Артур Скальский

© Московские новости

РелигияРоссия

2759

06.10.2003, 14:51

Путин ищет преемника Алексию II за рубежом?

"Встреча президента Путина с руководством РПЦЗ состоялась 24 сентября в здании российского консульства в Нью-Йорке. В ней приняли участие первоиерарх этой Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископы Кирилл и Гавриил.

Российского президента сопровождал архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Основная часть встречи проходила за закрытыми дверями".

Такова официальная "выжимка" визита в изложении информагентств. Что за ней?

СОВЕТНИК ПО ВОПРОСАМ ВЕРЫ

Президент Путин неплохо ориентируется в церковных вопросах. Это было замечено еще на первое Рождество, которое он встретил в должности главы государства (точнее, еще и.о.) в 2000 году. Тогда, придя в храм Христа Спасителя, он не взял в правую руку свечку, как делал обычно его предшественник, а смиренно встал на одном из клиросов. Путин умелым движением полагал на себя крестное знамение, демонстрируя неплохое понимание службы. Стало ясно: это не "подсвечник" (так иронически прозвали в Церкви Бориса Ельцина), а сознательный православный христианин.

Вскоре, когда началась президентская предвыборная кампания 2000 года, разнесся слух, что у Путина есть духовник. И это не кто иной, как известный в РПЦ ревнитель "православной государственности" и убежденный монархист архимандрит Тихон (Шевкунов). Его нынешнее место работы - Сретенский монастырь, что на Большой Лубянке (см. "Пастырь с Лубянки", "МН" N 35, 2000). Владимир Путин вполне мог стать прихожанином этой обители, когда был директором важного учреждения, расположенного на территории прихода - то есть "зоны пастырской ответственности" Сретенского монастыря. Говорят, что львиная доля православных лубянских руководителей тоже окормляется у о. Тихона. По крайней мере, своей теплой дружбы с ветеранами спецслужб лубянский архимандрит не скрывает, появляясь с ними в эфире "православно-патриотической" телепрограммы "Русский дом".

Конечно, никому еще не удалось получить подтверждения слухов о "президентском духовнике" у самого первого лица: сфера личной духовной жизни глубоко интимна. Отсюда в церковной среде, где у амбициозного о. Тихона есть немало недоброжелателей, возникло предположение, будто лубянский архимандрит попросту занимается "самопиаром", имея весьма далеко идущие планы (правда, красиво было бы, если б преемником Алексия II стал Тихон II?). Сам о. Тихон подливал масла в огонь, нигде в своих многочисленных интервью не отрицая слухов о "духовничестве".

Версия о "самопиаре" разбилась об очевидные факты. Сначала духовник повез президента к своему старцу - широко известному архимандриту Иоанну (Крестьянкину), подвизающемуся в Псково-Печорском монастыре. Потом о. Тихона заметили в ближайшей свите президента (где он был единственным священнослужителем!) во время посещения еще нескольких монастырей. Наконец, на нынешней нью-йоркской встрече с руководством РПЦЗ именно о. Тихон был единственным представителем российской стороны - помимо президента, разумеется. Заметим, что митрополит Кирилл (Гундяев), которого почти официально титулуют министром иностранных дел РПЦ, в это же самое время довольствовался ролью участника поездки Патриарха Алексия II в Эстонию...

КТО ПЕРЕД КЕМ ПОКАЕТСЯ?

Священником о. Тихон стал только в начале 90-х годов. До этого он был известен как перспективный молодой сотрудник Издательского отдела Московской патриархии. Отношение к РПЦЗ, которая тогда категорически не признавала Московскую патриархию, у будущего архимандрита Тихона было самым негативным. Например, став иеромонахом Донского монастыря, в 1992 году о. Тихон даже обвинил "зарубежников" в поджоге Малого собора этой обители. Тихон занимал тогда последовательно "сергианскую" (по имени Сергия - первого Патриарха РПЦ, избранного под контролем советской власти) позицию. Он считал, что только компромисс с властью и установление ее контроля - в известных пределах - над церковной жизнью могли "спасти" в те суровые времена Русскую Церковь. "Зарубежники", к которым тогда активно присоединялись верующие в России, естественно, рассматривали о. Тихона как одного из своих главных врагов.

