Ирина Ульянина

© Новая Сибирь

КультураРоссия

7227

09.01.2012, 14:24

Сергей Маковецкий: Момент творчества — это фантастическое светлое начало

Его называют «звездой в петлице любого уважающего себя модного фильма». Ему приписывают вздорность и вспыльчивость. Но в Новосибирске на Международном Рождественском фестивале искусств народный артист России предстал открытым и добродушным

Чеховский «Дядя Ваня» в постановке худрука Вахтанговского театра Римаса Туминаса собрал все мыслимые призы, показывается всюду с ошеломительным успехом. Не стал исключением и Новосибирск. Скажу больше — на Сергея Маковецкого, исполнившего заглавную роль, публика смотрела, как на Бога. Такого Ивана Войницкого мы еще не видели. Популярнейший актер взял не техникой, играл душой и сердцем.

— Сергей Васильевич, сегодня включаешь любой канал ТВ и видишь вас. Судя по анонсам, сейчас вы снимаетесь в экранизации романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» у Сергея Урсуляка?

— Ой, не знаю, зачем так рано запустили рекламную кампанию на канале «Россия»... Съемки будут продолжаться весь следующий, 2012 год, а премьера состоится только в 2013 году. Вы роман читали?

— Конечно, это же самое знаменитое диссидентское произведение. На меня почему-то большее воздействие оказала не книга, а спектакль Льва Додина в МДТ — Театре Европы. А вам близок ваш новый герой — физик-ядерщик Виктор Штурм? Вернее, спрошу так: кто ближе — дядя Ваня или Штурм?

— Это несопоставимые, несравнимые образы. Я вообще необъективен к своим ролям, как слепой, они мне все близки и дороги, как родственники. Те, кого сыграл давно, — дальние родственники, те, кого играю сейчас, — близкие. Виктор Штурм, безусловно, интересная роль, сложный, противоречивый характер. С одной стороны, он фанатик своего дела, с другой стороны, человек нетерпеливый, нетерпимый, порой совершающий неблаговидные поступки. Он любит жену, с которой прожил долгие годы, но влюбляется в другую женщину. В фильме будет внутренний монолог ученого, который смотрит на жену и спрашивает сам себя: что ему в ней могло нравиться? Что это вообще — любовь или жалость? И такие размышления свойственны любому нормальному человеку. Непросто мне далась сцена, когда Штурму звонит Сталин, знаете, это непросто, когда власть заигрывает, особенно на фоне того, что твое дело гибнет, — невольно повышается самооценка.

Вернее, не самооценка, а самоощущение, что ли. А он все же сохранил честь и достоинство, вот что важно. Другой трудной сценой стало письмо матери, которое читает Штурм, оно мне всю душу перевернуло. Я не мог читать это письмо спокойно. Женщина, оказавшаяся на оккупированной территории, в гетто, прощается с сыном и просит у него прощения. В страшных обстоятельствах она хранит достоинство. Мне представляется очень важным сохранение достоинства.

— В вашей профессии оно проявляется в отказе от плохих, проходных ролей, не так ли?

— Так. Я давно для себя решил, что есть темы и есть персонажи, которые лучше не трогать, есть вещи, к которым лучше не прикасаться. Дело даже не в качестве сценариев, просто есть мое и не мое, то, что мне несимпатично. И еще я стараюсь не раздваиваться, никогда не снимаюсь в двух или трех проектах одновременно, иначе не избежать самоповторов, халтуры. Я не могу сниматься ради денег. Но люблю работать подробно, вникая в детали, самозабвенно. Когда снимался в исторической драме «Дело гастронома №1» у Сергея Ашкенази, мы по крупицам собирали факты, я разговаривал с бывшими сотрудниками этого «оазиса изобилия» в советской пустыне, чтобы выяснить, каким человеком был директор, которого я играл. Почему-то дело «Елисеевского» гастронома до сих пор остается строго засекреченным. После выхода фильма мне позвонила Флорида Николаевна Соколова — супруга директора Юрия Соколова (в фильме его переименовали в Беркутова) и поблагодарила, сказала, что я очень достоверно сыграл ее мужа. Мне это было дорого, приятно.

