Валерий Кичин

© Российская газета

КультураРоссия

4983

21.07.2013, 00:41

Спилберг и Лукас предсказали крах современной киноиндустрии

Кино стоит на пороге новых катаклизмов - такой вывод можно сделать из прогнозов, высказанных на конференции в Калифорнии Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом. Мастера предвидят, что в самые ближайшие годы киноиндустрия будет производить эксклюзивные зрелища лишь для тех, кто может их себе позволить. Этот прогноз оба мастера основывают на тенденциях последних лет.

Фото: FRANCOIS GUILLOT / AFP

В принципе кино на протяжении всей своей не столь уж длинной истории менялось непрерывно и кардинально. Искусство, напрямую связанное с техникой, постоянно сотрясалось революциями и не раз становилось принципиально другим. В немом кино и кино, скажем, времен "Звездных войн" общим был фактически только носитель - кинопленка, а также способ просмотра - в кинотеатральной проекции. Теперь уже и кинопленка почти вышла из употребления, а визит в кинотеатр все чаще вытесняется домашним просмотром на телеэкране или даже на мониторе компьютера.

С появлением цифровых технологий возник новый тип кинозрелищ, все более приближающийся к компьютерной игре, а иногда уже вплотную с ней сомкнувшийся. Игровое кино все более оттесняется компьютерной анимацией. Этот процесс автоматически меняет публику в залах: люди старшего и среднего поколений в кино перестают ходить, залы забиты подростками, киноиндустрия все более ориентируется на их возможности, вкусы и запросы. Не за горами кинематограф, в котором зритель сможет сам управлять исходом, а, возможно, и ходом действия. Недавний эксперимент, проделанный Александринским театром в Петербурге в союзе с сайтом "Российской газеты" в Москве - еще один, пусть пока неосознанный и даже незамеченный пример гипотетического будущего кино: зрители могли сами выбирать точку зрения и крупность плана, подключая одну из шести камер, ведущих съемку спектакля. Таким образом, зрителям были передоверены функции оператора, монтажера и даже в какой-то степени режиссера. Зритель из пассивного наблюдателя зрелища стал его активным создателем.

Меняется и сама киноиндустрия. Жесткий отбор кадров для нее, еще недавно осуществлявшийся институтом продюсеров на Западе и дирекциями киностудий в СССР, фактически перестал существовать: фильм может снять каждый, хоть мобильным телефоном, возникают первые фестивали таких фильмов в интернете, а сеть YouTube уже готова открыть собственное видеопроизводство, собрав самых одаренных любителей и предоставив им нужные ресурсы. Понятно, что в этих условиях кинематографические профессии, которым годами обучали в киноинститутах, размываются, а конкуренция разных типов кино- и видеозрелищ возрастает. Если в середине ХХ века, чтобы увидеть фильм, люди шли в кинотеатр, то теперь они выбирают между просмотром фильма по телевидению, на видео, скачанном пиратским способом или по системе VOD (видео по запросу), а то и предпочитают блуждать по безбрежным океанам YouTube. Серьезным конкурентом кинематографу становится видеоигра.

И киноиндустрия скоро напорется на этот айсберг - предрекли на недавней конференции в университете Южной Калифорнии Джордж Лукас и Стивен Спилберг. В беседе участвовал президент службы интерактивных развлечений Майкрософта Дон Маттрик, и сам этот факт подтверждал прогнозы классиков развлекательного кино: кинозрелища на наших глазах слипаются с видеоигрой. Да и сам выбор места конференции был симптоматичен: этот университет, славящийся свой киношколой, только что открыл новое здание для Отделения интерактивных медиа.

Спилберг напомнил, что в сутках только 24 часа - этого, увы, не изменишь. А индустрии развлечений выбрасывают на рынок все больше соблазнов, и выбор для зрителя растет. Спилберг охарактеризовал рынок как переполненный, чтобы перекричать его "белый шум", кинематографу нужны все более активные средства: экстраординарный бюджет, невиданные спецэффекты, все более грубые средства воздействия на зрителя. Чтобы компенсировать снижение числа проданных билетов, кинотеатры увеличивают их цену. Цена резко возросла с появлением 3D, но и этот рывок - временный. Мы близки к моменту, когда весь прокат сведется к четырем-шести мегаблокбастерам, и это снова изменит весь кинопейзаж, уверен Спилберг.

Апокалиптический прогноз продолжил Джордж Лукас: вскоре кинотеатры в массе закроются, останутся дорогие шикарные кинозалы с hi-end-технологиями, куда вход обойдется в 100-150 долларов, а фильм-аттракцион будет демонстрироваться в течение года. К производству немногих мега-блокбастеров для таких залов и сведется кинобизнес, а все остальное будет выглядеть как изделия телевидения, причем не эфирного, а интернетного. И уж здесь зритель получит самую широкую возможность программировать свой досуг из зрелищ, часто куда более интересных, чем то, что можно увидеть в кинотеатре. Огромный рынок развлечений разобьется на узкие ниши, которыми каждый пользуется по своему разумению.

Впрочем, Спилберг чуть охладил пыл коллеги, напомнив, что и его "Инопланетянин" шел в кинотеатрах 16 месяцев непрерывно, но это не привело к коллапсу индустрии. Речь зашла о видеоиграх, и оба мастера утверждали, что хотя приход интерактивности меняет весь зрительский опыт, видеоигра никогда не заменит кинофильм. Кино - это сюжет и человеческий характер. Игры уже пытаются внедрить характер, но Шекспиром им не стать. И в них нет сюжета, как не может быть сюжета в футбольном матче. Конечно, игра имеет заранее придуманный сюжет, но его развитие зависит от игрока. Лукас уверен, что умение рассказать сюжет и захватить им публику связано с очень тонкими и сложными творческими процессами. Как только вы позволили публике заняться чем она хочет - сюжет исчезает, начинается просто игра.