Прошло десять лет. Многое изменилось как в Московской патриархии, так и в Русской Зарубежной Церкви. В последней произошло несколько расколов - и все на почве споров об отношениях этой Церкви с Московской патриархией. Отношения эти (а точнее, их отсутствие) раньше базировались на трех китах. РПЦЗ требовала от РПЦ прославить Новомучеников, пострадавших от большевиков, раскаяться в "сергианском" предательстве Церкви и выйти из "еретического экуменического движения". РПЦЗ воспринималась тогда как "историческая Русская Церковь", не оскверненная компромиссом с безбожниками. Только такая Церковь могла принять покаяние РПЦ и всего русского народа "в богоотступничестве".

РПЦЗ сегодня весьма неоднородна. В 2001 году от "зарубежников" отошли приходы, не согласные с избранием новым первоиерархом либерального митрополита Лавра (Шкурлы). Усилило этот раскол то обстоятельство, что консервативный 90-летний митрополит Виталий (Устинов) - прежний первоиерарх, подавший было в отставку по старости, - вдруг передумал и заявил о незаконности избрания митрополита Лавра. Во главе РПЦЗ оказались два взаимно не признающих друг друга первоиерарха, последователи которых называют себя, соответственно, РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В). Первые безусловно преобладают количественно и настроены на "воссоединение"; вторые - в меньшинстве и относятся к Московской патриархии непримиримо, как и их предшественники по церковной эмиграции.

ИМУЩЕСТВО - РОДИНЕ!

Встречу с президентом Путиным РПЦЗ(Л) считает своей крупной победой на пути "воссоединения". Хотя, скорее всего, инициатива этой встречи исходила от российской стороны. Садясь во главе "круглого стола" духовенства, приехавшего на встречу с президентом, Путин произнес знаменательные слова, которые в прежние времена очень насторожили бы "зарубежников": "Россия потихоньку возвращается в семью цивилизованных наций. Но думаю, что и для РПЦЗ это тоже имеет определенный смысл, потому что нет большего блага для Церкви, чем служение Родине". Вставь в это предложение эпитет "социалистической" перед словом "Родина" - и получится пропагандистское клише Московской патриархии 1940 - 1980 гг. Но нынешнее руководство РПЦЗ принимает это высказывание российского президента на "ура".

Еще президент напомнил иерархам Зарубежной церкви, что их приходы разбросаны по всему миру. В этой фразе, произнесенной в контексте "служения родине", нужно усмотреть намек на имущество царской России, которое сейчас принадлежит РПЦЗ и которое неплохо бы вернуть родине.

Что же заставляет руководство "зарубежников" идти на объединение (фактически - на подчинение) со столь долго обличавшейся ими "продажной" Московской патриархией? Казалось бы, живите себе самостоятельно за границей: имущества много, храмы еще от царской России остались, число прихожан только прибывает - поток "мозгов" из России на Запад пока не иссякает... Вот, собственно, последнее обстоятельство, то есть новые прихожане новой "волны" (какая она там - третья, четвертая, пятая?) русской эмиграции, и является решающим в этом деле. В основном это люди средних лет или молодежь, которые до выезда за границу в церковь либо вообще не ходили, либо стали ходить туда недавно. Вопросами церковной истории ХХ века, "неправды сергианства", канонами и догматами веры эти люди, в массе своей, мало интересуются. Для них храм - это русский клуб "на чужбине", а вера - в лучшем случае, способ решения моральных и психологических проблем. Никакого смысла в разделении с Московской патриархией - в храмы которой, быть может, ходили до выезда и они сами - эти люди не видят. Более того, единство с РПЦ для них - это единство с родиной. В тех местах, где есть возможность выбора церковной юрисдикции, РПЦЗ или РПЦ, такие новые эмигранты, как правило, начинают ходить в храм Московской патриархии. Отсюда - гигантский скачок числа зарубежных приходов РПЦ за последние несколько лет.