— До сих пор вашей «коронкой» считается фильм «Макаров», который вас в полном смысле слова прославил, после которого вы проснулись знаменитым. Но я не меньше ценю вашу работу в фильме «Поп». Смотришь картину и понимаешь, что такого священнослужителя — отца Александра — мог воплотить на экране только чистый человек.

— Спасибо. Это была важная работа, я тщательно готовился к съемкам... Знаете, в таких ролях есть опасность впасть в сладостность или, наоборот, в карикатурность. А мы стремились подойти к образу священнослужителя, имевшего реального прототипа, отстаивавшего веру и милосердие в жесточайших условиях военного времени, бережно, сохранив правду и память о нем. Признаться, когда облачаешься в настоящую епитрахиль, надеваешь настоящий крест 1837 года, внутри что-то меняется...

Хотите, я вас повеселю, расскажу, когда на самом деле проснулся знаменитым?

— Конечно, хочу.

— Это случилось в школе, после выступления в школьном драмкружке.

Вообще-то, в школьные годы я вовсе не собирался стать артистом, боже упаси, в кошмарном сне такое не снилось. Я любил математику, биологию, физику и химию. Задачки решал, как орешки щелкал, собирался после восьмого класса поступать в медицинский техникум, стать фельдшером, потом детским врачом. Почему такую странную жизнь себе намечал, сам не пойму, фантазировал, как говорится, от балды. И вот однажды заглянул в библиотеку, где вела школьный драмкружок Татьяна Петровна Соловкина, учительница английского языка. Она пригласила: «Сережа, заходи, присоединяйся к нам. Мы ставим пьесу «Лес» Островского, там есть комик и трагик, Счастливцев и Несчастливцев. Не пугайся, ничего сложного. Хочешь попробовать?» Я пожал плечами и промолчал, такая у меня реакция была. Но стал ходить на репетиции, понравилось, что ради них с уроков отпускали. Выучил текст Несчастливцева. Накануне премьеры нашел на улице палку, соорудил котомку, из пакли сделал себе зачем-то усы и бороду, а костюм составил из того, что нашлось в кладовке, — старых дедушкиных вещей и башмаков, которые были мне сильно велики. И когда я красный от ужаса, от волнения зажав большой палец в кулаке, вышел на сцену, оказалось, что в одном ботинке из-под стельки торчит гвоздь, больно впивается в ногу. Сделав несколько шагов, я снял этот башмак и палкой попытался вбить гвоздь. Не получалось, палка же мягкая, гвоздь, наоборот, в ней увязал. Зал закатился от гомерического хохота. А мне нормальное физическое действие позволило разом избавиться от напряжения, от зажима, я сразу стал свободным. В финале мне громко аплодировали, в тот день я и получил первый в своей жизни букет. Была весна, в школьном дворе как раз распустилась вишня, одна девочка наломала мне цветущих веток...

В ночь после спектакля я почти не спал от перевозбуждения, столько энергии бушевало, что чуть по потолку не бегал. Наутро проснулся знаменитым в масштабах своей школы. А та ночь все решила — я намерился служить театру, хотя в то время подавал надежды и в спорте, занимался фигурным катанием, легкой атлетикой, меня даже в сборную Украины по водному полу хотели включить. Чем только в детстве ни увлекался — хоровым пением, народными танцами!

— Сергей Васильевич, вы ведь киевлянин по рождению. Как вышло, что учились в Москве, в Щукинском училище?

— Не приняли в Киевское училище после школы, год работал монтировщиком декораций в театре имени Леси Украинки. На следующий год поехал в Москву, сначала подал документы в ГИТИС. На творческом туре Константин Райкин, сидевший в приемной комиссии, меня не дослушал, поморщился: «Довольно», — и добавил, что мне не стоит тешить себя напрасными надеждами. Но я не расстроился и на следующий год поступил сразу во все три театральных вуза.

— И все-таки, наверное, неуютно было жить одному в Москве? Вы где жили, в общежитии?

