Артур Скальский

© Еженедельный журнал

It`s my life...Мир

3885

17.01.2003, 12:25

Некрещеные дни

На святки нечистая сила приходит к людям. В это время при некотором умении можно разузнать будущее или даже: повлиять на свою судьбу. Так во всяком случае, считали наши предки.

С кануна Рождества Христова (6 января по новому стилю) до праздника Крещения Господня (19 января) длятся Святки. Ряжение, гадания, бесчинства и разнообразные шутки (подчас непристойные), колдовство, пение песен под окнами, одаривание друг друга подарками, купание в проруби – далеко не полный перечень всего, что было принято делать в эти дни.

Нечисть вокруг нас

В кануны больших религиозных праздников, таких, как Рождество, Пасха, день рождества Иоанна Предтечи (Иван Купала) и др., граница, отделяющая мир людей от мира потусторонних сил, становится проницаемой, и перед человеком будто бы открываются неограниченные возможности. Он может обеспечить себя богатством, особым, тайным знанием (увидеть будущее или научиться понимать язык зверей и птиц) и т. п. Начинается хаос, демоны ведут себя как люди, люди – как демоны.

Этот хаос – самое подходящее время для контакта с представителями иного мира: на Святки всегда было принято поминать умерших родственников. Делалось это не на кладбище, как в обычные «родительские дни», а дома. Всех ушедших в мир иной, независимо от степени родства, называли родителями или дедами, готовили для них особую еду, в частности кутью и блины. Угощение ставили на окно и приглашали гостей: «Деды, деды, идите кутью есть!» Считалось, что «гости» питаются паром приготовленной для них пищи. На улице разводили костер из соломы, чтобы предки, пришедшие навестить своих родственников, погрелись у огня; этот обычай так и назывался – «греть покойников». От этого «визита» в значительной степени зависело будущее благополучие семьи: чем лучше примешь умерших, тем удачнее пройдет год до следующих Святок.

Представления о близости иного мира лежат и в основе святочного ряжения. В течение многих веков церковь пыталась противостоять этому языческому обычаю и запретить людям надевать «бесовские личины». Вообще-то такое понимание обряда очень близко к его сути. Участники этого действа становились представителями иного мира: рядились животными (козой, конем, медведем); нечистью (чертом, покойником); надевали «нечеловеческие» одеяния – лохмотья, пришедшую в негодность или вывернутую наизнанку одежду, часто «меняли пол»: мужчины превращались в женщин, а женщины – в мужчин, прикрепляя волосы и бороды из кудели или мочала. Ряженые должны были сохранять «инкогнито», поэтому их лица были закрыты берестяными, бумажными или кожаными масками с большими зубами и длинными языками, просто марлей или платком, а то и вымараны сажей или мукой. Их поведение было открыто вызывающим: они шумели, кричали, задирали окружающих, приставали к девушкам, а подчас устраивали непристойные сцены на виду у всех (например, имитировали половой акт). Это нисколько не осуждалось, даже приветствовалось. В благодарность за визит ряженых одаривали съестным, приготовленным для праздничного (рождественского или новогоднего) стола, а в ответ слышали благопожелания:

Дома ли хозяин?

Его дома нету,

Он уехал в поле

Пашаницу сеять,

Сейся, пашаница,

Колос колосистой,

Колос колосистой,

Зерно зернисто!

Каждый, кто встречался с ряжеными, естественно, понимал, кто на самом деле находится перед ним, но тем не менее принимал визитеров как гостей «с того света», которые в силах обогатить или обездолить его. Хозяин дома старался ничем их не прогневать, чтобы вместо благопожеланий, сулящих богатство, здоровье и урожай, не получить песню-проклятие: Процессии ряженых ходили в течение почти всех Святок. Кроме проклятий или благопожеланий, их участники пели специальные песни – колядки (от латинского calendae – обозначение первого дня месяца), в которых также содержалась просьба одарить пришедших.

Черт его знает

На Святки люди с особым рвением старались узнать свою судьбу при помощи гаданий. Девушек и парней, не вступивших еще в брак, но уже достигших соответствующего возраста, интересовало в первую очередь замужество (или женитьба), старших мужчин в крестьянских семьях, руководящих ее хозяйственной жизнью, – урожай и приплод скота. Традиционные гадания при всем их разнообразии строятся по одной схеме: человек с помощью того или иного ритуала задает вопрос потустороннему миру и получает зашифрованный ответ, который затем предстоит растолковать. К примеру, в канун Рождества или Крещения в избе выпускали курицу и раскладывали перед ней несколько предметов. Если она начинала клевать уголь – считалось, что девушка выйдет замуж за бедного, если монету – за богатого, а если будет пить воду из плошки – за пьяницу. Глава семьи гадал о хозяйстве, урожае, приплоде скота: вечером накануне Рождества к церковным дверям или просто во двор выносили снопы разных зерновых, а наутро смотрели: на каком злаке больше инея, тот лучше уродится будущим летом. Ощущение «вседозволенности» позволяло совершать действия, которые в обычное время были бы восприняты как непристойность. Так, девушки, желающие узнать характер своего будущего мужа, шли к бане, задирали подол и просовывали голый зад в окно, приговаривая: «Мужик богатый, погладь рукой мохнатой». Считалось, что банный дух («банник») должен осуществить эту просьбу. В случае же, если банник гладил голой (то есть пустой) рукой, жених окажется бедным. Шлепок по ягодицам свидетельствовал о крутом нраве суженого. Гадания сопровождались многочисленными шутками: парни пробирались тайком к бане и, «воплотившись» в банника (занятие небезопасное – существует множество рассказов о том, что нельзя париться после полуночи – нечистый может и задушить), хлопали девушек по соответствующей части тела.

