Иван Зорин

© Forum.msk.ru

КультураРоссия

4203

24.11.2008, 09:02

Невыносимая лёгкость вырождения

Сейчас в России можно услышать разговоры о новом языке, литературе, отражающей сегодняшний день, об искусстве, сменившем ветхие, отжившие свой век одежды.

Однако новое отнюдь не подразумевает восхождение, движение, возводящее к вершине, зачастую оно ведет в противоположную сторону. Происходящее в наши дни распространение Западной цивилизации, то, что называется глобализацией, подразумевает выравнивание культур, смену пестрого халата однотонной демократической туникой.

Оставим в стороне вопрос, выиграет от этого мир в целом или нет, ясно другое, что под общечеловеческими ценностями, которые должно исповедовать будущее человечество, понимаются западные мораль и образ жизни. Это непрестанное давление, о котором так красочно и убедительно писали еще Тойнби и Фукуяма, в последнее десятилетие нашло свое отражение и в России. И русское искусство в полной мере заимствует, обезьянничает чужие старые, мертвые приемы, не предлагая ничего своего. Вот смысл современного обновления России, никакого другого подтекста в происходящем я не вижу…

И если бы эти песни давно забытых цитат, эти перепевы массовой культуры, культуры мозолей и бензоколонок, вызывали бы эффект сопричастности, находя отклик, как залог истинного искусства!

Однако, если посмотреть глазами простодушного или ребенка, то происходящее вызывает по крайней мере недоумение. Взрослых потчуют культурой подростков, музыкой, рассчитанной на подвижные мышцы и не устоявшийся вкус. К ним обращаются на языке гениталий, взывая к животным инстинктам, приводя аргументы ниже пояса.

Я часто представляю себе мужика где-нибудь в Тамбовской губернии, который долгими зимними вечерами смотрит сериал про голливудских красавиц, с их проблемами роскошных вилл и кадиллаков, усилиями синхронного перевода он вживается в образы загорелого плейбоя или состоятельного банкира, наследующего все блага, но не имеющего любви, и вызывающего по замыслу режиссеров сострадание. Неужели к 99 % показываемого и напечатанного можно относиться всерьез?

У кино и литературы осталась одна функция – развлекательная, но искусство, ставшее товаром, умирает. Отсюда постоянно реанимируемые трупы бестселлеров, воскресающие на книжных развалах каждый сезон в новой обложке, но со старым содержанием, и благополучно забываемые вместе с последней страницей. Скандальная биография автора должна быть интереснее его книг, а шрифт крупный, чтобы читался в транспорте. Налицо эффект тотальной «поттеризации».

Впрочем, в деградации, как известно, некая надежность. СССР в первую очередь пострадал от массы получивших образование, но так и не нашедших удовлетворение своим возросшим запросам, от массы считавшей себя лишней и относящей все беды миры к недостаткам Системы.

Я жил в Москве, а теперь, никуда не выезжая, в одной из европейских столиц. Дух моего города умер. Я не ретроград, но и не слепой: раньше в темном, неосвещенном городе светились улыбки, теперь в блеске уличных витрин – мрачные, озабоченные лица. И над всем витает одиночество. Светская жизнь переместилась в телевизор, виртуальная для миллионов, она старается бесчисленными сплетнями и постельными сенсациями оккупировать кусочек сознания, будучи абсолютно бесполезной. Это назойливое внушение, внедрение пустых, ненужных сведений заменило идеологию, вместо советских лозунгов – кривляние «звезд», диктат цензуры сменили убожество и пошлость.

Складывается ощущение, что вместо реальности подсовывают имитацию, фантик, убеждая, что настоящая жизнь существует только напоказ, на пленке, точно демонстрация высокой моды, которая к зрителям никакого отношения не имеет. Все, что делается, делается для камеры, основной, востребованный талант – талант актера, и это приводит к раздвоенности между серой обыденностью офисных будней и вечерней порцией экранного дурмана.

Создается впечатление, что, стоит протянуть руку, и вы попадете на церемонию награждения. Но присуждение премий, вся эта игра в «номинашки», сводится к распределению известности среди узкого круга, вход в который за семью печатями. Билет выдается только своим, и талант здесь дело десятое. Поэтому мы и имеем то, что имеем.

Россия стала частью мира - Россия безумна и больна… С технологиями забалтывания цена слова падает, а расценки за возможность говорить и быть услышанным растут. Свобода слова превращается в свободу слушать и соглашаться. Борьба с инакомыслием оказалась излишней, теперь каждому позволено иметь мнение, от которого ничего не зависит. И тут у каждого – своя роль.

Говорящие головы помогут определиться с выбором, решить тест, где в нужном месте требуется поставить галку, помогут выбрать из готовых рецептов единственно правильный, ангажированные, а других нет, критики расскажут про одиннадцать оскаров у фильма, вход на который старше шестнадцати строго воспрещен. Школа живописцев умерла, каждый недоучка теперь смело берется за кисть, чтобы как попало сажать на холст пятна, а писатели лезут из кожи, не зная за какой бок ухватить читателя, как бойкая торговка, готовая на все, лишь бы продать свою сомнительную продукцию.

На этом пути в никуда толпами встречаются чаки паланики и акунины, но Достоевсий не явится – он не востребован. Кажется, уже невозможно придумать рекламный образ более идиотический, однако ее авторы изощряются: следы кретинизма у персонажей проступают все отчетливее. Они точно соревнуются: хорошим тоном стала кунсткамера, галерея ухмыляющихся даунов. Таким образом, СМИ проводят тотальную лоботомию.

