Артур Скальский

© Литературная газета

ОбществоМир

3816

17.11.2002, 00:00

Кто обитает на дне?

Бомжи и бродяги, опустившиеся люди, потерявшие человеческий облик, одна из главных примет нового времени. С каждым годом их все больше и больше. С их существованием все уже смирились и только отводят глаза при встрече. Так, может, они – это неизбежная плата за нашу свободу? И что говорит по сему поводу опыт цивилизованных стран, давно уже ставших для нас примером во всем?

Патрик Деклерк живет в Париже, а парижские клошары, предтечи наших бомжей, давно известны всему миру. По образованию Деклерк философ, занимается психоанализом. Его специальность – деклассированные элементы общества, бродяги, алкоголики. На эту тему он защитил кандидатскую диссертацию в области антропологии и подытожил свой многолетний опыт работы в книге “Потерпевшие крушение”.

– Вы родились в Брюсселе, приехали учиться в Париж. Первые годы жизни здесь были непростыми, вам часто не хватало денег. Ваш личный опыт как-то повлиял на желание заняться изучением бродяг?

– Нет. Это было обычное студенческое безденежье. К тому же я приехал из другой страны и никого не знал. А для выживания в любом обществе нужны связи. Это банальная история, в ней нет ничего интересного.

– В своей книге вы убедительно показали, как человек постепенно опускается. Как утром ему не хочется вылезать из постели, не хочется мыться, лень дойти до туалета на лестнице, и он использует для нужды умывальник... Был в вашей жизни такой момент, когда вы могли стать бездомным?

– Нет! Человек может стать только тем, что он есть на самом деле. Совершенно абсурдно думать, что я могу стать клошаром или что клошар может стать психоаналитиком.

– На улицах Парижа все больше бездомных... Чем это объяснить ?

– С точки зрения статистики их не больше. Но получить точные данные очень трудно, потому что у этих людей часто нет паспортов и они не сидят на месте. Считается, что клошаров в Париже по меньшей мере 10–15 тысяч. К ним следует прибавить всех тех, кто прозябает в нищете, а также нелегальных иммигрантов, в частности, из Восточной Европы, которые нередко живут в ужасных условиях.

– И все же в Париже стало гораздо больше просящих милостыню, и люди уже перестали реагировать на их приставания. Но однажды я видела, как в вагон метро вошла прилично одетая женщина лет пятидесяти и попросила о помощи, сказав: “Я никогда не думала, что дойду до такой жизни. И никто из вас от этого не застрахован, всякий может потерять работу...” И многие потянулись за кошельком. Неужели действительно достаточно потерять работу, чтобы оказаться на улице?

– Это распространенное, но очень примитивное представление. Оно не учитывает накопленный в социологии и психиатрии опыт. Члены общества не являются легко взаимозаменяемыми элементами, и продвижение по социальной лестнице – и вверх, и вниз – не так просто. Различные социальные связи помогают человеку удержаться на своем месте. Недостаточно потерять работу или квартиру, чтобы оказаться на улице. Нужно также, чтобы человек лишился возможности найти временное жилье и хоть какой-то заработок. То есть чтобы у него не было никаких профессиональных, дружеских и семейных связей.

– Почему же тогда нам все время показывают репортажи по телевидению такого типа: преподавал человек в школе немецкий, его бросила жена, он запил, лишился работы и оказался на улице?

– Я отношусь с недоверием к подобным репортажам. Социальная реальность на самом деле не такая, какой ее показывают средства массовой информации. Существует миф, будто мы все равны перед бедностью. Это совершенная чепуха. Мы неравны перед бедностью. Разница между вами и мной заключается в том, насколько мы способны преодолеть жизненный кризис. Во Франции свыше двух миллионов алкоголиков. Еще совсем недавно число безработных достигало трех миллионов. Каждый третий брак кончается разводом. А бездомных в стране – приблизительно 100 тысяч. Эти цифры говорят сами за себя. Не все разведенные, не все алкоголики и не все безработные становятся клошарами. Между этими явлениями нет прямой причинной связи.

