Анна Эпштейн, Ярославль

© Новая газета

Культура Россия

2982

20.09.2006, 07:08

Сто пять способов встать со стула

Международный фестиваль «Искусство движения» случается в Ярославле раз в два года на протяжении уже 13 лет. Но все еще кажется неожиданным и парадоксальным. Как танцы будущего в городе прошлого. Современный танец прописался в Ярославском ТЮЗе на улице Свободы.

Тысячелетняя история — суровое наследство для города. Ее надо хранить и реставрировать, фотографировать и продавать. Но у нее есть одно замечательное качество — ее можно впитывать, и тогда она становится твоим личным опытом. В 2004 году американские танцоры из ансамбля CRASH познакомились с русской традицией колокольного звона и вдохновились на создание композиции KOLOKOL, которую и показали на фестивале в этом году.

В целом Россия для иностранных танцоров и хореографов остается экзотикой. «Мне все равно, куда ехать — в Индию или в Россию», — говорит Боб Айзен из Нью-Йорка.

В конце 80-х американка Лиса Фест, танцор и педагог, приехала в Ярославль учить русский язык и встретила здесь людей, которые оказались ей близкими по духу. С тех пор она находит американские деньги на проведение фестиваля.

Российской стороне раньше помогали фонд Форда и фонд Сороса. Теперь не помогают, и российских средств на этот раз хватило только на то, чтобы поселить в ярославской гостинице четверых гостей.

«Деньги просить трудновато, — признается российский директор фестиваля Надежда Прошутинская. — Нам говорят: ребята, у нас тут сельская библиотека протекла, баян украли... А вы с жиру беситесь».

И все-таки среди участников 2006 года — более 100 танцоров, хореографов, преподавателей, продюсеров и студентов из Австрии, Венгрии, России, США и Франции. Кажется, на сцене они не делают ничего невероятного, просто внимательно относятся к каждому жесту и шагу, и эта внимательность наполняет их действия смыслом. И обычная жизнь состоит для них из незаметных танцев городских жителей, — люди сидят в очереди, моют пол или смотрятся в зеркало.

«Один из вас двоих будет глиной, другой — художником, — говорит француз Оливье Бессон на своем мастер-классе. — Лепите, но так, чтобы каждый жест был законченным. Не думайте о будущем, будьте в настоящем. Используйте свое любопытство, а не свои амбиции».

«Есть так много способов встать со стула, — напоминает Лиса Фест. — А вы все время встаете одинаково. Попробуйте это сделать как-нибудь по-другому».

После этих занятий начинаешь по-другому, как-то радостно, ходить по улице и примечаешь: на улице Собинова висят три таблички: «Бывшая Циммервальда», «Бывшая Семеновская», «Бывшая Срубная». На двери в магазин под надписью «На себя» есть продолжение: «Берем обязательство не продавать сигареты детям». Реклама одной из местных турфирм призывает: «Берегите Родину, отдыхайте за границей!».

В сущности, танец — очень естественная форма жизни. «Тело всегда танцует, даже когда спит», — убеждает Анджела Доний — балетмейстер и перформер из Москвы. Когда она танцует с Александром Гиршоном, становится ясно, что языком тела можно рассказать историю длиною в жизнь. Они сочиняют спектакль из того, что оказалось под руками. Когда один ловит свет прожектора CD-диском, по другому разбегаются разноцветные солнечные зайчики.

Венгерского танцора и хореографа Ференца Фехера никогда профессионально не учили танцу. Просто он вырос в среде, где ребенка учат танцевать раньше, чем ходить. Ференц стал абсолютным кумиром ярославских подростков, в том числе трудных.

Его соло «Finita la Commedia. Послание» похоже на видеоклип и на автобиографию солдата. Два прожектора высвечивали силуэт танцора на заднюю стену с разных ракурсов, и там, на стене, оказываются два разных человека, двигающихся абсолютно синхронно и взаимодействующих друг с другом.

И когда один строчит из автомата, получается, что стреляет в другого, и тот тоже стреляет в кого-то.

Сидя в зрительном зале, люди верят в то, что никого не убьют по-настоящему. В то, что фотографии из семейного альбома можно оживлять, как это делает Вальда Сеттерфилд из Америки, танцующая на сцене, так на минуточку, уже 50 лет.

Номер Вальды «Мэйбридж-2006» похож на страницу из журнала со старинными фотографиями. Когда Вальда рассказывала о его создании, молодые танцоры и хореографы не верили своим глазам: гениальная женщина, она продает этот перформанс уже 35 лет! А говорят, что современное искусство — скоропортящийся товар.

Анна Эпштейн, Ярославль

© Новая газета

Культура Россия

2982

20.09.2006, 07:08

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=32745

bytes: 4284 / 4284

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Лица Сибири

Аблов Анатолий

Гущин Иван

Сендзяк Владимир

Шиндяев Владислав

Талюк Алексей

Заречный Валерий

Дорош Сергей

Петров Сергей

Абрамченко Виктория

Баттулга Халтмаагийн