Артур Скальский

© Известия.Ру

ИсторияРоссия

3960

05.02.2004, 10:11

Александр Матросов: жертва пропаганды или национальный герой?

Даже самые скептичные историки не сомневаются в том, что зимой 1943 года, у деревни Чернушки Локнянского района Псковской области Александр Матросов заставил замолчать вражеский пулемет. Исследователи расходятся лишь в дате (23 или 27 февраля - подвиг приурочили ко дню Советской Армии) и деталях. Поступок безусловен - но о самом человеке не известно почти ничего.

Кто он такой

Хрестоматийная версия: Александр Матвеевич Матросов родился в 1924 году в Днепропетровске, рано потерял родителей, воспитывался в Ивановском детдоме Ульяновской области

и в трудовой детской колонии Уфы . В октябре 1942 был призван в армию и направлен курсантом в пехотное училище. В ноябре 1942 добровольно отправился на фронт.

Непонятно где именно родился Александр Матросов и почему он попал в трудовую детскую колонию: фактов мало, и их место занимает миф.

Национальная версия: писатель Рауф Насыров уверен, что на самом деле Матросова звали Шакирьяном Юнусовичем Мухамедьяновым, и родился он в деревне Кунакбаево, что в Учалинском районе Башкирии.

Его отец, Юнус Юсупов, в гражданскую потерял ногу, и все же женился на первой местной красавице - в 1924 году у них родился Шакирьян. Семья сильно бедствовала, бабай Юнус вместе с маленьким Шакирьяном побирались по окрестным деревням. Когда ребенку исполнилось шесть лет, умерла его мать. Отец женился во второй, а после и в третий раз, мальчик не поладил с мачехой и ушел из дому.

Бумаги детских домов Башкирской АССР не сохранились, но Рауф Насыров предполагает, что из детприемника-распределителя Шакирьян попал в детдом города Мелекеса. Там он и стал Сашкой Матросовым: русским среди беспризорников была совсем другая цена, а "националов" притесняли.

Днепропетровск своим родным городом он назвал случайно - на самом деле Шакирьян в нем ни разу не был.

7 февраля 1938 года он был доставлен в Ивановский режимный детдом, в 1939 году начал работать на Куйбышевском вагоноремонтом заводе. Вскоре он сбежал оттуда и объявился в родном Кунакбаево - там Шакирьян представлялся Александром Матросовым. 8 октября 1940 года саратовский нарсуд осудил его по статье 192-й УК РСФСР к двум годам лишения свободы. (Матросов дал подписку о 24-часовом выезде из Саратова, но остался в городе). Срок Шакирьян-Матросов отбыл в уфимской трудовой колонии, и в конце сентября 1942 года оказался в Краснохолмском пехотном училище под Оренбургом.

Юнус бабай всегда называл знаменитого Александра Матросова своим Шакирьяном. Так он говорил односельчанам, и те считали, что старик заговаривается. Но Рауф Насыров уверен, что Шакирьян Юнусович Мухамедьянов должен стать вторым национальным батыром Башкирии - после Салавата Юлаева.

Патриотическая версия настаивает на другом. Раскулаченного крестьянина Матвея Матросова отправили в Казахстан, где он и сгинул. Его сын попал в детдом, сбежал, беспризорничая доехал до Уфы и попал в трудовую колонию. Там он стал примером для остальных воспитанников: значкистом ГТО, отличным лыжником и боксером, политинформатором и самодеятельным поэтом. В 16 лет Матросов вступил в комсомол и стал помощником воспитателя - но тут активиста застукали с одной из воспитанниц. Тогда его исключили из комсомола, и Великая Отечественная война застала его за станком...

Романтическая версия утверждает, что в трудовую колонию Морозов попал по иной причине. Он был озорным детдомовцем и увлекался морем: это кончилось тем, что мальчик пробрался на кладбище, вскрыл склеп, снял парадный морской мундир с трупа князя Оболенского и щеголял им среди товарищей. Затем он и три его детдомовских друга организовали тайное общество, обзавелись лодкой и решили плыть в Москву, чтобы рассказать товарищу Сталину о своем счастливом детстве - остряк, придумавший эту историю и запустивший ее в Интернет, явно издевался над матросовским мифом. Свое общество, по его словам, мальчишки назвали "Норд-вест".