– Вы пишете, что социальное происхождение играет большую роль в падении человека. Другими словами, у бедного человека больше шансов оказаться на улице?

– Это уж точно! Потому что бедность материальная часто сопровождается и бедностью культурной.

Бездомных производит само общество и обрекает их до конца жизни на такое существование, а оказываемая им помощь во всех отношениях недостаточна. Мало того, клошары имеют определенную социальную функцию. Их видимые страдания являются наглядным примером того, к чему приходит человек, отказывающийся строить свою жизнь по определенной социальной модели. Они напоминают всем нам: посмотри, что с тобой случится, если ты не будешь учиться, хорошо работать и т.д. Они служат доказательством того, что нет альтернативы “нормальной” с точки зрения общества жизни.

– В 1992 году во Франции был принят закон, согласно которому бродяжничество больше не считается правонарушением. Скорая социальная помощь теперь уже не может насильно отвезти человека в ночлежку, если он сам этого не пожелает. Как вы относитесь к этому закону?

– Я был в числе тех, кто выступал “за”, так как считаю, что необходима гуманность, а не полицейские меры. Прежний закон, запрещавший бродяжничество, позволял арестовать человека и посадить его в тюрьму. А полицейские, не отличающиеся человеколюбием, обращались с бездомными грубо. Так что я был рад этому закону.

– Да, но его последствия... В 1998 году была холодная зима, и один бездомный умер прямо на ступеньках парижской больницы. Медицинский персонал знал его по имени, общался с ним, но никто не посчитал нужным забрать его с улицы. А раньше его могли насильно отвезти в ночлежку, и он бы остался жив. Вы считаете такое отношение нормальным – во имя принципа личной свободы оставить человека замерзать на улице?

– Здесь речь идет о другом. Если бездомный находится в таком состоянии, что не отдает себе отчета в том, что может погибнуть, его необходимо спасать. Это предусмотрено Уголовным кодексом: неоказание помощи человеку в опасности наказуемо. Так что нет необходимости создавать новый закон относительно обязательной помощи бездомным.

– Скоро Рождество, и, как обычно, заговорят о клошарах. Известные актеры и певцы соберутся вместе и запишут веселую песенку – средства от ее продажи пойдут на обустройство благотворительных столовых. Телевидение покажет пару жизнерадостных сюжетов о приютах. А в наиболее холодные дни нам с ликованием объявят о том, что для бездомных решено открыть на ночь некоторые станции метро... А потом о них забудут до следующего года.

– Это истеричная благотворительность. Когда о бездомных вспоминают по случаю религиозного праздника или потому, что самим холодно. Эта помощь основана на быстро проходящих эмоциях и не учитывает реальных потребностей бездомных. Как известно, переохлаждение может произойти при 12–15 градусах тепла. Если я выйду на улицу в рубашке, проведу там несколько часов да еще полежу на мостовой, этого будет достаточно, чтобы у меня началась гипотермия. Не надо ждать заморозков, чтобы помогать бездомным. Когда начинаются холода, власти принимают срочные меры по размещению бездомных в приюты. Намерения хорошие. Но в Париже приюты рассчитаны в лучшем случае на 3000 человек, а на улице их обитает где-то десять, если не пятнадцать тысяч. Так что наше общество жестоко. Оно совершенно осознанно приговаривает к явной смерти несколько тысяч человек.

– Вы бывали в ночлежках, спали там... Что они собой представляют?

– Это что-то ужасное. Там не чувствуешь себя в безопасности, в любой момент тебя могут убить или изнасиловать. Драки, воровство... Антисанитарные условия, паразиты... Ночлежки ужасны. Потом это абсурд – бездомный может провести там всего несколько дней, больше не положено. И снова на улицу. Ему не дают времени ни отдохнуть, ни собраться с мыслями. Ясно, что, если бы ему позволили, он остался бы в ночлежке навсегда, но ему не дают такой возможности. Вот он и вынужден бродяжничать. Ему предлагают выбирать между социальной помощью, которая бессмысленна, потому что кратковременна и не решает всех проблем, и “нормальной” жизнью, на которую он неспособен. Отсюда и безвыходность его положения.

