Артур Скальский

© Новая газета

КультураМир

5743

20.04.2011, 12:39

Ольга Седакова: Свободный ум видит истину как она есть и не беспокоится, как его поймут

Поэт, писатель, ученый об одиночестве, вере, вреде педагогики и пользе курения.

Сегодня надпредметную гуманитарную область принято называть антропологией. Есть хорошее немецкое определение — Geisteswissenschaft — наука о духе. Многие работы Павла Флоренского, Сергея Аверинцева, Михаила Бахтина относятся к этой сфере. Это не филология, это попытка проследить некоторые направления человеческого гения.

Если мой текст называется «Земной рай у Данте», надо понимать, что меня Данте волнует не в академическом и историческом ракурсе, а я думаю о том, что мне позволяет Данте и его земной рай.

Почти всегда поражаюсь себе — как посмела?.. Пушкинистика, дантология… Но в итальянских газетах писали: «Нужно было, чтобы приехал поэт из России, чтобы объяснить нам наших Данте и Петрарку». Да, я беру такие области, которым человек обычно посвящает жизнь. Моя задача увидеть Данте или Пушкина в свете Geisteswissenschaft, как одно из проявлений человеческого гения.

Хочется думать о читателях, которым это интересно. Меня всегда поражало их сходство. Это люди разных профессий, совсем не литераторы, но обладающие некоей музыкальностью. В России такие серьезные, самостоятельные, вдумчивые, как правило, занимают невысокое социальное положение. Тогда как мои западные читатели — люди того же склада, что и российские, — кардиналы, министры, ректоры университетов. Западное общество устроено по-другому. У нас такие люди никуда не поднимаются.

Читатель, слушатель, зритель — культурный феномен. Это — творческие профессии. Мандельштам одним из первых почувствовал новый смысл этих ролей: читатель, слушатель занимается сотворчеством. Это призвание становится все более редким. Пишущих, сочиняющих становится больше, чем читателей и слушателей. А пункт творчества — все равно читатель, слушатель, в которого все приходит.

Есть мнение, что аналитический склад ума мешает тому каналу, который необходим поэту, чтобы писать стихи. Поэта часто рисуют как безумного медиума, через которого кто-то говорит, и чем меньше он соображает, тем лучше. Но в Мандельштаме сочетались поэзия и аналитика. И многие поэты-романтики хорошо мыслили — вспомним хотя бы Гельдерлина, который писал о греческой трагедии, учитывая все, что знает филолог о греческой трагедии. Интуиция и сознание должны идти рука об руку. В старые самиздатские времена у меня был друг пианист, он и меня учил игре на фортепьяно, — Владимир Иванович Хвостин. Чтобы перестроиться от суетливой жизни к другому восприятию, перекрыть наше бесконечное нелепое любопытство, он играл музыкальные пьесы, например, Шумана. И это было барьером для входа в стихи, чтобы не врываться туда, не вытерев на пороге ноги.

Культ иррационального в противовес рациональному, в свою очередь, сам дошел до предела, так что стала видна малость его возможностей. Проблема диалога веры и разума есть, но не на таком уровне, что думать не надо. Все зависит от того, как понимать разум. Если под разумом понимать узкий рациональный вклад, то он с верой несовместим. Но разум бывает вдохновенный, глубокий, мудрый, который не разум уже, а ум. Ум прославляется и в Библии, и в восточной аскетике. Часто противоречия бывают между вещами поверхностными. А в глубоких вещах гораздо меньше противоречий.

Прошлое — это начатки будущего, которые часто никак не подхвачены. В каждом повороте времени выбирается некоторая возможность, а другие отставляются. Но мы всегда можем взять то, что брошено, и развить его. Многим кажется, что все магистральные пути уже раскрыты. А искать надо как раз на магистральных путях, только не там, где из гениев сделали чучело. Взять Пушкина как Пушкина, Шекспира как Шекспира. Упрощение мысли, сведение все к простым дуальностям закрывает возможности. Свободный ум видит истину как она есть и не беспокоится, как его поймут. Еще Пастернак отметил, что люди слишком педагогичны, очень заботятся о том, как передать знание. Человек, обеспокоенный педагогикой передачи знания, вырабатывает много схем. А истинная передача происходит другим образом: в каждой строчке только точки, догадайся, мол, сама. Если знание передается педагогически, будь уверен: ты выучил схему, а не получил знание. Со времен Просвещения человечество так озабочено передачей знаний по схемам воспитания и упрощения, что к сегодняшнему дню сложился образ человека, которому надо все объяснять, упрощать. И начинаешь думать — вдруг меня не поймут? Вот этот страх надо отсекать. Есть такая проверка текста. Когда это необходимое стихотворение, ты чувствуешь, что оно есть, не важно, напечатают ли его, прочитают ли. Слова уже прошли через атмосферу, пробили ее.

Может ли поэзия быть служением? Служением может быть все, в том числе уборка комнаты. Однажды моя бабушка, женщина верующая, крестьянского происхождения, сказала: «Ты все-таки счастливая. У тебя есть чем Богу угодить. Ты ему стих напишешь. А я чем угожу?» — «А ты тарелку вымоешь». У нее тарелки всегда блестели, сверкали, мне очень нравилось. «Зачем ему моя тарелка?» — «А зачем ему мои стихи?» — «И то». Спустя время все же заключила: «Нет. Стихи — это не тарелки».

