Артур Скальский

© Ежедневный журнал

ОбществоРоссия

4641

29.03.2010, 10:37

«Процесс»: участники и свидетели

25 марта состоялась церемония открытия выставки «Процесс» — проекта, подготовленного «Ежедневным журналом» на территории дизайн-завода FLACON. В течение полугода «Ежедневный журнал» раз в неделю публиковал комиксы, в которых художник Александр Котляров запечатлевал особенно яркие и безумные ситуации, возникавшие в Хамовническом суде на процессе по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Теперь же куратор Антон Литвин создал на основе этих комиксов зловещее и странное пространство Процесса, наполнив его огромными фигурами и перекрикивающими друг друга голосами.

На открытии побывали политики, правозащитники, адвокаты, искусствоведы и другие небезразличные люди. «Еженедельный журнал» публикует выступления участников проекта и мнения гостей.

Александр Котляров, художник:

Мне представилась возможность в рамках данного проекта решить стилистическую и пластическую задачи. Стилистическую — введя в пространство комикса репортажный жанр. Реальные события, происходящие условно в «реальном времени», впервые становятся сценарной основой комикса. Равно как и комикс впервые становится формой для репортажной журналистики. Пластическая задача вытекает из стилистической: это графические, композиционные и ритмические решения как отдельных блоков общей картинки, так и каждого ряда из четырех картинок; использование характерной жанровой атрибутики, традиционных для жанра ракурсных решений, кадрирования, шаржевой стилистики, графических динамических акцентов; особая работа с цветом — на стыке колористики и семантики. И уж совершенно пластическая задача — это «статическая анимация»: движения, мимика, конфликты персонажей, жесты, ракурсы и даже трансформация некоторых героев в меру их эмоциональной вовлеченности в ситуацию.

Антон Литвин, куратор:

Выставка виделась как проект, вышедший за пределы политического комикса. Очевидно, что проект перерос эти масштабы, что он потенциально гораздо более мощен, ярок и интересен. Площадка, как мне кажется, самая подходящая в Москве для этого проекта, начиная с температуры в помещении (она невысока) и заканчивая устройством самого помещения (один зал с низким потолком, другой — с высоким). Мне советовали сходить в суд, чтобы ощутить атмосферу процесса. Но мне казалось, что куратору правильнее, наоборот, как бы опосредовано участвовать в этой истории через иллюстрации Александра Котлярова — яркие, выразительные и характерные.

Анатолий Голубовский, искусствовед, один из авторов идеи:

Забавно, что открытие выставки совпало с Днем работника культуры. Я считаю, что это хороший подарок работникам культуры. В последнее время они не очень-то занимаются реальной жизнью, а предпочитают заниматься тем, что с реальной жизнью не вполне связано. Эта выставка, конечно, посвящена не только процессу по делу Ходорковского и Лебедева. Мне приходилось бывать на нескольких процессах, которые проходят сейчас, например, на процессе по делу выставки «Запретное искусство-2006», организованной Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым. На этих процессах происходит примерно одно и то же. Всему тому, что происходит сегодня в судах, и посвящена эта выставка.

Борис Немцов, «Солидарность»:

Хочу, чтобы эту выставку увидели не только неравнодушные оппозиционеры, правозащитники, журналисты, но и Путин с Медведевым, олигархи, вороватые чиновники, Лужков с Батуриной. Чтобы они понимали, какую нечеловеческую систему они создали и что рано или поздно они сами могут оказаться в этой молотилке. Нашей клептрократии хорошо знакома русская пословица «от тюрьмы и от сумы не зарекайся», поэтому, думаю, они бы с интересом посмотрели выставку. Выставка мне кажется очень своевременной. Ведь «басманное правосудие» касается не только процесса Ходорковского и Лебедева, а вообще всего, что творится в наших судах. Неплохо было бы, чтобы власть знала, что там творится.

Елена Лукьянова, адвокат Михаила Ходорковского:

То, что художники рисуют этот процесс, важно для всех нас, потому что рисунки будут сохранены и войдут в историю. Очень надеюсь, что когда-нибудь мы будем студентов юридического факультета учить по каталогу этой выставки, как не надо делать. Он станет своего рода антиучебным пособием. Сотни, тысячи людей совершенно беззащитны перед жесткой правоохранительной системой, перед государственной машиной. Надеемся, что выставка поможет исправить сложившуюся ужасную ситуацию.