Узнавали судьбу и другим способом: девушки усаживались на бычью шкуру, закрывали глаза и прислушивались: залает собака – в той стороне живет жених, раздается звук топора – к смерти.

В этот момент некоторые шутники начинали таскать «подстилку» за хвост, а поскольку открывать глаза было нельзя, то гадающие были уверены, что над ними посмеялись черти. Такие шутки совершенно не возбранялись – на Святки граница между мирами стирается: человек получал право вести себя «по-бесовски», и это проявлялось во всем. Например, по ночам молодежь устраивала настоящие погромы: парни разваливали поленницы, заливали водой входные двери домов (вода застывала, и выйти из избы было невозможно), затаскивали сани или телеги на деревья, сбрасывали их в проруби, затыкали печные трубы, из-за чего утром при протопке весь дым шел внутрь, и т. п. Однако Святки – время, вывернутое наизнанку, карнавальное, поэтому все это воспринималось как должное, но попробовал бы кто-нибудь сделать это после их завершения!

Шутки шутками, но и гадающие, и шутники верили не только в существование потусторонних сил, но и в то, что они принимают непосредственное участие в гаданиях. Девушки, высматривая жениха в зеркале, поставленном перед зажженной свечой, считали, что видят не будущего мужа, а лишь его образ, созданный нечистым. Поэтому его и называли суженый-ряженый. Чтобы вступить в обрядовый контакт с представителями иного мира, девушкам следовало отказаться от общепринятых правил поведения: снять крест, распустить волосы (считалось неприличным ходить с непокрытой головой или распущенными волосами, кое-где в деревнях это и по сей день так), снять пояс (без него ходить было не принято, кроме того, были специальные пояса, которые носили под одеждой, в них подчас даже спали – не случайно и в современной речи под глаголом «распоясаться» подразумевается ненормативное поведение).

Сделав шаг навстречу потусторонним силам, гадальщик ожидал от них ответа. Увидеть суженого-ряженого было, конечно, страшно (многие убегали, не выдержав ожидания), но уж очень хотелось. «Беглецов» нечистая сила якобы преследовала и пугала, бывало, что и до смерти. Сам же суженый-ряженый считался не менее опасным и мог увести с собой в могилу (как Людмилу из баллады Жуковского), если вовремя не «зачураться» и не прекратить сеанс. Активность нечисти в святочный период проявлялась и помимо гаданий. Считалось опасным даже появляться на улице в темное время суток, в особенности около полуночи, когда под видом колядующих можно встретить толпу настоящих чертей. Они, заманив с собой, могут увести куда-нибудь на кладбище или столкнуть в прорубь. Один из самых распространенных сюжетов – рассказ о том, как подвыпивший мужик, возвращаясь из кабака, пристал к веселой толпе и непременно бы пропал, если бы не перекрестился по всегдашней привычке, когда ему предложили выпить. Тут толпа исчезала, а он, неожиданно протрезвев, видел, что находится среди могил с черепом вместо стакана в руке.

Крещение мира

Очевидно, обряды, «закрывающие» границу между мирами и изгоняющие хаос, были и до принятия христианства. Впоследствии в народном сознании они сплавились с переосмысленными евангельскими событиями, лежащими в основе празднования Крещения, которое отмечается 19 января: в Рождество Христос родился, а по прошествии двух недель (как это принято у православных) его окрестили. Этим объясняется и разгул нечисти в святочный период: пока Христос не крещен, бесам позволено ходить по белому свету (сербы так и называют этот период – «некрещеные дни», в России же говорили «страшные вечера»). Но вот когда Христа «окрестили» и священник освятил воду в реке, кончается разгул чертей, и они возвращаются в свой мир. Для этого и по сей день на Крещение в деревнях приносят из церкви или освященной проруби воду и кропят дома и хозяйственные постройки, изгоняя из всех щелей спрятавшихся туда бесов. Наступает конец хаосу, святки/ (так называют и святочную нечисть) «поезжают», временами приговаривая: «В воду, в воду, до Нового году». Но люди и сами должны смыть с себя отпечаток святочного бесчинства: такой смысл приписывается народной традиции купания в иордани – освященной проруби. Большое число купающихся составляли те, кто рядился на Святки, изображая чертей. Они должны вновь обрести человеческий облик.

