Михаил Ситников, для BABR.RU

© Babr24.com

ОбществоРоссия

6067

08.02.2007, 18:04

Неформальная некрофилия

Святые мощи, посмертные почести героям и «вечно живой» персонаж из Мавзолея, как основа светского «синкретического некрокульта».

Последнее мероприятие по поднятию международного имиджа России, связанное с использованием печальных ритуалов, состоялось в субботу, 13 января. В тот день, между захоронениями генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина в некрополе Донского монастыря в Москве, в третий раз был предан земле прах генерала Белой Армии Владимира Каппеля.

Церемония погребения происходила в присутствии двух внуков и племянницы покойного, представителей Госдумы РФ и Совета Федерации. Примечательно, что после похорон ни кто иной, как вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин, заявил журналистам, что верность генерала своему долгу в защите целостности и идеалов России, это то, что «нам сегодня нужно, как никогда», и отметил, что при погребении «присутствуют практически все фракции кроме КПРФ». Следует ли расценивать последнее, как выражение сожаления или, наоборот – удовлетворения, так и осталось непонятным. Но участие одного из лидеров думских националистов в означенной акции, тем не менее, видится вполне закономерным.

По поводу возвращения останков россиян, память о которых в России была поругана, высказываются разные мнения. С учетом того, что происходит сегодня в стране, явление это и в самом деле не может восприниматься однозначно. Если большинством потомков тех, чьи останки переносятся в родную землю такой акт, как правило, воспринимается проявлением уважения к памяти и заслугам людей, то некоторые россияне, напротив, считают подобное неуместностью, а то и откровенным глумлением. Ведь, тенденция к возвращению в страну останков противников большевизма наиболее откровенно проявляется в тот самый момент, когда стремление власти к реваншу былого режима проявляется все отчетливей и откровенней. Вероятно, обе позиции имеют под собой серьезные основания, но с третьей точки зрения – можно назвать ее условно сторонней, - сама актуализация темы останков значимых личностей в наши дни может иметь неожиданно простое объяснение.

Внимательный обыватель не может не заметить усиленного формирования в общественном сознании нового патриотически окрашенного мифа, предназначенного для своего рода сакрализации представлений о новейшей истории. В них смешиваются воедино такие «некросимволы», как мощи православных подвижников, останки знаковых фигур русского зарубежья, костные фрагменты, якобы, семьи последнего российского императора, хранящийся в мавзолейном подземелье труп Ульянова-Ленина, возвращенные в страну останки императрицы Марии Федоровны. Все эти экспонаты вкупе с отношением к ним публики носят отчетливые культовые признаки, хотя и не относятся к исключительной компетенции какого-то одного определенного религиозного института.

Кого-то из верующих или «правоверных ленинцев» подобное наверняка не на шутку смутит, но, если взглянуть на весь этот букет явлений объективно, то такое ощущение достаточно легко рассеивается. Ведь, религиозные традиции практически всех народов, населяющих Россию, восходят к языческим культам предков – почитанию мертвых с восприятием их останков и всего, связанного со смертью в виде священных символов. Наш народ в этом плане, естественно, не представляет какого-то исключения, так как подобную фазу доминирующего стереотипа в представлениях о сакральном в определенное время проходят все общества. Просто, для современной России восприятие религиозной материи сегодня наиболее актуально именно в таком «магическом» ключе, что, разумеется, прекрасно понимают и учитывают творцы новой идеологии.

Светские и религиозные институты хорошо осведомлены в том, насколько выгодно и эффективно можно использовать значимость подобных ключевых символов культурно-религиозной традиции для манипулирования общественным мнением. Поэтому, в перспективе выборов 2008 года, а более широко – в условиях качественного углубления комплексного кризиса в постсоветской России, – такой аргумент, как «священные мощи», независимо от церковной или «антирелигиозной» их принадлежности, несомненно будет активно использоваться и властью, и отдельными религиозными организациями.

На первый взгляд можно допустить, что культовое почитание останков никак не выходит за пределы формальной религиозной практики и, что ритуалы такого рода могут быть значимы только для религиозных людей. Однако, даже вопрос о дальнейшей судьбе мумии Ленина со всеми обсуждениями этой проблемы и связанными с нею парадоксальными ситуациями, самым непосредственным образом относится к явлениям «неформального некрокульта».

