Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

4400

04.11.2009, 14:41

Рецепты «Доктора Джаза»

Многие помнят искромётную комедию с Луи де Фюнесом «Человек-оркестр». А человек, который сегодня у нас в гостях, – «Доктор Джаз». Это он придумал такое название для своего музыкального коллектива. А впрочем, даже не придумал. Просто по-другому никак и нельзя было назвать дело жизни Александра Филиппова.

У Саши две профессии. Сын выдающегося врача, доктора педиатрии Евгения Семёновича Филиппова, которого хорошо знают в Иркутске и Питере, где он защищал диссертацию и преподавал в медицинском институте, Саша пошёл по стопам отца. Он тоже стал детским врачом, защитил кандидатскую, читал лекции на кафедре педиатрии ИГМУ. Но лекции не простые. Курс назывался «Здоровый ребёнок и арттерапевтические методики». Александр знает в этом толк. С самых ранних лет он страстно влюблён в музыку. Она сопровождала его всегда, пока наконец не стала основной и главной профессией. С ней связаны все его планы и мечты. И он уверен, что яркие живые джазовые концерты, где музыканты и публика обмениваются взрывным фейерверком эмоций, – превосходное целительное средство, рецепт умножения счастья и радости.

– Александр, расскажите, как вы начали заниматься музыкой.

– По просьбе отца меня, пятилетнего, прослушал Владимир Георгиевич Зоткин, прослушал и благословил в музыкальную школу. Но на самом деле моё посвящение в музыку состоялось гораздо раньше. Мои родители – и мама, и отец – настоящие меломаны. Отец вообще человек очень широких интересов, у нас в доме всегда была отличная библиотека, приходили талантливые люди, звучали пластинки. До сих пор у отца уникальная коллекция виниловых пластинок: много классики, превосходные джазовые композиции. Я «слушал» всё это великолепие ещё во внутриутробном состоянии, наверно, я был обречён полюбить музыку, это было просто предрешено.

С ранних лет я слышал дома и Эллу Фитцджеральд, и Дюка Эллингтона. Параллельно с общеобразовательной меня отдали в седьмую музыкальную школу. А в четвёртый класс я пошёл уже в школу искусств, где выиграл один из пианистических конкурсов. Тут-то я и приобщился к джазу. В школе было эстрадное отделение, я стал играть в оркестре Владимира Викторовича Романенко. И играл в нём довольно долго, уже будучи студентом мединститута и Иркутского училища искусств.

– Вы учились в двух учебных заведениях одновременно?

– Да, мне как-то это удавалось. Я ведь ещё в школьные годы привык к насыщенным нагрузкам. В школе искусств занимался на двух отделениях сразу: на классическом и эстрадном. Так и в студенчестве успевал осваивать две профессии. Мне очень интересна была медицина, ну а с музыкой расстаться я был, наверное, не в состоянии. Когда перестал играть в оркестре Романенко, возник такой душевный вакуум, что пришлось «поневоле» организовать свой джазовый коллектив. Так и появился на свет «Доктор Джаз». Мы основали его с Наташей Лихошерст, нашей вокалисткой, и саксофонистом Володей Шишкиным, который тоже врач по специальности. Поначалу о карьере и не думали. Просто нам хотелось играть. Но постепенно стала складываться постоянная, «наша» публика, ряды поклонников стали прирастать. И в какой-то момент директор филармонии Марина Николаевна Токарская пригласила нас к сотрудничеству. Нас взяли в штат, предложили гастрольные поездки. Так как-то само собой получилось, что мы стали профессиональным коллективом. Совмещать концертную деятельность с врачебной практикой и преподаванием на кафедре стало просто невозможно.

– Так джаз поглотил доктора. Что ж, ансамбль «Доктор Джаз» известен и любим не только иркутянами. У вас были запоминающиеся гастроли в Питере, Владивостоке, даже в Америке. А к нам в гости благодаря «Доктору Джазу» приезжают настоящие джазовые звёзды со всего света. Их собирает здесь фестиваль «Джаз на Байкале». Он уже стал неотъемлемым ежегодным праздником для земляков. Как возникла идея фестиваля?

