Алексей Макаркин

© Ежедневный журнал

ПолитикаРоссия

2990

06.09.2007, 13:43

Православный сталинизм

Представленная вниманию участников слушаний Всемирного русского народного собора (ВРНС) «Русская доктрина» вряд ли привлекла бы столь значительное общественное внимание, если бы не фигура открывшего заседание митрополита Кирилла.

Один из постоянных членов Священного синода, отвечающий в церковном руководстве за внешние связи, сделал неплохую рекламу документу, составленному в духе некоего «динамического консерватизма».

Так, по словам митрополита, авторы документа «предлагают обратить внимание на те духовно-нравственные и культурные основы, которые служили и продолжают служить прочным фундаментом российского государства на протяжении многих веков. Люди, трудившиеся над составлением доктрины, со всей очевидностью говорят о том, что разрушение фундамента повлечет за собой крах всего здания, называемого государством». И так далее, в том же духе.

На самом деле «динамический консерватизм» — это самая настоящая реакция, в ее не консервативном, а ультрарадикальном, ретроградном виде. Это вариант российского Хомейни, не совместимый с демократическим путем развития страны, основные составляющие которого авторы доктрины откровенно презирают. По их мнению, «партийно-парламентская система в нынешнем мире деградирует и вырождается в прикрытие для теневого лоббизма. Корпоративное представительство одно способно создать условия для реализации потребностей и нужд классов и профессиональных сообществ нашего социума, проведения в жизнь их инициатив, с приоритетным учетом интересов государства как целого». Большой поклонник корпоративного государства и убежденный враг парламентаризма Бенито Муссолини, наверное, не отказался бы подписаться под этими словами.

В развитие этой идеи предлагается схема функционирования российской власти. Вновь цитируем: «национальной властью России должна стать совокупность трех государственных начал в их конкретных политических формах – прямой демократии (система советов, плебисциты, институт народных защитников, наконец, Земский собор, не разрабатывающий, как нынешнее Федеральное собрание, а принимающий законы), компетентной аристократии (сенат, высшие корпоративные и сословные советы и представительства, органы, разрабатывающие проекты законов и норм, лидеры сетевой смыслократии) и единоначалия (Глава Государства). Что касается местного самоуправления, то оно должно сопрягаться с органами государственной власти, служить их продолжением, а не противопоставлять им себя».

Таким образом, избираемые представительные органы власти лишаются права разработки законов, а могут только одобрять то, что им предложила корпоративная аристократия (как это делал единогласно голосовавший Верховный совет СССР). В свою очередь, глава государства наделяется почти диктаторскими полномочиями в условиях, когда корпоративные структуры не обладают законодательной властью, а только разрабатывают законопроекты. Занятно, что при этом в доктрине содержится положение о том, что демократия как таковая не отвергается – ее, мол, только не следует понимать в качестве «сверхценности» для русского народа, а если применять, то «разумно и избирательно». Вспомним, впрочем, что практически все политические лидеры в своей деятельности применяют те или иные демократические инструменты, хотя и уродуя их, подчас, до неузнаваемости. Так, одним из элементов гитлеровского режима были периодически проводившиеся плебисциты, которые неизменно свидетельствовали о всенародной поддержке нацистского режима. Да и Сталин разрешил выборы в Верховный совет – формально свободные, при тайном голосовании.

Разумеется, доктрина носит ярко выраженный антизападный характер: «альянс Москва-Пекин-Дели-Тегеран, открытый для других участников, должен базироваться на договоре о коллективной безопасности и масштабном (на несколько порядков более активном, чем теперь) экономическом и культурном сотрудничестве». Вопрос о том, согласятся ли вступать в новый блок Индия и Китай одновременно – отношения между этими двумя странами носят весьма сложный, в значительной степени конкурентный характер, – авторов доктрины, кажется, не волнует. Равно как и то, захотят ли эти страны всерьез конфликтовать с Западом.

Неудивительно, что авторы доктрины высказываются и за жесткую цензуру, причем не только морально-нравственную, но и политическую: «Должна быть введена самая жесткая ответственность печатных СМИ за недостоверную информацию, оскорбление чести и достоинства граждан, публикацию материалов с пропагандой нравственной распущенности, всякого рода извращений, восхвалениями изменников и врагов России». Кто такие изменники и враги России, видимо, будет определять «сетевая смыслократия».

Примечательно отношение авторов доктрины к иудаизму. Обратим внимание на перечисление традиционных конфессий, которым авторы доктрины предлагают предоставить привилегированный статус. Сейчас их насчитывают четыре – православие, ислам, буддизм, иудаизм. В тексте доктрины осталось только три – нетрудно догадаться, кто выбыл. Хотя, впрочем, за иудаизмом оставлена одна функция – содействие внешнеполитической деятельности государства. Видимо, подобно тому, как Сталин до поры до времени прагматично использовал дипломатические возможности Еврейского антифашистского комитета – известно, чем все это закончилось, когда надобность в этом органе, по мнению одного из любимцев авторов доктрины, отпала.

