Артур Скальский

© Агентство "Сибирские новости"

ИсторияИркутск

7211

20.12.2009, 15:06

Двойной мир Прибайкалья

В последнее время стало актуальным говорить о шаманах и мифологии древних народов Прибайкалья. О том, чему изначально были посвящены бурятские мифы, – очерк кандидата исторических наук Владимира Титова.

С глубокой древности в сибирских лесах и степях, на побережье Байкала бурятский народ создавал свою неповторимую культуру: фантастические рассказы, легенды, предания, сказания, мифы, песни и героический эпос – улигеры, которые переносят слушателя в мир далеких предков. В этих поэтических творениях устного творчества до нас дошли элементы довольно полно сохранившейся архаичной культуры давно исчезнувших поколений.

Одним из самых интересных жанров устной народной поэзии бурят, как, впрочем, и любого другого народа, являются мифы. Они дошли до нас в незначительном количестве: одни в отрывках, другие – более полно, так как эти памятники духовной культуры, представляющие несомненную ценность, очень долго находились почти вне поля зрения собирателей прошлой эпохи. Собирание мифов было начато слишком поздно. История сохранила нам лишь немногие записи первой четверти и середины XIX столетия.

«Мифы бурят создавались в глубокой древности, в так называемый «младенческий период» развития бурятского общества, когда людям еще было свойственно мифологическое мышление. Мифы – это устные художественные прозаические рассказы, часто фантастические, о сотворении мира, появлении людей на земле, о богах и первопредках бурят. В них сохранились отголоски древних представлений об окружающем мире, стремлении осмыслить явления природы и дать им философское объяснение». [Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980., С.3-4]

Мифы бурят представляют исключительно большой интерес, так как повествуют о реальной жизни, о длительной трудовой борьбе за существование, отражают нормы морали общества; кроме того, в этих древних сказаниях народ выразил свое мировоззрение, свое миропонимание, свое отношение к окружающему миру.

Во многих мифах ведется увлекательный рассказ о небе, звездах и луне, о божествах высшего пантеона – бурханах и тэнгриях, об их детях – хатах, эжинах – хозяевах леса, гор, рек, неба и земли, небесных светил и др., об Эрлен хане – хозяине потустороннего мира, о хозяевах водной стихии – Ухан-хатах, о различных онгонах – душах предков, о демонологических существах низшего пантеона – ада-анахаях, бохолдоях.

Древние обитатели Прибайкалья жили в двойном мире – с одной стороны, обыденной повседневной деятельности, а с другой, в каком-то призрачном мире, населенном многочисленными божествами и духами. Тот и другой мир в их представлении является реальным и тесно взаимосвязанным.

Люди отдаленной эпохи почти ничего не знали об окружающем мире, но стремились его познать, понять, они давали объяснение неизвестного через знакомое. Самым знакомым им казался человек, поэтому все окружающее наделяли человеческими чертами.

В мифах рассказ о героях и их действиях переносится к стародавним историческим временам. Так, в мифах о сотворении мира повествуется, о том времени, когда в мире был сплошной туман, мрак, затем в этом хаотическом мире постепенно появляются мифические герои, по-разному творившие мир, землю, небо, солнце, луну, зверей, птиц и самих людей. Каждый герой мифа находится в центре повествования, описание его действий определяет кульминационный момент мифа.

Герои мифа создавали мир в далекое мифическое время, когда не было понятия времени, или когда первобытное мышление еще не четко разделяло понятие о времени и пространстве.

«Нечеткость понятия о времени и пространстве прослеживается в героико-эпических сказаниях бурят – улигерах. Темы и сюжеты эпоса, переломленные через мифологические представления, развертываются на широком: фоне эпического времени и пространства.

Герой улигера рождается
В прежнее ранее время,
В прежнее искусное время,
Когда земля становилась землею,
Когда впервые появилась вода,
Когда великое молочное море
Лужицей малой было,
Когда великая Сумеру-гора
Была небольшим бугорком.