В общем, если "зарубежные" иерархи не хотят вконец растерять паству (а вместе с ней - имущество и средства к существованию), то им придется "воссоединяться". Причем РПЦ дает понять, что времени на "добровольное воссоединение" остается все меньше. Ведь в случае чего имущество можно и силой отобрать - как это было убедительно продемонстрировано в Хевроне и Иерихоне (Палестина), Баре (Италия), Оттаве (Канада), не говоря о российских приходах РПЦЗ. Руководство "зарубежников" почти зажато в угол. Так что это еще большая честь, что с ним встречается российский президент...

ИДУЩИЕ К САМОУПРАЗДНЕНИЮ

Два главных протагониста "воссоединения" - митрополит Лавр и архиепископ Марк (Арндт) - были наиболее активными участниками встречи с президентом. Первый - фигура скорее символическая, хотя многие в РПЦЗ и считают его опытным церковным политиком. Однако и в качестве символа он очень важен: еще никогда официальный глава Зарубежной Церкви не ратовал за ее фактическое самоупразднение. Архиепископ Марк, немец по национальности, - человек, который реально делает церковную политику в РПЦЗ. В этом смысле его можно считать "зарубежническим" аналогом митрополита Кирилла (Гундяева), которого, впрочем, владыка Марк недолюбливает.

Столь высокая активность именно этого "зарубежного" иерарха в деле "воссоединения" объясняется, видимо, тем, что как раз по его епархии - Германской - пришелся главный удар "гегемонии" РПЦ последнего десятилетия. Кроме того, архиепископ Марк получал богословское образование в Сербской Церкви, что привило ему определенную толику церковного либерализма и толерантного отношения к Московской патриархии.

КАДРЫ, ВОИСТИНУ

Зачем встречались иерархи РПЦЗ с Путиным - более или менее ясно. Но зачем же понадобилась такая встреча самому российскому президенту?

Очевидного ответа на этот вопрос не просматривается. Самый примитивный вариант: Путин хочет вернуть России ее имущество за рубежом. Конечно, это стремление у президента есть, однако одно оно не может быть исчерпывающим поводом для встречи. Другой вариант ответа - более "конспирологический": Путин присматривается к разным возможным кандидатурам на патриарший престол, чтобы с новым Патриархом выстроить нужную ему модель церковно-государственных отношений (не секрет, что нынешняя модель власть во многом не устраивает). Сторонники этой версии утверждают, что не за горами "воссоединительный" Собор РПЦЗ и РПЦ (возможно, он состоится уже в 2004 году). Если не на этом Соборе, то в обозримом будущем встанет вопрос о преемнике Патриарха Алексия II, состояние здоровья которого внушает все больше опасений. Требующий экономической самостоятельности Церкви митрополит Кирилл (Гундяев) не нравится очень многим в кремлевской администрации. Его возможная альтернатива - митрополит Воронежский Сергий (Фомин; он пришел на смену б олее "раскрученному" митрополиту Мефодию, отосланному в Казахстан) - сейчас почти не известен. В общем, как знать - почему бы "кандидатом власти" не стать митрополиту Лавру? Его слабая ориентация во внутрироссийских политических и церковных раскладах может быть его главным достоинством с точки зрения политтехнологов, выстраивающих ту самую новую модель церковно-государственных отношений в России.

Как бы то ни было, но исчезновение РПЦЗ с исторической сцены станет церковным итогом процесса "синтеза" наследия дореволюционной России (ее символом в данном случае является Зарубежная Церковь) и советской эпохи (Московская патриархия в своем нынешнем виде оформилась в 1943 году, на ночной встрече трех иерархов со Сталиным в Кремле). Такой "синтез" снимает вопрос о покаянии России и формально "примиряет" жертв тоталитаризма со своими палачами. Насколько это исторически честно и насколько это нравственно возможно - каждый будет судить сам.

Александр Солдатов

Артур Скальский

© Московские новости

РелигияРоссия

2759

06.10.2003, 14:51

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=9388

bytes: 11867 / 11844

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Религия" (Россия)

Блогнот. Протоиерей Ткачёв: бороды вернуть, пиджаки снять, подпоясаться – и в лапти!

