Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

5471

13.10.2011, 20:42

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября (1 октября по юлианскому календарю) православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

История этого празднества восходит к 910 году, когда во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, святому Андрею и его ученику Епифанию было видение девы Марии. В то время византийская империя вела войну с сарацинами, и Константинополь оказался под угрозой. В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи поднял глаза к небу и увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву, озаренную небесным светом и окруженную ангелами. Ее сопровождали Креститель Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов. Богородица, преклонив колена у престола, со слезами начала молиться за христиан, а затем сняла с головы покрывало и распростерла его над всеми молящимися, защищая их от всех врагов, зримых и незримых. Покров Богородицы блистал «паче лучей солнечных», а Пресвятая Дева просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, попросивших ее о заступничестве. Андрей и его ученик с благоговением «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с собою, она оставила благодать, бывшую там».

В христианской традиции чудесное явление Богородицы во Влахернском храме толковалось как знамение небесного покровительства и божественной защиты города от сарацин. При этом, однако, Константинопольская церковь не отмечала это событие. Праздник Покрова Богородицы был установлен на Руси заботами князя Андрея Боголюбского, вскоре после его победы над врагами в 1164 году. Читая Житие Андрея Юродивого, князь встретил рассказ о чудесном видении святого и «помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». В 1165 г. Андрей Боголюбский выстроил всемирно известный храм Покрова на Нерли, и начиная с XII в. храмы в честь Покрова Божией Матери стали возводиться по всей Руси.

Народные представления о празднике Покрова

Праздник Покрова Богоматери, появившийся в Русской церкви и ставший одним из великих праздников, со временем перешел и к другим православным славянам. Русские духовные стихи довольно точно излагали суть этого празднества, однако в народе о нем ходили свои сказания. Например, интересная легенда существовала у болгар: якобы Пресвятая Дева некогда странствовала по земле, и в одной из деревень ей отказали в ночлеге; за это жестокосердие местные жители были наказаны пророком Ильей, который стал бросать огненные стрелы и град «величиной с голову», пустил сильный дождь, чтобы потопить нечестивых. Однако «света Богородичка» пожалела людей и спасла их, развернув над деревней свой покров, после чего тамошние поселяне стали удивительно добрыми и гостеприимными, а Пречистую Деву «стали писать на иконах покрывающею люд божий своею одеждою».

В народных представлениях славян культ Богородицы слился с культом языческих богинь плодородия, покровительниц женского пола и брака; недаром и в XIX-XX вв. русские крестьяне сближали Матерь Божию и Мать – Сыру Землю. Земля представлялась крестьянам женщиной-богиней, которую оплодотворяет Небо своей влагой (дождями и снегом), результатом чего является урожай. Зимний снежный покров, укрывающий землю, нередко соотносился со свадебным покрывалом невесты или постелью новобрачных, да и само слово - «покрыть» - могло пониматься как «соитие, половая близость». Отсюда и народное поверье, что снег, выпавший на Покров Богородицы, предвещает много свадеб и сулит молодым счастье.

Представление о том, что Покров покровительствует свадьбам, было известно у всех восточных славян. С этой поры начиналось «свадебное» время – те предзимние недели, когда в деревнях заканчивались важнейшие сельскохозяйственные работы, амбары и погреба заполнялись «новиной», появлялись и деньги от продажи нового урожая. В народе говорили: «Придет Покров, девке голову покроет», «Покров землю снегом покроет, а девку – платком» и т.п. Девицы, ложась спать накануне праздника, молились: «Мать-Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, платком», «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом» и т.п. Утром же в день праздника каждая девица бежала в церковь, ставила там свечу перед иконой Покрова Богородицы и снова молилась о скорейшем выходе замуж: «Покров – Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником», «Свята Покровонько, покрой мене головоньку, та хоть бы вже и онучею (тряпкой), най ся девкою не мучу» и пр. При этом считалось, что та девица, которая прежде других поставит свечу празднику и помолится, первой и замуж выйдет.

Чтобы поскорее вступить в брак, прибегали иногда к магическим способам. Например, в некоторых местах девицы, собравшись вместе, «строили обыденную пелену»: теребили лен, выпрядали нить и ткали из нее холст – все за один день, чтобы перед обедней в Покров принести готовое покрывало в церковь для освящения, возложить его к иконе Покрова и помолиться: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея!». Девушки на Покров одевались в лучшие наряды и красовались перед парнями, высматривая себе женихов; удобным временем для этого была праздничная служба в церкви и, конечно, посиделки.