Этот отрывок из космогонического мифа рисует эпический ландшафт, где родился и живет герой. Это не романтически приукрашенный какой-то реальный уголок земли, перед взорами сказителя и его слушателя и его слушателей встает воображаемая картина первозданного мира. Созданный воображением космический мир служит эпическим фоном, на котором развертывается деятельность героев». [Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980., С.9]

Наряду с текстами самих мифов не менее ценными источниками для изучения бурятской мифологии оказались различные религиозные тексты, культовые песнопения, именуемые боое дурдалга – шаманские призывания, выявленные в рукописных фондах страны. Эти религиозные памятники, возникшие на почве народнопоэтических сказаний, зачастую дают интересный материал, в них встречаются изложенные в поэтической форме фрагменты различных мифов.

Прежде земли не было, была лишь вода

Среди дошедших до нас древнебурятских мифов сказания о сотворении мира и людей представляют большой интерес. В этих созданиях народной фантазии древних бурят, как и других народов, окружающий мир представляется сплошным мраком, темнотою, хаосом, где все находилось в бесформенном состоянии и было покрыто пылью и туманом, где царила тишина и безмолвие.

У бурят, как и у многих народов, например греков, не сразу возникло представление о хаосе в виде пустого пространства, из которого все произошло, беспорядочной материи, которая противостоит «космосу», упорядоченной материи.

В бурятском мифе о происхождении космоса, записанном в шестидесятых годах в селениях, разбросанных на высоких Саянских горах, сотворению Вселенной, как и в Ригведе и мифах древнего Китая, предшествует наличие темного, бесформенного хаоса, который порождает великие воды. Из хаоса сначала образуется вода, в воде вырастает цветок, из цветка рождается невиданной красоты девушка, подобно богам индийский мифологии, появившимся из цветка лотоса. Из чрева девушки исходило сияние, из этого сияния образовались солнце и луна. Девушка сотворила мужчину и женщину, которые дали начало появлению людей. Таким образом, в мире хаоса не бог, а девушка навела порядок, рассеяла мрак, темноту, сдула туман и пыль и породила небесные светила, создала землю и людей. [Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980., с.19]. Этот миф один из древних, так как повествует об активной роли женского начала в сотворении мира.

Обращает на себя внимание, что в большинстве бурятских космогонических мифов, как и у большинства народов, говорится о первичности водной стихии. В беспорядочном хаотическом мире, прежде всего, появляется вода. «Вода была колыбелью мира. Человечество на протяжении многих тысячелетий олицетворяло вечно развивающуюся материю в образе текущей воды». [Миф Газар Дэлхэй Бии болоhон тухай о появлении земли – записан 14 июля 1956 г. В колхозе «Улан Малшан» Окинскиго района Бурятской Л ССР со слов колхозного кузнеца Содиома Ардоновича Мунконова, родившегося в 1902 г. Опубликован в книге «Бурятский фольклор»]

Нет почти ни одного племени на земле, у которого вода не считалась бы основой основ, матерью всего живого, целебной, очистительной силой плодородия. Отсюда становится ясно зарождение в бурятской мифологии понятий о живой воде – мунхэйн хара уран – вечной воде жизни. Вода очищает от всякой скверны, чистая вода родников преодолевает жизнь. «Прежде земли не было, была лишь вода», утверждают мифы балаганских бурят. В сказании, поведанном на берегах Лены, рассказывается, что земля прежде была покрыта водою. По бескрайним просторам морским лишь волны плескались, набегая одна на другую. [Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980., с. 19]

Многие сибирские народы, как и буряты, в воде видели первородную стихию, в которой, по их представлению, коренилось начало жизни и мира. Аналогичное представление встречается и в шумерских мифах о сотворении человека, где упоминается «мать, породившая небо и землю», Намму, – олицетворение первозданного океана. По славянским представлениям, «в начале времени везде было море, а из горсточки морского песка, крупинок, взятых со дна воды, получилась земля».

А откуда появилась вода? В бурятском мифе о сотворении мира, рассказанном в кудинских степях Кузьмой Анкудиновым, дается объяснение: до сотворения мира был всемирный потоп, наводнение. [Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980., с. 20]

Такие представления у народностей Сибири – бурят, алтайцев, якутов и других – ученые объясняют тем, что на ее территории от таяния колоссальных ледников появились огромные водные пространства. Это произошло до окончания процесса передвижения групп населения из Азии в Америку, так как у племен Северной Америки обнаружены аналогичные представления.