Продолжая тему БРИКСА, обратим внимание на то, Кто во Что Одет? Тотальное засилие пиджаков и галстуков в классической пятерке Организации разжиживает только премьер Индии Моди.

Филипп Марков

РелигияОбществоМаразмРоссия

35474

29.08.2023

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

39127

25.01.2023

Ад пуст, все бесы здесь: РПЦ урегулирует экзорцизм

Русская православная церковь разработала проект документа для регулирования и приведения к единому порядку практик экзорцизма. Изгнание бесов — достаточно больная тема по всей России и, в частности, в Бурятии, поэтому Бабр решил разобраться в этой инициативе. Фото: patriarchia.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаПроисшествияРоссия Бурятия

37506

07.09.2022

Видео дня. Падение патриарха по милости Божией

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время освящения храма благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Новороссийске поскользнулся на святой воде и благочестивой пятой точкой пересчитал ступеньки амвона.

Филипп Марков

РелигияПроисшествияРоссия

23861

27.06.2022

Кирилл vs Франциск: оправдания патриарха перед «некорректным» понтификом

Русская православная церковь на пустом месте разжигает совершенно необоснованный конфликт между своим патриархом и его коллегой из Римско-Католической Церкви.

Филипп Марков

РелигияРоссия

21228

05.05.2022

Будда с нами, а не с ними: почему Хамбо лама молчит о сносе дацана на Урале?

Бурятские буддисты шокированы сносом единственного на Урале буддийского храма. Хамбо лама Дамба Аюшеев никак не прокомментировал произошедшее. Он готов высказываться только тогда, когда нужно поддержать действующую власть, а “незарегистрированные” буддисты для него не являются истинно верующими.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Россия

37397

31.03.2022

«Надо, Федя, надо! Берите псальтирьку». Протоиерей Ткачёв о позиции РПЦ по Украине

Митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв в своей проповеди в честь празднования Иверской иконы Пресвятой Богородицы дал оценку проводимой по распоряжению президента Путина спецоперации по демилитаризации Украины.

Филипп Марков

РелигияРоссия

31717

03.03.2022

С Божьей помощью. Патриарх Кирилл поздравил российских спортсменов с провалом на Олимпиаде

20 февраля на официальном сайте Московского патриархата был опубликован текст обращения патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором глава РПЦ поздравил российских спортсменов с успешным выступлением на XXIV зимних Олимпийских играх в Пекине.

Соня Нореман

РелигияСпортРоссия

19722

21.02.2022

Патриарх «борец за свободу» Кирилл, или QR‑коды против Божией правды

После долгого и загадочного молчания глава Русской православной церкви неожиданно чётко озвучил позицию своего ведомства по поводу законов о QR‑кодах в общественных местах и на транспорте.

Филипп Марков

РелигияОбществоРоссия

21865

28.12.2021

РПЦ о QR-кодах: все люди – дети Божьи

Хоть Русская православная церковь и не признала в QR‑кодах печать антихриста, о чём поспешила сообщить ещё летом, вводить их для посещения храмов организация не спешит.

Филипп Марков

РелигияРоссия

16633

06.12.2021

Злоключения попа Романа. Борца с коррупцией в РПЦ сослали в монастырь

В воскресенье, 5 сентября, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Новочебоксарска иерей Роман Степанов взбудоражил общественность видеообращением, которое он разместил на своём YouTube‑канале «pope Roman». Видео дня.

Филипп Марков

РелигияСкандалыРоссия

23194

08.09.2021

Видео дня. Манифест попа Романа

Настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Новочебоксарска иерей Роман Степанов на своём YouTube‑канале «pope Roman» опубликовал видеообращение, в котором призвал священноначалие РПЦ в лице патриарха Кирилла, митрополитов, архиепископов, епископов и священников, а также их близких ...

Филипп Марков

РелигияСкандалыРоссия

25232

06.09.2021

Лица Сибири

Тулубаев Вакиль

Гарцева Оксана

Апрелков Николай

Наумов Николай

Алексеев Игорь

Голенецкая Елена

Канухин Евгений

Безрядин Максим

Соломатина Татьяна

Бенчаров Никита