Ольга Путинцева

© Черновик

КультураРоссия

4531

18.11.2007, 16:18

"Война и мир". По отдаленным мотивам романа

Прошедшая неделя ознаменовалась показом по одному из центральных каналов многосерийной экранизации романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого. В Италии ее посмотрел каждый четвертый. А бюджет составил очень внушительную сумму 26 миллионов евро. Неплохо. Но вот лента дошла и до России.

С чувством гордости за то, что начали ставить русскую классику, учительницы литературы, истории и прочих гуманитарных предметов сели со своими потомками у телевизоров в час икс 6 ноября. Переговариваясь по телефону со своими приятельницами, читающие домохозяйки устроились перед экранами в ожидании. Молодёжь знакомая с классикой по школе и вообще все любопытные и гордые за отечество тоже уделили время сериалу. Началось. Ударом по психике учительниц литературы и истории была замена сцены у Анны Павловны Шерер сценой именин княжон Ростовых, не входящей в произведение так, как ее показали создатели сериала. Кто же знал, что это только начало. Домохозяек слегка шокировал внешний вид Наташи Ростовой, дескать, она должна быть темненькой и хотя бы миловидной. Зато большинству представителей молодежи, а именно девушкам, читающим (читавшим) классику, приглянулся Андрей Болконский.

Действительно, обсуждение кастинга актеров было очень бурным в России. Роман русский, а Бондарчук и без того хороший фильм снял, по нашему патриотическому мнению, значит и в новой «Войне и мир» русских актеров должно быть…достаточно. Немецкие, французские, итальянские и польские творцы, по всей видимости, думали немного иначе. Русских актрис вообще стороной обошли. Кстати будет сказано, на пять стран-создательниц нашли только такую (как в фильме) «маленькую княгиню» Лизу Болконскую, выше самого Болконского на полголовы, а своеобразие понимания европейской красоты — это в ее случае единственное, на что стоит уповать. И если продолжать тему женского актерского состава, то миловидной русскому зрителю показалась едва ли ни одна Марья Болконская, которая, напомню, по книге была как раз далеко не красавица. Нашим актерам повезло гораздо больше. Владимир Ильин в роле Кутузова был очень колоритен, если опустить ощущение после каждой его реплики «где-то я это слышал» (возможно, во «Властелине колец» из уст Гэндальфа). Малоизвестный Андрей Гусев в роли Платона Каратаева не сказать, что был блистателен, зато принципиальность выдержана, даже если и чисто случайно. Николай Ростов Дмитрия Исаева получился очень романтическим героем — совсем то, что нужно было этой экранизации, что говорить, «Бедная Настя» сделала своё дело. Ну и Игорь Костолевский в роли императора Александра, лично для меня — ни дать ни взять «сын Милосердова», хоть и внешне весьма похож на царя. С первых минут фильма стало ясно: сравнивать с книгой не приходится, а чуть позже – с постановкой Бондарчука тоже. В этом случае повезло тем, кто не читал и не видел упомянутого, кроме, разве что, школьников, понадеявшихся написать сочинение по экранизации, а не по самой эпопее. О каждом из европейских актеров говорить долго и неинтересно. Но не отметить буквально потрясающего Василия Курагина просто невозможно. При его первом выходе создалось впечатление, что этот актер (Тони Берторелли) параллельно задействован в ленте «Дети подземелья», может быть, или «Гоблины где-то рядом». За абсолютно сумасшедшего старого князя Болконского тоже было немного обидно, но, как я уже говорила, сравнивать с книгой не приходится.

Предположим, что мы лояльны и «не зацикливаемся на мелочах». Другими словами, спасибо интернациональному составу творцов, что из панорамы Москвы убрали архитектурные достопримечательности более позднего времени. И мы не придаем никакого значения остальным помаркам несоответствия времени, например, в музыке или появлению одной и той же героини в различных моментах одной сцены в платьях разного фасона. Однако даже в этом случае мы зададимся следующим вопросом. Что нам показали: европейский взгляд на классику или перетряхивание грязного белья героев «Войны и мира»? По моему субъективному мнению, первое. Не берусь рассуждать о национальных особенностях восприятия классики. Налицо то, что постановщиков заинтересовали переплетения человеческих судеб. Любовь, счастье, братство, горе, драма на театре военных действий, облаченные в наикрасивейшие наряды 19 века среди дворцов, балов, оперы и пр. Батальным сценам не уделялось пристального внимания, однако, они были красноречивы своей «рваной» постановкой, что опять же указывает на задумку режиссеров. Но даже при всех этих обстоятельствах варварское кромсание сюжета всё-таки сильно гложет до предпоследней серии. Эпизоды типа смерти старого графа Безухова вовсе смешны, а, к примеру, возгласы старого Болконского про «Бурьенку» вызывают и вовсе негодование, учитывая то, что создатели выпустили поистине ярчайшие сцены с его участием. К списку «расстройств» непременно я бы добавила отсутствие знаменитого парома (в его качестве выступала прогулка Пьера и Андрея по кладбищу), ни следа наличия старшей из детей Ростовых Веры, ни намека на «масонство» Пьера, изуродованный образ Долохова и Денисова, ну а то, что батарею Тушина покажут, я и не надеялась. Слава богу, «небо Аустерлица» оставили, а вот битве при Ватерлоо повезло значительно меньше. Ко всему прочему темп, заданный в первых двух сериях заставлял опасаться, что с минуты на минуту мы как раз это самое «Ватерлоо» и увидим. Но потом всё прояснилось. Оказывается, так скомкать события нужно было для того, чтобы во всех красках показать трагедию измены Наташи Андрею и жизненные перипетии Пьера в следующих сериях. Безусловно, судьбы показаны красиво, с чувством, но также и с элементами отсебятины и без всякой надежды на истинно русский характер героев. Не разочаровал только Алессио Бони, его Андрей был почти как в романе.