Мистификация только укрепляет миф: герой оживает, становится человечнее и убедительней. Но кем бы он ни был - Александром или Шакирьяном, сыном башкира Юнуса или русского крестьянина Матвея - основные моменты его биографии бесспорны. В жизни подлинного Матросова были и ивановской детский дом, и уфимская трудовая колония, и работа помощником воспитателя. Он не успел окончить Краснохолмское пехотное училище и погиб в 1942 году. Подвиг безусловен - но о том, что именно сделал Матросов, не перестают спорить до сих пор.

Что он совершил

По официальной советской версии Матросов бросился на пулемет. Первое сообщение о его смерти звучит так: "В бою за деревню Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок - закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается". В перестроечные времена стали говорить о явном несообразии этой истории - человека сбивает с ног даже попавшая в руку винтовочная пуля, очередь из мощного пулемета должна отшвырнуть его на несколько метров.

Писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев (он записал Матросова в штрафники) считал, что тот забрался на крышу дзота и пытался наклонить дуло пулемета к земле. С ним спорит историк Борис Соколов - дотянуться до скрывающегося в широкой амбразуре дула Матросов не мог, скорее всего он пытался расстрелять расчет через вентиляционное отверстие. Отбиваться от него и вести огонь из пулемета немцы не могли: Матросова убили, но красноармейцы получили крохотную передышку, и ее хватило для того, чтобы пересечь простреливаемое пространство.

Как он стал примером

Военная пропаганда работала великолепно - Матросова стали превращать в легенду. К концу войны у него появилось четыреста последователей: по словам Бориса Соколова, в частях развернулось настоящее соцсоревнование - в матросовы записывали любого убитого у вражеского дзота бойца. Воюющей стране была нужна легенда, и выбор пал на Матросова - но мог бы и на другого красноармейца. К примеру, на политрука Барсукова, погибшего у деревни Спасская Полисть. Четвертого сентября политотдел 378-й стрелковой дивизии доложил начальнику политотдела 59-й армии, что "тов. Барсуков, ведя группу бойцов в атаку, закрыл своим телом амбразуру дзота, чем воодушевил бойцов и командиров на подвиги".

Каковы были подлинные обстоятельства дела? Действительно ли политрук Барсуков бросился на амбразуру или пытался справиться с пулеметом более рациональным образом? У Матросова было около семидесяти предшественников, и в том, что они совершили подвиг, никаких сомнений нет, а все остальное лежит в природе советской власти и на совести ее мощного пропагандистского аппарата. Самоубийственные лобовые атаки на немецкие пулеметы стали приметой первых лет войны. Часто самопожертвование было вынужденным (повернувшего назад ждали пуля или штрафбат), но порой и осознанным. Речь шла о выживании народа, и политрук или красноармеец вполне могли броситься на пулеметный ствол. (Практическая польза героического самоубийства была сомнительной, но вряд ли политрук Барсуков думал об этом в бою). Подвиг остается подвигом несмотря на то, что из него сделала пропаганда.

В нацистской Германии своих Матросовых не было

Советские героические мифы времен Великой Отечественной войны не были похожи на то, что превозносила пропаганда западных союзников. В СССР акцент делался на жертвенности подвига: Клочков и Матросов во время войны были известнее Кожедуба и Покрышкина. В Великобритании же и США прославляли наиболее эффективных летчиков, танкистов и моряков.

Установки нацистской партии были близки советским пропагандистским клише: англичан поражали пленные немецкие летчики, говорившие, что они готовы умереть за Германию и фюрера. Английские же летчики хотели победить - а тому, кто заговорил бы о смерти, по словам человека, разговаривавшего со сбитыми немцами, в казарме посоветовали бы отдохнуть.

Нацистская пропаганда тоже прославляла мастерство и эффективность своих солдат до тех пор, пока не изменился ход войны. В 1945 году Геббельс пишет о том, что германские летчики должны таранить бомбардировщики союзников. В критической ситуации нацизм потребовал от немцев самопожертвования, но случаев таранов советских и союзнических самолетов и уж тем более подвигов, равных матросовскому, немецкая военная история не зафиксировала.

