Наталья Малахова

© Ежедневный журнал

Культура Россия

2279

14.11.2006, 15:02

Китай-город. Подвал. Летное поле

Когда над китайской деревушкой Лайан-Цися пролетали журавли, у местного башмачника родился сын, которого назвали Джао Да.

Он с детства любил облака и однажды соорудил из бамбука свой первый самолет. Отец отдал его в летную школу, и через несколько лет парень уже бороздил небо в составе американских ВВС. Потом были кругосветные путешествия, помощь вождю африканского племени, экспедиция на Северный полюс и любовь с деревенской девушкой Софи, которая родила Джао Да сына. Но небо звало, и он снова взмыл ввысь. Так и не вернулся. Сейчас Джао Да обитает в деревне Кузнечиха Калининской области и вспоминает свою жизнь. Недавно к нему из Франции приезжал его сын Бернар, который вырос, разбогател и стал владельцем десяти баров и семи ресторанов. После встречи с отцом он решил открыть в Москве кафе и назвать его «Китайский летчик Джао Да».

Такую историю, «конечно же реальную», любит рассказывать Алексей Паперный, который семь лет назад вместе со своей мамой Ириной Борисовной Паперной и открыл московский кафе-клуб «Китайский летчик Джао Да». Помимо клуба, у него есть своя группа «Паперный Т.А.М. …». Играют смесь реггей, цыганских мотивов, латино и даже мелодии из советского кино. И больше всего любят выступать дома — в «Летчике».

Он сидит за столиком в своем клубе, положив ногу на ногу, и потягивает через мундштук легкие сигареты. Человек-противоречие, снаружи и внутри. Утверждает, что мизантроп…

— Алексей, каких музыкантов можно послушать в «Летчике?»

— Стараемся, чтобы музыка звучала самая разная: от кубинских певцов и африканцев до электронщиков и рок-музыкантов. Уровень и стиль не имеют значения. Главное, чтобы человек был талантлив и делал что-то свежее и интересное. А этого у нас в стране, поверьте, очень мало.

— Попсовиков-затейников здесь не увидишь?

— «Фабрику звезд», конечно, вряд ли. Но смотря что понимать под попсой. У нас, например, выступал Шнуров. Его тоже можно назвать попсовым. Он популярнее любой эстрадной группы. Но все-таки от общего контингента сильно отличается — своим умом. И мне кажется, сейчас он находится в непонятках, куда идти дальше. Та тема, которую он заявил, уже исчерпана, ему уже вряд ли интересно делать то же самое. Думаю, он либо как-то извернется, либо превратится в ту же «Фабрику звезд».

— Какие персонажи интересны лично вам?

— Однажды к нам приехала монгольская певица Урна. Она пела так, что дух захватывало. Африканский оркестр «Бао-баб», изначально организованный в каком-то клубе с одноименным названием, куда лучших музыкантов позвали развлекать чиновников. Впоследствии эти африканцы стали самостоятельным ансамблем, играющим просто магическую музыку. Этнические мотивы, ча-ча-ча, рок-н-ролл — невероятная стилевая смесь, в которой теплится какое-то странное африканское дыхание.

— Как реагировала публика?

— Странно отреагировали музыканты — как-то снисходительно. Спокойно, скрестив руки на груди, они говорили: «Ну так, ничего. Что-то в этом есть. У них свой стиль». Хотя это магия, и нужно слушать ее, задыхаясь!

— Почему же так?

— Наши музыканты могут долго драматично повторять: «Да, мы играем плохо. Музыка у нас неинтересная, банальная и скучная. Но дело не в нас, а в нашем особом русском пути…» — и так далее, с душевным надрывом, который на самом деле имитация.

— Если играть и думать так, может, лучше сразу уйти?

— Зачем уходить? Надо просто заставить себя трудиться, хотя это и мучительно. Я не выпускаю диск уже три года, потому что не могу сделать ничего, что бы мне казалось достойным, настоящим и правдивым.

— А много ли вы видите у нас таких терзающихся музыкантов?

— Наверное, в России их много. Но московские исполнители не очень стараются. Может быть, потому, что конкуренция не слишком высока. По крайней мере, уровень мировой музыки гораздо выше. Хороший показатель — всемирный фестиваль Womax, фестиваль worldmusic — музыки, имеющей этническую, корневую основу. На нем собираются тысячи групп, тысячи продюсеров, создаются новые проекты, заключаются контракты. Разнообразие и качество исполнения просто потрясают. А главное — у всех музыкантов невероятно высокий уровень претензий к самим себе, чего нашим исполнителям явно недостает.

Дело даже не в бизнесе и не в коммерции. Проблема в слушателях. Им часто нравится полное дерьмо, а настоящего они не замечают. Хотя, может быть, настоящее должно быть одиноким и неведомым.

— Подмена настоящего наносным — черта современности?

