Артём Франк

© Babr24.com

КультураМосква

5977

26.01.2020, 14:17

Кантемир Балагов – Ремарк российского кинематографа

Накануне 75 годовщины победы в Каннах показали послевоенную драму молодого российского режиссера Кантемира Балагова «Дылда».

И этот фильм, хотя и не воспевает победу, оказался намного сильнее всех героических лент с танками и бравыми красноармейцами, которые, вернувшись с фронта, не менее браво берутся выстраивать мирную жизнь. «Дылда» уже завоевала целый ряд наград, включая премию за лучшую режиссуру в Каннах. Виктория Мирошниченко была номинирована на лучшую женскую роль Европейской киноакадемии, а 24 января получила "Золотого орла" в той же номинации.

Кстати, молод не только режиссёр. Оператору Ксении Середе 24 года, главные роли сыграли дебютантки. Сыгравшая Ию иркутянка Виктория Мирошниченко только что закончила ГИТИС, москвичка Василиса Перелыгина (Маша) — ВГИК.

«Дылда» показывает нам историю двух женщин, вернувшихся с фронта

То время и ту жизнь, о которой 27-летний режиссер, казалось бы, не может знать ничего. И тем не менее, каждое мгновение фильма просто дышит той войной. Войной, которая закончилась, но все еще остаётся близко, выглядывает из каждой приоткрытой двери. Возможно, именно те люди, которые не прожили трагедию даже в родительских рассказах, и должны говорить о ней, говорить без претенциозности и идеализации.

Долговязая Ия воспитывает маленького Пашку и ухаживает за ранеными солдатами в госпитале. Кажется, что все хорошо, жизнь понемногу возвращается в мирное русло. Главврач уже предвкушает, как все раненые излечатся, а он поедет к морю, лечить грыжи в санатории.

Но война всё еще рядом. Она смотрит глазами парализованного солдата, который просит «выписать насовсем», она звенит в голове Ии, которая замирает в ступоре от контузии и случайно душит мальчика.

И тогда возвращается Маша — боевая подруга Ии и настоящая мать ребенка. Узнав, что сын погиб, она решает, что им нужен новый ребёнок. Маше после ранения «на производство жизни ничего не оставили», так что рожать придётся подруге.

Мысль о ребенке, который родится и всех вылечит — такая болезненная и пронзительная и так сильно непохожа на привычные сюжеты фильмов «про войну». Хотя в этом вся надежда страны, пережившей потерю. Душевно и физически искалеченные девушки — тоже не самые типичные герои. Вообще всё, на чём построен фильм, традиционно остаётся за кадром. Как-то не принято говорить о таких вещах в контексте Великой Победы. Даже ранение Маши — не ампутированная конечность, а лишь бесплодие да огромный уродливый шрам, спрятанный под одеждой. Совсем не героически, а банально просто.

Фильм интонационно напоминает «Возвращение» Ремарка. Хотя Ремарк писал о Первой Мировой войне и о противоположной стороне фронта, суть не меняется. В центре сюжета — люди, которые вернулись с войны, но не могут вернуться к миру. Книги Ремарка на родине жгли нацисты, так как написанное в них «дискредитировало германского солдата». Работа Балагова, хоть и получила высокий рейтинг и среди зрителей, и среди критиков, все же собрала множество гневных отзывов от людей, которых, судя по всему, оскорбила честность режиссёра.

В фильме много молчания, но совсем нет тишины. Все два часа слышатся шаги, шепоты, скрипы, перестуки. Жизнь, которая то и дело замирает в кадре, впадая в ступор совсем как Ия, продолжается где-то там, неподалёку. Кажется, что еще немного, ещё чуть-чуть, и всё наладится. Две искалеченные женщины смогут возродиться к жизни, будут вместе ходить в кино и даже пойдут учиться.

Даже цвета в фильме кричат об этом. Их всего два: красный, как пролитая кровь, и зеленый — как трава, которая вырастет на руинах во славу новой жизни. Вот только выходит, что этого никогда так и не случится. Ия не сможет забеременеть, нового дитя не будет. Не будет новой жизни, потому что война — вот она, рядом, хотя и закончилась.

