Артур Скальский

© Российская газета

КультураМир

3294

13.11.2003, 15:14

Шопен почти не слышен

Сникерсни в своем формате!

Любая страна имеет свой культурный фон. Включишь радио во Франции - понимаешь, что Франция: поет Пиаф, звучат Бизе с Дебюсси, вся история местной музыкальной культуры в эфире. Включишь в Греции - услышишь сиртаки, в Испании - хоту. И только по российским эфирам нипочем не догадаться, куда ты попал. Ясно только, что попал в страну вульгарную, с низким вкусом и культурой настолько неразвитой, что ее как бы нет.

Поиграйте кнопками приемника - везде попса, механические ритмы и болтовня, малограмотные ди-джеи с кличками вместо имен. Этими станциями управляют не люди, а компьютерные программы, именуемые форматом. А формат имеет в виду только последний писк моды, который и прокручивается с параноидальной частотой. Все остальные пласты культуры тоже ушли в зону невидимости. Словно объемный мир стал плоским.

Ориентированный только на моду, формат унифицирует эфир. Спорадически возникавшие у нас довольно качественные радиостанции джазовой музыки быстро исчезали - не выдерживали рейтинговой гонки. Теперь форматы окончательно нивелировались, в эфире гуляют станции-близнецы, имеющие отношение не к культуре, а только к коммерции.

А с культурой как быть? Киркоровы приходят и уходят, векам остается Бетховен. У нас ведь только говорят красиво, типа "Пушкин - наше все!", а на деле Пушкина в эфире не отыщешь, "Онегина" мало кто дочитал до конца или слушал в виде оперы. Если иметь в виду, что еще в 70-х Пушкин с Чайковским звучали в каждом доме, то культура страны с той поры деградировала. И детишки растут в совсем иной культурной ситуации, именно ее воспринимая как единственно разумную.

От отсутствия культурного фона жить стало неуютно. Словно Россию оккупировала новая орда, для которой культура и традиции - пустой звук. Мутный у орды фон, мусорный и неинтеллигентный. Cостояние отечественного эфира становится проблемой не эстетической и не коммерческой, а - политической. Это вопрос престижа страны.

"Орфей" в аду

...Радио "Орфей" отключили от передатчиков. Все утро его постоянные слушатели бесплодно крутили ручки приемников, не веря своим ушам - государственное радио до сих пор казалось учреждением серьезным и защищенным от произвола. Знакомые дикторские голоса пробились в эфир только в час дня. И тогда мы узнали, что "Орфею" из 18 часов вещания срезали 7. Вообще-то отключить обещали на пять дней позже. Но торопились - надо было срочно экономить. Даже не дали вежливо попрощаться с публикой. Из соображений государственной экономии.

Экономия вещь важная. Но вот только что государство на 13 миллионов рублей увеличило дотации Московскому кинофестивалю, хотя он и прежде шиковал так, что не приснится ни Венеции, ни Торонто. А теперь заключительный ужин можно будет проводить уже не в ГУМе, а хоть в Большом театре. И алых тюльпанов, которыми усеивали Красную площадь для утехи гостей, будет уже не миллион, а, допустим, три миллиона. И на роскошное шоу в кино "Пушкинском" пригласят уже не Пупкина, а, например, Паваротти. Конечно, Канн, Берлин и Венеция обходятся без шоу, тюльпанов и царских вливаний, но у нас Россия, денег на культурные фуршеты не жалеют. Отдельной строкой в госбюджете проходит у нас фестиваль "Золотой витязь", славный тем, что пестует особую, отдельную от реальной России русскую культуру. Не жалеем денег на храмы-памятники, на пугающего нервных Петра I, на каменный зоопарк на Манежной, на издание юбилейных фолиантов в подарок высоким чиновникам.

Но вот на радио "Орфей" денег регулярно не хватает.

Большинство читателей, наверное, и не поймут, что это за радио - оно не входит в топ-десятки и в рейтингах занимает второе место снизу. Без него приспособились обходиться миллионы трудящихся, а новые поколения в испуге побегут в ближайшую пивную, услышав музыку, которую оно передает. Это классическая музыка. Бетховен, Чайковский, Шостакович с Шопеном. Опера, симфония, оратория, соната. Даже смешно. Как вскричала одна девушка, случайно заскочившая в оперу: "Это же неестественное пение!". Она уже привыкла к тому, что естественное - это когда микрофон в дыхательном горле, а кругом только эквалайзеры и эмплифайеры.