Сериал приближался к концу, и пыл защищать классику и поругать европейских режиссеров угасал. Как вы думаете, почему? Сцена «братства» между Андреем и Анатолем в военном госпитале, сцена смерти Пети Ростова, мятежа крестьян в Лысых горах; телеги раненных, сумасшествие старой графини Ростовой, Пьер в плену. Драматический апофеоз. И вот мы уже забыли, что кто-то нам не пришелся по душе из актеров, или многое не соответствует роману. И тут последовательно режиссеры нас подводят к некоему подобию хэппи-энда. Мы искренне радуемся любви Марьи Болконской и Николая Ростова, безумно красивой встрече и (опять-таки) вспыхнувшей любви Пьера и Наташи. И уже неважно, что в оригинале было…не совсем так. И, собственно, черт с ней, с философией и с тем, что на самом деле Пьер будет потом участвовать в восстании декабристов и т.п. Как всё замечательно: у всех «хороших» всё хорошо, а Анатоль погиб, Элен умерла от сифилиса, Василий Курагин сошел с ума, и война закончилась. Финал полностью в духе всего сериала, добавить нечего. Он полностью соответствует нашим романтически ожиданиям и желаниям и нисколько не претендует на глубинный смысл.

Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод: наслаждаться творением в духе укороченной «Бедной Насти» только с 26миллионным бюджетом, не связывая его с «Войной и мир», а на деле прочитать эпопею Толстого.

И, дорогие школьники, даже не пытайтесь «выплыть» на уроке литературы за счет просмотра сего сериала.

Ольга Путинцева

© Черновик

КультураРоссия

4531

18.11.2007, 16:18

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=41188

bytes: 7185 / 7185

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

3501

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

2030

26.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5753

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

13690

23.04.2024

Счастье до смерти. Лучшее от Набокова к юбилею автора

Моя голова разговаривает по‑английски, моё сердце – по-русски, и моё ухо – по‑французски.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

11628

23.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5715

22.04.2024

Видео дня. «Ловушка» для Джоша Хартнетта и «Не киллер» Глен Пауэлл

Главный герой приходит с дочерью на выступление популярной певицы и узнаёт, что концерт используется полицией для поимки серийного убийцы по прозвищу «Мясник»... Кинокомпания Warner Bros. представила трейлер психологического триллера «В ловушке» (Trap).

Филипп Марков

КультураРоссия

9349

20.04.2024

Последний уикенд «Летучего корабля» в компании боевиков и триллеров

«Летучий корабль» Ильи Учителя медленно, но верно сдаёт позиции. До миллиарда общих сборов лидер четырёх последних уикендов, скорее всего, дотянет, но уже не в статусе первого фильма проката. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

21542

19.04.2024

Видео дня. Бастинда Ходченкова в новом «Волшебнике Изумрудного города»

Кинокомпания «Централ Партнершип» опубликовала тизер-трейлер фэнтезийного фильма «Волшебник Изумрудного города» по одноимённой сказке Александра Волкова, сюжет которой, в свою очередь, был позаимствован у американца Фрэнка Баума – автора «Удивительного волшебника из страны Оз».

Филипп Марков

КультураРоссия

10030

18.04.2024

Приключенческий уикенд. Серебро пса Артура и бронза «Золота Умальты»

Как и неделей ранее, сразу три новинки минувшего уикенда вошли в топовую пятёрку кинопроката. Однако лидер остался неизменным. По данным портала Kinobusiness.соm, «Летучий корабль» Ильи Учителя за свой третий уикенд в прокате собрал в кассах кинотеатров 139,8 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

25059

12.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4749

10.04.2024

Видео дня. Миа Гот в слэшере MaXXXine

Кинокомпания А24 опубликовала трейлер хоррора «Максин XXX» (MaXXXine) – третьей части кинотрилогии ужасов и сиквела слэшера «X». Версию с русскими субтитрами предложил YouTube‑канал FRESH Trailers. В центре сюжета – единственная выжившая героиня первой части Максин Минкс.

Филипп Марков

КультураРоссия

12588

08.04.2024

Лица Сибири

Дубков Александр

Цыбикмитов Зоригто

Воронин Пётр

Семенов Бато

Ступин Дмитрий

Ружников Игорь

Цыренов Валерий

Парфенов Максим

Смирнов Олег

Фоменко Андрей