"Надо хоть раз под пулями поваляться - и такие вопросы возникать не будут"

Помните ли вы Матросова? Как вы относитесь к его подвигу? Возможен ли такой подвиг сегодня? С такими вопросами корреспонденты "Известий" обратились к своим собеседникам. И вот что услыхали в ответ.

Владимир БАХМЕТОВ, заместитель командира мотострелкового полка, воевал в Чечне:

- Сегодня нам трудно судить о подвигах той войны. По-моему, ТОГДА это был подвиг с большой буквы. А вот если бы сейчас произошло такое и солдат бросился бы на амбразуру, думаю, это бы никто не оценил. И больше всех досталось бы командиру этого солдата. От сегодняшних бойцов такого ожидать невозможно, да и не нужно.

Кого бы я сегодня назвал героем? Тех командиров, которые умеют сберечь на войне солдат, не превращая их в пушечное мясо и не бросая их на амбразуры.

Давид БЕРИШВИЛИ, кардиохирург:

- Конечно, подвиг Матросова - самый настоящий, потому что благодаря своему поступку он спас жизни нескольким своим товарищам. А с другой стороны - сохрани себе жизнь Матросов, и ценность его для общества была бы еще выше. Кто знает, кем бы он стал в мирной жизни. Но стоило ли бросаться на амбразуру? Не знаю... Может, это был не самый лучший выход.

Сергей НАЧАЛОВ, менеджер Росгосстраха:

- В принципе, живот положить за други своя - смерть почетная безусловно, особенно в русской духовной традиции, и понятие смысла тут лично мне кажется абсолютно неприменимым. Либо ты идешь на такую гибель, спасая других, либо нет. Другой момент, насколько необходимо жертвовать собой, спасая других (грубо говоря, умереть-то можно, спасет ли это других?) - это момент тонкий и с ним надо быть очень осторожным, балансируя на грани рационального и духовного.

Из современников - трудно назвать героев. В том смысле, что из тех, чьи имена на слуху, пожалуй, что никого.

Юрий МАЛОФЕЕВ, полковник:

- На мой взгляд, обсуждать, был ли героем Александр Матросов, - кощунственно. Я думаю, надо хоть раз под пулями на земле поваляться, тогда все на места встанет и такие вопросы возникать не будут. Сейчас подвиг Матросова просто технически повторить нельзя. Сейчас уже такие войны не ведутся, дзотов никто не строит. Но в том, что подвиг возможен, я не сомневаюсь. Достаточно вспомнить истории из Чечни несколько лет назад. Я помню несколько случаев, когда наши ребята подрывали себя. Десантники так делали, когда оставались в одиночку и, чтобы в плен не попадать, взрывали себя гранатой. По-моему, это очень похоже на то, что сделал Матросов.

Анастасия АНИКУШИНА, студентка филфака МГУ:

- Матросов, конечно, - настоящий герой. Многие не могут понять такого самопожертвования. Как это пожертвовать собственной жизнью, бросившись на амбразуру, зная, что точно погибнешь? Многие сейчас говорят, что это было глупо. Но ведь таких подвигов было много во время войны, наверное, это потому, что на войне все по-другому. А в современной жизни наверняка тоже есть герои, но мне, честно говоря, такие не встречались. Думаю, что пожарных или спасателей можно считать потенциальными героями, ведь это их прямая обязанность - совершать подвиг.

Юрий ПЕВЗНЕР, предприниматель, 41 год:

- Я недавно читал статью как раз про Александра Матросова, в которой автор предпринял расследование и якобы выяснил, что Александр Матросов совсем не Матросов, не Александр и что многие детали этой истории не соответствуют действительности, что подвига на самом деле и не было. Я не знаю, правда это или нет. Но я считаю, что если все было так, как нам рассказывали с детства, то Александр Матросов безусловно герой. Он пожертвовал своей жизнью, чтобы прошли его товарищи. А если говорить о возможности такого подвига сейчас - наверное, все возможно. Герои ведь никак не проявляют себя в повседневной жизни. Наверняка среди тех, кто нас окружает, есть потенциальные герои.

