Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

3196

04.11.2003, 11:39

Разрушение мифа

Новый сезон в Иркутском музыкальном театре имени Загурского начался с премьеры спектакля "Пенелопа" Александра Журбина. Музыкальная комедия, так определил жанр пьесы композитор много лет назад. Сегодня режиссер Борис Лагода приблизил звучание пьесы к мюзиклу, ритмы которого более соответствуют нашему времени.

Признаться, когда закончилось первое действие, я не могла согласиться с драматургической трактовкой образа Пенелопы. Верная жена предстает здесь обыкновенной слабой женщиной, которая двадцать лет ждет не мужа, а новой любви. Разрушение идеала было очевидным. Почему? Этот вопрос хотелось обязательно кому-нибудь задать. К счастью, в зрительном зале был сам Александр Журбин, театр пригласил его на премьеру. Заряженная "провокационным", как я думала, вопросом, хотела начать разговор именно с него. Но из вежливости продиктовал традиционный комплимент:

- Вы - известный композитор, ваши спектакли идут в театрах всей России и за рубежом. Что в "багаже", и какие новые премьеры ждут ваших почитателей?

- Я писал камерные и симфонические произведения, музыку для кино, песни. Но своим любимым жанром считаю музыкальную комедию. В театре соединяются литература, музыка, пластика, сценография, свет - все, что называется синтетическим видом искусства. Написаны музыкальные комедии "Жужа из Будапешта", "Капитан Фракасс", "Биндюжник и король", "Собака на сене". Одни спектакли идут и сегодня, другие остались в прошлом. Я намерен еще многое сделать в этой жизни. В ближайшее время собираюсь закончить несколько произведений для театра. На мою работу появился в последнее время довольно странный спрос. Я удивляюсь, почему ниша, какую представляет собой музыкальный театр, никем сегодня не занята. То, что делаю я, никто другой не делает, с одной стороны это поражает, с другой - радует.

- Как давно была написана "Пенелопа" и кому принадлежит идея изменить трактовку идеального образа героини?

- Это довольно старое произведение. В 1975 году я написал "Орфея и Эвридику", вскоре драматурги Рацер и Константинов предложили мне написать музыку к "Пенелопе". Это была их идея, но они не первооткрыватели, вспомните хотя бы "Уллиса" Джеймса Джойса. Трансформации мифов об Одиссее происходят постоянно. Были трагические, драматические, веселые, мультипликационные версии. Все зависит от времени, в каком они создавались, и мировоззрения авторов.

Наш вариант, конечно, комический, парафраз на тему Одиссея, Пенелопы и Телемака. На мой взгляд, это жизненная версия, и очень современная. Когда смотрю спектакль вашего театра, понимаю, что она не утратила актуальности, даже наоборот, максимально приблизилась к дню сегодняшнему, к теме глобальной коммерциализации всей нашей страны. Семья, любовь, взаимоотношения жен, мужей, детей, самое дорогое стало предметом купли- продажи. По телевидению идут ток-шоу, герои которых торгуют своей верностью, любовью, красотой, самыми святыми чувствами, поэтому "Пенелопа", на мой взгляд, совершенно не устарела. Основным персонажем пьесы стала даже не Пенелопа, а циничный, прожженный прагматик Телемак, готовый продать что угодно и даже самых близких людей. Очень актуальная и знаковая фигура сегодня.

- Вам не жаль разрушать миф о верности Пенелопы?

- Нет, всегда есть возможность взглянуть на поступки человека с другой стороны. Допустим, вы обыватель и мыслите прозаически. Что вы можете узнать о Пенелопе? Она сидит у окна, ждет мужа, бесконечно ткет покрывало, а потом распускает его. Если задуматься, довольно скучное время препровождение. Каждый человек за двадцать лет меняется, стареет, в его жизни происходит масса событий, а она все ткет.

Рацер и Константинов придумали версию, согласно которой Пенелопа, действительно, обреченно сидит и ждет мужа. Вдруг приходит по-настоящему обаятельный человек, и она ожила, полюбила. Пенелопа поняла, что мужа она давно забыла, для нее он был символом, некой абстрактной идеей, которая оказалась ложной. В пьесе неожиданный финал: происходит выбор между любовью и верностью - вещи близкие и тем не менее представляющие собой не одно и то же. Делать подобный выбор приходится довольно многим людям и довольно часто.

- Спектакли по музыкальной комедии "Пенелопа" идут во многих театрах?

- Она шла в Иркутске в 1983 году и был хитом сезона. Первый раз спектакль поставлен в1979 году в Свердловске, а потом как минимум в двадцати пяти- тридцати театрах страны. Я могу с гордостью сказать, что "Пенелопа" практически стала классикой жанра оперетты, музыкальной комедии, мюзикла, назовите, как хотите. Многие артисты играли ее в одном театре, потом переезжали в другой, третий и везде исполняли свои роли в ней.

