Артур Скальский

© Московские новости

КультураРоссия

2763

14.02.2012, 10:09

«Примеры для подражания — это зло»

Шведская писательница Анника Тор рассказала о вреде положительных образов.

Действующий классик шведской детской литературы, автор знаменитой тетралогии «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море», Анника Тор побывала в Москве, чтобы поучаствовать в презентации книги для подростков «Правда или последствия», недавно вышедшей в издательстве «Самокат». О вреде положительных образов и о негласных запретах, существующих в детской литературе, Анника ТОР рассказала «МН».

— В ваших книгах действие разворачивается в разные исторические периоды. Никогда не угадаешь, какая эпоха вас заинтересует в следующий раз. С точки зрения сюжетостроения проще работать с современным материалом или историческим?

— Сложнее писать исторические книги. Потому что это требует дополнительных исследований: мне надо знать, во что люди одевались, что ели, чем болели, что их беспокоило. Чем дальше эпоха, тем труднее. Когда я писала книгу о XIX веке, было безумно сложно. Но и вторая мировая война (тетралогия «Остров в море») далась мне непросто — у меня же нет собственных воспоминаний об этом времени. А поскольку мне самой уже шестьдесят и мои дети выросли, то и мир современных подростков для меня загадка. Если мне придется сейчас писать о сегодняшних детях, я вынуждена буду исследовать их жизнь.

— А «Правда или последствия» разве не о современных подростках?

— Я написала этот роман в 1996 году: речь шла о тогдашних школьниках, но сейчас они уже выросли. Моей младшей дочери тогда было 14 лет — это история ее поколения.

— Но «Правда или последствия» читается как абсолютно современная книга. Там нет даже намека на то, что действие разворачивается в 90-е.

— Это комплимент. Потому что, когда я пишу, стараюсь не упоминать названия музыкальных групп, марки одежды, предметы электроники, иначе книга быстро выйдет из моды, а ее сюжет покажется устаревшим. Конкретно эта книга, «Правда или последствия», кажется такой актуальной, потому что ситуации, описанные в ней, — дружба, первая любовь, предательство, оглядка на мнение толпы — актуальны для любого времени. То же самое могло случиться в XIV веке и происходит сейчас, и для Штеффи, героини «Острова в море», это тоже важно.

— В России и Европе серия книг о Штеффи наиболее популярна. Действие разворачивается во время второй мировой. Получается, экстремальная ситуация военного времени, не оставляющая герою выбора, притягивает больше людей?

— Я бы с вами не согласилась. У человека всегда есть выбор — пока он не заперт в лагере. В этом смысле военная ситуация ничем не отличается. Сегодня нами также управляют внешние обстоятельства — социальные, политические, экономические, просто мы их воспринимаем как нечто само собой разумеющееся и меньше обращаем внимание на нашу зависимость от них.

— Каждый герой ваших книг в какой-то момент спотыкается. Это необычно: нет ни одного стопроцентно положительного, безупречного персонажа.

— Я считаю, что нет абсолютно плохих и абсолютно хороших. Как нет абсолютно умных и безнадежно глупых. Важно, чтобы подросток, читающий книгу, понял: он не имеет права осуждать других, потому что неизвестно, как бы он сам поступил в трудной ситуации.

— Вас не упрекают в отсутствии примеров для подражания?

— А вот пример для подражания — это как раз зло (смеется). Понимаете, следование образцу не готовит подростка к реальной жизни. Если он привыкнет следовать некому позитивному алгоритму, реальность станет для него шоком. У такого человека гораздо больше шансов испугаться и сделать неверный шаг.

— Вы никогда не сталкивались с ситуацией, когда взрослые запрещают детям читать ваши книги?

— В Швеции очень долгая традиция детской литературы. У нас родители не боятся давать детям сложные книги. Но поскольку мои книги переведены на все европейские языки, то я заметила, что к ним в разных странах относятся по-разному, начиная с выбора, какие книги издавать. Скажем, во Франции, вышла вся серия книг о Штеффи, но романы, где описан секс между подростками, они не отважились печатать. В США не решились издать книгу, в которой девятилетние герои, мальчик и девочка, всего-навсего остаются ночевать вместе в домике для игр. Факт ночевки в одном доме показался провоцирующим разночтения. Но ведь литература для того и существует, чтобы их провоцировать.

— Вас в Швеции воспринимают как живого классика детской литературы. Вы чувствуете поддержку со стороны государства?

