Наталья Зайцева

© Русский репортер

ОбществоРоссия

2232

20.02.2011, 14:18

Взрыв расширяет сознание

Каких школьников может воспитать современное искусство.

Школа как школа. Взрывы смеха у раздевалки. Ученики, передвигающиеся по коридорам небольшими группами. Форменные жилетки поверх разномастных футболок. Крики: «Полина дура!» и «Аслан, ты че, больной?»

При этом в рекреации на втором этаже — пазл размером где-то четыре на четыре метра из огромных кубов с абстрактными разводами на них.

— Вась, разбери пазл, пожалуйста! — Автор инсталляции Марина Звягинцева ловит своего помощника. — Они [школьники] уже снова его собрали. Причем, кажется, правильно.

— У нас около двухсот объектов, мы их неделю возим сюда, и школа их поглощает, — говорит она позже. — Мы в шоке: как будто здесь это всегда висело, стояло, было! Мне нравится, что с ними ничего не происходит, их никто не ломает — их только изучают.

На другом этаже в такой же рекреации весь пол выложен раскрытыми книжками. Это «Море знаний» — метафора того, сколько книг придется перелопатить за десять лет каждому, кто пришел в школу. Пара из них открыта на цветных репродукциях русского искусства. Замечаю «Троицу» Андрея Рублева.

Один из кураторов экспозиции «Спальный район. Открытый урок» — Юрий Самодуров, осужденный за выставки «Запретное искусство» и «Осторожно, религия!». Пригласить его в качестве куратора после этого осмелился только центр образования № 109, больше известный как «школа Ямбурга». Ее директор Евгений Ямбург — педагог, общественный деятель и автор новой модели адаптивной школы (в 2010 году он возглавил десятку самых авторитетных учителей России по рейтингу «РР»). Сейчас по всей его школе стоят, висят и лежат самые острые, сложные и спорные вопросы сегодняшней российской действительности — в самом буквальном смысле.

В спортзале висит огромный соцреалистический Путин в кимоно. Это «Гений дзюдо» Дмитрия Врубеля, наловчившегося изображать политиков подчеркнуто многозначительно и оттого издевательски. Работа идеально вписалась в пространство между шведской стенкой и баскетбольным кольцом — именно так выглядят школьные плакаты типа «Быстрее, выше, сильнее!». В кабинете ОБЖ — объект, который не сразу отличаешь от методических материалов: два противогаза, соединенных одной трубой. Это «Необходимость» Алексея Дьякова. Работа Игоря Шелковского «Спецназ» — огромные деревянные люди, идущие по коридору двухметровыми шагами. За спиной у деревянных солдат пацаны лет шестнадцати энергично мутузят друг друга.

Классные мемуары

Я брожу по школе, разыскивая ученика, чью работу кураторы включили в экспозицию наравне с произведениями звезд современного арта вроде Александра Бродского, Николая Полисского, Константина Звездочетова и «Синих носов». Ученик по имени Павел Джонаттан Пухно Бермео сделал реди-мейд «Классные мемуары» — вывесил все свои дневники с 1-го по 10-й класс так, чтобы их можно было листать. Получилась типичная летопись школьной жизни с оценками за четверть, пометками «Безобразное поведение!» и просьбами к родителям сдать деньги на что-то необходимое.

У Павла Джонаттана сейчас физика. Прикладываю ухо к двери кабинета и вдруг слышу: «…потом они выходят на Манежную площадь!» Включаю диктофон — он записывает, как учитель, прерывая свою речь выразительными паузами, рассуждает:

— …Вот я так подумал — что было бы, например, на Кавказе с вольным художником, который набросал бы на пол в школе мусульманские святыни и запустил бы детей — возможно, приехавших из другой страны — бегать ногами по этим святыням? И когда мне говорят: «Ну есть же в выставке что-то хорошее!», я отвечаю: «Да, бывают такие люди, которые сначала пнут кошку, а после этого крошат мякиш голубям». Вы вправе со мной не согласиться. — В классе слышится смех. — Я даже не буду спрашивать, как вы считаете, допустимо ли ходить ногами по иконам… Они нам говорят: «Никто не просит детей ногами по этому ходить». А мы им: «Извините, гос­пода, вообще-то рекреация — это территория детей, а не вашего странного искусства». Ладно, че-то меня не туда потянуло. Открыли задачники…

Я стучусь, заглядываю в класс и прошу отпус­тить на несколько минут молодого художника Павла Джонаттана Пухно Бермео.

