Тайные струны. Психологический портрет Владимира Кехмана

Он родился в провинциальной Самаре, в родном городе окончил пединститут, но работе в школе предпочёл торговлю фруктами. Руководил компанией JFC, крупнейшим импортёром фруктов в России на тот момент, которая в итоге была признана банкротом с суммой претензий кредиторов в 18 миллиардов рублей.

В 2007 году, пожертвовав на реставрацию Михайловского театра в Санкт‑Петербурге 500 миллионов рублей, был назначен его генеральным директором, не имея профильного образования. Успешно освоив свою же субсидию, дошёл до обвинения в мошенничестве в особо крупных размерах, но вместо тюремного срока получил в руководство ещё один театр – Новосибирский государственный академический оперы и балета, который тут же переименовал в НОВАТ. В Михайловском театре остался в качестве художественного руководителя, опять же не имея соответствующего образования.

Позднее был признан банкротом, уголовное дело было прекращено в связи с истечением срока давности. При этом, вопреки закону о банкротстве физических лиц, остался на руководящей должности.

После череды скандалов с незаконной реконструкцией исторических интерьеров новосибирского театра и передачи в распоряжение церкви театрального имущества пересел из кресла генерального директора в кресло художественного руководителя НОВАТа.

В октябре 2021 года назначен генеральным директором МХАТа имени М. Горького.

Знакомьтесь, новый герой рубрики Бабра «Тайные струны» – Владимир Кехман. Психологический портрет одного из самых одиозных, скандальных и противоречивых деятелей отечественной культуры составлен профессиональными психодиагностами компании HR adviser.

Кехман Владимир Абрамович

Родился 9 февраля 1968 года в Самаре, 53 года.

Художественный руководитель Михайловского театра. Генеральный директор МХАТа имени М. Горького.

Личностные особенности: ущербная самооценка эпилептоида

В предыдущих психологических портретах мы уже исследовали внутренние психологические течения эпилептоида-политика. Сегодня же у нас прекрасный повод рассмотреть, как подобный психотип личности реализует себя в искусстве.

Владимир Кехман – человек эпилептоидного психотипа, склонный к внезапному эмоционированию, раздражительный, нацеленный на сохранение традиций и собственного благополучия. Достигает он этого путём тотального контроля и наведения порядка везде и во всём. Кроме того, в нём постоянно работает своеобразный сканер: он подсознательно определяет сильных людей, вычисляет слабости в человеке и умеет эту информацию использовать себе во благо.

Одна из бросающихся в глаза особенностей личности объекта исследования – жажда всеобщего признания.

Уязвлённое самолюбие и ущербная самооценка Кехмана заставляют его восхвалять свои достижения и преподносить их буквально со вселенским масштабом:

я сделал самый светский театр в России,

этот спектакль – огромный сюрприз для всей культурной общественности страны,

это сделано впервые в истории мира,

это будет самая большая интрига этой страны,

это вершина, это самый высший класс театров.

Всё, с чем он сталкивается в работе или в жизни, Кехман описывает исключительно в преувеличенном ключе:

в НОВАТе женский кордебалет – лучший в мире,

акустика в театре, как в Карнеги‑холле,

в мире только три таких театра – в Новосибирске, Париже и Милане.

Вся речь Кехмана насыщена словами: выдающийся, блистательный, феноменальный, гениальный, уникальный...

В своих интервью наш герой непременно рассказывает о том, в каком катастрофическом упадке и разрухе были театры до его прихода. И какими феноменальными и блистательными учреждениями культуры он их сделал. Как правило, собеседники не спешат раздавать комплименты Кехману, но он их и не ждёт. Он сам с удовольствием хвалит себя. Более десяти лет назад он решил стать Спасителем, и до сих пор вдохновенно играет эту роль. Он даже определил свою миссию: «Михайловский театр и русский балет», а недавно решил взять на себя ещё одну дополнительную задачу: «Я вынужден заниматься просветительской деятельностью в Москве».

