Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4309

05.11.2011, 10:57

Димитрий Солунский (Дмитров день)

Согласно преданию, святой Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках (современных Салониках, которые славяне называли Солунь). Его отец и мать были тайными христианами, поэтому мальчик был крещен в потайной домовой церкви и наставлен в христианской вере. Когда отец Димитрия скончался, император Максимиан Галерий призвал юношу к себе и, убедившись в его образованности и незаурядных способностях, назначил его проконсулом Фессалоникийской области.

Димитрий должен был защищать город от варваров и всячески искоренять христианство; однако, едва приняв назначение, он начал открыто учить местных жителей христианской вере и бороться с языческими обычаями. Услышав об этом, император страшно разгневался и немедля отправился в Фессалоники; Димитрий же, узнав о его приближении, роздал все имущество нищим и предался посту и молитве, готовясь к добровольному мученичеству. Когда его привели к императору, святой смело объявил себя христианином и был брошен в темницу.

Пребывая в Фессалониках, Максимиан устроил гладиаторские бои, с удовольствием наблюдая, как его любимец, германец Лий, сбрасывает на копья воинов побежденных христиан. Ночью Димитрия навестил в темнице его ученик, юноша Нестор, и святой благословил его на бой с грозным варваром; на следующий день Нестор победил Лия, сбросив его на копья. Тогда разгневанный император повелел казнить и Нестора, и Димитрия. Святого пронзили копьями на рассвете, прямо в темнице, а тело его бросили на съедение диким зверям, но христиане отыскали его и тайно похоронили. Раб Димитрия Лупп взял окровавленную ризу и перстень мученика, коими потом начал исцелять больных.

Димитрий Солунский почил в 306 г.; в IV веке над его могилой была возведена базилика, а спустя сто лет (в 413 г.) были обретены мощи святого, которые оказались мироточивыми (отчего и сам мученик получил прозвание Мироточец). На иконах его изображали обычно в виде воина в доспехах, с копьем или мечом в руках. В православной традиции св. Димитрия вспоминают 8 ноября (по новому стилю), а в католической церкви – 26 октября.

Святой Димитрий Солунский весьма почитался у всех славян, и особенно у православных – русских, сербов, болгар. Его воспринимали как воплощение идеального воина и «отечестволюбца»; его имя связывали с ратным подвигом и поминовением воинов, павших за Родину. Нестор пишет, что когда великий князь Олег захватил Константинополь, греки приписали эту победу святому мученику: «несть се Олег, но святый Димитрий послан на ны от Бога». Во времена Золотой Орды св. Димитрия также считали заступником и помощником русских войск.

По преданию, Дмитрий Донской после тяжелой и кровавой победы в Куликовской битве в 1380 г. «положил, чтобы перед этим днем совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы». Предание это не подтверждается древними источниками, однако поминальная суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского упоминается в сборниках с XV века; в народе она называлась Дмитровкой, а также Родительской или Дедовой субботой (бел. Восеньскiя дзяды), и ее считали одним из главных поминальных дней года. Крестьяне говорили об этом дне: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут - живых блюдут», «На Дедовой неделе родители отдохнут».