– На гастролях в Новокузнецке мы познакомились с уникальным энтузиастом – популяризатором джаза Анатолием Берестовым. Это человек неиссякаемой энергии, горячий служитель джазового движения. Ему удалось открыть в городе металлургов губернаторский джазовый клуб «Геликон», где выступали разные коллективы, была студия, где обучались дети. Наконец, Анатолий сумел организовать в Новокузнецке ежегодный фестиваль «Джаз у Старой крепости», который прошёл двадцать раз! Он-то и предложил нам заложить традицию таких фестивалей у берегов Байкала. Он просто заразил, окрылил нас этой идеей. Ведь для любого джазмена участие в фестивале, возможность погрузиться в его обновляющую атмосферу – ни с чем не сравнимый шанс для роста, развития, обогащения фантазии и творческого взлёта! Мы подумали: если у кемеровчан получилось, почему не попытаться и нам в Иркутске собирать созвездия мастеров? Так мы отважились на первый фестиваль четыре года назад.

Анатолий Берестов обещал помочь нам в организации, но, к большому нашему прискорбию, умер во время плановой операции. Это было чудовищно и неожиданно. Вся продюсерская работа свалилась мне на голову. Пришлось взяться за штурвал. Я был совершенно к этому не готов. Поэтому закулисная сторона нашего фестивального дебюта оказалась весьма драматичной. Но, слава Богу, из зрительного зала этого не было видно. Иркутяне впервые встретились с удивительными музыкантами. Десант, который тогда высадился на иркутских концертных площадках, был, конечно, невиданным и незабываемым. Квартет Джимми Грина, трио Олега Бутмана, Алекс Нахимовски, Давид Голощёкин, Шейла Джордан – всех и не перечислишь, было порядка двадцати знаменитостей из России и Америки.

Резонанс превзошёл все наши ожидания. И мы поняли, что это дело надо продолжать. Это не только для зрителей настоящее пиршество, но и для музыкантов-земляков бесценная школа. Побыть на одной сцене с выдающимися метрами, просто обменяться свежими мыслями с другими виртуозами, из других городов и стран – это же Мекка для джазмена! Но это ведь не только романтика, общение, тусовка. Всё надо крепко организовать. Поэтому мне пришлось создать и возглавить продюсерскую фирму, а для этого поступить на двухгодичные курсы менеджмента Сибирско-Американского факультета ИГУ. Так у меня появилась ещё одна, уже третья, профессия. Теперь я ещё и руководитель предприятия. Я решил, что ежегодный джазовый фестиваль должен стать своеобразной кульминацией концертного года. А всё остальное время надо проводить серию концертов, чтобы держать публику в тонусе. Джазовая волна не должна отступать надолго. Так родились наши комплексные проекты: клуб любителей джаза в «Эстраде», концерты в филармоническом и театральных залах.

Нынче осенью стартует детский джазовый конкурс. Этот проект мы представили в городскую администрацию к юбилею Иркутска. И выиграли грант. Нас активно поддержало управление культуры, лично Светлана Ивановна Домбровская. Решено в каждой музыкальной школе областного центра создать джазовые коллективы. Кое-где они уже есть. Старейшим является, конечно, оркестр Романенко, ему уже 20 лет. Владимир Викторович возглавил методическое объединение джазовых педагогов. Иными словами, мы подтолкнули родной город к началу определённой политики джазового воспитания. Это здорово. Думаю, у детского конкурса большие перспективы. В ноябре он пройдёт первый раз. Ребята уже готовятся. Надеюсь, это станет ярким событием культурной жизни Приангарья.