Фанат традиций и порядка

Ещё одной базовой чертой личности объекта исследования является любовь к порядку и традициям. К любому делу Владимир Кехман подходит со стороны системности и целостности. Ему важно, чтобы всё, что он задумал, было воплощено с точностью до миллиметра. Это позволяет сделать подконтрольными любые аспекты жизни. Подобное поведение базируется на

неуверенности в себе и убеждении, что мир жесток и несправедлив.

Об этом же говорят и его руки, когда он сжимает их в кулаки.

Также директор МХАТа довольно часто сцепляет руки в замок. Этот жест свидетельствует об определенном разочаровании и желании скрыть отрицательное отношение к окружающему миру.

Объект исследования любит порядок во всём, но, что не менее важно, он любит заставлять людей наводить этот порядок. Кехман – фанат традиций. Он предпочитает не строить что‑то принципиально новое, а восстанавливать старое, педантично и скрупулёзно увеличивая ареол своего влияния.

Также Владимир Кехман любит наводить справедливость. Ведь справедливость – это порядок. Но излишняя прямолинейность в поисках справедливости не позволяет ему чувствовать нюансы.

Кехману крайне трудно даются компромиссы и разрешение противоречий.

Особенности мышления: прагматик в лучах чужой славы

Мышление у объекта исследования прагматическое, чёткое, ясное. Владимир Кехман хорошо структурирует высказывания, разлагает их на простые фразы, не рассуждая на уровне высоких философских категорий. Логика его последовательна и проста.

Есть ещё одна важная и интересная особенность мышления Кехмана: он не видит альтернативных вариантов. Есть единожды принятая система ценностей и целей, она воспринимается как единственно верная. Если вы её не разделяете, будьте готовы к тому, что попадёте в немилость.

В связи с тем, что Кехман практически не поддаётся внушению, повлиять на его поступки могут только очень авторитетные для него люди – с мировым именем или самых высоких должностей. При виде таких личностей наш герой испытывает благоговейный трепет, старается максимально уменьшить дистанцию и погреться в лучах чужой славы.

Стиль общения: эгоцентричная мстительность

Объект исследования малоэмпатичен, то есть плохо чувствует другого человека, его состояние, переживания и горести. Кехман вообще малочувствителен к чужой боли. В общении он довольно поверхностен, добросовестно выполняет все принятые в обществе ритуалы, но не склонен идти на истинную неформальную человеческую близость, не раскрывается сам и не стремится поближе узнать другого.

Впрочем, в общении с окружающими, находясь в хорошем расположении духа, Кехман бывает очень любезным, дружелюбным и сразу переходит на дружественный тон. Так, он может приобнять человека, положить руку ему на плечо, обратиться, назвав уменьшительно-ласкательным именем.

Кехман высоко ценит дружбу, особенно проверенную годами. Он дружит весьма избирательно и с трудом сходится с новыми людьми. И абсолютно не способен простить измену или предательство. Скорее всего, он не станет целенаправленно подготавливать отмщение, но припомнит зло и при первой возможности отплатит.

Общаясь с Кехманом, всегда стоит помнить, что он мстителен и долго помнит обиду.

Частое использование слова-паразита «условно» выдает в Кехмане желание уйти от ответственности за слова и препятствует пониманию окончательной точки зрения. Это слово-паразит оставляет определенную недосказанность и возможность перефразировать мысль чуть позже, если это будет выгодно.

Стиль руководства: бессознательное самоутверждение

Объект исследования по своей сути энергетичен и работоспособен. Он может работать без сна и отдыха, особенно если полностью захвачен воплощением идеи. При этом ему крайне сложно делиться полномочиями в силу неравнодушия к власти и контролю. Владимир Кехман любит распоряжаться и издавать приказы, ему нравится, когда его слушают и подчиняются.