— Вы начала не слышали, а это он на самом деле о толерантности говорил, — объясняет мне художник-десятиклассник. — Что если ты относишься так к собственной культуре, то что уж говорить об отношении к культуре других народов, например тех же кавказцев? Ее не уважают… У нас никто не выходил на Манежную площадь, у нас таких нет.

У Павла Джонаттана мама из Эквадора, а папа русский. Он ведет меня по школе, показывает работы других учеников, стучится в кабинет:

— Можно я быстро работу покажу журналисту?

— Только тихо, у нас экзамен идет, — отвечает учитель.

Мы проходим между партами к объекту лучшего друга Паши — Васи Кармазина. Это инсталляция «Тяга к знаниям»: учебники подвешены на нитках к потолку, под ними на картонке — формула притяжения.

Еще Василий и Павел Джонаттан помогали художникам-профессионалам. Мы подходим к инсталляции «Учение — свет»: парты стоят в рекреации напротив окна, от парт тянутся нити, привязанные к окнам, как будто лучи света. Павел показывает на вторую часть инсталляции — картину, на которой изображен класс с учениками: в ее полотно вкручены настоящие лампочки.

— Эту картину рисовали мы с Васей. Художница рассказала идею, дала основу и фотографию…

Павел Джонаттан окончил художественную школу, а сейчас занимается в школьной изостудии. Он собирается поступать в архитектурный, его друг Вася — в полиграфический на иллюстратора. В современное искусство они пришли еще в прошлом году, когда все тот же Юрий Самодуров проводил в школе выставку «Ручная книга».

— Идея была в том, что все художники делали книги вручную. Наша с Васей книга называлась «Я и ты». Он писал одну часть — историю клоуна, который в своих снах видит бродячего гитариста. А я — историю этого гитариста. Книга о смысле жизни, о выборе чего-то, что действительно тебе приятно, а не того, что ты делаешь по прихоти другого. Книга была поделена пополам: на черном фоне моя история, на белом — его. При этом, прочитав историю одного, но не прочитав историю другого, вы бы никогда не поняли смысла книги.

Я спрашиваю, как он относится к той работе с раскрытыми на полу книжками, о которой говорил его учитель физики.

— У меня был такой спор с Самодуровым, — говорит Павел Джонаттан. — На входе в школу, где сейчас стоит «Ежедневник» (инсталляция Марины Звягинцевой из облегченного бетона — огромный пустой ежедневник с кольцами. — «РР»), я хотел сделать большую книгу из всего этого подиума. Потому что есть пословица: «Книга — мост в мир знаний». Но Самодуров объяснил, что, по его мнению, кощунственно ходить по книге. А здесь он посчитал, что никто не наступит на раскрытую книгу.

— А есть еще на выставке работы, которые учителя принимают неоднозначно?

— Споры вызывает «Пантеон школьных героев» в кабинете литературы. Там висят портреты классиков, поверх которых нарисованы шаржи. Жуковскому пририсованы рога и лапки жука… Мой учитель литературы говорит, что это вандализм, и даже хотел отказаться работать в этом кабинете. А моему другу Васе очень нравится. Он говорит, что эта работа будоражит.

На перемене встречаю в коридоре Юрия Самодурова — он идет к кабинету литературы вешать объявление, что «Пантеон школьных героев» переехал в другой класс. До литературы он так и не доходит, потому что я рассказываю ему о реакции физика на «Море знаний».

— Давайте посмотрим — какой этаж, не помните? — Самодуров ведет меня к «Морю…».

Подходим к книжкам, разложенным на полу.