– Это будет вкладом «Доктора Джаза» в воспитание маленьких музыкантов и слушателей. Новое звучание идей о гармоничном ребёнке и артметодиках. Но я слышала, это не единственная новация, которую «Доктор Джаз» задумал воплотить в ближайшее время.

– Да, у нас в планах будущим летом выйти на экологическую тропу. Вместе с партнёрами из Москвы будем проводить ежегодные экологические концерты, средства от которых будут направляться на конкретные акции в защиту природы Байкала. Концерты будут не обязательно только джазовые, в них смогут принять участие самые разные творческие силы. Главное, что сборы, и это будет знать каждый купивший билет, пойдут, скажем, на покупку патрульного катера или, к примеру, на очистку какого-то участка береговой территории. Этим проектом заинтересовались учёные с глубоководных аппаратов «Мир», они обещали нам помощь в организации концертов, в поиске спонсоров. Наградой меценатам станет добрая слава, зрителям – встреча с яркими артистами, артистам – счастье общения с публикой и свидание с Байкалом. Так все будут объединены большим общим делом. Очень благородным и нужным.

– Что ж, ваша новая задумка тоже носит явно терапевтический характер. Кто-то из знаменитостей уже откликнулся на эту идею?

– Пока рано гадать. Многие артисты серьёзного уровня уже слышали о нашем начинании и проявили к нему интерес. Важно успешно и с пользой провести первую акцию. И тогда все поймут очевидное значение этой работы. Почему бы и мировым звёздам не принять участие в этом движении? На свете нет ничего невозможного. Ведь четыре года назад и мечтать не смели, что у нас в Иркутске будут играть Дэвид Кикосски, Билли Эванс, приедут Долина и Бутман со своей мировой концертной программой! Но всё это свершилось!

– И пресса ничуть не преувеличивает, когда пишет, что «Иркутск становится джазовой столицей». «Доктор Джаз» решил всюду приложить свою врачующую руку, пока любимый город не превратится в Нью-Васюки, правда, не шахматные, а джазовые.

– А что иронизировать? Вот у нас в коллективе постоянная ротация состава. Это трудно. Только сыграешься с хорошим музыкантом, как он уезжает в Москву. Оставил нас Попов – бывший Сникерс, улетели в столицу братья Константиновы, Иван и Илья. Наш барабанщик Алёша Тяжелухин тоже собирается уезжать. Мы расстаёмся без обид. Ребятам хочется роста, новых масштабов, больших концертных площадок. А в Иркутске возможности, конечно, скромнее столичных. Но я не уеду. Кто-то должен уезжать, а кто-то – оставаться. Я город очень люблю, земляков, Байкал, куда езжу рыбачить. И я верю, что можно изменить ситуацию, помочь Иркутску расцвести как джазовому центру мирового уровня. А почему нет? Всё в руках человеческих. Если мы очень сильно этого хотим и готовы ради этого работать, стараться, дерзать – тогда и плоды появятся.

Вот приехали же к нам на фестиваль музыканты, на чьих композициях меня в училище учили. Это стало реальностью. Надо добиваться большего. Может, у нас виртуозы почувствуют себя даже лучше, чем в мировых мегаполисах. Там совсем другая среда, более жёсткая и суровая. А здесь у нас вольнее дышится, зритель живее и сердечнее. Так что я настроен творить и добиваться новых побед у себя дома. И с радостью использовать возможность куда-то выезжать, чтобы учиться, впитывать новое, развиваться. Вот как мы съездили в США или на первый международный фестиваль джаза во Владивосток, где нас поставили играть с мэтрами – с Бутманом, Рэнди Брекером. Это здорово вдохновляет и обогащает внутренне. Но, знаете, самую большую ответственность и самое горячее волнение мы испытываем, когда встречаемся с родными иркутянами. Этого уже не изменишь.

– Есть ли у вас некоторый снобизм джазмена перед другими музыкантами?