- Очевидно, со временем комедия видоизменилась? Коммерциализация, о которой вы говорите, поменяла трактовки многих образов...

- Постановка Иркутского театра совершенно не традиционная, она отличается от тех, что я видел ранее в других театрах. Талантливый режиссер Борис Лагода придумал много неожиданного даже для меня. Он сделал современный спектакль, со всеми приметами дня сегодняшнего. Мобильных телефонов и компьютеров, конечно, не было в то время, когда создавалась пьеса. Боевики, хиты, современные ритмы - все здесь есть, и это то, что близко молодым людям, сидящим в зрительном зале. Они сразу понимают язык, на котором с ними начинает разговаривать театр. Я считаю приближение старых произведений к новой аудитории закономерным и естественным процессом. В принципе, жанр музыкальной комедии очень мобильный, он всегда соответствует времени, в котором его ставят. Я бы не удивился, если увидел в спектакле Саддама Хусейна, Буша или Жириновского. Для музыкальной комедии - это даже хорошо.

- Как вы думаете, в чем заключается разница между современным и осовремененным произведением искусства?

- Безусловно, музыка Моцарта всегда современна. Но с другой стороны, если в ее звучание добавляется голос бас-гитары и она осовременится, то ничего плохого в этом я не вижу. Каждый жанр просто обязан приспосабливаться к новому времени. Если через двадцать лет кто-то поставит "Пенелопу", в ней обязательно появятся реалии того времени, и постановщик будет прав - это нормально.

- Есть спектакли, которые вас не устраивают? Многие авторы бывают категорически не согласны с теми трактовками, которые им предлагает театр.

- На постановки собственных произведений я смотрю достаточно демократично и стараюсь не подавлять инициативы театра. Тем не менее мне всегда важно, чтобы с водой не выплескивался ребенок. В любой работе должна оставаться неизменной мысль, заложенная автором, должен сохраняться баланс между трактовками режиссера и композитора. К сожалению, в практике были случаи, когда мой замысел настолько коверкался, добавлялся чужой музыкой и чужими идеями, что я вынужден был снимать свое имя с афиши. Такое, к сожалению, тоже бывает.

Есть много режиссеров, которые могут классическое произведение, например "Гамлета", поставить с ног на голову. Если хочешь ставить именно так, пиши сам и делай что хочешь. Не надо трогать Шекспира, Мольера или, в данном случае, Журбина. Когда исполнитель играет Бетховена или Чайковского, ему и в голову не приходит подписать к их музыке другие ноты. Я не Бетховен, но считаю: все, что я написал, должно быть сохранено. К счастью, в спектакле иркутян сохранен разумный баланс.

- А бывает так, что излишнее комикование актеров, идет вразрез с теми характерами, которые вы создавали?

- Я композитор, думаю, довольно широкого диапазона, у меня есть и буффонада, и комическая музыка. Кстати говоря, я всегда гордился тем, и мне говорили многие критики, что я один из немногих композиторов, который может писать смешную музыку. Лирическое или трагическое произведение может сочинить каждый, кто закончил консерваторию, а вот написать что-нибудь смешное или забавное, для этого нужен особый дар. В музыке "Пенелопы" много комического, и я не считаю, что в спектакле вашего театра меня как-то препарировали, никакого разнобоя между актерами и музыкой нет.

Спектакль подошел к концу, Александр Журбин вышел на поклон. Энтузиазм, с каким он благодарил актеров на сцене и приветствовал зрителей, говорил о том, что премьерой он остался доволен. Музыкальная комедия, написанная много лет назад, начала свою новую жизнь в Иркутске. Она обещает быть долгой и интересной.

Беседу вела Светлана Жартун

Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

3196

04.11.2003, 11:39

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=9788

bytes: 8357 / 8271

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

3278

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5311

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

7321

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11709

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4623

10.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: квиз «Герои звёздных дорог», спектакль «Пристань алых грёз» и концерт «Весеннее настроение»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 9 по 14 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13263

08.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Страшно смешно», спектакль «Собака на сене» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. Со 2 по 7 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и мероприятия для детей.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16238

01.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

13768

01.04.2024

Трое авторов из Приангарья стали лауреатами Национальной премии имени В.Г. Распутина

Церемония награждения состоялась 29 марта в Императорском Православном Палестинском Обществе в Москве. В Москве наградили лауреатов Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина.

Алина Саратова

КультураОбществоИркутск

10932

30.03.2024

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

17446

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17015

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

11148

19.03.2024

Лица Сибири

Ешеев Виктор

Свиркина Светлана

Кулиш Александр

Распутин Алексей

Букрей Юлия

Бадмаев Алдар

Турчак Андрей

Медведев Алексей

Зюганов Геннадий

Собканюк Екатерина