Кажется, что и 75 лет спустя мы всё ещё живем с этой войной, которая давно миновала, но продолжает щерить из-за угла ржавые зубы. Потому так отзывается фильм о тепле и болезненной, контуженной и бесплодной любви человека к человеку.

Артём Франк

© Babr24.com

КультураМосква

5977

26.01.2020, 14:17

URL: http://babr24.com/msk/?IDE=196908

bytes: 4837 / 4003

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Артём Франк.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Москва)

К 120-летию Спенсера Трейси. Жизнь и роли легенды Голливуда

Он входит в десятку величайших звёзд кино по версии Американского института киноискусства и является одним из двух актёров в истории, получавших премию «Оскар» за лучшую мужскую роль два года подряд.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

2057

05.04.2020

Греха бояться – детей не рожать. Лучшее от Юрия Германа

4 апреля исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, лауреата Сталинской премии Юрия Германа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМосква

2265

04.04.2020

В помощь самопознанию от Юрия Нагибина

Можно по-разному относиться к его творчеству и человеческим качествам, но не воздать ему должное за яркий слог и богатый русский язык, собственный неординарный взгляд на жизнь и окружающий мир, конечно, нельзя.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМосква

2707

03.04.2020

О женщинах, религии и разговорах с дураком. Правда жизни от Эмиля Золя

180 лет назад, 2 апреля 1840 года, в Париже родился великий французский писатель и публицист, автор легендарного двадцатитомного цикла «Ругон‑Маккары», офицер ордена Почётного легиона Эмиль Золя. Литературную деятельность Золя начинал как журналист.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6104

02.04.2020

Дива «Современника». К юбилею Ольги Дроздовой

1 апреля 55-летний юбилей отмечает ведущая актриса Московского театра «Современник», декан театрального факультета Института современного искусства, народная артистка России Ольга Дроздова.

Филипп Марков

КультураСобытияМосква

3550

01.04.2020

Стоим голышом на любви мировой. Стих дня от Сергея Шнурова

Поэт и музыкант Сергей Шнуров в традиционной стихотворной форме прокомментировал принятые 31 марта Государственной думой поправки в Налоговый кодекс.

Филипп Марков

КультураМосква

9535

01.04.2020

На грани выживания. Деятели культуры просят о помощи

Рано или поздно это должно было произойти.

Филипп Марков

КультураМосква

5749

31.03.2020

Письма Сухова к юбилею «Белого солнца»

30 марта 1970 года в широкий прокат тиражом 1410 копий вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМосква

5178

31.03.2020

Великий Смоктуновский на сцене и в кино. К 95‑летию легенды

28 марта исполняется 95 лет со дня рождения великого русского актёра, лауреата Ленинской премии и Государственной премии РСФСР, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского.

Филипп Марков

КультураСобытияМосква

5009

28.03.2020

Как поставить крест на своём имени. Инструкция от Дениса Мацуева

О тебе, о подлеце, слава аж в Череповце! Леонид Филатов Как метко подметил однажды Михаил Жванецкий, в историю трудно войти, но легко вляпаться. Именно это и проделал пианист Денис Мацуев, снявшись в пропагандистском ролике и агитируя за принятие поправок в Конституцию. Видео дня.

Филипп Марков

КультураМосква Иркутск

19003

26.03.2020

Мастер и его фильмы. К 80‑летию Александра Прошкина

«Опасный возраст», «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Чёрная вуаль», «Русский бунт», «Доктор Живаго», «Живи и помни»… 25 марта 80-летний юбилей отмечает выдающийся российский кинорежиссёр, лауреат несметного количества призов всевозможных кинофестивалей, лауреат ...

Филипп Марков

КультураСобытияМосква

5799

25.03.2020

Видео дня. Мацуев как рупор режима

Известный пианист Денис Мацуев давно и прочно обосновался в первой когорте прикормленных Кремлём культурно-массовых деятелей.

Филипп Марков

КультураПолитикаМосква Иркутск

10870

24.03.2020

Лица Сибири

Ножиков Юрий Абрамович

Апанович Сергей

Вагнер Аарон

Апарцин Константин

Морозова Маргарита

Шангин Василий

Кондрашов Виктор

Тулубаев Вакиль

Бызов Анатолий

Костина Оксана