В бурятских мифах вода иногда персонифицируется в образах богов и богинь. «В богов, олицетворяющих водную стихию, из которой будто бы появилась земля, верило все древнее человечество, особенно в странах Востока, в которых земледелие зависело от разливов рек и искусственного орошения» [Шахнович М.И. Мифы о сотворении мира, с. 33]. От разливов рек не в меньшей степени зависело и древнее скотоводство, ибо разведение скота было тесно связано с состоянием пастбищных угодий и трав, растущих на них.

Таким образом, мы можем убедиться в том, что архетипические представления, о том, что мир появился из хаоса, и что он преобразуется в водную стихию, или хаос представлен водной стихией, характерны и для бурятской мифологии, так же как и для мифологии многих народов мира.

Поделили боги мир

По одному варианту, было заключено соглашение: все живые твари должны принадлежать Царю Неба, а мертвые – Эрлик-хану. По другому – борьба между богами продолжается до сих пор, так как по силе могущества они равны друг другу.

Творцами вселенной, людей и животных в мифах бурят выступают боги или богини, которым помогают то птица Ангата, то Архан шутхэр. «В процессе познания причин явлений природы человеческая мысль часто вместо истинных причин создавала фантастические образы божественных творцов» [Шахнович М.И. Мифы о сотворении мира, с. 11]. В ряде мифов боги и богини творят космос из готового материала. В бурятских мифах, так же как и в древнегреческих космогонических мифах, причина и следствие изображаются в виде действий богинь и богов, а эти боги олицетворяют собой различные стихии природы.

В варианте мифа, записанном в долине реки Обусы, творцом мира является Богиня-Мать. Согласно этому мифу, существовали две плоскости: верхняя и нижняя. На нижней плоскости находилось четыре счастья. Из одного из них образовалось море, из второго – золотая ива, из третьего счастья вышла человеческая форма, а из четвертого изошел свет огня. Из человеческой формы образовалась Богиня-Мать – хэ бурхан. Богиня-Мать под золотой ивой создала сына по имени Бударга, а из коры золотой ивы друга для своего сына – мифическую птицу Анхата шубуун. Затем она сотворила в море мифическую рыбу Абарга агаhан, из света огня создала солнце. Птица Анхата шубуун достала со дна моря горсточку глины, из которой Богиня-Мать сделала землю [Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980, с. 21].

По другому сказанию, землю создал бог, которого звали Сан боже. Он из драгоценности сделал золотое чрево матери – Эхэйн алтан бахана. Из золотого чрева матери исходит сияние. Из этого сияния она создает солнце, луну и мифическую птицу Шунгута шубуун. Шунгута шубуун достает со дна моря горсть земли, из которой Сан боже в течении 5000 лет создавал землю.

Интересный миф, заключающий в себе космогонические представления бурят приводит академик С.А. Козин. Согласно этому сказанию, во многом перекликающемуся с приведенными выше, существовали высший замби и низший замби – мир, вселенная. На низшем замби было четыре счастья. Первое счастье образовало море, второе – взрастило золотую иву, третье – человеческую форму, а четвертое высекло пламя огня. На самой основе золотой ивы появилась Мать-Божество. Она, тоже на самой основе золоченой ивы, сотворила сына по имени Будар, на ветвях золотой ивы – друга своего сына, Ловчую птицу, из пучин морских – рыбу Кита, а на ее спине – землю.

Прежде земли не было, рассказывается в другом мифе, была только вода. В это время жил один бурхан, которого звали Сомбол. Позднее его называли бэеэрээн бутэhэн Сомбол бурхан. Сомбол бурхан захотел сотворить землю. С этой думой он ходил по воде. Вскоре он увидел, плывет птица Ангата с двенадцатью детьми. Сомбол бурхан сказал ей: «Ангата, нырни в воду и со дна принеси мне землю!» Ангата по велению Сомбола бурхана нырнула в воду и со дна принесла в клюве черную землю, а в лапках красную глину. Сомбол бурхан от птицы Ангата взял красную глину и разбросал по воде, образовалась земля, на которой выросли травы и деревья. После этого Сомбол бурхан благословил птицу Ангата: «Ты будешь иметь много детей и плавать по воде и нырять!» Вследствие благословения птица Ангата плавает теперь хорошо и ныряет в воде долго.

