Сергей Белоконев

© GlobalRus.RU

Общество Россия

1733

13.11.2005, 14:25

Изнасилованное евразийство

Что это было?

4 ноября по Москве прошагали тысячи молодчиков, выкрикивающих фашистские лозунги, присягающих в верности Гитлеру. При этом они называли себя евразийцами.

Медиа и общественность увидели в этом знамение надвигающейся катастрофы российской нации и государственности. Для большинства граждан это был какой-то мираж, очередной блокбастер, который на секунду оторвал их от процесса потребления.

Это шествие, пусть и искусственно срежиссированное, привело в настоящий шок многих думающих людей в разных регионах России, в том числе и тех, кто давно и убежденно числил себя евразийцами - поклонниками Л.Н. Гумилева и еще вчера читателями Дугина. И именно этот сюжет кажется наиболее интересным.

Интеллектуалы многих российских городов, ощущая себя искренне верующими в россияцентризм, универсальность российской цивилизации (русской именно в широком, наднациональном, почвенническом понимании), никогда не думали, что их идеи могут стать основой для фашизма. Евразийский Русский мир представлялся им универсумом, вбирающим новые этносы, создающим гармоничные социальные и культурные образования.

И вот 4 ноября на московских улицах российская интеллигенция увидела своих доморощенных фашистов, проекцию собственных идей и многолетних мечтаний.

Как это могло произойти? Как идеи Гумилева, Ильина, Панарина и других российских философов породили чудовищные суррогаты - фашистских отморозков, многообразнейших «родинцев», выметающих «кавказский мусор», и майонезных национал-большевиков с кашей из Гитлера и Лимонова в голове?

Как докатились?

Чтобы понять случившееся, нужен анализ интеллектуальных кульбитов последних десятилетий через призму борьбы разных экономических и политических идеологий.

Экспансия частнособственнического индивидуализма конца 80-х – начала 90-х, основанная на идее «распила», воплотилась в торжестве Запада в русском сознании, в мифе об «идеальной демократии». У одержимых кэшем элит не было времени на создание идеологических конструкций национального будущего России, вместо них это делали западные интеллектуальные центры, образуя у русских картину мира граждан колониальной страны. Значительная часть российской интеллигенции в борьбе за пропитание встроилась в формат «распила» и включилась в работу по формированию образа «России-полуколонии». И надо сказать, что это была лучшая в продуктивном, творческом плане часть российской интеллигенции. Та ее часть, которая готова была работать, спасаясь бегством от маргинальности. Та ее наиболее гибкая и активная часть, которая всегда ориентируется на правила игры, а не на ценности и идеалы. Те интеллектуалы из ельцинской элиты, что создали у нас ощущение отсутствия своей страны и своего народа.

Но ни страна, ни народ на самом деле не отсутствовали. Маргинальные слои интеллектуалов клокотали коммуно-самопальным творчеством, бросившись перечитывать и переписывать труды соотечественников начала ХХ века. Оттуда пророс современный российский евразиец, творческий перфоманс «доктора» Дугина – наш ответ на «идеальную демократию», на мировой постмодерн. Только вот с рефлексией современности, пониманием законов развития сегодняшних социальных систем было совсем плохо. Деревянной линейкой столетней давности не то что современное здание, сарай не сконструируешь.

Поменявшийся в начале ХХI века вектор развития страны породил запрос на новый интеллектуальный мейнстрим, на поиски национально-государственной идентичности и конкурентоспособности нации. И дугинское неоевразийство стало востребованным, вчерашние катакомбные проповедники сделались респектабельными философами. Но, залезая в бабушкины одежды, игнорируя современные теоретико-методологические инструменты анализа, прогноза и социального проектирования, евразийцы достаточно быстро облажались. Дугинские творения – лимоновые нацболы, молодые евразийцы и просто фашиствующие молодчики, вскидывающие правую руку на улицах города-героя Москвы, - смотрятся как птеродактели Юрского периода. Мирный обыватель их может бояться, а некоторые слабаки из страха их даже могут уважать, но никто в этом периоде жить не хочет, разве что безнадежные пациенты смирительных заведений.

Самое главное, что продукты такой «социальной инженерии» больше всего компрометируют евразийство: россияцентризм и российскую универсальность. Вот и выходит, что любое творение бородатого дугинского евразийства, превращает Россию в сарай, который вот-вот завалится.

Что делать?

Ответ на извечный русский вопрос лежит в понимании процессов интеллектуальной и культурной генерации. А она связана с участием экономической и политической элиты в формировании философии своего жизненного успеха как успеха собственного государства.

Это:

- продвижение делового сословия и политического класса, заинтересованных в национальном подъеме, конкурентоспособности страны, стабильных условиях для бизнеса;

- наличие (использование) аппарата передового гуманитарного знания;

- наличие инфрастуктуры для генерации и интегрирования в общество прогрессивных идей (медиа-сфера, интеллектуальные центры, фонды, ассоциации активных граждан).

Так что если национальный бизнес желает стабильности, то необходимы негосударственные национальные проекты в гуманитарной сфере, которые в стратегическом плане являются более чем окупаемыми. Они увеличивают социальный капитал, формируют образы будущего, создают новые рынки, повышают качество и мобильность рабочей силы, конкурентоспособность нации в целом и бизнес-элиты в частности. Очевидно, что целью этого процесса является определение контуров России будущего. Движение «Наши» предлагает обществу современный россияцентризм, основанный на суверенитете страны и ее развитии без всякого эпигонства, через личную самореализацию и самоорганизацию, не ущемляющую прав других граждан. «Наши» видят страну глобальным лидером, а не бедным родственником или пугалом.

Но тут возникает совсем нетривиальный вопрос: что обеспечивает глобальное лидерство, что есть прорывной национальный бизнес в стране с инерционной экспортно-сырьевой экономикой? Ведь интересы «трубы» лежат в другой системе координат, где высятся: «идеальная демократия», однополярный мир, минимум социальной инфраструктуры на «непригодной для жизни земле». И там же примостилось фашиствующее дугинское «евразийство».

Причудливое такое «евразийство» – поставленное на службу атлантизму.

Сергей Белоконев

© GlobalRus.RU

Общество Россия

1733

13.11.2005, 14:25

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=25843

bytes: 6396 / 6375

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Последние новости

27.04 06:11
Заброшенный ДК «КрасТЭЦ» обследуют за полмиллиона рублей

26.04 20:14
Президент Монголии встретился с министром иностранных дел Великобритании

26.04 19:24
В Бурятии благоустроят 93 общественных пространства в 2024 году

26.04 19:07
Монголия и Великобритания планируют довести сотрудничество до уровня всеобъемлющего партнерства

26.04 18:52
Бывший директор НОВАТа вернется на сцену новосибирского оперного театра

26.04 18:41
В бурятском поселке Заиграево ремонтируют центральную улицу

26.04 18:34
Новосибирская мэрия попросила «Горводоканал» проверить качество воды

26.04 18:27
Мужчина, сорвавшийся с седьмого этажа в Улан-Удэ, находится в тяжелом состоянии

26.04 18:27
В Новосибирске запустили первые светофоры с дополнительными сигналами

26.04 18:19
В Новосибирской области вынесли приговор полицейскому, который сбил восьмилетнюю девочку

Лица Сибири

Сороковиков Кирилл

Предеин Сергей

Захаров Владимир

Диденко Николай

Деранжулин Павел

Корняков Михаил

Бендлин Татьяна

Оськина Вера

Мадасов Игорь

Титов Михаил