Значительная часть доктрины посвящена необходимости «официальной истории», которая, в качестве единственно верной, должна преподаваться подрастающему поколению. Любимцы авторов доктрины – Иван Грозный и Сталин, залившие страну кровью. Апологетика опричнины сочетается у них с многословным гимном сталинскому периоду российской истории. Приведем лишь некоторую часть комплиментов, адресованных «вождю и учителю» авторами документа, считающими себя православными людьми: «Бывший семинарист Сталин сделал очень много для того, чтобы подлинное «беззаконие» в послереволюционной России не умножилось, а напротив – серьезно уменьшилось. Страна надолго ушла с дорог капитализма, либерализма, левацкого революционаризма, упадочной теософии и оккультизма, на которых ее одинаково ждала гибель. Отвердевшая Россия, освобожденная на какой-то период от разъедавшей ее духовной двойственности, приобрела необычайную экономическую, военно-политическую и культурную (если иметь в виду светский аспект культуры) мощь. Мощь, которой мы имеем полное право гордиться».

Со Сталиным авторов доктрины сближает и борьба с «космополитами». Иностранцев они рассматривают как опасных противников и выражают недовольство тем, что «российские предприниматели пока демонстрируют опасную беспечность перед нашествием «икей», «патерсонов», «рамсторов», «ашанов» и проч.». Разумеется, по мнению авторов, «принцип верховенства «прав человека» как важнейший элемент западного цивилизационного стандарта должен быть отвергнут» как посягающий на российский суверенитет и вообще сомнительный. Понятно, что и в школах «при изучении физики, астрономии, химии необходимо всегда заострять внимание на достижениях российских ученых, исследователей – тех, кто внес вклад в развитие отечественной науки» — тезис, крайне напоминающий сталинскую образовательную политику времен борьбы с космополитизмом (именно тогда появилась шутка о России как родине слонов).

Таким образом, перед нами сталинистско-авторитарный проект, каковых в последние годы появилось немало. Возникает закономерный вопрос – что общего с такими штудиями может иметь митрополит Кирилл, респектабельный представитель Православной церкви, пережившей немало гонений от сталинского режима? Подчеркнем, именно от сталинского, а не от неких «троцкистов» – подавляющее большинство погибших от репрессий архиереев и священнослужителей были расстреляны в 1937-1938 годах, то есть в период «большого террора», инициированного Сталиным. Да и после войны церковных людей продолжали сажать, если их деятельность не нравилась государству.

Представляется, что участие владыки Кирилла в презентации документа может быть следствием настроений, бытующих в православной среде, части которой свойственно стремление опереться на сильное государство, которое избавит церковь от конкурентов вроде космополитов, либералов и всяких католиков. Отсюда и идиллические представления о позднесталинских временах, когда церкви предоставили «свободу на коленях». Разумеется, доктрина, которая, помимо восхвалений Сталина, насыщена массой комплиментов в адрес православия, может встретить позитивную реакцию со стороны наиболее ретроградно настроенной части верующих. Им приятно читать, например, что «Русская доктрина провозглашает несомненным условием будущего возрождения и усиления России – союз государства с Церковью и, с другой стороны, теснейший союз Церкви с обществом». Или, например, видеть такую формулировку: «Всякое содействие на государственном уровне отпадению граждан России от православия в иные конфессии, хотя бы и традиционные для России, а тем более в безбожие или деструктивные культы, должно рассматриваться как акт подрывной в отношении устоев России, антигосударственный и антинациональный». На фоне подобных инициатив и не реализованный пока проект введения «Основ православной культуры» в качестве обязательного школьного предмета покажется вполне либеральным.

Понятно, что православному митрополиту нужно учитывать настроения разных «отрядов» своей паствы. Особенно это касается владыки Кирилла, которого ретрограды в 90-е годы обвиняли в симпатиях к католицизму и экуменизму: выступая на подобных мероприятиях, он, видимо, пытается искупить старые «грехи». Однако, если вдуматься, то такие документы, как «Русская доктрина», на самом деле не идут Церкви на пользу. Во-первых, они создают превратное впечатление о церковных людях как о поклонниках Сталина и сторонниках корпоративистской диктатуры a la Муссолини, что в отношении явного большинства из них несправедливо. Во-вторых, схемы союза Церкви с авторитарным (или тоталитарным) государством в случае их реализации неизбежно приводят к катастрофическим последствиям для самой Церкви. Достаточно вспомнить трагедию митрополита Филиппа, посмевшего возражать Ивану Грозному, или вынужденную сервильность иерархов советского периода, униженно восхвалявших «генералиссимуса Иосифа», руки которого были в крови миллионов верующих людей.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий

Алексей Макаркин

© Ежедневный журнал

ПолитикаРоссия

2990

06.09.2007, 13:43

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=39672

bytes: 10304 / 10297

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Алексей Макаркин.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Россия)

Монголия как колония. Куда ведут вчерашнюю «шестнадцатую республику» западные рулевые

Крах социалистического лагеря в 1991 году очень больно ударил по Монголии, когда-то считавшейся едва ли не шестнадцатой республикой СССР.