Гарри Каспаров, ОГФ, «Солидарность»:

Бывают моменты, когда смех остается единственным оружием. Наверно, только так можно бороться с тем абсурдом, с той давящей атмосферой, которая заволакивает зал суда. Хотелось бы, чтобы многие смогли посмотреть эту выставку и проникнуться трагикомизмом происходящего. При всем трагизме ситуации очевиден и ее комизм. Неслучайно в зале суда многие не могут сдержать смех, слушая абсурдные заявления, видя презрение к логике, которым насыщены речи прокуроров, глядя на жалкую, раздавленную масштабом происходящего фигурку судьи. Все это в представленных работах проявляется. Но как бы искусно ни был составлен гротеск, те, кто бывает в зале суда довольно часто, знают, что до оригинала он все равно недотягивает.

Владимир Краснов, адвокат Платона Лебедева:

По-моему, это во всех смыслах очень интересная и с большим вкусом сделанная выставка. Помимо таланта художника, очень удачно решен интерьер, о котором можно говорить отдельно как о своеобразной аллегории всего того, в чем мы живем сегодня. Было интересно увидеть и свое собственное изображение.

Евгения Альбац, The New Times:

Я согласна с той мыслью, что об абсурде очень трудно писать. Поэтому и существует абсурдизм как направление искусства. Журналисты испытывают колоссальные трудности, когда им нужно вести репортаж из суда над Ходорковским и Лебедевым. Мы понимаем, что это абсолютно принципиальный процесс. Первый процесс над Ходорковским и Лебедевым привел к фиксированию авторитарного режима в стране. Права частной собственности здесь больше не являются священными, независимого суда больше не существует. Это принципиальные изменения. Совершенно понятно, что если Ходорковский и Лебедев будут осуждены по второму процессу, то это будет означать, что мы в известной мере вернулись к сталинским процессам, когда в основе обвинения лежал абсурд. Их обвиняют в том, что они украли всю нефть, тогда как в первом процессе их обвиняли в том, что они не заплатили налоги с той нефти, которую, согласно обвинению во втором процессе, они украли. Этот абсурд на выставке отражен. Я ходила и внимательно читала тексты, мне было очень интересно даже просто читать, потому что эти тексты сами по себе — классика абсурдизма, какая-то новая реальность. Если бы эта новая реальность не возникала у нас в отечестве, все было бы ничего. Но беда в том, что мы живем внутри этого абсурда, это часть нашей жизни.

Ирина Ясина, экономист:

Нам все кругом говорят, что людям все равно, а кому не все равно и кто помнит, те боятся. Говорят, что процесс Ходорковского и Лебедева — абсолютно маргинальная тема. Может быть, она маргинальна для чиновников, которые хотят, чтобы она оставалась где-то на обочине. Здесь же видно, что эта тема совершенно не маргинальна. Для молодых, креативных, веселых это — самый настоящий мейнстрим, о котором надо думать. Маразм, который на наших глазах происходит, получает ровно то художественное воплощение, какое надо. Мера маразма крепчает, а воплощение становится все более и более классным.

Дмитрий Зимин, Фонд «Династия»:

Начну с критики. Нам заявляют, что это выставка комиксов художника. И нигде не сказано, что эти тексты не придуманные, что они принадлежат не художнику, а участникам процесса. В это трудно поверить, но это реальные фразы! Думаю, что ценность этой выставки с годами будет возрастать невероятно. Это достойный документ, эпохальное событие, которое окрасит всю историю нашего времени.

Андрей Толстой, искусствовед:

Мы присутствуем при очень интересном процессе возрождения русской политической карикатуры, политического рисунка, жанра, которого у нас уже много лет не существует за исключением каких-то редких проявлений на отдельных сайтах. Очень интересны фигуры и силуэты, как будто вырезанные из комиксов. Они сразу приобретают необыкновенно весомую, зубодробительную мощь, которая противоречит изначальной некоторой искусственности, случайности этих образов. Стилистика комикса, казалось бы, эфемерная, вместе с монументальными формами приобретает новые качества. Очень удачно выбрано пространство — как первый зал с фигурами, так и второй, где некоторые персонажи выглядывают с хоров. Прекрасное дизайнерское и архитектурное решение.