Теоретики давно спорят о том, может ли видеоигра стать искусством. Спилберг считает, что ключевое отличие медиа интерактивных (игра) от повествовательных (фильм) - в способе сопереживания кинозрителя героям фильма или игрока - картонным фигуркам на мониторе. В игре сопереживать невозможно, считает автор "Инопланетянина". Он вспомнил видеоигру, где нужно спасать из горящего дома детей, - игрок не видит в детях человеческие существа, они для него лишь очки в счете. Эти фигурки можно смело подбросить в воздух, чтобы они потом ударились о землю. Это уже не сюжет искусства, а род спорта.

С коллегой не согласился Джордж Лукас. Он уверен, что категория сочувствия будет постепенно осваиваться и видеоиграми. Да, сейчас трудно сочувствовать фигурке условного врага, которого вы должны убить, размозжив метким выстрелом голову. Но тот, кто разрушит эту традицию и введет в игру самую возможность сочувствовать, сотворит в игровой индустрии эффект, подобный появлению в кино фильма "Титаник". Лукас считает, что главный успех в видеоигре будет связан именно с персонажами, которым игрок будет сопереживать, - бессмысленное убийство персонажей сменится более сложными отношениями между ними и игроком. Благодаря возможности сочувствовать игровая индустрия завоюет женскую часть населения, уверен автор "Звездных войн".

Оба мастера закончили свой прогноз на оптимистичной ноте. "Сейчас в киноиндустрии тотальный хаос, - заявил Лукас. - Но из него произойдут удивительные вещи. И уже теперь для молодых людей открывается замечательная возможность войти в индустрию и сказать: "Привет, я собираюсь здесь работать и никто мне в этом не помешает". Просто потому, что все сторожа уже убиты.

Валерий Кичин

© Российская газета

КультураРоссия

4983

21.07.2013, 00:41

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=116814

Bytes: 7357 / 7293

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Валерий Кичин.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Напророченный уикенд: Борисов-Пушкин и Манюня возглавили прокат

Не нужно было быть пророком, чтобы предсказать лидерство «Пророка» в российском кинопрокате по итогам минувшего уикенда. По данным портала Kinobusiness.соm, музыкальный байопик Феликса Умарова «Пророк.

Филипп Марков

КультураРоссия

2466

21.02.2025

Премия BAFTA: Бронзовые маски «Конклава», Эдриана Броуди и Майки Мэдисон

Лидерами минувшего киносезона, по версии британских академиков, стали фильмы «Конклав» Эдварда Бергера и «Бруталист» Брэйди Корбе, получившие по четыре статуэтки BAFTA.

Филипп Марков

КультураМир

5187

18.02.2025

Видео дня. Крушение мира до последнего вдоха

Независимая кинопрокатная компания «Экспонента фильм» представила дублированные трейлеры триллеров, которые готовится показать весной в российских кинотеатрах. Испанский фантастический триллер Rich Flu («Грипп богатых») выйдет в российский прокат под адаптированным названием «Крушение мира».

Филипп Марков

КультураРоссия

6655

16.02.2025

Видео дня. День сурка в Жупе

Кинопрокатная компания «Атмосфера кино» представила трейлер новой комедии производства 1‑2‑3‑Production «Один хороший день», снятой при поддержке Фонда кино.

Филипп Марков

КультураРоссия

9981

14.02.2025

Уикенд турецкой любви: «Оставь это ветру» против «Войны и музыки»

В минувшем уикенде лидер проката сумел удержать первое место, а среди новинок турецкая мелодрама нанесла сокрушительное поражение отечественной военной драме. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8843

13.02.2025

Видео дня. Жуткий вечер в Городе Ангелов

Независимая кинопрокатная компания Global Film представила дублированный трейлер психологического триллера Дэвида Яровески «Западня» (Locked). Этот вечер для Эдди сразу не задался: он решил угнать не ту машину. Владелец роскошного автомобиля Уильям взял закон в свои руки.

Филипп Марков

КультураРоссия

7727

12.02.2025

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8824

11.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9476

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8538

07.02.2025

Инсайд. "Интервидение" как "Культурный щит"

Очередная попытка запустить конкурс «Интервидение» воспринимается не как изолированное явление, а как очередной шаг в давно начатом процессе смены культурных ориентиров. Что не удивительно в нынешних реалиях — и внешних, и внутренних.

Николай Головин

КультураОбществоРоссия

6084

06.02.2025

Злой уикенд: без шансов для комедий

Главная новинка минувшего уикенда в российских кинотеатрах не оставила шансов в борьбе за лидерство в прокате ни премьерным конкурентам, ни релизам, облюбовавшим пьедестал почёта неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

10502

06.02.2025

Видео дня. Памела Андерсон в «Шоугёрл» внучки Копполы

Кинопрокатная компания Capella Film представила официальный дублированный трейлер драмы «Шоугёрл» (The Last Showgirl), за роль в которой Памела Андерсон была номинирована на премии «Золотой глобус» и Гильдии киноактёров США. После тридцати лет закрывается известное шоу в Лас‑Вегасе.

Филипп Марков

КультураРоссия

10000

05.02.2025

Лица Сибири

Ружников Игорь

Казакова Лариса

Кривенко Алексей (епископ Николай)

Шмидт Александр

Киланов Анатолий

Константинов Кирилл

Мазитов Вадим

Седых Марина

Лабунский Илья

Торгунаков Геннадий