Артур Скальский

© Фонтанка.ру

Общество Россия

2516

17.11.2004, 16:39

Праздники меняют идеологию?

Депутаты Госдумы приступят к рассмотрению законопроекта по пересмотру празднично-выходного календаря России. Самые главные формальные изменения: возможная отмена Дня примирения и согласия (7 ноября) и появление своеобразных общероссийских новогодних каникул (1-5 января). По сути же предлагается произвести серьезную идеологическую ломку тех праздников, которые придумали большевики после прихода к власти и косметически отремонтировали «перестройщики» после падения коммунистического режима.

С начала 90-х годов прошлого века в нашей стране по существу появились лишь два новых праздника, являющихся одновременно выходными днями. Были узаконены Рождество Христово (по православному вероисповеданию) и День независимости России (наверное, от СССР, правопреемницей которого она является). День Конституции просто-напросто перекочевал с одного места на другое в связи с принятием очередного Основного закона России «под Ельцина». При этом на самое святое никто не покушался, и верится, что пока существует Россия, 9 Мая останется днем освобождения мира от фашистской чумы. Ну а Новый год переместить вообще архисложно. Хотя Петру I это в свое время удалось...

За это же время мужчин формально уравняли в правах с женщинами: в разряд выходных было переведено 23 февраля. При этом дни отмечания ни мужского, ни женского праздников никто не перемещал - при должном отношении к ним коммунистическая причина их появления может с годами и подзабыться. Иная участь постигла еще два откровенно совдеповских праздника. В соответствии с якобы отказом от коммунистического мировоззрения им были даны демократические имена. Такой повод для отдыха, как «международная солидарность трудящихся», заменился на «весну и труд». А «Великая Октябрьская социалистическая революция» переименовалась в «примирение и согласие».

Идеологическая подоплека праздников для большинства российских жителей к тому времени, а тем более сейчас уже переросла в питейно-отдыхательную. Всяческие там демонстрации в защиту прав трудящихся и против антинародных режимов Горбачева - Ельцина - Путина вообще остались за бортом интересов нормального человека, который предпочитает работать, а не митинговать. Пусть кто-то примиряется и соглашается, пусть кто-то по старинке чтит Ленина: какая разница? Вот поздравить любимых женщин (мужчин) или с семьей встретить Новый год - это другое дело.

И новое мышление большинства российских граждан, похоже, не осталось незамеченным. Законопроект, появившийся в Госдуме, предлагает уже не простое переименование привычных праздников, а серьезное изменение их идеологической составляющей. Но самое интересное, что инициаторами нововведений выступили отнюдь не депутаты. Они лишь подхватили чужую идею (см. ниже), углубив ее введением новогодних каникул, что вполне здраво, и отменой Дня Конституции, что в нынешних политических условиях вполне логично.

Грядут большие перемены

Предложение отменить День примирения и согласия поступило лидеров почти всех основных религиозных конфессий, действующих на территории России. Дело в том, что 22 сентября представители православия, ислама, иудаизма и буддизма собрались в Москве на заседание так называемого Межрелигиозного совета России (католики представлены не были). Собрались они, чтобы обсудить дальнейшее поведение своих паств после трагических событий в Беслане.

Международный терроризм был осужден, а заодно было принято заявление в адрес президента, премьер-министра и председателей обеих палат парламента. В нем фактически утверждается, что наличие такого праздника, как 7 ноября, является усугубляющим фактором межнациональной розни. Цитируем: «Гражданское единение, к которому мы стремимся и которое нам так необходимо, было на долгие годы разрушено в день трагического разделения России 7 ноября 1917 года... Этот день положил начало Гражданской войне, в которой брат обращал оружие на брата, сын - на отца. Этот день так и не стал, да и не мог стать днем согласия и примирения...»

Взамен религиозные лидеры предложили отмечать День народного единства и даже нашли для него дату - 4 ноября. По данным лидеров Межрелигиозного совета, в этот день в 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, показав «неоценимый пример единого сплава духовного, патриотического и ратного свершения», освободило Москву от польско-литовских интервентов. Между тем, по данным некоторых многочисленных исторических документов, в этот день ополченцы захватили лишь Китай-город, а из Кремля оккупанты были выбиты лишь 9 ноября (даты - по новому стилю). Но что точно: 4 ноября занесено в православный календарь как праздник Казанской иконы Божией Матери.

С учетом того, что дата 4 ноября действительно является праздничным днем для всех российских православных и довольно сомнительным «днем освобождения Москвы», невольно возникает вопрос: что предлагается отмечать? Россия, как ни крути, и до 1917 года, и после являлась многоконфессиональной страной. Между тем один православный праздник (7 января) уже стал государственным. Теперь, по сути, предлагается узаконить второй? Пока что православие в ранг государственной религии вроде как не возведено. Или это только пока? И как это сходится с равноправностью всех религий в России, которая закреплена в Конституции России?

Впрочем, о Конституции можно будет и не беспокоиться. По странной привычке россияне о геологах вспоминают в День геолога, об учителях - в День учителя и так далее. А о Конституции, согласно законопроекту, впредь и вспоминать-то не придется. Соединят ее депутаты с Днем независимости - никто и не вспомнит, что у нас есть Основной закон. А если вспомнит и зачем-то прочитает, то наверняка к тому времени это будет уже совсем другой закон.

Артур Скальский

© Фонтанка.ру

Общество Россия

2516

17.11.2004, 16:39

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=17677

bytes: 5701 / 5694

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Лица Сибири

Матханов Иринчей

Хохряков Евгений

Маякова Наталия

Фекета Анна

Семенов Евгений

Титков Антон

Читоркин Владимир

Савельев Александр

Стопичев Александр

Щадов Михаил