– Снобизма нет. Но я объективно знаю, что джазовая школа – это высокая школа мастерства. Джаз – великое искусство. Он дал основу и рок-н-роллу, и рэпу, да, в общем, всему эстрадному разнообразию. Кроме того, джаз – музыка, насыщенная интеллектуально и эмоционально. Она требует и от исполнителя, и от публики развитого культурного уровня. Удел джазового музыканта – непростой путь. Здесь не спрячешься ни за записями «под фанеру», ни за внешними спецэффектами, если ты голый король. В джазе надо выкладываться на полную катушку. Здесь и сейчас. Идёт натуральный сиюминутный обмен энергией между сценой и залом, диалог восприятий, свободный полёт импровизаций. Актёр отдаёт всего себя. Это невозможно в шоу-бизнесе. И это качественно иначе сказывается на зрителях. Вот почему джаз невозможно разлюбить и он не может наскучить. Он всегда нов, свеж, непредсказуем. Никогда ни одно произведение один и тот же музыкант не сыграет дважды абсолютно одинаково. Это невозможно. Пассаж, который сейчас вызвал у вас такой восторг, уже не повторится никогда!

Вот к нам приехал Дэвид Кикосски со своим бэндом. Седой красавец, которого называют джазовым Моцартом. Он постоял на сцене музыкального театра и срочно позвал всех своих музыкантов в гримёрку. Я любопытства ради пошёл с ними. Дэвид сказал: «Всё будем играть совершенно по-другому! Здесь – особая энергетика, я вижу новые композиционные решения». И мэтр тут же набросал коллегам новые гармонии. Это произошло за три часа до концерта. Я был свидетелем: утром репетировали одно, а вечером мы услышали в зале совсем другое. И в джазе это нормально. Больше того, иначе и не может быть. Потому так и неистовствует публика, так захлёбывается фонтаном переживаний. Она услышала то, чего не ожидала, чего и помыслить не могла!

Джазмен всегда в погоне за новизной. Он откликается на всё: на импровизационные импульсы своих товарищей по ансамблю, на реакцию зала, который тоже отчасти становится сотворцом происходящего. Выходя на сцену, он знает, что будет играть. Но как именно? Этого и он порой не угадывает. Когда он творит, музыка пульсирует через него, и как она потечёт, как задышит – это всякий раз особенное цветение, это всякий раз – подарок. Это действительно живая игра, в самом широком, мистическом смысле слова.

– Где же такой музыкант черпает эту постоянную готовность быть в каждый момент новым и свежим?

– Да, в общем, везде. В солнечном свете, в пении птиц, в порыве ветра. Ведь всё это можно увидеть, не уезжая в какие-то райские дали, а просто выйдя утром из дома. Мир пропитан прелестью и новизной. Можно брать богатый заряд из книг: из Хемингуэя и Чехова, из поэзии серебряного века или у французских символистов. Кому что любо. Меня, например, ошеломляет Бодлер. Какая экспрессия! Какой энергетический прорыв! Словно взлетаешь на немыслимую высоту и камнем низвергаешься вниз! Вот так бывает и в джазе! Моменты невероятной, предельной полноты жизни! И когда я вижу, как с концерта уходят люди с горящими глазами, помолодевшими лицами, я думаю: «Сегодня Доктор Джаз поработал на славу!». И все проблемы, все неудобства и дрязги житейские кажутся мне химерами. Жизнь прекрасна!

Марина Рыбак

Бодлер творил в жанре символизма, для примера прочитайте анализ сборника «Цветы зла».

Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

4400

04.11.2009, 14:41

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=81962

bytes: 14651 / 14233

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

5953

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8989

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8662

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11117

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6066

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5807

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12944

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11583

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22116

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16052

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24473

01.03.2024

Лица Сибири

Букрей Юлия

Белеев Сергей

Князев Александр

Лукин Валерий

Красноштанов Антон

Бичевина Галина

Селедцов Евгений

Щербо Валерий

Серов Борис

Пухарев Игорь