Вероятно, обычай поминать в эту пору умерших родственников появился еще в языческие времена, поскольку и у других народов известны подобные традиции, связанные как раз с концом октября – началом ноября (ср. кельтский Самайн, римские «праздники мертвых» и др., а также католический День всех усопших - 2 ноября). Объясняется это, по мнению исследователей, тем, что для земледельцев души покойных предков были чем-то вроде добрых богов-покровителей, благотворно влияющих на урожай. С одной стороны, тела усопших, захороненные в земле, соотносились с зерном, которое «мертво и погребено», но содержит в себе жизненную силу, и потому должно возродиться и дать всходы. С другой стороны, души умерших возносились на небо, откуда исходило и тепло солнца, и влага дождя, и вообще «божественная благодать». Таким образом, «дзяды» фактически становились духами природы, связанными с плодородными силами земли и различными погодными явлениями. Поэтому поминальные дни вписывались в земледельческий календарь в строгом соответствии с нуждами людей: предков чествовали зимой, в пору солнцеворота (когда «возрождалось» светило и магически предопределялся будущий год), затем весной, когда возносились молитвы о плодородии полей, а завершали поминальный цикл осенью, перед зимним «умиранием» природы, когда богам и душам предков приносили благодарственные дары из нового урожая. Представление о том, что души умерших становятся частью природы и переживают все ее состояния, нашло отражение в одной из примет, приуроченных к неделе перед Дмитриевым днем: «Коли вздохнут на дедовой неделе родители [т.е. случится оттепель], то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами».

У восточных славян празднование Родительской субботы отличалось большой торжественностью и нередко начиналось еще накануне, когда хозяйка после ужина накрывала стол новой скатертью, ставила еду и приглашала предков к трапезе. В самый же поминальный день крестьяне навещали могилы своих близких и родных, совершали там панихиды, а потом устраивали угощение из традиционных поминальных блюд. Часть еды обычно уделяли «дзядам»: зарывали в землю яйца, лили кисель и брагу, оставляли на могилах блины, пироги, кашу и т.д. Вспоминали усопших и во время вечерней трапезы (у белорусов называемой «ужин по родителям»): их приглашали за стол, клали для них ложки или откладывали часть еды в особую миску. Не забывали и про отправляющих панихиды священников: попа и причта непременно одаривали и угощали (ср. народные присловья: «Не все поповым ребятам Дмитриева суббота», «Дмитрова суббота – кутейникам [попам] работа» и т.п.), причем считалось, что чем щедрее будут подношения, тем быстрее и вернее обретет душа умершего на том свете покой и отраду. Но сам обычай разделять пищу с мертвыми отнюдь не христианский; ранее он даже осуждался и запрещался церковью как языческое суеверие, однако сохранился в деревнях и селах вплоть до XX в.

В аграрном календаре Дмитров день и Родительская суббота тесно связывались с наступающей зимой. По народному замечанию, «до Родительской субботы зима не становится», но «Дмитров день – зима уж лезет на плетень», «Дмитров день перевоза не ждет». Сибиряки замечали, что «на Митрия реки замерзают». По русским приметам, «когда в Дмитров день холод и снег, то весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна теплые», «Дмитров день по снегу – и Святая (Пасха) по снегу», «Дмитриев день поголу [без снега] – Святая теплая» и т.д.

Октябрь и начало ноября считались в народе подходящим временем для свадеб, однако в период между праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) и Дмитриевым днем браков обычно не заключали, считая, что счастья в такой семье не будет. Вероятно, с этим была связана народная пословица: «До Дмитра девка хитра, а после Дмитра еще хитрей» (т.к. хочет выйти замуж).

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4309

05.11.2011, 10:57

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=99410

bytes: 7005 / 7005

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Сенатор Андрей Чернышев высоко оценил итоги работы администрации Братского района в 2023 году

27 марта мэр Братского района Александр Дубровин представил депутатам и общественности отчёт о работе администрации в 2023 году. Событие посетили председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев, депутаты Законодательного собрания региона Елена Крыжановская и Тимур Сагдеев.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

423

28.03.2024

Жильцы, на выход! Фирма Левчугова завладела зданием на Трудовой

Общежитие на улице Трудовой, 22 снова стало собственностью «Оазиса». Об этом со ссылкой на прокуратуру Томской области сообщило информагентство tomsk.ru. Неужели жильцам придётся покинуть здание? «Судом кассационной инстанции решение об отказе в иске оставлено без изменения.