– Есть известный фильм 30-х годов, где главную роль исполняет актер Мишель Симон. Он играет клошара, который по воле случая оказывается в буржуазной семье. У него есть шанс стать “нормальным” человеком. Но в “нормальной” жизни, оказывается, есть множество правил, которые необходимо соблюдать: сдерживать свои сексуальные позывы и не бросаться на каждую встречную женщину, не вытирать руки о край скатерти, чистить обувь перед выходом на улицу... Вскоре бедняга не выдерживает и бежит “на волю”. Очутившись на берегу реки, он с наслаждением срывает с себя костюм и рубашку...

– Клошар не в состоянии соблюдать социальные нормы. Чистить ботинки и надевать галстук ему в тягость. Любой простой жест ему не под силу. Ведь даже для того, чтобы выпить минеральной воды, надо встать, пройти на кухню, открыть холодильник, взять бутылку. Ему это сложно сделать.

– Он не приспособлен к жизни в обществе?

– К жизни вообще! Само человеческое существование ему невыносимо. Он часто не в состоянии проститься с прошлым, не может смириться с тем, что время уходит, что все потеряно… Клошар – личность патологическая. Пытаться вылечить его или пробовать сделать из него “нормального” человека бесполезно. Это часто алкоголик или человек, напичканный лекарствами, поэтому он не способен поддерживать нормальные человеческие отношения. Он слишком слаб, чтобы работать. Да и нет для него подходящей работы. Поэтому речь может идти только о том, чтобы дать ему пищу и кров, если он этого пожелает. Но не заставлять его. Пока такой возможности общество ему не предоставляет.

– В начале года бывший премьер-министр Лионель Жоспен заявил, что он планирует полное исчезновение бездомных к 2007 году. Вы выступили в прессе с резкой критикой этого предложения. Почему?

– Социалисты недавно приняли меры для того, чтобы каждый человек, даже живущий на улице, получил доступ к медицинскому обслуживанию. Затем они предложили программу “Каждому – крыша над головой”, что подразумевало исчезновение бездомных. Идея хорошая. Но Жоспен стал говорить, что какие-то бездомные останутся – те, которые выбрали улицу по доброй воле. Вот это понятие “выбора” меня и возмутило. Во-первых, недостаточно дать всем жилье для того, чтобы бездомные исчезли, эта проблема гораздо сложнее. Во-вторых, совершенно недопустимо говорить о каком-то выборе, который подразумевает наличие волевого действия, когда речь идет о людях с патологическими отклонениями. Жизнь на улице ужасна. Спать в туннеле метро, где тебя могут загрызть крысы, справлять нужду на виду у всех, между двумя автомобилями... Это кошмар! Никто, разумеется, не оказывается на улице по доброй воле. Счастливых клошаров не бывает, есть люди, неспособные жить нормально.

– Значит, бездомные будут всегда?

– Да. Так же как и проститутки, преступники и сумасшедшие. В каком количестве – это другой вопрос. Решить проблему бездомных невозможно, можно лишь как-то улучшить их положение. Но решения нет. Общество может только попытаться сделать что-то, чтобы они меньше страдали.

Беседовала Лариса Обаничева

Артур Скальский

© Литературная газета

ОбществоМир

3816

17.11.2002, 00:00

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=4641

bytes: 11300 / 11160

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Национальная комиссия по правам человека в Монголии: «Каждый четвертый брак заканчивается разводом»

В Улан-Баторе 16 апреля на заседании Национальной комиссии по правам человека был представлен доклад на тему «Гендерное равенство в семейных отношениях и другие вопросы прав человека».