Андрей Мороз

Артур Скальский

© Еженедельный журнал

It`s my life...Мир

3885

17.01.2003, 12:25

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=5521

bytes: 10005 / 9954

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "It`s my life..."

Иркутск и космос: кто учил первого космонавта?

Возможно, многие из нас задумываются о людях, которые сделали первый шаг в космос. Мы знаем и помним имена и достижения знаменитых космонавтов, особенно первооткрывателя космического пространства Юрия Гагарина.

Анна Моль

It`s my life...ИсторияОбществоИркутск

2488

12.04.2024

Погиб Евгений Кунгуров: депрессия и проблемы с психикой

8 апреля в Москве погиб Евгений Кунгуров. Тело 40‑летнего певца было обнаружено под окнами его дома на Зоологической улице в центре столицы.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

13169

09.04.2024

Любимая и незабвенная. Ушла из жизни Татьяна Конюхова

Конюхова! Обожаю Конюхову! Из фильма «Москва слезам не верит» 2 апреля в Москве на 93 году жизни скончалась выдающаяся советская и российская киноактриса и педагог, народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова. Печальную новость сообщил Союз кинематографистов России.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

17450

03.04.2024

Шок «Поколения V». Погиб Ченс Пердомо

29 марта в результате ДТП погиб британо-американский актёр Ченс Пердомо. Звезде сериала «Поколение V» было 27 лет. Печальную новость сообщил журнал The Hollywood Reporter. По предварительной информации, трагедия произошла на севере штата Нью‑Йорк.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

8295

01.04.2024

Смерть в День театра. Ушёл из жизни Юрий Ваксман

Поздним вечером 27 марта в Ярославле на 63 году жизни скоропостижно скончался выдающийся российский актёр, продюсер и театральный деятель, один из основателей и бессменный директор Ярославского камерного театра, основатель кинокомпании «Ярсинема» и фестиваля «Просто хорошее кино», ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

17484

28.03.2024

«Плохой парень» второго плана. Ушёл из жизни Майкл Эммет Уолш

19 марта в Сент-Олбансе, штат Вермонт, на 89 году жизни скончался известный американский киноактёр, лауреат премии «Независимый дух» М. Эммет Уолш. По сообщению The Washington Post со ссылкой на менеджера актёра Сэнди Джозефа, причиной смерти стала остановка сердца.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

7382

21.03.2024

Эпоха спортивного слова. Ушёл из жизни Василий Уткин

19 марта в Москве в кардиологическом отделении Первой Градской больницы имени Н. И. Пирогова на 53 году жизни скончался выдающийся Российский спортивный журналист, телекомментатор и блогер, лауреат премии «ТЭФИ» Василий Уткин.

Филипп Марков

It`s my life...СпортКультураРоссия

19635

20.03.2024

Оправдание судьбы. На прощание от Александра Ширвиндта

18 марта в Московском театре сатиры пройдёт церемония прощания с президентом театра, лауреатом многочисленных премий Александром Анатольевичем Ширвиндтом, ушедшим из жизни три дня назад.

Филипп Марков

It`s my life...КультураКак по-писаномуРоссия

19616

18.03.2024

Умер Александр Ширвиндт

15 марта в Москве на 90 году жизни скончался великий русский актёр, режиссёр и педагог, президент Московского театра сатиры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премий «Ника», «Золотой Остап», «Фигаро», «Хрустальная Турандот», «Звезда Театрала» и «Золотая маска», народный ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

24994

16.03.2024

Эпоха в танце. Ушла из жизни Наталия Касаткина

Поздним вечером 13 марта в Москве в возрасте 89 лет скоропостижно скончалась выдающаяся советская и российская танцовщица и хореограф, солистка Большого театра с 1954 по 1976 год, художественный руководитель и главный балетмейстер Театра классического балета Касаткиной ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

36974

14.03.2024

Эпоха нежной силы. Умер Римас Туминас

На первый план выходят посредственные люди. Это их время.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

23039

07.03.2024

Бесстрашие и благородство. Ушёл из жизни Валерий Ивченко

2 марта в Санкт-Петербурге на 85 году жизни скончался выдающийся советский и российский актёр театра и кино, лауреат Государственной премии СССР, премий «Золотая маска» и «Петрополь», народный артист Украинской ССР, народный артист России Валерий Ивченко.

Филипп Марков

It`s my life...КультураРоссия

39840

04.03.2024

Лица Сибири

Шарапов Юрий

Свинина Марина

Торопов Кирилл

Юмашев Евгений

Цырфа Ирина

Шагин Владимир

Колесов Роман

Крывовязый Иван

Жакова Ольга

Глисков Александр