— Ну, где иконы? — запыхавшись, спрашивает он.

Я нахожу шапку Мономаха, церковь Покрова на Нерли и несколько лубочных картинок.

— Нам абсолютно неважно было, на какой странице раскроется книга — на древнерусском зодчестве или на арифметической задаче. Все это элементы образования, — говорит Самодуров. — Естественная и простая метафора — сколько книг придется прочесть в школе. Если человек этой метафоры не понимает, надо ее объяснить. А если понимает и ищет какой-то скрытый смысл — число зверя и так далее, — это проблема недобросовестной и злонамеренной интерпретации. И еще: мне казалось, что, когда мы только положили эти учебники, страниц с фотографиями икон было три-четыре. А когда я пришел к этому «Морю…» вчера вечером, книг с такими страницами появилось штук двадцать. Я поползал и позакрывал их. Мне вот и сейчас, когда с вами пошел, было интересно: пооткрывали, чтобы публично ужасаться, или не успели.

Свет и тьма

Мы все-таки идем вешать объявление о переезде «Пантеона школьных героев».

— Здесь в школе целая драка из-за этой работы! — объясняет Самодуров. — Учитель литературы сказал: «Это невозможно, это гадость, я в этом классе жить не могу».

Из кабинета выходит учитель литературы, передергивает плечами и удаляется. Юрий Самодуров показывает ему вслед язык и заговорщицки шепчет:

— Пойдемте, я покажу вам «Пантеон…».

Мы направляемся в кабинет информатики, куда перевесили портреты литераторов, изрисованные художницей на манер школьных шаржей в учебниках. Некоторые отсылают к биографиям писателей: у Достоевского в зрачках карточные бубны и пики, у Маяковского на щеке два отпечатка губной помады, рядом с ним Есенин — зацелованный весь. Борис Пастернак превращен в корнеплод, а у Ивана Шмелева из ушей растут крылья шмеля. Для Пушкина и Блока — собирательный портрет с чертами того и другого и подписью: «Блокпушкин».

Говорят, наутро после того, как вывесили эту работу, ученики написали на доске: «Это говно», а младшие школьники сказали учителю, что они тоже так могут.

— Что должен был сделать учитель? — говорит Юрий Самодуров. — Он должен был напомнить ученикам Маяковского: «Сбросим с корабля современности…» Вспомнить анекдоты Хармса про Пушкина, игровую литературу. Ведь автор (художница Анна Броше. — «РР») ему добросовестно объяснила смысл своей работы. Но когда она с ним разговаривала: «Ну, миленький, вспомните Хармса», он так стал наезжать на нее …

— Вы видели эту работу? Тогда какие ко мне воп­росы? Кроме агрессии это ничего не вызывает, — заявляет мне учитель литературы Виктор Николаевич Мухин. — Шестой класс сидел пол-урока как пыльным мешком прибитый. Они решили, что это десятиклассники нарисовали. А что я им должен был объяснять?

— Что есть игровая культура, Хармс. Что Маяковский хотел сбросить с корабля современности…

— Не надо примазываться к авторитетам и классикам! Не знаю, каковы цели этого художника, но способ достижения возмутительный. Ученики сразу сказали: «А почему она себя не разрисовала? Свою мать, своих родственников?» Чему мы их учим? Вот этому издевательству? Копанию в грязном белье?

— Там есть и осмысленные вещи. Достоевский…

— А что вы увидели в Достоевском? Вы кончали филфак?

— Нет, но я знаю, что Достоевский был отчаянный игрок, и увидела намек на это в его зрачках…

— А я увидел дьяволизм. И сатанизм! У вас в биографии все гладко? Нет. И у каждого человека так. Мы ценим писателя не за то, что он был игрок, а за его произведения.

— Но для него эти страсти были важным моментом, он преодолевал…

— Кто преодолевал — Достоевский? Ха-ха. Вы были в Баден-Бадене? Видели казино, где он играл?.. Так что я не хочу говорить на эту тему. Это не сфера моей деятельности. Если это висит в музее, я повернулся и вышел, но находиться пять дней в этой порнографии я не желаю.