— В 80-е порой отчаяние, смелость и наглость были подменой художественности. Именно за счет этих свойств многие брали свои вершины. Но находиться в том состоянии уже неинтересно. А то, что создают рокеры той поры сегодня… Их нынешнее творчество — это суррогат самих себя. Исключение для меня составляет Леша Хвостенко, умерший в 2004 году, на 65-м году жизни. До последнего момента было интересно слушать его. Леша менялся как личность и оставался живым до конца. Из ныне здравствующих выделить можно только Леню Федорова из группы «АукцЫон».

— Рок 80-х жил протестом. Сегодня ситуация другая…

— Мне кажется, сейчас ситуация в стране гораздо хуже, чем была тогда. Тогда хотя бы могли возникнуть все эти музыканты — Цой, Кинчев, Гребенщиков. А сейчас они возникнуть не могут, потому что между властью и народом восстановилась абсолютная гармония. Люди достойны своего правительства, в этом весь ужас. Возьмите ситуацию с Грузией. На государственном уровне устанавливается критерий национальности, по которому можно преследовать человека. И он становится массовой идеологией, которая царит не только в темных кругах, шайках и подворотнях, но и в среде интеллигенции.

Люди думают, что в действиях правительства есть какой-то смысл, начинают рассуждать. Меня это серьезно пугает. В советское время существовало разделение: это власть, а это — мы. Сейчас нет никакой разницы. Жутковато становится. Меня меньше всего волнуют отношения Саакашвили с Путиным. Меня тревожат судьбы сотен людей, которых выгоняют отсюда. Это плохо, аморально и неправильно.

— Возвращаясь к музыке, сложно ли сочетать творческую деятельность и клуб?

— Технически нет, а психологически становится все сложнее. Хотя на самом деле и написание песен, и организация фестивалей — звенья одной цепи.

Хочется видеть здесь знакомые лица, а если и незнакомые, то с ощущением: «Странно, что я не знаю этого человека». Вообще пусть «Летчик» посещает кто угодно, лишь бы он не был агрессивным хамом.

— И все-таки в клубе дружественная атмосфера.

— И это самое главное достижение «Китайского летчика», перекрывающее собой любые привозы суперартистов. Самое прекрасное — чувствовать, что там ты дома. Это чудесное состояние, возможно, ради него я и занимаюсь клубом.

— А есть ли в Москве подобные клубы?

— Их полно. «Апшу», «Жан-Жак», «Гоголь», например. Они все очень близки по идеологии, в них собираются одни и те же люди. Другая музыка как раз и рождается в таких местах. 5Nizza, Billy`s Band начинали свою музыкальную карьеру именно в подобных заведениях. Группа «Пакава Ить», которая раньше играла на улице, в первый раз широко заявила о себе в «Летчике».

— Насколько выгодно содержать клуб, где играют независимую музыку?

— Ее нельзя назвать абсолютно независимой. Практически все группы, играющие здесь, имеют свою, уже достаточно внушительную публику. Я стараюсь, чтобы здесь выступали те коллективы, на которые будут приходить люди. И даже получается дать выступить тем исполнителям, которые интересны мне, но еще не очень востребованы публикой. Когда на выступление хорошего коллектива приходит мало народу, это как по сердцу ножом. Но Москва — такой город, где людей трудно убедить пойти на что-то незнакомое.

— Как группы попадают к вам в клуб?

— Кого-то мы приглашаем сами, кто-то присылает заявки. Мы завалены дисками. Но по записям очень трудно понять, насколько талантлива группа. Да и на самом деле по-настоящему интересных групп мало.

— Какие, по-вашему, приоритеты у публики, которая ходит на концерты в «Летчик»?

— Сейчас вырос интерес к мировой этнической музыке.

— А в России как с народной музыкой?

— Вот в древних бабках и вообще пьющем деревенском населении каким-то образом сохранилась традиция.

Если же говорить о сценических персонажах, был гениальный музыкант Дмитрий Покровский. Тридцать лет он ездил по разным уголкам России, собирал старые народные песни.

Я не слышал в своей жизни ничего прекраснее этих обрядовых песен в исполнении Покровского и его оркестра! Причем по драйву они часто не уступали ни одному рок-концерту.

В какой-то степени продолжателем Покровского можно считать Старостина — единственного музыканта, который сегодня действительно обращается к истокам, к народному творчеству, хотя использует другие, более современные инструменты.

— А Пелагею можно назвать настоящей народной певицей?

— Пелагея выросла больше из шансонной русской традиции. Это такая народность есенинского типа: «В деревне никогда не был, но знаю, что там поют».

Когда я впервые услышал голос Пелагеи, я обомлел. Она тогда выступала на празднике, посвященном 850-летию Москвы, и пела «Любо, братцы, любо!». А в другой раз я слышал, как она исполняла прекрасный русский романс в передаче Диброва. Это было просто и гениально.