Библия написана стихами, мы имеем такой поэтический образец служения. Поэту нового времени очень трудно. Пути светской и церковной культуры со времен ренессансной культуры сильно разошлись. И не отсутствие личной веры мешает желанию воспринимать поэзию как служение. А скорее одиночество, которое вошло в плоть современного искусства. Любой псалом царя Давида говорит о его частных переживаниях, и тем не менее он написан для хора. У поэта нового времени нет опоры на общее. Чтобы в прямом смысле ощущать свое служение, нужно чувствовать соборность, общность.

Нужное знание, слово нигде не потеряется. В качестве примера расскажу, как нашла самого подходящего для нашей этнологической экспедиции информатора. Мы изучали славянские языки, обряды и верования. Приезжали в села и спрашивали людей, что они думают про загробный мир, про душу. Они не знали, как к этому отнестись, не понимали: мы инспекторы или шпионы? Знали только, что эти вещи не рассказывают посторонним людям.

Как-то я пошла прятаться за поленницу, потому что женщинам было строго-настрого запрещено курить. Вдруг громкий мужской голос: «Дочка, дай затянуться». Смотрю — в поленнице кто-то лежит. Человек, у которого отрезаны руки и ноги. Родные вывозят его в поленницу, идут работать, а он лежит и ждет, что кто-нибудь сунет в рот сигарету или даст попить. Он скатился с бревен в тачку, я привезла его пред светлы очи руководителя экспедиции Никиты Ильича Толстого, и три недели, что мы там жили, он рассказывал нам интереснейшие вещи. Он не был одинок, у него был насыщенный, заинтересованный диалог с данным ему на земле местом.

Артур Скальский

© Новая газета

КультураМир

5743

20.04.2011, 12:39

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=93136

bytes: 6756 / 6682

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «тюрючок», «покоцать» и «бздануть»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 57 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

2302

29.03.2024

«Америка, мы увидимся очень скоро»: Iron Maiden пригласила монгольскую The HU в свой тур

У культовой британской хэви-метал группы Iron Maiden, которая вывела на коммерчески успешный уровень новую волну музыкального рок-движения из 70-х и породила российскую группу «Ария», на разогреве в грядущем туре The Future Past по США и Канаде будет выступать The HU — монгольская группа, которая ...

Виктор Кулагин

КультураМонголия

2429

28.03.2024

Бабродвиж в Томске: мастер-класс «Пасхальное яйцо», программа «Внеземные миры» и спектакль «Деревья умирают стоя»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 29 марта по 4 апреля жители и гости города смогут посетить концерты, мастер-классы, спектакли и литературные мероприятия.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

2985

28.03.2024

Михаил Ульянов в бронзе. Теперь и в Москве

27 марта, в Международный день театра, в парке «Михайловский сад» столичного Замоскворечья был открыт памятник великому русскому актёру Михаилу Ульянову. Высота бронзовой скульптуры на гранитном постаменте – 3,6 метра.

Филипп Марков

КультураРоссия

5435

27.03.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: интеллектуальная игра «Игромир», бранч «Традиции земледелия в Бурятии» и спектакль «Метель»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 28 марта по 3 апреля жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияБурятия

6169

27.03.2024

Бабродвиж в Новосибирске: квиз «Великолепная шестёрка», концерт «В дорогу с музыкой» и балет «Щелкунчик»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 марта по 2 апреля жители и гости города смогут посетить концерты, мастер-классы, спектакли и литературные мероприятия.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

8621

26.03.2024

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

6998

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9353

25.03.2024

Мастер кинокадра. К 80‑летию Юрия Клименко

Если картина была неинтересна – я за неё не брался. Юрий Клименко В его операторской фильмографии более 50 работ, среди которых культовые картины Киры Муратовой, Георгия Данелии, Сергея Соловьёва, Станислава Говорухина, Алексея Учителя, Алексея Германа.

Филипп Марков

КультураРоссия

15599

25.03.2024

Русская классика на монгольском: гармония слов и звуков

В Улан-Баторе прошла презентация уникального сборника стихов поэта Федора Тютчева. Мероприятие состоялось в торжественной обстановке Русского дома. Уникальность же сборника заключается в том, что его содержимое не только переведено на монгольский язык, но и озвучено ведущими монгольскими артистами.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМонголия Россия

3647

25.03.2024

Пушкин против «Пассажира». Неправильный уикенд в ожидании «Летучего корабля»

Старт в прокате отечественной военной драмы «Позывной „Пассажир“» не впечатлил. Тем не менее благодаря 2 073 экранам фильм Ильи Казанкова с Антоном Шагиным в главной роли сумел забраться на третью строку чарта, став лучшей премьерой выходных. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

6765

22.03.2024

Бабродвиж в Красноярске: мастер-класс «Глухарь и карась», балет «Жизель» и квиз «Читая Пушкинские строки»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 марта жители и гости города смогут посетить мастер-классы, викторины и спектакли.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

9731

22.03.2024

Лица Сибири

Аксаментова Ольга

Матхеев Василий

Киланов Анатолий

Штерман Ирина

Пушкарев Иван

Якобсон Юрий

Лоншаков Александр

Подшивалов Игорь

Мичурина Наталья

Торгунаков Геннадий