Но одиночество, изнанка индивидуализма, вновь и вновь гонит к телевизорам. Все преходяще, технические достижения через десять лет выглядят безделушками, единственный непреходящий дар – общение, живое слово. Но и здесь собеседника заменил образ в интернетовских сетях, где легко не терять лица, его спрятав. Сосед из плоти и крови отчуждается ради эфемерного, виртуального, с которым легче сохранить дистанцию, не рискуя увидеть глаз.

Сегодняшние узники офисов, пленники белых воротничков решили для себя загадку бытия: они пришли в мир, чтобы заработать деньги, и уйдут с чувством исполненного долга. Пропагандисты всех мастей призывают к обогащению, внушая, что в деньгах счастье, сводя мораль к капиталу, имиджмекеры вовсю стараются над образами нуворишей, выскочек последнего десятилетия. Но, как бы они не старались, плутократия для русских надолго останется властью плутов.

Мао говорил: «Народ - это чистый лист бумаги, на котором можно ставить любой иероглиф».

Мы быстро привыкли, что всерьез обсуждается эстетика дорожных щитов, сравнивают достоинства видеороликов, что взрослые люди кривляются, стараясь выглядеть как можно комичнее.

Мы привыкли, что у каждого – своя цена, что люди за сомнительную известность готовы оголить зад. Общество потребления сводит историю народов к истории торговых марок.

Скажут: реклама – необходимое зло. Но пугают масштабы этой необходимости.

Скажут: Вы говорите о массовой культуре. Но другой нет.

И за всем этим стоит презрение к безмолвному, оглупленному демосу.

Иван Зорин

© Forum.msk.ru

КультураРоссия

4203

24.11.2008, 09:02

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=48864

bytes: 6990 / 6990

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Иван Зорин.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

3494

23.04.2024

Счастье до смерти. Лучшее от Набокова к юбилею автора

Моя голова разговаривает по‑английски, моё сердце – по-русски, и моё ухо – по‑французски.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

9197

23.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

4974

22.04.2024

Видео дня. «Ловушка» для Джоша Хартнетта и «Не киллер» Глен Пауэлл

Главный герой приходит с дочерью на выступление популярной певицы и узнаёт, что концерт используется полицией для поимки серийного убийцы по прозвищу «Мясник»... Кинокомпания Warner Bros. представила трейлер психологического триллера «В ловушке» (Trap).

Филипп Марков

КультураРоссия

7830

20.04.2024

Последний уикенд «Летучего корабля» в компании боевиков и триллеров

«Летучий корабль» Ильи Учителя медленно, но верно сдаёт позиции. До миллиарда общих сборов лидер четырёх последних уикендов, скорее всего, дотянет, но уже не в статусе первого фильма проката. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

19777

19.04.2024

Видео дня. Бастинда Ходченкова в новом «Волшебнике Изумрудного города»

Кинокомпания «Централ Партнершип» опубликовала тизер-трейлер фэнтезийного фильма «Волшебник Изумрудного города» по одноимённой сказке Александра Волкова, сюжет которой, в свою очередь, был позаимствован у американца Фрэнка Баума – автора «Удивительного волшебника из страны Оз».

Филипп Марков

КультураРоссия

8705

18.04.2024

Приключенческий уикенд. Серебро пса Артура и бронза «Золота Умальты»

Как и неделей ранее, сразу три новинки минувшего уикенда вошли в топовую пятёрку кинопроката. Однако лидер остался неизменным. По данным портала Kinobusiness.соm, «Летучий корабль» Ильи Учителя за свой третий уикенд в прокате собрал в кассах кинотеатров 139,8 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

23763

12.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4576

10.04.2024

Видео дня. Миа Гот в слэшере MaXXXine

Кинокомпания А24 опубликовала трейлер хоррора «Максин XXX» (MaXXXine) – третьей части кинотрилогии ужасов и сиквела слэшера «X». Версию с русскими субтитрами предложил YouTube‑канал FRESH Trailers. В центре сюжета – единственная выжившая героиня первой части Максин Минкс.

Филипп Марков

КультураРоссия

11309

08.04.2024

Видео дня. Кристина Асмус, Таисья Калинина и гусь Беляш в трагикомедии «Обе две»

Кинокомпания «Каропрокат» опубликовала трейлер лирической трагикомедии «Обе две» от создателей фильмов «Непослушник» и «Поехавшая». «Дерзкая 14-летняя девчонка по имени Глаша мечтает стать известным режиссёром, но пока живёт с бабушкой в небольшом провинциальном городке.

Филипп Марков

КультураРоссия

19191

06.04.2024

Ненормальный уикенд. Три новинки в топ‑5, но деньги у «Летучего корабля»

«Летучий корабль», как и ожидалось, без каких‑либо проблем сохранил лидерство в российском кинопрокате. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

14571

05.04.2024

Видео дня. «Спойлер» Матвеев и «Красные линии» Гагариной

Сразу два потенциально успешных российских сериала с одинаковым рейтингом ожидания получили трейлеры в конце минувшей недели.

Филипп Марков

КультураРоссия

14324

02.04.2024

Лица Сибири

Липин Сергей

Ханхалаев Евгений

Власенко Татьяна

Квашнин Анатолий

Еременко Екатерина

Евдокимов Максим

Каньков Олег

Гомбоев Сергей

Малышенко Виктор

Сотников Руслан