Казалось бы, что достойное захоронение трупа вождя мирового пролетариата, выставленного сегодня на обозрение, должно быть воспринято с удовлетворением всеми заинтересованными в решении вопроса сторонами. Но случись подобное, реакции сторонников и противников переноса Ленина из-под стекла в могилу, заявят о себе прежде всего на культовом уровне: ведь, для одних (условно неверующих) это будет выглядеть насильственным лишением их объекта культового поклонения, для других (условно верующих) – напротив, устранением факта глумления над их религиозными представлениями. То же самое, но с обратной реакцией означала бы гарантия, что труп останется в Мавзолее аж до второго пришествия. То есть, для всех – верующих и неверующих, – любые действия в отношении упомянутой мумии означают некие манипуляции над однозначно магическим объектом. Просто, для одних он – святыня, а для других – персонифицированное кощунство.

Абсолютное большинство сторонников публичной демонстрации трупа Ленина, как известно, представлено неверующими людьми преимущественно старшего поколения, хотя все более значительной становится среди них и доля тех, кто моложе. Их оппоненты – в основном, радикально настроенные российские православные разных юрисдикций, которые не столь многочисленны, хотя гораздо более активны, и их состав тоже «омолаживается». В результате, принятие какого-либо кардинального решения о том, что делать с трупом будет невыгодным для власти и церкви до тех пор, пока хулители и почитатели Ленина не вымрут, что может случиться лишь синхронно, с принципиальным изменением человеческого сознания...

Но, если в ситуации с культом вождя, сохранение его трупа устраивает одних, вызывая недовольство других, то соединение том же ряду почестей, воздаваемых останкам представителей Белого движения и царю-мученику, реанимацию имени и идей Сталина с реабилитацией Григория Распутина с Иоанном Грозным указывает на гораздо более серьезный процесс, ориентированный отнюдь не на восстановление исторической памяти народа. При этом нельзя не вспомнить и о еще одной идеологической инициативе, которая в своей откровенной форме фактически провалилась, однако окончательно крест на ней так и не был поставлен.

Взамен празднования очередной годовщины большевистского переворота, с 7 ноября 1997 года президентским указом был введен День примирения и согласия, под брендом которого, как ожидалось, самым чудесным образом исчезнут существующие в обществе противоречия в отношении людей к драматическому прошлому России. Разумеется, ничего подобного не произошло, но идея о поиске некоего общего знаменателя для разных общественных групп населения не умерла. Поэтому, нынешнее обращение режима к принципу «культового некросинкретизма» в процессе создания и внедрения новой идеологии можно считать результатом эволюции упомянутой политической инициативы десятилетней давности.

Вот тут и оказывается незаменимым и беспроигрышным использование генетической склонности населения страны к сокрытой в общественном сознании «культовой некрофилии», способной примирить весь народ в едином порыве «некритичности» к новой трактовке истории. Такой неформальный культ в самом деле был бы способен объединить в себе большевизм и «суверенную демократию», православных и внеконфессиональных «патриотов», государственников и «оппозицию» как «слева», так и «справа».

Понятно, что для облегчения манипулирования обществом, фоновое существование такого культа устраивает не только светскую власть, но и де-факто государственно-религиозный институт, представленный в России Московской патриархией (РПЦ МП). Отсюда и объяснение участия церкви в кампаниях по сакральному оформлению патриотизма (Сусанин, Ослябя и Пересвет), и уклонение ее от ходатайств за удаление кощунственных «мощей» из Мавзолея. В свою очередь, и острая нужда власти в сотрудничестве с церковью во многом объясняется именно тем, что нынешний режим нуждается в придании культовой окраски (и интенсивности) естественному почтению, которое испытывают люди к памяти умерших. Ведь, ни одно общество не может существовать без религиозной составляющей, роль которой в условиях самых одиозных режимов продолжают играть воинствующий атеизм, культы личности или иные тоталитарные идеологии. Поэтому церковь вполне оправданно рассчитывает на готовность власти щедро платить за ее участие в этом проекте, что выражается в ряде серьезных уступок имущественного и политического плана, вплоть до нарушений Конституции, на которые идут руководители нынешнего режима.

Однако «аппетиты», как известно, «приходят с едой», и требования РПЦ МП неуклонно растут. К настоящему времени они достигли того уровня, при котором клерикалы претендуют на полную идеологическую монополию «этнического православия» во всех сферах жизни, что рано или поздно приведет к принципиальному конфликту церковных и светских интересов в сфере внутриполитического влияния в стране. Поэтому, развитию скрытого общенародного «некрокульта», при всем доминировании православной традиции, где почитание останков святых подвижников играет наиболее важную роль для поддержания религиозных настроений, предстоит, вероятно, сыграть роль альтернативы клерикальным претензиям РПЦ МП на монополию в сфере идеологии.