Алексей РОМАНИХИН, старший лейтенант, сотрудник Госнаркоконтроля:

- Все четко. Он спас людей. Когда пулемет кладет пехоту, всем ясно, что рано или поздно он положит всех. И в такой ситуации человек способен за 5 секунд пробежать 50 метров. Вот Александр Матросов дал другим эти 5 спасительных секунд. Сейчас, наверное, на амбразуру кидаться нет возможности. Но герои все равно есть. Я в прошлом опер и знаю, что в глазах оперов, особенно питерских, героем был Алексей Чумаков, которому пришлось отсидеть по подозрению в убийстве. Его подставили, потом это раскрылось, его выпустили. Но все равно подозрение было. Он решил, что должен себя обелить в глазах других ментов. Искал преступника, подставившего его, и нашел. Говорят, они выпустили друг в друга по обойме. Он знал, что скорее всего погибнет, и все равно сделал это. Его орденом Мужества посмертно наградили. Знаете, как бы ни ругали милицию, как бы на нас пальцем все ни показывали, я знаю, что многие сотрудники гибнут героически.

Артур Скальский

© Известия.Ру

ИсторияРоссия

3960

05.02.2004, 10:11

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=11414

bytes: 13253 / 13093

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "История" (Россия)

Фотовыставка «Фронт Цэгмид»: роль Монголии во Второй мировой

В Монголии проживает немало долгожителей, возраст которых перевалил за сотню лет. Наверняка они могут рассказать массу интересного. Но далеко не все из этих почтенных граждан были знакомы с первым советским генсеком.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоПолитикаМонголия Россия

16006

07.03.2024

Инсайд. Что мы празднуем 23 февраля?

Окунёмся в историю... Вечером 10 февраля 1918 года делегация большевиков во главе со Львом Троцким, возвестили - в одностороннем порядке - о прекращении Первой мировой войны с государствами четверного союза (Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией).

Василий Чайкин

ИсторияОбществоРоссия

7938

23.02.2024

История Монголии: «черная смерть» империи и ее наследие

Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения.

Виктор Кулагин

ИсторияКультураЗдоровьеМонголия Китай Россия

65678

01.11.2023

История Монголии: Ильханат, Золотая Орда и малый ледниковый период

Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения.

Виктор Кулагин

ИсторияКультураРелигияМонголия Россия Китай

67030

15.10.2023

Победил ли в России коммунизм?

Многим памятна знаменитая фраза, которая завершала третью программу КПСС, принятую на XXII съезде в 1961 году: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Или — коммунизм в 1980 году. К этому лозунгу, страстно провозглашенному Н.С.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияОбществоПолитикаРоссия

98488

27.09.2023

Антинаучный абсурд от Института Китая и современной Азии РАН

Решил тут заглянуть на сайт Института Китая и современной Азии (ИКСА РАН); может быть там найдется что-нибудь такое-эдакое на тему качества научной работы. Нашлось. И такое, и эдакое.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияНаука и технологииОбществоРоссия Туркестан

35976

15.09.2023

История Монголии: рейд в Европу и разгром ассасинов

Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения.

Виктор Кулагин

ИсторияКультураАрмияМонголия Россия Китай

72663

08.08.2023

История Монголии. Путь новых завоеваний и западный поход Батыя

Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения.

Виктор Кулагин

ИсторияАрмияКультураМонголия Китай Россия

74615

26.07.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

14099

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

21225

28.06.2023

Инсайд. Монгольский мир через призму прошлого

История монголов тесно переплетена с прошлым России и Китая. Была Золотая Орда на севере и империя Юань на юге. После междоусобиц, стремительного ослабления и окочательного развала, эпоха Великой Монголии сменилась на вассальную форму сосуществования с Россией и Китаем.

Есения Линней

ИсторияПолитикаМонголия Россия Китай

57845

26.06.2023

История Монголии: поход Джэбэ и Субэдэя

Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения.

Виктор Кулагин

ИсторияКультураАрмияМонголия Россия

95420

07.06.2023

Лица Сибири

Борзых Павел

Бурлов Артем

Сороковиков Кирилл

Алтарева Валерия

Казакова Татьяна

Щуко Андрей

Каминская Татьяна

Рычкова Ирина

Потехин Александр

Кобенков Анатолий