. Вот это музей нового типа. Конечно, за этим будущее. И, конечно, молодой человек или девушка, если у них есть время, пойдут в ART4.Ru, а не в Пушкинский музей", - говорит Молок.

Справка

В большинстве столиц мира в музеях введена гибкая система скидок на билеты.

Вход в парижские музеи бесплатный для молодежи и детей до 18 лет, а для тех, кому 18-25 лет или больше 60, есть специальный льготный тариф. В Париже можно приобрести музейную карточку, которая позволяет посетить 75 музеев в городе и его окрестностях. Карта стоит 15/30/45 евро на 1/3/5 дней соответственно и дает так же возможность прохода без очереди.

Официальная плата за вход в нью-йоркский Метрополитен-музей составляет 20 долларов для взрослых. Однако наличие состоятельных спонсоров позволило отменить фиксированную стоимость билета. Теперь к этому вопросу относятся очень лояльно: за посещение музея можно платить сколько не жалко - хоть два доллара, хоть один.

Метрополитен дважды в неделю - по субботам и пятницам - работает с половины десятого утра до девяти вечера. При этом существует "единый" льготный билет, позволяющий посетить пять нью-йоркских музеев по цене одного.

Такая же практика существует и в столице Южной Кореи. У гостей Сеула есть возможность осмотреть пять самых интересных музеев, заплатив лишь один раз в любом из них.

Британский музей, открытый в 1759 году, на сегодняшний день является главным музеем Великобритании. Он открыт с понедельника по субботу с 10.00 до 17.00, а в воскресенье с 14.30 до 18.00. Вход в музей бесплатный.

Для осмотра основной экспозиции Национальной галереи в Лондоне тоже можно заплатить столько, сколько посетитель считает нужным. Даже аудиогид (кстати, предоставляется и на русском языке) оплачивается, согласно буклету галереи, на добровольной основе.

В Глазго - крупнейшем городе Шотландии - вход во все музеи бесплатный, поскольку все они полностью финансируются из муниципального бюджета.

Александра Зайцева

© Би-Би-Си

КультураРоссия

3179

28.05.2008, 13:49

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=45874

bytes: 12152 / 12110

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Видео дня. «Непослушники»: реально черти

Кинокомпания «Каропрокат» опубликовала полноценный трейлер комедии «Непослушники» – финальной части франшизы «Непослушник». Фильм «Непослушник» с Виктором Хориняком в главной роли вышел на экраны в феврале 2022 года и собрал в кассах кинотеатров 306 миллионов рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

3668

30.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6350

28.04.2024

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8738

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

6145

26.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6322

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

15622

23.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5866

22.04.2024

Видео дня. «Ловушка» для Джоша Хартнетта и «Не киллер» Глен Пауэлл

Главный герой приходит с дочерью на выступление популярной певицы и узнаёт, что концерт используется полицией для поимки серийного убийцы по прозвищу «Мясник»... Кинокомпания Warner Bros. представила трейлер психологического триллера «В ловушке» (Trap).

Филипп Марков

КультураРоссия

10985

20.04.2024

Последний уикенд «Летучего корабля» в компании боевиков и триллеров

«Летучий корабль» Ильи Учителя медленно, но верно сдаёт позиции. До миллиарда общих сборов лидер четырёх последних уикендов, скорее всего, дотянет, но уже не в статусе первого фильма проката. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

23136

19.04.2024

Видео дня. Бастинда Ходченкова в новом «Волшебнике Изумрудного города»

Кинокомпания «Централ Партнершип» опубликовала тизер-трейлер фэнтезийного фильма «Волшебник Изумрудного города» по одноимённой сказке Александра Волкова, сюжет которой, в свою очередь, был позаимствован у американца Фрэнка Баума – автора «Удивительного волшебника из страны Оз».

Филипп Марков

КультураРоссия

11673

18.04.2024

Приключенческий уикенд. Серебро пса Артура и бронза «Золота Умальты»

Как и неделей ранее, сразу три новинки минувшего уикенда вошли в топовую пятёрку кинопроката. Однако лидер остался неизменным. По данным портала Kinobusiness.соm, «Летучий корабль» Ильи Учителя за свой третий уикенд в прокате собрал в кассах кинотеатров 139,8 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

26689

12.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5111

10.04.2024

Лица Сибири

Погудин Дмитрий

Шумков Константин

Абдулина Роза

Макушенко Елена

Турчак Андрей

Кутергина Елена

Ховалыг Владислав

Петров Валерий

Билалов Борис

Балтатарова Евгения