Также Кехман склонен к спонтанным высказываниям оценочного характера, которые чаще всего отрицательные. При этом себя он в этом отношении оценивает положительно. Он вообще с трудом переносит критику, хотя сам любит оценивать других с отрицательной стороны. Это работают

бессознательные механизмы самоутверждения, желание возвыситься за счёт унижения другого.

Директор МХАТа требователен как дома, так и на работе. Он всё и всех контролирует, не слишком доверяет окружающим, придирчив, всегда найдёт, к чему прицепиться.

Манера общения с подчиненными у Владимира Абрамовича преимущественно авторитарная. Он может прикрикнуть, строго и даже зло делает замечания. Замечаний много, поскольку зачастую они мелкие. По своему психотипу Кехман сдержан, но взрывчат, а гнев его сокрушителен и страшен.

Склонен Кехман и к очень подробным инструкциям. В его речи часто присутствует оборот «я принял решение». Всё это объясняется любовью к власти и навязчивым желанием всё контролировать, чтобы предотвратить возможные форс‑мажоры.

Владимир Кехман анализирует, систематизирует и расставляет по приоритетности всю поступающую к нему информацию, стараясь создать вокруг себя управляемое информационное поле. Это становится ясно из его многочисленных интервью, в которых он чётко ранжирует факты, нумеруя их и загибая для наглядности пальцы.

Линии поведения: категоричный эксперт

Объект исследования умеет принимать решения быстро, не затягивая и не откладывая. Но предпочитает браться за дело с временным запасом, чтобы обмозговать всё детально. Во время спора он практически не ведётся на провокации, придерживаясь собственной линии поведения. У него есть план, он продумал свой образ под определённую цель и чётко этому следует. Он не будет делать поспешных выводов, закрыв тему разговора фразой: «Посмотрим, я изучу вопрос и тогда дам свой ответ».

В непредвиденных ситуациях, когда что‑то выходит из‑под его контроля, Кехман умеет держать удар и скрывать свои чувства. Он не паникует, скорее, замедляется, зная, что можно всегда найти выход: либо «само рассосётся», либо, по крайней мере, получится уменьшить отрицательные последствия.

Владимиру Кехману важна цель, и он к ней поступательно движется, точно зная, что правильно, а что нет. Он позиционирует себя как знаток театральных традиций и канонов. Для придания значимости своей деятельности Кехман в своей речи использует много цифр, характеризующих его достижения.

Как театральный эксперт, Кехман легко даёт оценки всему, что связанно с театром. Например:

«“Золотая маска” даром не нужна. Их ставить уже некуда. Этот фестиваль не отражает вообще никакого уровня. Это не тот фестиваль, в котором уважающий себя театр должен участвовать… Участие в фестивале в Гонконге – вот, что важно!»

В подобных высказываниях легко можно проследить главные аспекты системы ценностей Кехмана:

1. В «Маске» нет ни денег, ни славы.

2. На фестиваль в Гонконг они нас привезут за свой счёт.

Соответственно, дело не в творческой самореализации, а в финансовом аспекте участия.

Подобный подход вполне логичен и оправдан для бизнесмена, но не для деятеля культуры.

Владимир Кехман – сложный оппонент. Он не заинтересован в собеседнике и достаточно категоричен, часто повторяя, что никогда не разделяет ни с кем своих убеждений. Кехман считает, что его мнение не требует доказательств, о чём говорит ещё одна его любимая фраза – «Я ещё раз повторяю».

В рамках своей системы правил и традиций Кехман создает и определённую классификацию людей. Так, например, активную молодежь он называет «достиженцами», а тех молодых людей, кто просто сидит дома, – «шантрапой».

Если Кехман рассуждает на тему, которая его глубоко волнует, то он может дать волю чувствам. Тогда возникает масса неконтролируемых эмоциональных жестов, сопровождаемых активной мимикой.

Иногда же он позволяет себе выйти из образа Театрального Спасителя и вальяжно развалиться в кресле на глазах у изумлённой публики.