Общим в приведенных мифах является идея об устроителях космоса в образах либо девушки, либо богов и богинь, то есть все герои мифов выступают деятелями, наводящими порядок в беспорядочном мире. Девица неписанной красоты поступает как герой «Калевалы», кузнец Ильмаринен: подобно ему, молотом выковавшему небесный свод и украсившему небо солнцем, луной и звездами, она исходящим из ее чрева сиянием творит солнце, луну и звезды.

В сотворении космического мира часто оказывает помощь богиням и богам птица Анхата, Ангата или Шунгата шубун, которая ныряет на дно изначально существующего моря за песчинкой или за глиной, землей, из нее боги создают землю – сушу.

Миф о создании земли из горсточки песчинок, глины или комочка земли, добытой птицей со дна моря, универсальный, он встречается не только в бурятской мифологии, но и в мифах других аборигенов Сибири: якутов, удэге, гиляков, нанайцев, орочей, а так же у североамериканских индейцев, полинезийцев, скандинавских, индийских и других народов.

В сказании, записанном со слов Худея Бураевича Булутова, рассказывается, что земля прежде была сплошь покрыта водою. Первая божественная пара – отец Эсэгэ Малан и матушка Эхэ Юурэн решили создать землю. Магической силой они сдвинули водную гладь в сторону, показалось дно, усыпанное песком и галькой, и песчаный берег. Так появилась земля. После этого боги сотворили человеческую форму, бросили ее на поверхность воды, она приплыла к берегу, зацепилась за песчинку и стала расти. Таким образом на берегу огромного моря на воде и прибрежном песке вырос Человек, давший начало всем людям земли. [Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980, с. 23]

Падение матриархата привело к изменению космогонических мифов. В них вместо Женщины-Праматери и Богинь-Прародительниц появились другие образы – Бога-Бурхана, и его антипода Эрлика. Впоследствии первый превратился в Бога Добра, Владыку Неба, а второй – в Бога Зла, Владыку подземного царства – Хул Тамайн оерл. В этих мифах реализуется идея непрекращающейся борьбы двух начал.

Проявляется следующая стадия космогонических представлений: не только установление порядка, но и членение мира на несколько миров. Мир имеет не только направление по сторонам света, но и делится на мир живых и мертвых, на добрых и злых, на мир людей и богов. Обустройством мира уже «заведует» не только Мать-прародительница, а новое поколение богов, которое делит мир между собой.

В тесной связи с понятием о подземном мире находится и понятие о северо-восточной стороне, называемой зууни зуг, зуhэ буруу газар – самая восточная из земель, неприглядная сторона. Здесь ничего не растет – хохир хооhон газар, все пусто. Это обиталище нечистых сил, приносящих людям беду и несчастье. В этом древнем представлении север и восток отождествляются с подземным миром – миром мертвых и демонов.

Довольно четко передают космогонические представления древних бурят мифы, связанные с именем главного божества потустороннего мира Эрлик-хана.

Царь неба плавал по поверхности океана, не находя на ней твердого участка земли для отдыха; чтобы создать твердую землю на поверхности океана, нужно было достать земли со дна его, для этого нужно было нырнуть в воду, обернувшись водяной птицей. Но творец не обладал нужным для этого искусством превращений. На помощь ему пришел Эрлик-хан, обладающий вещим знанием; он обратился в Гагру, нырнул и вынес со дна моря горсть земли. Творец превратил ее в материк, который потом покрылся растительностью и был населен животными.

Когда земля была создана, Эрлик-хан потребовал себе право участвовать в управлении ею. Но царь неба отказал ему. Между двумя творцами возникла ссора, кончившаяся, по некоторым вариантам, поединком или дракой. Тогда оба творца заключили условие, по которому все живые твари должны принадлежать Царю Неба, а мертвые – Эрлик-хану. По другому варианту, борьба между Царем Неба и Эрлик-ханом продолжается до сих пор, так как по силе могущества они равны друг другу. [Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980, с. 27]

Продолжение следует.

