Артур Скальский

© Агентство "Сибирские новости"

КультураИркутск

5085

19.11.2009, 15:46

Народное понимание красоты

В культурном сообществе Сибири в настоящее время обсуждается проект создания городского архитектурно-коммерческого квартала. Кандидат исторических наук Владимир Титов представляет свой взгляд на работу по сохранению деревянного зодчества Иркутска.

Разработка и показ городской экспозиционного квартала в Иркутске является новым делом. Долгое время на городскую народную жизнь и на отражение ее в экспозициях музея через памятники архитектуры и предметы быта было как бы наложено табу, не допускающее даже мысли о появлении данной темы в экспозициях архитектурно-этнографического профиля. Такое мнение, наверное, справедливо для крупных городов, в которых деревянное строительство вытеснено каменным, – Москвы, Петербурга и др., где каждый дом строился по чертежам и планам, разработанным архитекторами. В остальных же, особенно в сибирских городах, в которых основу домостроения составляло дерево, народные традиции сохранились, проявляясь в соседстве с профессиональной архитектурой. Город Иркутск в этом отношении не только не стал исключением, но преуспел в этом.

Городская архитектура Сибири, включив в себя традиционно-профессиональные образцы разных архитектурных стилей, привнесла дополнительный шарм русского деревянного зодчества – с устройством в домах балкончиков, светлиц (антресолей) с разноплановыми окнами, сохранив к тому же разноуровневость постройки – наследия древности и объемно планировочную структуру. Наличие русской строительной традиции возвращало жилью исконно народное представление о красоте.

Профессиональные и архитектурное стили стали использоваться при строительстве домов Иркутска в 1806 и 1809 гг., с выходом в эти годы правительственных указов, обязующих жителей городов строить дома по так называемым «образцовым фасадом», разработанных архитекторами. Эти указы регламентировали оформление уличного фасада до 1858 года. Но и после их отмены уличный фасад в городских домах сохранил профессиональную архитектуру. Длительность запрета породило традицию, по которой уличные фасады оформлялись в определенном стиле, по-прежнему не распространяясь на дворовую часть дома. Строители, используя классический или другой стиль в украшении здания, редко ограничивались только им, и смело вводили в декор другие элементы, не свойственные данному архитектурному направлению. Так, нарушая каноны архитектурного стиля, они создавали с использованием их элементов новый декор, выражающий народное понимание красоты. А затем и вовсе переходили к русским приемам строительства дома, при котором плотники через открытость дерева показывали его пластику, усиленную светотенью, образованную бревнами сруба. Таким образом, строители, используя дерево, показывали его природную красоту, гармонично вступавшую в единую неразрывную связь с огородом, садом усадьбы, создавая неразрывную связь человека с природой.

Украшение дома национальными образами – утицами, (дом на Грязнова, дом Васильева и другие), райским древом, завершающим наличники, древом жизни, солнечными розетками, ромбиками, растительным орнаментом, выполненных мастерами виртуозно, усиливали национальную мировоззренческую суть, заложенную в жилище, отражавшую радость восприятия бытия русским человеком, воспитанного христианством.

Воссоздание городской экспозиционной зоны в музее АЭМ «Тальцы» восполнит, наконец, пробел, исключивший ранее город, один из видов народной жизни, из общей системы жизни народов Прибайкалья.

В настоящее время старинная архитектура города подвергается интенсивному уничтожению, остановить которое у общества нет ни сил, ни стремления, ни возможности. Мало изученная, мало известная миру архитектура города, будучи уникальной, вскоре разрушится. Лишь малая часть ее, возможно, сохранится в заповедных зонах: комплексах декабристов и части улицы Грязнова. Поэтому одним из путей сохранения ее для будущих поколений в своих лучших образцах, видится нам через устройство городской экспозиционной зоны музея «Тальцы», куда должны быть свезены постройки, обреченные на гибель.

К тому же строительство экспозиции города конца XIX - начала XX веков в АЭМ «Тальцы» позволит показать состояние города в определенных рамках исторического развития без новаций, внесенных прошедшим столетием.

В своем воззрении – расширить рамки показа народной культуры, введя в структуру музея «Тальцы» городскую экспозиционную зону, мы не одиноки. Первой, поставившей вопрос о создании проекта городской экспозиционной зоны, была Галина Оранская, архитектор высшей категории Союза реставрации (Москва). Г. Оранская, в 1968 году назначенная главным архитектором архитектурно-этнографического музея «Тальцы», была хорошо известна жителям Иркутска по реставрации уникальных памятников: Спасской церкви, Собора Богоявления, домов Волконского и Трубецкого. Прочно связав свою творческую жизнь с Иркутском, она не могла не заинтересоваться его деревянной архитектурой, что позволило ей даже на стадии первой проработки плана развития музея планировать в будущем в составе его экспозиции городскую зону. Для осуществления еще не разработанного проекта, по настоянию Галины Геннадьевны, была отведена дополнительно земля по левую сторону тракта Иркутск – Листвянка в количестве 16 га. Значительное количество отведенной земли под городскую зону свидетельствует о масштабности разрабатываемого проекта (под Ангаро – Илимскую зону было отведено 6 га, под Бурятскую – 2 га, под Тофаларскую и Эвенкийскую – по 1,5 га). К сожалению, разработка проекта из-за срочности текущих работ по обследованию историко-культурных зон русского населения и коренных народов и отбору памятников для Ангаро-Илимской зоны, была отложена, так же как и разработка археологической зоны на неопределенное время. Внезапная болезнь не дала возможности Г. Оранской завершить эту работу, но то, что такие исследования разрабатывались и поддерживались Иркутским обществом, является неоспоримым фактом.

