Берт Корк

© Номер один

КультураИркутск

3963

29.10.2009, 16:50

На «Пушкинскую, 10» иркутяне не попали

БГ: «Нас слушают пять процентов населения России. Ну, может быть, семь...»

Субъективно говоря, по количеству света, позитива, добра, душевного комфорта и духовного насыщения это был лучший концерт года. В понедельник в драматическом театре имени Охлопкова прошел концерт группы «Аквариум» в рамках презентации нового альбома «Пушкинская, 10». Два с половиной часа пел БГ для иркутян и ангарчан (заявленный концерт в Ангарске сорвался из-за нераспроданных билетов, но, к чести организаторов, они обеспечили автобус для тех, кто билеты успел купить до отмены концерта). Два с половиной часа БГ слушали как завороженные. Это не рок-сейшн, а собрание тоталитарной секты какое-то!

Интервью с Богом

Группа «Аквариум» и ее «золотая рыбка» БГ прилетели в Иркутск в минувшие выходные, успели отдохнуть на Байкале и в понедельник с утра устроили пресс-конференцию на базе отдыха «Бурдугуз». Видимо, из-за отдаленности и суеты начала рабочей недели местные СМИ не почтили это мероприятие своим присутствием, поэтому встреча была камерной, а интервью — эксклюзивным. В ожидании встречи с местными акулами пера и пираньями видеокамер БГ слонялся по холлу «Бурдугуза» как простой смертный — невысокий плотный дядька с оформившимся пузиком, взъерошенные, будто только что проснулся, волосы, в темных очках, домашней серой кофтейке на черную футболку. Со своей обычной скрыто-иронической полуулыбкой, которая особенно отчетливо проявляется на встречах с журналистами.

В конференц-зале, чтобы разрушить сложившуюся там помпезность, БГ собственноручно переставил столы, и журналисты оказались с ним буквально лицом к лицу. Было еще одно заметное отличие — если раньше БГ не переставая дымил, то теперь сигарет у него с собой не было. Видимо, следуя своему буддистскому пути, освободился еще от одной привязанности.

— Когда в фильме «Асса» прозвучала фраза: «Он Бог, от него сияние исходит», поколение ваших поклонников к этому отнеслось очень серьезно, без балды. Сейчас на ваших песнях выросло уже несколько поколений, но то отношение — если не как к Богу, то как к подвижнику, святому, мессии — не очень-то и изменилось...

— Ну и как вам сидеть за одним столом с Богом? — с любопытством перебил БГ.

— Страшно, — скромно потупились мы.

— Не бойтесь, — так же скромно успокоил БГ.

— Но, учитывая это отношение, вы ощущаете свою ответственность за то, что вы поете? Вы чувствуете себя этаким странствующим проповедником?

— Не то что я чувствую или не чувствую. Когда англичане завоевывали Индию, они никак не могли понять, почему некоторые индусы говорят правду, даже когда им это невыгодно. Говорили: «Родненький, ну соврал бы ты, тебя бы отпустили». А им отвечали: «Вы, белые, странные люди, не понимаете, что если один раз сказать не то, исчезнет сила». Погибали тысячами и себе не изменяли. Нельзя наступать на горло собственному слову. Если скажешь неправду, то действительно потеряешь силу. Я не чувствую себя проповедником. Ни с какой стороны. Но есть вещи, которые ОЧЕВИДНО существуют, но большинство народу на них просто не обращают внимания. Я был бы кретином, если бы не говорил о том, что они существуют. Даже если это было бы немодно. Но это модно, потому что те вещи, от которых я говорю, значительно веселее, насыщенней, интересней и кайфовей, чем все, что предлагает теперешняя цивилизация. Цивилизация — это такой лопух, который растет на очень прочном основании. Только об этом я и говорю. А что там Соловьев придумал про меня, не знаю. Я даже не уверен, что целиком «Ассу» смотрел. Хотя этот момент видел.

— С особым удовольствием некоторые эстеты находят в ваших текстах влияния разных философий и религий — православия, буддизма, индуизма, конфуцианства... А сами вы можете сказать, что принадлежите какой-то одной религии, исповедуете ее? Или вы просто коллекционер религий?