Классическая музыка, в понимании новых сильных, на шиш не нужна. Это в советские времена ее навязывали по всем программам, и публика уже дошла до того, что в концертах по заявкам заказывала этюды Шопена, не подозревая о существовании би-бопа. Но теперь ее последнее гнездовье, "Орфей", уже почти искоренен, ему оставили жить по 11 часов в сутки, и это явное начало конца.

Гении в изгнании

Дело не кажется таким смешным. "Орфей" - единственное в России радио, которое передает музыку, достойную этого наименования. Единственное радио, которое еще несет в массы культуру. Единственное радио в стране музыкальных гениев, которое пока дает им приют, - со всех других волн гениев давно изгнали.

Устыдимся, однако: в насквозь коммерческих США радиостанций, круглосуточно передающих классику, 54. Каждый город и городок, каждый крупный университет считают необходимым иметь у себя такое FM-радио - стране небезразлично, в какой культурной среде растет ее будущее. Не отстает и Европа: в одной Барселоне классических радиостанций две. По две - в Лондоне, Париже, Гамбурге. В крошечной Голландии - пять, из них одна - для музыки барокко. Радио "Барток" в Будапеште целиком содержится государством. Радио "Влтава" в Праге и "Классик-FM" в Софии передают, кроме академической музыки, фольклор и джаз. Культурное радио бережно поддерживается в отколовшейся от СССР Латвии. В Польше есть радио, передающее только Баха. Парижское "Радио Нотр-Дам" вещает, кроме классики, религиозную музыку. Есть потрясающее радио "Бетховен" в Чили. Процветает классическое радио даже в чужих, казалось бы, европейской культуре Корее и Тайване, не говоря о Японии и Китае.

Вся цивилизованная часть планеты пронизана нормальной музыкой. Потому ее и называют цивилизованной.

Все эти радиостанции работают в FM-диапазоне. Это важный момент. Советского УКВ в мире не существует - из-за низкого технического качества на нем не вещают нигде, кроме России. Давно не выпускаются приемники, способные его принимать. А так как аппаратура советских лет постепенно выходит из строя и сменяется современной, то слушать УКВ сегодня могут очень немногие. Этих немногих никто уже и не считает.

И вот, обратите внимание, именно в этом исчезнувшем диапазоне работает единственное культурное радио России. Его слушают так мало людей не потому, что не хотят, а потому, что не могут. Когда у автора этих строк сломался старый УКВ-тюнер, он, употребив все журналистские связи, лишь через полгода смог раздобыть раритетный Sony с диапазоном, "расширенном" специально для отсталой России.

Какой, спрашивается, у "Орфея" может быть рейтинг, если его искусственно держат в зоне полной неслышимости?

Но сегодня получить FM-частоту для серьезного радио, в отличие от радио попсового, почти невозможно. Много месяцев мыкается бездомный радиоканал "Культура", много лет задыхается без FM "Орфей". И скоро музыка классическая для русского уха будет звучать так же непривычно и неудобно, как китайская.

Пора вспомнить: рейтинг - не божество, а показатель сиюминутного спроса. За спросом можно гнаться, не думая о завтрашнем дне, - как это делают у нас. А можно спрос формировать, как это делают в развитом мире. Умеют формировать его и у нас - когда дело касается пива, крема для интима и туши для ресниц. Но формирование культурных навыков заменено их быстрым и хищническим истреблением. И если так пойдет дальше, то и группа "Мумий троль" скоро станет для слушателей неподъемно сложной. Обожествляющие рейтинг люди рубят сук, на котором сидят.

Форточка в дискотеке

Не стану идеализировать радио "Орфей": нищета и техническая отсталость делают его архаичным, оно нуждается в стилевом обновлении, технологическом и кадровом укреплении. Но и в таком бедственном состоянии "Орфей" остается в радиоэфире единственным очагом культуры. Последним теоретически общедоступным каналом, по которому жители огромной страны могут приобщиться к шедеврам музыки. Глотком воздуха в дымной дискотеке, которой стала Россия. Но вместо того чтобы этот очаг развивать, его душат. Душат буквально - накинув удавку липового рейтинга. Он липовый, потому что, повторяю, стереоприемников для УКВ почти нет, а реальной потребностью в музыкальной классике у нас давно не интересовались.