Владимир Титов, кандидат исторических наук

Артур Скальский

© Агентство "Сибирские новости"

ИсторияИркутск

7211

20.12.2009, 15:06

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=82934

bytes: 17256 / 17192

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

Глазковский некрополь: нерожденное дитя иркутской мэрии

Сколько их, невыполненных обещаний от мэрии, таится в глубинах памяти жителей Иркутска! Малые и великие идеи гордо озвучиваются властями в период выборов и приезда высоких гостей из Москвы, но привычно забываются, как только дело доходит до реальной работы.

Глеб Севостьянов

ИсторияКультураПолитикаИркутск

46114

30.11.2023

Здравствуй, Кобзев, Новый год! С чем поздравляли Иркутскую область?

27 сентября чиновники, кому не лень, поздравляли население Иркутской области с ее 87-летием. Странный возраст, если учесть, что областной центр исчисляет свою летопись веками.

Георгий Булычев

ИсторияПолитикаОбществоИркутск

47771

28.09.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

14025

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

21138

28.06.2023

«Энергия преобразований» – история семьи Николая Курбатова, учредителя знаменитых иркутских бань

Накануне в сети был размещен новый выпуск проекта «Энергия преобразований». На этот раз видеоролик посвящён истории семьи Николая Курбатова, построившего в конце XIX века знаменитый банный комплекс на Цесовской набережной города Иркутска со своим компаньоном Григорием Русановым.

Соня Ломачевская

ИсторияНедвижимостьИркутск

5783

16.05.2023

Блогнот. Как «закалялась» сибирская нефть в годы войны под руководством Андрея Трофимчука

Продолжаю рассказывать об академиках и ученых в рубрике #людинск. Фамилию сегодняшнего героя вы наверняка слышали, но вряд ли знаете обо всех его заслугах перед Новосибирском и страной в целом. Андрей Алексеевич Трофимук родился в 1911 году в бедной белорусской семье.

Анна Леро

ИсторияНаука и технологииГеоНовосибирск Иркутск Красноярск

8917

09.05.2023

Викторины на Бабре. Ледокол «Ангара» в событиях и фактах

В телеграм-канале «Иркутск. Дальше некуда» завершился цикл викторин, посвящённых знаменитому ледоколу «Ангара». Сегодня мы подведём итоги и кратко расскажем про иркутскую достопримечательность.

Анна Амгейзер

ИсторияКультураОбществоИркутск

18667

07.02.2023

Блогнот. Иркутск - очень красочный пример воспроизводства профессионального потенциала руководителей

Специфику воспроизводства профессионального потенциала руководителей органов местного самоуправления интересно рассматривать на примере конкретных городов. Очень красочным примером является Иркутск. Конец прежней эпохи борьбы за место градоначальника в Иркутске можно определить 2005 годом.

Владислав Шиндяев

ИсторияПолитикаИркутск

20071

20.01.2023

Бои в Иркутске: те, что были. И те, что могли быть

Видимо, памятник «Борцам революции» в Иркутске – окончательно всё. Пресс-служба регионального Следкома сообщила, что он затеял проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

16705

26.10.2022

«Крыловщина»: первый рейдерский захват в Иркутске

Когда к Иркутску подошел Московский тракт, это был один из главных сибирских городов. Население насчитывало уже около 9 тысяч человек. Очень много по сибирским меркам. И главные тут – купцы, потому что основным двигателем развития города являлась торговля. А вот помещикам откуда взяться?

Камиль Фахрутдинов

ИсторияИркутск

9240

09.09.2022

«Великое земли трясение в Ыркуцке»: было и намного жестче

Многих тревожат вроде как участившиеся в Иркутске землетрясения. А ведь они всегда беспокоили его жителей. Происшествия нынешнего и прошлого века более-менее на слуху, но ведь земля дрожала и до того.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияПроисшествияИркутск

8593

09.06.2022

340 лет Иркутск – центр региона. Посерьезнее 85 лет!

С момента основания в 1661 году Иркутский острог подчинялся енисейскому воеводе, который назначал туда приказчиков. А в 1682-м острог сделали центром самостоятельного воеводства. Он распространил свою власть на земли по обе стороны Байкала.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияИркутск

8718

29.05.2022

Лица Сибири

Шкурбицкий Василий

Корк Бертольд

Степанов Юрий

Чекотова Нина

Зубакин Семен

Сендзяк Владимир

Архангельский Александр

Аргучинцев Александр

Никонова Алла

Войличенко Сергей