— А в целом выставка вам так же неприятна?

— Почему? Некоторые произведения, например «Учение — свет», просто потрясающие. И получалось, что из этого света я каждый раз входил в этот Тартар…

Делай, что хочешь

В школьном туалете тоже спорят о границе между искусством, провокацией и вандализмом.

— Это что, искусство? — говорит девочка лет тринадцати своей подруге. — Я так не считаю!

— А грачи тебе тоже не понравились? (Инсталляция «Грачи прилетели» Николая Полисского — деревянные скульптуры во дворе школы. — «РР».)

— Да они страшные! Черные мертвые птицы, ужас.

Такое бурное обсуждение не вызывала ни одна из выставок в центрах современного искусства вроде «Винзавода» или «Гаража». При этом школьная экспозиция составлена из работ по-настоящему именитых художников. В одной из раздевалок — «Очаг» Александра Бродского, в столовой — «Кухонный супрематизм» группы «Синие носы», в стоматологическом кабинете — «Иван Грозный» фотохудожника Сергея Браткова (царь-тиран изображен именно в стоматологическом кресле). Художники предоставили свои работы бесплатно, а привезено и установлено все было за счет директора школы Евгения Ямбурга. Он потратил на эту выставку 110 тыс. рублей своих личных денег, заработанных лекциями.

— XXI век будет жестким. — Ямбург сидит у себя в кабинете, курит сигару и объясняет, почему спорная выставка — это хорошо. — Будет огромное количество вызовов и угроз, и терроризм — лишь одна из них. Чтобы эти проблемы решать, потребуются люди внутренне свободные. Педагогическая задача на ближайшие десятилетия — координированный рост свободы и ответственности личности. Не может быть будущего у страны, где нет творческих людей, людей не боящихся, но очень ответственных. Кому-то кажется, что лучше их построить в колонны и этим решить проблему, но это не так. Несчастные дети, которые бесчинствуют на площадях, — это оттого, что мир сведен к каким-то мифам, однозначным, тупым. Но у Блаженного Августина есть замечательная формула: «Возлюби Бога и делай что хочешь». Это не в смысле «что хочу, то и ворочу». Но если ты любишь Бога, ты гадости не сделаешь.

Удивительно, но в школе Ямбурга эта формула работает. Десятиклассник спокойно просит разрешения зайти в чужой кабинет во время экзамена, пятиклассники запросто забегают в учительскую и даже пишут на доске «говно», а директор в ответ предлагает им написать эссе на тему «почему это говно».

— Жизнь не очень радостная: то теракт, то Манежная площадь, — продолжает Ямбург. — Но надо уметь радоваться и в этой жизни. Надо научить радоваться, а для этого надо уметь смотреть и слушать. И вдруг оказывается, что формула «из какого сора» относится не только к стихам: красива может быть и сантехническая труба. К тому же дети должны творить, а современное искусство позволяет творить каждому: оно концептуально. Ну и, наконец, пусть дети посмотрят на нормальных людей, у которых в глазах не только блеск бакса: школьники же общаются с художниками, художники проводят мастер-классы… Вместо лекций о современном искусстве, от которых иногда хочется повеситься, пусть посмотрят на это искусство глаза в глаза.

В холле у выхода — стул, сиденье и спинка которого — огромные канцелярские кнопки. Шипами, естественно, наружу. Мне в этом видится отличная метафора школы как института: контроль учителей в сочетании с постоянным стремлением учеников нарушать порядок самым запретным образом. Что-то похожее происходит и в современном искусстве: с одной стороны, узкие рамки, навязываемые искусствоведами, с другой — эпатажные выходки художников, от работ, эксплуатирующих религиозные образы на выставке «Осторожно, религия!», до акций группы «Война» с нарисованным на мосту фаллосом.

— Понятно, что современное искусство — это всегда провокация, взрыв, — говорит Ямбург, затягиваясь сигарой. — Но этот взрыв расширяет сознание.