Денис Большаков

ОбществоПолитикаМонголия

1847

18.04.2024

Переработка отходов в Монголии: шаг к зеленой экономике

В Монголии, как и во многих других странах, стоит серьезная проблема переработки пластиковых отходов. Недавно принятый Национальный стандарт по переработке пластика, гигиене и качеству стал первым шагом на пути к решению этой проблемы.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

3226

17.04.2024

Электронная демократия: реальный прогресс или банальный популизм?

В Монголии не упускают возможности всячески подчеркнуть приверженность местного общества демократическим ценностям. Особенно эти попытки участились на фоне приближающихся парламентских выборов. Так, в стране создан прецедент прямого влияния граждан страны на изменение в законодательстве.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаОфициозМонголия

3143

16.04.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: одобрение «Спортивной», закрытие «Универсама» и паводок

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 8 по 14 апреля 2024 года включительно. Одобрение «Спортивной» Новосибирская станция метро «Спортивная» получила положительное заключение от Главгосэпертизы.

Андрей Игнатьев

ОбществоПроисшествияЭкономика и бизнесНовосибирск

3451

16.04.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Афера со школьным питанием и переселение николаевцев в ветхие хрущёвки и бараки

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 9 по 15 апреля включительно. Реформа школьного питания На прошлой неделе в Горсовете наконец-то раскрыли тайну реформы по организации школьного питания.

Анна Роменская

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

3830

15.04.2024

Востребованный статус: россияне активно получают ВНЖ в Монголии

В первом квартале текущего года число иностранных граждан, получивших вид на жительство (ВНЖ) в Монголии, достигло впечатляющей отметки в 3836 человек. Это лишь часть более широкого тренда, показывающего устойчивый рост интереса к Монголии в качестве места постоянного пребывания.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмЭкономика и бизнесМонголия

5503

15.04.2024

Экологичная тара: правительство Монголии за чистые емкости

Под эгидой национального движения «Продовольственное обеспечение и безопасность» президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух посетил компанию «Эко усны сав», специализирующуюся на производстве экологически чистой тары.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

5319

11.04.2024

Проект канатной дороги в Монголии: от скепсиса к реализации

Разговоры о любых крупных инфраструктурных проектах в Монголии в последнее время воспринимаются со значительной долей скепсиса. В первую очередь это касается строительства метро в Улан-Баторе, о необходимости которого было заявлено еще в конце прошлого века.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

5774

08.04.2024

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

2369

05.04.2024

Борьба с городским перенаселением: в Монголии растет доступ к сельской ипотеке

Монгольская экономика стремительно реагирует на проблему перенаселения Улан-Батора. Согласно последним данным Центробанка страны, выдача ипотечных кредитов для приобретения жилья вне столицы увеличена до 41%.

Эрнест Баатырев

ОбществоНедвижимостьЭкономика и бизнесМонголия

7210

03.04.2024

Супервосток-2: Томская домостроительная компания затеяла возвести ЖК в Северске

ОАО «ТДСК» (ОГРН 1027000761040), получив от властей Томска разрешение на строительство Супервостока, взялось за другой проект. На этот раз – за жилищный комплекс в закрытом административно-территориальном образовании Северск. И что бы вы думали? Северчане против.

Андрей Игнатьев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесТомск

8304

03.04.2024

«Нельзя сразу сажать насильников в тюрьму»: закон о семье обсудили в Монголии

По данным организаций, занимающихся правами женщин, одна из трех жительниц Монголии сталкивается с домашним насилием. Это огромная цифра, показывающая весь масштаб актуальной проблемы. Форму наказания для домашних тиранов рассмотрели в рамках обсуждения Закона о семье.

Есения Линней

ОбществоПолитикаМонголия

7427

02.04.2024

Лица Сибири

Сибиряков Юрий

Мащицкий Виталий

Александров Александр

Матвеев Дмитрий

Галяутдинов Ильдус

Колмаков Алексей

Орноев Роман

Серышев Анатолий

Маякова Наталия

Саханов Зоригто