Андрей Игнатьев

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесТомск

1742

28.03.2024

Супервосток – и точка

Несмотря на протесты томичей и судебные запреты, городские и областные власти подписали с Томской домостроительной компанией (ОГРН 1027000761040) соглашение о продолжении возведения домов в Супервостоке. Ранее глава региона Владимир Мазур встретился с коллективом ТДСК. Совпадение? Не думаем.

Андрей Игнатьев

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесТомск

2955

27.03.2024

Баброконтроль. «Хлеб-Соль» на Лермонтова: когда вокруг нет конкурентов, можно и полы не мыть

Побывав в «Слате» на улице Лермонтова, 275/11, мы не могли пройти мимо магазина «дочки» сети, причём расположенного практически в соседнем доме (впрочем, как во всех других местах, «Слата» и «Хлеб-Соль» ходят парами).

Алина Саратова

ОбществоЭкономика и бизнесИркутск

3835

26.03.2024

Метро зашевелилось: в Улан-Баторе запущен международный конкурс

В последнее время участились разговоры о строительстве метро в Улан-Баторе. Ранее этот процесс редко заходил дальше разговоров. Отличие же нынешней ситуации в том, что уже прошел первый тур тендера, в котором приняли участие два десятка компаний, большая часть из них – иностранные.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

3881

21.03.2024

Блогнот. История мусульманского мытарства

Некоторое время назад мусульмане Красноярска опубликовали обращение к президенту с просьбой посодействовать в предоставлении участка для строительства ещё одной мечети в Красноярске. Как известно, в Красноярске всего одна мечеть, рассчитанная на 400 человек.

Валерий Лужный

ОбществоРелигияЭкономика и бизнесКрасноярск

4058

20.03.2024

Безопасность и эффективность полетов: партнерство Mongolian Airlines и Lufthansa Technik

Сотрудничество монгольского бизнеса с ведущими мировыми компаниями в различных сферах стало трендом нового тысячелетия. С каждым годом процесс бизнес-интеграции происходит все интенсивнее. Дошло дело и до авиации Об этом Бабр расскажет в новом материале.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

4694

19.03.2024

Красноярская экология на все сто: цели достигнуты, а смог остался

В краевом Законодательном собрании обсудили реализацию национальных проектов. В том числе и программу по улучшению экологии в регионе. Руководитель Управления проектной деятельности регионального правительства Елена Брюханова рапортовала, что показатели нацпроекта «Экология» в крае достигли 100%.

Анна Роменская

ОбществоЭкологияКрасноярск

6058

14.03.2024

Монгольский судья в Гааге: новый шаг в развитии правовой системы

Монголия регулярно демонстрирует свою готовность к интеграции в глобальные процессы. Касается это и правосудия, которое считается одним из ключевых демократических институтов. В этом плане март стал знаковым месяцем для монгольского общества, правовая система которого совершила два важнейших шага.

Эрнест Баатырев

ОбществоОфициозПолитикаМонголия

6325

13.03.2024

«Марат» в Иркутске: воскрес и помер?

В январе в Иркутске в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Марат» открыли одноименный культурно-досуговый центр. Ради такого события сюда приехало множество чиновников. Начиная с губернатора Игоря Кобзева и мэра Руслана Болотова.

Георгий Булычев

ОбществоКультураИркутск

9262

11.03.2024

Рост подростковой агрессии в Новосибирске: правда или вымысел?

В Новосибирской области признают снижение количества подростковых преступлений. Это, конечно, хорошо, но отмечается другая проблема. Фиксируется увеличение числа тяжких и особо тяжких преступлений. Бабр решил разобраться в возможных причинах изменения статистики преступлений в последние годы.

Адриан Орлов

ОбществоОбразованиеОбществоНовосибирск

3102

08.03.2024

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

10353

08.03.2024

Лица Сибири

Барлуков Михаил

Грачев Михаил

Бугай Антон

Александров Александр

Белокобыльский Сергей

Гордеев Владимир

Мельников Вадим

Толстихин Дмитрий

Кондрашов Виктор

Барнаков Александр