Наталья Зайцева

© Русский репортер

ОбществоРоссия

2232

20.02.2011, 14:18

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=91817

bytes: 15245 / 15162

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

2873

05.04.2024

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

18032

08.03.2024

Инсайд. Болевой синдром «Почты России»

Думаю, что буду близок к истине, если скажу, что «Почта России» – один из главных болевых синдромов всех населенных пунктов. Куда бы я не приезжал, везде слышу примерно одно – почтовые отделения либо закрываются, либо уже закрыты.

Кирилл Богданович

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск Россия

12558

21.02.2024

Леса Монголии под угрозой: выживание в условиях климатических изменений

Экологические исследования на территории Монголии стали тенденцией. Многие из них имеют международный статус и затрагивают интересы не только Монголии, но и ее соседей. В этом материале Бабр расскажет о результатах совместной российско-монгольской работы, посвященной лесам пограничных территорий.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия Россия

12541

14.02.2024

Важная информация для туристов: о работе пограничных переходов Монголии в Цаган Сар

Вся Монголия готовится к Цаган Сару. В период празднования большая часть населения покидает города и на несколько дней уезжает к родственникам в сельскую местность. Это сказывается на деятельности подавляющего числа коммерческих и общественных организаций, а также госучреждений.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмМонголия Россия Китай

6058

06.02.2024

Свинина под санкциями: российская продукция на пути в Монголию

В условиях санкций российские производители свинины ищут альтернативные рынки сбыта. Одним из перспективных направлений является Монголия, где с производством собственной свинины не все хорошо.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмЭкономика и бизнесМонголия Россия

18911

17.01.2024

Блогнот. О яйце и курице

Яйца несут курицы. В стране не хватает не яиц, в России не хватает несушек. Завозить в страну надо цыплят, инкубаторы и т.п., а не яйца заимствовать у Эрдогана или Лукашенко. Яйца – это временное решение, несушки – постоянное.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск Россия

17815

09.01.2024

Сила паспорта: место Монголии в рейтинге безвизовых отношений

Бабр продолжает рассказывать о различных международных рейтингах и месте Монголии в них. В этом материале речь пойдет о паспортах и возможности их владельцев путешествовать по миру без виз. Авторитетный специализированный интернет-портал VisaGuide.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмМонголия Россия

6656

08.01.2024

Без вина, но после выборов: рост акцизов перенесён на май

Впервые за последние несколько лет 1 января не произойдёт повышения цен на алкогольную продукцию. Ни на вина с шампанским, ни на водку, ни на так называемые элитные напитки. Казалось бы, позитивная новость, однако мы живём в России, поэтому радоваться преждевременно.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

35569

20.12.2023

Ликвидация приграничных пожаров: огнеборцы России и Монголии проводят совместные учения

В Кызыле 10 августа начался совместный учебно-методический сбор специалистов МЧС России и монгольских пожарных из пяти аймаков. Главная цель занятий — взаимодействие в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий на приграничной территории.

Денис Большаков

ОбществоМонголия Россия

2560

11.08.2023

Зачем платить больше? Лучшие водки, ликёры и настойки года

В мае в Москве прошёл XVI Международный дегустационный конкурс «Лучшая водка 2023». Конкурс «Best Vodka/Лучшая водка» учреждён в 2008 году Коммуникационным Агентством «MACRO event», специализирующимся на проведении отраслевых премий и конкурсов.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

30533

19.06.2023

Новое возрождение адамитов

Пишут, что в Риге, на сцене музея театра им. Эдуарда Смильгя, кстати Народного артиста СССР, состоится спектакль венгерских постановщиков «Позвольте мне увидеть природу».

Дмитрий Верхотуров

ОбществоКультураИсторияМир

37117

11.06.2023

Лица Сибири

Цубсберг Виктор

Будаева Светлана

Лабыгин Андрей

Гага Владимир

Крастелев Роман

Жбанов Андрей

Безрядин Максим

Полухин Сергей

Емелин Алексей

Клюкин Александр