Тогда ей было лет двенадцать. Дети вообще испорчены меньше. Сейчас, мне кажется, у Пелагеи наступил трудный период взросления, и ее пение стало другим, чего-то в нем не хватает. Я очень люблю ее, я всегда очень хотел, чтобы она выступала у нас в клубе. Поэтому надеюсь, что этот период пройдет и талант не угаснет.

— Кроме невысоких претензий к себе, что мешает творчеству?

— Слава. Сложно, когда тебе хлопают, свистят и орут: «Круто!». Как тут не поверить, что ты лучший? Мне кажется, настоящие музыканты тем и отличаются, что не верят.

Наталья Малахова

© Ежедневный журнал

Культура Россия

2279

14.11.2006, 15:02

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=33912

bytes: 9799 / 9673

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Наука и техника" (Россия)

Стать астронавтом не выходя из дома

14 ноября состоится исторический день запуска корабля Crew Dragon компании Space X на ракете Falcon 9. В эту субботу состоится запуск многоразовой ракеты Falcon 9, которая будет нести на себе космический корабль Dragon v2 для постоянных полетов на МКС.

Николай Наумов

Наука и техникаМир

9476

13.11.2020

Нидерландские учёные советуют обниматься с коровами

Устали, чувствуете нервозность, хотите спокойствия и отдыха? Теперь необязательно тратиться на успокоительные препараты. В Нидерландах предлагают новый способ — обниматься с коровами.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

10114

25.10.2020

Россия отказалась вступать в международный проект по освоению Луны

Международный масштабный лунный проект, который продлится более 10 лет, скорее всего, пройдёт без России. Дело в том, что с нашей страной до сих пор не заключили соглашение по совместной реализации лунной программы. И в основном происходит это по желанию именно России.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

10229

19.10.2020

На Марсе обнаружили древние дюны и подлёдные озёра

Новые открытия позволили по-новому взглянуть на геологию красной планеты. Так, учёные обнаружили на Марсе древние окаменевшие дюны. По оценкам им насчитывается не менее миллиарда лет. Само по себе наличие дюн на данной планете не является открытием.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8450

14.10.2020

Нобелевская премия 2020: черные дыры, альтернатива ГМО и другое

Стали известны имена лауреатов Нобелевской премии 2020 года. Удивительно, но в этом году премию получили три очень важных открытия, значимость которых известна уже давно, однако удостоились награды они только сейчас. Так, Нобелевский комитет присудил премию по физике за черные дыры.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8782

12.10.2020

Современные старики стали умнее и быстрее

Снижение когнитивных способностей, короткая память, невнимательность, медленная ходьба, да и в целом всех движений. Старость пугает всех, но от неё никому не скрыться. Финские учёные Университета Йювяскюля оповестили о радостной новости.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

12133

29.09.2020

Пение птиц изменилось из-за карантина

Жесткие ограничения, которые были введены из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, продолжают влиять на дикую природу. Результаты нового исследования опубликовали учёные из американского Университета Теннесси в ведущем научном международном журнале Science.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

9948

26.09.2020

Шнобелевская премия 2020: Путин, гелиевый крокодил, нож из экскрементов и многое другое

Состоялась ежегодная церемония вручения Шнобелевской премии. В 2020 году она, как и многие другие мероприятия, проходила в режиме онлайн. Напомним, что эта премия является шуточной научной наградой. Её получают те учёные, чьи исследования больше кажутся забавными, чем практичными.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

9910

21.09.2020

Следственный комитет должен заниматься преступлениями в исторической науке

Сообщают, что председатель Следственного комитета РФ, генерал юстиции Александр Бастрыкин решил создать подразделение в составе Следственного комитета, которое бы занималось расследованиями в сфере реабилитации нацизма и фальсификации истории.

Дмитрий Верхотуров

Наука и техникаИсторияРасследованияРоссия

32643

15.09.2020

В Китае найден древнейший атлас тела

Учёные наконец-то разгадали таинственный манускрипт, которому насчитывается более 2000 лет. Шелковая рукопись была найдена в Китае при раскопках гробницы Мавандуй ещё в 1973 году. Всё это время письмена не могли расшифровать, потому что они были написаны на древнем диалекте.

Миша Ковальски

Наука и техникаИсторияМир

10088

05.09.2020

Любовь к романтике вызываетcя мутацией

В большинстве случаев мутация ассоциируется с чем-то страшным и опасным. На самом деле это не так. Мутация — это любое изменение генетического кода. Оно может не только превращать организмы в мутантов, но и быть вполне полезным.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8659

31.08.2020

К концу века женщины станут умнее и перестанут рожать

Население нашей планеты наконец-то начнёт снижаться после 2064 года. Такие выводы сделала команда исследователей из Вашингтонского университета Сиэтла. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Lancet.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

11025

19.07.2020

Лица Сибири

Равилова Оксана

Федоров Владислав

Балуев Алексей

Гавриленко Дарья

Брилка Сергей

Басаргина Ирина

Шишмарёв Виталий

Цубсберг Виктор

Осодоев Геннадий

Евладов Алексей