Но, «хорошо» это или «плохо» нельзя оценить ни сейчас, ни в принципе, так как эти оценочные категории в данной ситуации откровенно неуместны. Ведь, при перекосе в любую сторону, все российское население независимо от религиозной и политической ориентации его представителей, является всего лишь пассивным заложником чьих-то внешне безобидных, абсолютно нейтральных инициатив и, на первый взгляд, даже благородных инициатив.

Михаил Ситников, для BABR.RU

© Babr24.com

ОбществоРоссия

6067

08.02.2007, 18:04

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=35816

bytes: 10207 / 10207

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Михаил Ситников, для BABR.RU.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

2790

05.04.2024

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

17700

08.03.2024

Инсайд. Болевой синдром «Почты России»

Думаю, что буду близок к истине, если скажу, что «Почта России» – один из главных болевых синдромов всех населенных пунктов. Куда бы я не приезжал, везде слышу примерно одно – почтовые отделения либо закрываются, либо уже закрыты.

Кирилл Богданович

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск Россия

12553

21.02.2024

Леса Монголии под угрозой: выживание в условиях климатических изменений

Экологические исследования на территории Монголии стали тенденцией. Многие из них имеют международный статус и затрагивают интересы не только Монголии, но и ее соседей. В этом материале Бабр расскажет о результатах совместной российско-монгольской работы, посвященной лесам пограничных территорий.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия Россия

12528

14.02.2024

Важная информация для туристов: о работе пограничных переходов Монголии в Цаган Сар

Вся Монголия готовится к Цаган Сару. В период празднования большая часть населения покидает города и на несколько дней уезжает к родственникам в сельскую местность. Это сказывается на деятельности подавляющего числа коммерческих и общественных организаций, а также госучреждений.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмМонголия Россия Китай

5976

06.02.2024

Свинина под санкциями: российская продукция на пути в Монголию

В условиях санкций российские производители свинины ищут альтернативные рынки сбыта. Одним из перспективных направлений является Монголия, где с производством собственной свинины не все хорошо.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмЭкономика и бизнесМонголия Россия

18883

17.01.2024

Блогнот. О яйце и курице

Яйца несут курицы. В стране не хватает не яиц, в России не хватает несушек. Завозить в страну надо цыплят, инкубаторы и т.п., а не яйца заимствовать у Эрдогана или Лукашенко. Яйца – это временное решение, несушки – постоянное.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск Россия

17791

09.01.2024

Сила паспорта: место Монголии в рейтинге безвизовых отношений

Бабр продолжает рассказывать о различных международных рейтингах и месте Монголии в них. В этом материале речь пойдет о паспортах и возможности их владельцев путешествовать по миру без виз. Авторитетный специализированный интернет-портал VisaGuide.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмМонголия Россия

6647

08.01.2024

Без вина, но после выборов: рост акцизов перенесён на май

Впервые за последние несколько лет 1 января не произойдёт повышения цен на алкогольную продукцию. Ни на вина с шампанским, ни на водку, ни на так называемые элитные напитки. Казалось бы, позитивная новость, однако мы живём в России, поэтому радоваться преждевременно.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

35554

20.12.2023

Ликвидация приграничных пожаров: огнеборцы России и Монголии проводят совместные учения

В Кызыле 10 августа начался совместный учебно-методический сбор специалистов МЧС России и монгольских пожарных из пяти аймаков. Главная цель занятий — взаимодействие в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий на приграничной территории.

Денис Большаков

ОбществоМонголия Россия

2559

11.08.2023

Зачем платить больше? Лучшие водки, ликёры и настойки года

В мае в Москве прошёл XVI Международный дегустационный конкурс «Лучшая водка 2023». Конкурс «Best Vodka/Лучшая водка» учреждён в 2008 году Коммуникационным Агентством «MACRO event», специализирующимся на проведении отраслевых премий и конкурсов.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

30502

19.06.2023

Новое возрождение адамитов

Пишут, что в Риге, на сцене музея театра им. Эдуарда Смильгя, кстати Народного артиста СССР, состоится спектакль венгерских постановщиков «Позвольте мне увидеть природу».

Дмитрий Верхотуров

ОбществоКультураИсторияМир

37081

11.06.2023

Лица Сибири

Пронин Юрий

Балданова Ульяна

Зюганов Геннадий

Матханов Владимир

Рукша Геннадий

Анисимов Сергей

Васиченко Евгений

Михельсон Анастасия

Юдин Сергей

Агеев Сергей