Резюме

Резюме психологического портрета генерального директора МХАТа укладывается в две строки. Владимир Абрамович Кехман – фигура сложная и противоречивая. Гармоничной личностью его назвать сложно.

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС, novosibirsk.bezformata.соm

URL: https://babr24.com/msk/?IDE=223090

bytes: 13277 / 12099

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3455 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Михаил Ульянов в бронзе. Теперь и в Москве

27 марта, в Международный день театра, в парке «Михайловский сад» столичного Замоскворечья был открыт памятник великому русскому актёру Михаилу Ульянову. Высота бронзовой скульптуры на гранитном постаменте – 3,6 метра.

Филипп Марков

КультураРоссия

4857

27.03.2024

Мастер кинокадра. К 80‑летию Юрия Клименко

Если картина была неинтересна – я за неё не брался. Юрий Клименко В его операторской фильмографии более 50 работ, среди которых культовые картины Киры Муратовой, Георгия Данелии, Сергея Соловьёва, Станислава Говорухина, Алексея Учителя, Алексея Германа.

Филипп Марков

КультураРоссия

15431

25.03.2024

Русская классика на монгольском: гармония слов и звуков

В Улан-Баторе прошла презентация уникального сборника стихов поэта Федора Тютчева. Мероприятие состоялось в торжественной обстановке Русского дома. Уникальность же сборника заключается в том, что его содержимое не только переведено на монгольский язык, но и озвучено ведущими монгольскими артистами.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМонголия Россия

3445

25.03.2024

Пушкин против «Пассажира». Неправильный уикенд в ожидании «Летучего корабля»

Старт в прокате отечественной военной драмы «Позывной „Пассажир“» не впечатлил. Тем не менее благодаря 2 073 экранам фильм Ильи Казанкова с Антоном Шагиным в главной роли сумел забраться на третью строку чарта, став лучшей премьерой выходных. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

6622

22.03.2024

Шедевры «спящего Льва». К 100‑летию Льва Кулиджанова

«Дом, в котором я живу», «Когда деревья были большими», «Преступление и наказание», «Умирать не страшно»...

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

10652

19.03.2024

Андреасянский уикенд: «Онегин» возглавил прокат, «Адам и Ева» – в топ‑5

Экранизация романа в стихах Александра Пушкина от Сарика Андреасяна ожидаемо возглавила российский кинопрокат в минувший восьмимартовский уикенд, однако такого оглушительного успеха не ожидали даже сами создатели картины. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

12760

15.03.2024

Видео дня. Чиповская vs Яглыч в комедии Фикса

Кинокомпания «Вольга» опубликовала трейлер комедийной мелодрамы «Любви не бывает?» с Аней Чиповской и Владимиром Яглычем в главных ролях. Катя полностью разочаровалась в мужчинах, а Саша не может и дня прожить без новой женщины. Случайность сделала их соседями, которым не ужиться вместе.

Филипп Марков

КультураРоссия

26764

15.03.2024

Блогнот. Неотправленное письмо Римасу Туминасу

Дорогой Римас! Мы никогда не говорили друг другу ты, только – Вы. В этом «Вы» было особое отношение, степень доверия, залог успеха театра. Не буду скрывать – нам тяжело. Тяжело всему театру. Многочисленным Вашим поклонникам. Каждому по‑своему.

Филипп Марков

КультураIt`s my life...Россия

12025

13.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6086

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5862

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11639

09.03.2024

Видео дня. Игра Грома и Судная ночь с Кейджем

Сразу два трейлера многообещающих весенних премьер российского кинопроката вышли накануне Восьмого марта. Кинокомпания «Централ Партнёршип» представила трейлер отечественного супергеройского боевика «Майор Гром: Игра».

Филипп Марков

КультураРоссия

16850

09.03.2024

Лица Сибири

Шеверда Сергей

Зайцев Константин

Агапитов Михаил

Якубовский Владимир

Терещенко Николай

Носовко Валерий

Аникин Валерий

Оль Егор

Гармаев Баир

Жемчужников Алексей