— В общежитии. Всяко бывало — иногда со стипендии прорывались в ресторан ВТО, кутили, иногда голодали. И в творческом плане не сразу складывалось. После Щуки меня приняли в труппу театра имени Вахтангова, где я служу уже больше 30 лет, но поначалу роли давали эпизодические — я играл даже мухомора в сказке, каких-то стражников, крестьян в массовках. Платили мало, из студенческого общежития переехал в театральное.

— Можно сказать, что перспективы были туманными, но вы верили в себя?

— То верил, то не верил, старался виду не подавать, что мне грустно или неуютно. Мы все стараемся выглядеть лучше, чем есть на самом деле, это нормальное человеческое желание — нравиться окружающим. Пожалуй, актерам оно свойственно в большей степени, чем всем остальным. Я как-то не видел робких, неуверенных в себе актеров, которым бы внезапно доверяли крупные роли.

— А сейчас случаются ситуации, когда от похвал у вас кружится голова? Славу ведь недаром считают бременем.

— Нет, так, чтобы кружилась голова, это не обо мне. Я люблю испытывать удовлетворение, люблю, когда сам для себя могу признать, что сегодня сыграл хорошо, даже шикарно. Но это минутная, секундная реакция, а дальше просто снова работаешь. В чем оно, бремя?

— Популярные люди притягивают к себе повышенное внимание. К примеру, вы идете завтракать в гостинице, и окружающие пристально разглядывают, во что вы одеты, что вы едите, какое у вас при этом выражение лица. Стать незаметным уже не получится. А оставаться самим собой удается?

— Я думаю, мне удается. Главное, мне удалось не стать заложником определенного амплуа, я по-прежнему воспринимаю моменты творчества как светлое фантастическое чувство, именно они меня греют, возбуждают, побуждают идти дальше. А что касается популярности, даже не собираюсь кокетничать и утверждать, что она мне не нравится, что я от нее устал. Раз выбрал такую профессию, будь добр играй в эту игру. И будь всегда в форме.

— У вас, Сергей Васильевич, кажется, уже больше 70 ролей в кино, вы востребованы театром. А как вы отдыхаете, как снимаете психологическую нагрузку?

— Я давно не отдыхал дольше недели, хотя очень люблю путешествовать с женой Леночкой — новые впечатления освежают отношения. И вообще заметил, что мне становится не себе, если возникает простой в работе, нет спектакля, не надо лететь на съемки. Для меня лучшая психологическая разгрузка — это возвращение домой.

— Наслышана о ваших нежных семейных отношениях, о том, что вы с супругой создали фотоколлекцию поцелуев. О вашем гардеробе тоже заботится жена?

— Жена. Одно время я поддерживал репутацию пижона, тщательно выбирал костюмы, аксессуары, играл в такую игру, сослужившую забавную службу. Теперь во что бы я ни облачился (в любой простенький пиджачок), людям кажется, что это безумно брендовая вещь (смеется). На самом деле, все чаще бывает жаль тратить время на шопинг.

— А на что его не жаль?

— Не жаль на семью, не жаль на работу, на мысли о том, как сделать роль. Видимо, это оттого, что возраст делает невозможным обращение к некоторым ролям. Ромео мне уже не сыграть, а дядю Ваню, которому 47 лет, играю с превеликим... Если я скажу с превеликим удовольствием — будет неточно, если скажу с превеликим вдохновением — слишком пафосно.

— После этой роли о вас заговорили как об одном из главных актеров российской сцены, а прежде вас называли счастливым талисманом Романа Виктюка. А вы сам какими еще ролями в театре дорожите?

— Тригориным в «Чайке», Ковриным в «Черном монахе» (ТЮЗ), раньше очень любил роль Малволио.

— Это все персонажи великой литературы, классики. А современный материал вас интересует, на чтение времени хватает?

— Читаю в основном пьесы и киносценарии, притом мне мало что нравится из современной драматургии, не приемлю сленга, необязательных слов. Знаете, к какой книге я постоянно обращаюсь? К Библии. В ней можно найти ответы на все вопросы — и нравственные, и политические, какие угодно. Источник мудрости. Мы живем в православной стране, закон Божий должны знать. Открою вам по секрету, и актерам помогает молитва, помогает вера.