Фотографии в тексте — Анастасия Олендская

Фоторепортаж Сергея Лойко


Художник Александр Котляров


Куратор выставки Антон Литвин и генеральный директор "Ежедневного журнала" Ольга Пашкова


Последние штрихи


Выставка открыта


Гарри Каспаров, ОГФ, «Солидарность»


Главный редактор "Ежедневного журнала" Александр Рыклин и Борис Немцов, «Солидарность»

Артур Скальский

© Ежедневный журнал

ОбществоРоссия

4641

29.03.2010, 10:37

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=84807

bytes: 10863 / 8941

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

2332

05.04.2024

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

15810

08.03.2024

Инсайд. Болевой синдром «Почты России»

Думаю, что буду близок к истине, если скажу, что «Почта России» – один из главных болевых синдромов всех населенных пунктов. Куда бы я не приезжал, везде слышу примерно одно – почтовые отделения либо закрываются, либо уже закрыты.

Кирилл Богданович

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск Россия

12495

21.02.2024

Леса Монголии под угрозой: выживание в условиях климатических изменений

Экологические исследования на территории Монголии стали тенденцией. Многие из них имеют международный статус и затрагивают интересы не только Монголии, но и ее соседей. В этом материале Бабр расскажет о результатах совместной российско-монгольской работы, посвященной лесам пограничных территорий.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия Россия

12448

14.02.2024

Важная информация для туристов: о работе пограничных переходов Монголии в Цаган Сар

Вся Монголия готовится к Цаган Сару. В период празднования большая часть населения покидает города и на несколько дней уезжает к родственникам в сельскую местность. Это сказывается на деятельности подавляющего числа коммерческих и общественных организаций, а также госучреждений.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмМонголия Россия Китай

5548

06.02.2024

Свинина под санкциями: российская продукция на пути в Монголию

В условиях санкций российские производители свинины ищут альтернативные рынки сбыта. Одним из перспективных направлений является Монголия, где с производством собственной свинины не все хорошо.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмЭкономика и бизнесМонголия Россия

18795

17.01.2024

Блогнот. О яйце и курице

Яйца несут курицы. В стране не хватает не яиц, в России не хватает несушек. Завозить в страну надо цыплят, инкубаторы и т.п., а не яйца заимствовать у Эрдогана или Лукашенко. Яйца – это временное решение, несушки – постоянное.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск Россия

17723

09.01.2024

Сила паспорта: место Монголии в рейтинге безвизовых отношений

Бабр продолжает рассказывать о различных международных рейтингах и месте Монголии в них. В этом материале речь пойдет о паспортах и возможности их владельцев путешествовать по миру без виз. Авторитетный специализированный интернет-портал VisaGuide.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмМонголия Россия

6571

08.01.2024

Без вина, но после выборов: рост акцизов перенесён на май

Впервые за последние несколько лет 1 января не произойдёт повышения цен на алкогольную продукцию. Ни на вина с шампанским, ни на водку, ни на так называемые элитные напитки. Казалось бы, позитивная новость, однако мы живём в России, поэтому радоваться преждевременно.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

35498

20.12.2023

Ликвидация приграничных пожаров: огнеборцы России и Монголии проводят совместные учения

В Кызыле 10 августа начался совместный учебно-методический сбор специалистов МЧС России и монгольских пожарных из пяти аймаков. Главная цель занятий — взаимодействие в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий на приграничной территории.

Денис Большаков

ОбществоМонголия Россия

2543

11.08.2023

Зачем платить больше? Лучшие водки, ликёры и настойки года

В мае в Москве прошёл XVI Международный дегустационный конкурс «Лучшая водка 2023». Конкурс «Best Vodka/Лучшая водка» учреждён в 2008 году Коммуникационным Агентством «MACRO event», специализирующимся на проведении отраслевых премий и конкурсов.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

30403

19.06.2023

Новое возрождение адамитов

Пишут, что в Риге, на сцене музея театра им. Эдуарда Смильгя, кстати Народного артиста СССР, состоится спектакль венгерских постановщиков «Позвольте мне увидеть природу».

Дмитрий Верхотуров

ОбществоКультураИсторияМир

36908

11.06.2023

Лица Сибири

Сибиряков Юрий

Левченко Сергей

Вагнер Аарон

Шкурбицкий Василий

Бутюгов Андрей

Стрельченко Мария

Абраменко Александр

Чекотова Нина

Нимаева Лидия

Звонарев Сергей