— Я считаю, что в данный момент поддержка писателей у нас довольно вялая. Вроде бы существуют многочисленные гранты и стипендии, но я не чувствую, чтобы этим нас как-то подбадривали и подталкивали к творчеству. Понимаете, все это дежурные подношения. Нет ощущения, что детская литература по-прежнему важна. Все вокруг говорят: дети стали мало читать. На самом деле это взрослые перестали верить в силу литературы.

— В ваших книгах образы взрослых очень яркие и весьма неоднозначные: родительские комитеты это не смущает?

— На самом деле детей больше всего интересует мир взрослых. И я старалась максимально подробно его описать. Взрослые ошибочно требуют от детей послушания, единственное, на что они могут рассчитывать, — это понимание. Помните, в конце романа «Правда или последствия» героиня рассказывает маме о своих проблемах, а мама в ответ делится с ней своими тайнами. Для меня важно, что именно девочка в финале говорит: я тебя поняла.

Артур Скальский

© Московские новости

КультураРоссия

2763

14.02.2012, 10:09

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=102635

bytes: 5397 / 5334

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

4290

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

8303

23.04.2024

Счастье до смерти. Лучшее от Набокова к юбилею автора

Моя голова разговаривает по‑английски, моё сердце – по-русски, и моё ухо – по‑французски.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

10614

23.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5432

22.04.2024

Видео дня. «Ловушка» для Джоша Хартнетта и «Не киллер» Глен Пауэлл

Главный герой приходит с дочерью на выступление популярной певицы и узнаёт, что концерт используется полицией для поимки серийного убийцы по прозвищу «Мясник»... Кинокомпания Warner Bros. представила трейлер психологического триллера «В ловушке» (Trap).

Филипп Марков

КультураРоссия

8520

20.04.2024

Последний уикенд «Летучего корабля» в компании боевиков и триллеров

«Летучий корабль» Ильи Учителя медленно, но верно сдаёт позиции. До миллиарда общих сборов лидер четырёх последних уикендов, скорее всего, дотянет, но уже не в статусе первого фильма проката. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

20667

19.04.2024

Видео дня. Бастинда Ходченкова в новом «Волшебнике Изумрудного города»

Кинокомпания «Централ Партнершип» опубликовала тизер-трейлер фэнтезийного фильма «Волшебник Изумрудного города» по одноимённой сказке Александра Волкова, сюжет которой, в свою очередь, был позаимствован у американца Фрэнка Баума – автора «Удивительного волшебника из страны Оз».

Филипп Марков

КультураРоссия

9226

18.04.2024

Приключенческий уикенд. Серебро пса Артура и бронза «Золота Умальты»

Как и неделей ранее, сразу три новинки минувшего уикенда вошли в топовую пятёрку кинопроката. Однако лидер остался неизменным. По данным портала Kinobusiness.соm, «Летучий корабль» Ильи Учителя за свой третий уикенд в прокате собрал в кассах кинотеатров 139,8 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

24220

12.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4690

10.04.2024

Видео дня. Миа Гот в слэшере MaXXXine

Кинокомпания А24 опубликовала трейлер хоррора «Максин XXX» (MaXXXine) – третьей части кинотрилогии ужасов и сиквела слэшера «X». Версию с русскими субтитрами предложил YouTube‑канал FRESH Trailers. В центре сюжета – единственная выжившая героиня первой части Максин Минкс.

Филипп Марков

КультураРоссия

11788

08.04.2024

Видео дня. Кристина Асмус, Таисья Калинина и гусь Беляш в трагикомедии «Обе две»

Кинокомпания «Каропрокат» опубликовала трейлер лирической трагикомедии «Обе две» от создателей фильмов «Непослушник» и «Поехавшая». «Дерзкая 14-летняя девчонка по имени Глаша мечтает стать известным режиссёром, но пока живёт с бабушкой в небольшом провинциальном городке.

Филипп Марков

КультураРоссия

19608

06.04.2024

Ненормальный уикенд. Три новинки в топ‑5, но деньги у «Летучего корабля»

«Летучий корабль», как и ожидалось, без каких‑либо проблем сохранил лидерство в российском кинопрокате. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

14999

05.04.2024

Лица Сибири

Кобзев Игорь

Якимов Александр

Лис Любовь

Краснухин Леонид

Южаков Андрей

Есиповский Игорь

Кара-оол Шолбан

Вакуленко Григорий

Алдаров Кузьма

Наумов Николай