С Покрова в русских селах начинались ежевечерние «беседы»: «Пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам». Девушки собирались в одну избу и принимались за шитье и прядение: «Зазимье пришло – засидки привело», «Пряхи с Покрова по ночам засиживают». Однако на посиделках не только рукодельничали, но и устраивали игры и пляски, причем вместе с парнями. В Покров, когда «открывали сезон посиделок», молодежь вообще не работала, а только всячески развлекалась. Иногда устраивали угощение вскладчину: девушки собирали со всех дворов продукты и стряпали общий ужин, на который вечером являлись парни, приносившие различные подарки.

Праздник Покрова считали в народе одной из зимних границ, называя его «первым зазимьем»: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима», «Покров землю покроет то листом, то снежком», «Покров не лето, Сретенье (15 февраля) не зима», «С Покрова зима начинается, а с зимних Матрен (19 и 22 ноября) на ноги встает, морозы налетают». Во многих местах на Покров ожидали первого снегопада: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», а уж если снега не будет, то это дурная примета, знак малоснежной зимы: «Покров наголе – так и Екатерина (7 декабря) наголе». По состоянию природы в день Покрова гадали о характере предстоящей зимы: «Какова погода на Покров, такова и зима», «С какого краю на Покров ветер подует, оттуда и будет дуть всю зиму», «Откуда ветер на Покров, оттуда и морозы начнутся», «Мороз на Покров – к своевременному наступлению зимы, теплая погода – к поздней зиме» и т.д.

С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: конопатили их, затыкая пазы в стенах мхом, и молились: «Батюшка-Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяев добром». Рачительные домохозяева советовали: «Чини избу до Покрова – не то не будет тепла». С этого дня начинали топить в жилых горницах печи, и когда первый раз разводили огонь, то приговаривали: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров!». Хозяйки пекли на Покров блины, и это называлось «запекать углы».

На Покров принято было «ставить скотину на зимнее житье». При этом животных обильно кормили (чтобы они не голодали зимой) и поили водой, пролитой сквозь решето (чтобы защитить от болезней). Принято было также «закармливать» скот последним снопом овсяной жатвы. Этот сноп-«пожинальник» обычно вязали из тех колосьев, что оставляли на поле «Илье на бороду»: его дожинали позднее, чем остальной овес, причем в полном молчании, и хранили на лавке в переднем углу до самого Покрова, а с наступлением праздника торжественно выносили во двор и раздавали по горсточке всем домашним животным, полагая, что это сделает скот более плодовитым, защитит животных и птиц во время зимней бескормицы, отгонит болезни и всякие напасти.

В некоторых местах обряд «закармливания» обставлялся весьма торжественно. Например, в Белозерье хозяйка на Покров вставала «до свету» и накрывала на стол: расстилала скатерть, доставала холодец и хлеб, завтракала (так как считалось, что скотину нельзя «закармливать» на голодный желудок), после чего отрезала по кусочку хлеба «для каждой скотинки», брала с собой сноп-«именинник» и шла в хлев. Там она раскладывала хлеб по всем четырем углам, сама вставала посередине, кланялась во все углы и заклинала дворовых «хозяев», чтобы они «поставили скотинку на место»: «Хозяюшко-батюшко, хозяюшка-матушка, ставлю я милова живота-скотинку на всю студеную зимку. Вы ее пойте и кормите, теплом обогревайте и спать мистечко давайте!». После этого она молча раздавала по горсточке из снопа каждому животному, причем не голой рукой, а в рукавице, чтобы скот зимою не мерз.

К Покрову заканчивалась уборка хлеба, хозяева увозили с полей последние снопы и складывали их в ригах или овинах – для последующей просушки и молотьбы. Завершалась и уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успение Богородицы) засевает, а Покров собирает», «На Покров – последний сбор плодов». С 1 октября во многих местах начинались Покровские ярмарки, распродавалась часть нового урожая, и в народе по этому поводу приговаривали: «Приспе­й товарец к Покрову, сдам на Покровской ярмарке», «Подожди до Покрова, весь долг выплачу».

С завершением полевых работ у мужского населения появлялось много свободного времени, поэтому парни и даже некоторые мужики отправлялись на заработки. В Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих. Вообще, 1 октября издревле было одним из основных сроков наймов и сделок: рабочих часто нанимали на год «от Покрова до Покрова», либо устанавливали срок от Покрова до Евдокеи, от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения и т.п. Покров был граничным сроком и в разных промыслах; например, с Покрова охотники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и прочую пушную дичь.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

5471

13.10.2011, 20:42

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=98584

bytes: 10129 / 10122

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События"

О мечте слетать на Луну, любви к себе и здоровье космонавта – Анна Кикина

22 июня 2023 года новосибирский планетарий получил имя единственной девушки в отряде космонавтов Роскосмоса, жительницы Новосибирска Анны Кикиной. Анна владеет рукопашным боем и карате, верит в инопланетян, в детстве занималась в театральном кружке и играла воплощение сказочного зла – бабу Ягу.