Ирина Ульянина

© Новая Сибирь

КультураРоссия

7227

09.01.2012, 14:24

URL: https://babr24.com/msk/?ADE=101383

bytes: 11643 / 11569

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Ирина Ульянина.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5000

24.04.2024

Счастье до смерти. Лучшее от Набокова к юбилею автора

Моя голова разговаривает по‑английски, моё сердце – по-русски, и моё ухо – по‑французски.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

10919

23.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5517

22.04.2024

Видео дня. «Ловушка» для Джоша Хартнетта и «Не киллер» Глен Пауэлл

Главный герой приходит с дочерью на выступление популярной певицы и узнаёт, что концерт используется полицией для поимки серийного убийцы по прозвищу «Мясник»... Кинокомпания Warner Bros. представила трейлер психологического триллера «В ловушке» (Trap).

Филипп Марков

КультураРоссия

8738

20.04.2024

Последний уикенд «Летучего корабля» в компании боевиков и триллеров

«Летучий корабль» Ильи Учителя медленно, но верно сдаёт позиции. До миллиарда общих сборов лидер четырёх последних уикендов, скорее всего, дотянет, но уже не в статусе первого фильма проката. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

20881

19.04.2024

Видео дня. Бастинда Ходченкова в новом «Волшебнике Изумрудного города»

Кинокомпания «Централ Партнершип» опубликовала тизер-трейлер фэнтезийного фильма «Волшебник Изумрудного города» по одноимённой сказке Александра Волкова, сюжет которой, в свою очередь, был позаимствован у американца Фрэнка Баума – автора «Удивительного волшебника из страны Оз».

Филипп Марков

КультураРоссия

9441

18.04.2024

Приключенческий уикенд. Серебро пса Артура и бронза «Золота Умальты»

Как и неделей ранее, сразу три новинки минувшего уикенда вошли в топовую пятёрку кинопроката. Однако лидер остался неизменным. По данным портала Kinobusiness.соm, «Летучий корабль» Ильи Учителя за свой третий уикенд в прокате собрал в кассах кинотеатров 139,8 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

24414

12.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4712

10.04.2024

Видео дня. Миа Гот в слэшере MaXXXine

Кинокомпания А24 опубликовала трейлер хоррора «Максин XXX» (MaXXXine) – третьей части кинотрилогии ужасов и сиквела слэшера «X». Версию с русскими субтитрами предложил YouTube‑канал FRESH Trailers. В центре сюжета – единственная выжившая героиня первой части Максин Минкс.

Филипп Марков

КультураРоссия

11994

08.04.2024

Видео дня. Кристина Асмус, Таисья Калинина и гусь Беляш в трагикомедии «Обе две»

Кинокомпания «Каропрокат» опубликовала трейлер лирической трагикомедии «Обе две» от создателей фильмов «Непослушник» и «Поехавшая». «Дерзкая 14-летняя девчонка по имени Глаша мечтает стать известным режиссёром, но пока живёт с бабушкой в небольшом провинциальном городке.

Филипп Марков

КультураРоссия

19804

06.04.2024

Ненормальный уикенд. Три новинки в топ‑5, но деньги у «Летучего корабля»

«Летучий корабль», как и ожидалось, без каких‑либо проблем сохранил лидерство в российском кинопрокате. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

15266

05.04.2024

Видео дня. Кровавые каникулы Хантер Шафер

Кинокомпания NEON опубликовала официальный трейлер германо-американского фильма ужасов «Кукушка», мировая премьера которого состоялась 16 февраля в рамках секции Berlinale Special Берлинского международного кинофестиваля.

Филипп Марков

КультураРоссия

14793

04.04.2024

Лица Сибири

Хасанов Геннадий

Бурлов Артем

Шангин Василий

Дубас Анатолий

Зуляр Юрий

Зелент Иван

Скворцов Сергей

Зимин Виктор

Гендин Олег

Кузняная Галина