«Дореволюционный Иркутск, – писал известный историк архитектуры Валерий Щербин, – имел два различных по характеру вида застройки, собственно городской и окраинный. В центре – все самое лучшее, в свое время новационное, а именно городское. Окраина же – это нечто среднее между городом и деревней, и оно достаточно самобытно и по своему уникально даже в общероссийском масштабе». Именно такого рода постройки вкупе с чисто городскими, которым не суждено остаться на исконных местах, составят, как представляется, основу данной зоны.

Несмотря на спорность высказывания, и в центре было достаточно много домов сельского типа, а на окраине - чисто городского, но все же не они составили основу домостроения указанных территорий и в данном случае мы вполне согласны с мнением Валерия Трофимовича. Но центр отличался от окраины не только новационными домами, но особенностями усадебной планировки. Для центра конца XIX века стала характерна уплотненность застройки, которая привела к частичному, а в некоторых местах и полному изгнанию из усадьбы огородов и садов. Окраина сохранила их.

В 1897 году в Иркутске проживало всего 445 рабочих и 4349 ремесленников с общей численностью населения равной 51473 человека. Редактор газеты Восточное обозрение М.В. Загоскин, характеризуя жизнь Иркутска, писал: «Иркутск только привозит товары и продает, а сам ничего не производит даже для местного употребления, а не только уж для вывоза в другие места. Нет здесь такого ремесла, которое удовлетворяло хотя бы сам город. Все Иркутские промышленные и ремесленные заведения вырабатывают изделий на один рубль на жителя губернии… И мебель, и обувь, и деревянные ложки – все привозное, местных изделий и для одного города не достаточно».

По статистическим данным 1912 года торговые обороты Иркутска достигли 70 млн. рублей. Промышленность выпускала продукцию всего на 2 млн. рублей. Наряду с крупным купечеством, владевшему золотыми приисками и ведшими крупную торговлю во всероссийском масштабе, значительная часть населения Иркутска занималась мелочной торговлей, имея при домах небольшие лавочки. В 1873 году дома с лавочками составили 10% от общего количества 2.918 домов. Примером тому служит сохранившиеся усадьбы Козлова (улица 6-я Советская). В доме была устроена лавка для торговли хлебобулочными изделиями. В усадьбе Давыдова – дом № 17 по улице Кожова – мясная лавка.

Жители, не занятые в торговле, работали в сфере ее обслуживания: Иркутск буквально изобиловал постоялыми дворами. Из-за большого числа чиновничьего класса и служивых людей, место жительства которых часто менялось, широкое распространение в городе получил кортомный промысел, – строительство домов и сдачи их под жилье или какие-либо мелкие мастерские: швейные, сапожные, салоны мод и т.д. Усадьбы ремесленников: литейщиков, кузнецов, бондарей, шорников, купцов, извозчиков, – все это вместе составляло социально-экономическую жизнь города и должно быть вместе с особенностями градостроительства отражено в городской экспозиции музея.

Владимир Титов, кандидат исторических наук

Артур Скальский

© Агентство "Сибирские новости"

КультураИркутск

5085

19.11.2009, 15:46

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=82292

bytes: 8938 / 8931

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

3287

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5339

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5576

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8662

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12112

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4739

10.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: квиз «Герои звёздных дорог», спектакль «Пристань алых грёз» и концерт «Весеннее настроение»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 9 по 14 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13634

08.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Страшно смешно», спектакль «Собака на сене» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. Со 2 по 7 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и мероприятия для детей.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16586

01.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

14163

01.04.2024

Трое авторов из Приангарья стали лауреатами Национальной премии имени В.Г. Распутина

Церемония награждения состоялась 29 марта в Императорском Православном Палестинском Обществе в Москве. В Москве наградили лауреатов Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина.

Алина Саратова

КультураОбществоИркутск

10953

30.03.2024

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

17839

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17409

25.03.2024

Лица Сибири

Кальк Вадим

Евтюхов Николай

Цыбиков Батор

Монахов Евгений

Воронов Денис

Писарев Павел

Ратнер Михаил

Путин Владимир

Дементьева Екатерина

Диденко Николай