Владимир Орсоев

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия Россия

16957

04.04.2024

Сохранить экономический рост: в Монголии проходит национальный форум «Возрождение погранпереходов»

В Улан-Баторе 26 марта стартовал национальный форум «Возрождение погранпереходов — 2024».

Денис Большаков

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия Россия

9032

27.03.2024

Республика, трезвей: употребление крепкого спиртного в Бурятии достигло рекорда

В России в 2023 году розничная продажа крепких спиртных напитков дошла до рекорда в 7,2 литра на душу населения. В частности, высокая алкоголизация населения наблюдается в Бурятии.

Виктор Кулагин

ПолитикаЗдоровьеБурятия Россия

14651

28.02.2024

Экс-президент Монголии: «России и Монголии необходимо создавать совместные предприятия»

В Улан-Баторе 27 февраля состоялась научно-практическая конференция «Россия-Монголия: Стратегическое партнерство в горнорудной отрасли», посвященная пятидесятилетию бывшего российско-монгольского предприятия «Монголросцветмет».

Денис Большаков

ПолитикаЭкономика и бизнесОбществоМонголия Россия

11861

28.02.2024

«Братская помощь Америки»: депутаты раскрыли тайны борщевика Сосновского

21 февраля 2024 года Госдума приняла в первом чтении поправки в Земельный кодекс, которые закрепляют необходимость мероприятий по устранению инвазивных растений. Как будто все остальные проблемы закончились, и депутатам осталось только «бороться» с борщевиком Сосновского.

Анна Моль

ПолитикаЭкологияИркутск Россия

15953

22.02.2024

Новые меры против самозахвата: правительство борется за зелёные территории

Новое постановление правительства РФ о лесопарковых зелёных поясах было разработано в рамках закона «Об охране окружающей среды» и вводит исчерпывающий перечень сведений, которые уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ будет обязан актуализировать не реже одного раза в полугодие.

Анна Моль

ПолитикаЭкологияИркутск Россия

14301

16.02.2024

Чингис Маншеев под вопросом: выборы главы Тункинского района прошли вне правил?

Четвертый год Чингис Маншеев занимает пост главы Тункинского района Бурятии и ровно столько же получает оплеухи от местных жителей за крайне неудовлетворительное управление районом и игнорирование нужд населения.

Есения Линней

ПолитикаСкандалыБурятия Россия

20757

15.02.2024

Такер и прагматизм

Или о том, как прекратить заниматься ерундой, наступив на горло собственной дури. Лучший друг российских охранителей, а по совместительству – тайный миллиардер Такер Карлсон – это эмиссар той части американского общества, которая, как и вся прочая американская нация, любит только себя.

Ян Нейман

ПолитикаЭкономика и бизнесРоссия Монголия

41768

15.02.2024

«Союз Восток»: Монголия сомневается в реализации проекта?

Строительство газопровода «Сила Сибири-2» и его монгольской ветки — «Союз Восток» может начаться в первой половине 2024 года. Однако многие специалисты сомневаются в этом, так как переговоры между Россией и Китаем о реализации проекта до сих пор продолжаются.

Денис Большаков

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия Россия Китай

21520

13.02.2024

Российская делегация в Улан-Баторе: о чём говорили вице-премьер РФ и президент Монголии

Российская делегация во главе с вице-премьером Алексеем Оверчуком 6 февраля посетила Улан-Батор для проведения переговоров с президентом Монголии Ухнаагийн Хурэлсухом и премьер-министром Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ. Стороны обсудили наращивание торговли и развитие отношений в различных сферах.

Денис Большаков

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия Россия

13389

07.02.2024

Блогнот. Алдар Бадмаев: «Камила Валиева – нукер для Чингисхана»

Есть очень известное историческое предание о Чингисхане. Как-то его рядовой нукер (что переводится с монгольского языка как «товарищ»), защищая стадо от нападения бандитов, убил знатного человека.

Есения Линней

ПолитикаСпортБурятия Россия

22550

07.02.2024

Депутатский контроль. «Бла-бла» депутат Николай Будуев снова на волне хайпа

Депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев привлек внимание крупных новостных порталов своими новыми предложениями.

Есения Линней

ПолитикаЭкономика и бизнесОбществоБурятия Россия

16134

06.02.2024

Лица Сибири

Швыткин Юрий

Козырский Олег

Огородников Петр

Ховалыг Владислав

Точилин Сергей

Шишмарёв Виталий

Донских Василий

Юзвак Светлана

Крючков Андрей

Булыгин Игорь