Арина Родионова

СобытияОбществоНаука и технологииНовосибирск

1513

12.04.2024

Мемориал литовцам снесли в Зиминском районе

Судебные приставы исполнили решение суда по сносу мемориала литовцам в селе Центральный Хазан Зиминского района. По сообщению регионального управления службы судебных приставов мемориальный комплекс был установлен незаконно.

Ярослава Грин

СобытияСкандалыИркутск

3785

10.04.2024

Возврата нет. Старейший универсам Новосибирска разобрали на фаст-фуды

Еще кот Матроскин говорил: «Чтобы купить что-нибудь ненужное, требуется продать что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». Это касается и строительства новых и не очень торговых площадок за счет уничтожения исторических магазинов столицы Сибири.

Арина Родионова

СобытияЭкономика и бизнесОбществоНовосибирск

5464

09.04.2024

«Томскводоканал» купил «Альфа-банк». Воду будем покупать под залог квартир и автомобилей?

Еще одно крупнейшее предприятие города, обеспечивающее Томск холодной водой, утекло, как эта самая вода без установленного счетчика в квартире.

Алексей Серебряный

СобытияРасследованияТомск

16034

03.03.2024

Телеграм Томска за неделю: увольнение Азанова, приезд Демешина и критика Мазура

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 18 февраля 2024 года включительно. Увольнение Азанова Павел Азанов покинул пост начальника департамента специальных проектов Томской области.

Андрей Игнатьев

СобытияОбществоПолитикаТомск

14307

19.02.2024

Прощайте, Лев Федорович! Спасибо, что вы у Томска были

Завтра, 9 февраля 2024 года, Томск проводит в последний путь бывшего депутата областного парламента и городской думы Льва Федоровича Пичурина, скончавшегося 7 февраля на 97-м году жизни.

Алексей Серебряный

СобытияПолитикаОбществоТомск

15515

08.02.2024

Эксклюзив Бабра. Евгений Ковалевский о переходе через Таиланд, смертельных опасностях и не только

Томская кругосветка продолжается. Сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин с 21 по 25 января совершили переход Батам (Индонезия) – Пхукет (Таиланд). 21 января сибиряки отшвартовались от пирса марины Нонгса Поинт (Батам), покинув берега Индонезии и взяв курс на Пхукет.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск Новосибирск

5746

31.01.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

Год непринятых решений и невыполненных обещаний. Год понаехавших и поуехавших (последних больше). Год, когда открытий было мало, а закрытий – наоборот. Весной символично закрыли молодежное пространство «Зеленая улица», но Томск все еще жив университетами.

Андрей Игнатьев

СобытияОбразованиеОбществоТомск

5721

29.12.2023

Блогнот. Томская экс-неделя

Кирилл Новожилов продает свою долю в «Томскводоканале». Так говорят близкие к томскому олигарху источники. Называется даже новый московский собственник – «Росводоканал». Ему уже принадлежит более четверти объемов рынка частных водоканалов в стране.

Андрей Игнатьев

СобытияЭкономика и бизнесПолитикаТомск

17142

15.12.2023

Дети Кроноса. Экс-прокурор Олег Бушмакин, два Сережи и Александр Мысик

Еще одна криминальная история с участием представителя структуры, обязанной бороться с этим самым криминалом, пришла к логическому завершению.

Анна Леро

СобытияКриминалСкандалыНовосибирск

7350

30.11.2023

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

22792

22.11.2023

Пятый элемент. Как в Новосибирске оказалась неучтенная книга XVI века?

Новосибирск переживает настоящую сенсацию: в процессе обследования церковных книгохранилищ обнаружена уникальнейшая книга, датированная 1570 годом, – Псалтырь с Часословцем. Выпуск этого редкого экземпляра принадлежит легендарному российскому первопечатнику Ивану Федорову.

Анна Леро

СобытияИсторияКультураНовосибирск

53155

20.11.2023

Лица Сибири

Медведев Алексей

Будуев Николай

Чубук Владимир

Ковалев Андрей

Павлюк Леонид

Космылин Адрей

Цыденов Баяр

Жилкин Вячеслав

Пшонко Елена

Шопен Виктор