Как рассказала главный редактор "Орфея" Наталья Сенкова, год назад его слили с ФГУ "Российский государственный музыкальный телерадиоцентр". Обещали, что теперь все пойдет на лад, но единственным результатом слияния стало резкое сокращение вещания: серьезная музыка в российском эфире, впервые в истории, теперь звучит менее полусуток. Принимается "Орфей" едва до Урала, Сибирь и Восток страны живут без хорошей музыки. "Многие города хотели бы иметь классику в своем эфире, - рассказывает Наталья Сенкова, - но мы не имеем возможности оплачивать их передатчики, а на местах тоже не всегда могут найти на это деньги".

Второй итог слияния: у "Орфея" изъяли его фонотеку, включая ее сотрудников и звукозаписывающую студию, и передали тому же Музыкальному центру, невероятно усложнив работу радиостанции, по сути лишившейся свободного доступа к своим фондам.

Возможно, это все этапы стратегического плана, в результате которого у нас произойдет культурный рывок. Но о таком плане ничего не известно ни общественности, ни самому "Орфею". А объективно все эти шаги свидетельствуют о быстром и планомерном разрушении последнего культурного радио России.

Это приблизительно то же самое, как если бы из соображений экономии разрушить затратный Большой театр или прожорливый Эрмитаж. Музыкальное радио - не средство массовой информации, как принято считать. И не машинка для зарабатывания денег, как сказал известный радиожурналист. Это культурное пространство страны, за экологию которого в конечном итоге отвечать государству.

Валерий Кичин

Артур Скальский

© Российская газета

КультураМир

3294

13.11.2003, 15:14

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=9903

bytes: 9925 / 9862

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура"

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

1747

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

1235

26.04.2024

Бабродвиж в Красноярске: мастер-класс «Граффити. Стрит-арт», спектакль «Мне осталась одна забава» и арт-вечер «Контекст»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 27 апреля по 3 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и лекции. Арт-вечер «Контекст» 27 апреля Правобережный дворец культуры приглашает всех желающих на арт-вечер «Контекст».

Бармалей Рыбин

КультураСобытияКрасноярск

1412

26.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

4734

25.04.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Светлое и тёмное», спектакль «Женитьба» и мастер-класс «Роспись пряников»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 26 апреля по 2 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

3531

25.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «гайно», «буробить» и «подследыши»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 60 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

3192

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5629

24.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: концерт «Музыка композиторов Бурятии», спектакль «Похищение на Диком Западе» и программа «Дизайн и винил»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 25 апреля по 1 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

5063

24.04.2024

Наталия Шамина: «Академгородок – шедевр ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства»

Журналист Бабра поговорил с доктором биологических наук, председателем новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталией Шаминой. – Наталия Владимировна, когда и почему возникло желание заниматься общественной деятельностью?

Андрей Игнатьев

КультураЭкологияНовосибирск

4363

24.04.2024

Эксклюзив Бабра. Михаил Башкатов о работе в кино, актерской профессии, Томске, Москве и вдохновении

Капитана команды «Максимум» Михаила Башкатова томичам представлять не нужно. Кто-то помнит его как КВНщика, который вместе с командой в «нулевые» прославил Томск на всю страну еще раз, продолжив дело, начатое «Детьми лейтенанта Шмидта».

Анна Леро

КультураОбществоТомск

4506

24.04.2024

Монгольский павильон в Венеции: символизируя настоящее из будущего

20 апреля в Венеции стартовала 60-я биеннале современного искусства. Юбилейное мероприятие проходит под заголовком «Чужестранцы повсюду». В числе 88 стран, представленных на этой платформе, особенное внимание привлекает к себе монгольский павильон.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМонголия

11079

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

13341

23.04.2024

Лица Сибири

Кузнецов Александр

Иванов Андрей

Зелент Иван

Ли Маргарита

Матвийчук Виталий

Перегудова Валентина

Косолапов Марк

Дудин Петр

Белых Леонид

Дворниченко Виктория