— Ни то ни другое. Мне просто интересно все. Я их не изучаю, я про них читаю. Езжу на места событий, знакомлюсь с людьми и вижу, что все они правы и верны.

— Последние два раза, когда вы приезжали в Иркутск с альбомом Zoom zoom zoom четыре года назад, вы выглядели одинаково — борода, завитая в косичку, и джинсы с разноцветным попугаем на штанине...

— Вот как бывает, — несколько озадачился БГ.

— А в этот раз на афишах вы в каких-то колдунских плащах...

— Да что вы! Это обычные рясы монахов ордена Святого Бенедикта.

— Ваш внешний вид концептуально отражает содержание каждого нового альбома? Или вы просто стилиста сменили?

— У нас личного стилиста никогда не было. А если бы был, то повесился бы от отчаяния. Но на концерте мы не будем выступать в рясах — в них сейчас, с одной стороны, холодно, а с другой — жарко. На самом деле рекомендую вам попробовать носить подобную одежду.

— Но ведь для этого нужно иметь какое-то... скажем, духовное содержание?

— Нужно просто иметь наглость. Ряса дает очень интересное ощущение, которого я не ожидал. Ты понимаешь, каково это — когда у тебя ничего нет, и какое это счастье. Веревочка на поясе, за которую ты можешь заткнуть в худшем случае мобильник. И у тебя больше ничего нет, это такое счастье, оказывается.

Есть ли деньги у Романа Абрамовича?

— А вы пробовали так жить?

— Дело в том, что мы все можем так жить, даже Роман Абрамович. Вопрос в том, относишься ли ты к деньгам как к чему-то, что ты считаешь своим, либо как просто к чему-то, что существует и ты просто должен в данный момент иметь его в виду. Но если это немедленно исчезнет, ты не станешь расстраиваться, а наоборот, обрадуешься. При таком отношении ты можешь владеть хоть всем миром, тебя это никак не будет тяготить. А если ты держишься за свои 10 рублей, то всю жизнь будешь несчастным человеком.

— С деньгами расстаетесь легко?

— А как можно по-другому?

И внимание прессы плавно переместилось на меркантильное:

— За время существования «Аквариума» в стране сменилось несколько политических систем, в частности изменилось отношение к деньгам. Скажите, в группе «Аквариум» все музыканты друзья и единомышленники или просто наемные рабочие, которым вы зарплату платите?

— Деньги все получают, но не в качестве зарплаты. Если играем — получают, если нет — не получают. Когда мы получаем какие-то деньги за альбомы, тоже они делятся. Поэтому у меня-то ощущение, что мы всегда относились к деньгам как к замечательной силе, которая поможет сделать все что угодно, но ради которой мучиться не стоит. А главное — не нужно изменять себе. Мне кажется, что мы так к ним и относимся. Но лучше найти какой-то критерий проверки. Потому что человек может про себя фантазировать все что угодно, поэтому придумайте, как меня поймать на этом. Я вам честно скажу. Если есть какой-то метод узнать, можно этот метод применить. Потому что можно поймать Романа Абрамочича и спросить, как он относится к деньгам. А он ответит: «Деньги? Какие деньги? Я понятия не имею, что это такое». И может быть, он прав, а может быть, и нет, и как это определить?

— Извините за бестактность...

— Почему? Мало бестактности, мало...

— ...с точки зрения фискальных органов все ваше творчество — это просто вид бизнеса.

— Совершенно правильная точка зрения...

— А по документам... ну, не знаю... в налоговой декларации вы как проходите — как ИП, индивидуальный предприниматель Борис Борисович Гребенщиков, или ОАО «Аквариум»? У вас есть генеральный директор, печать, свои бюрократы? — Честно говоря, я понятия не имею, это надо спрашивать у нашего директора. У нас есть один человек, который этим занимается — организацией гастролей, всего-всего, кто-то должен это делать. Там, где у нормальных людей 20 человек, он у нас один. Плюс наша Катя замечательная, будущая жена пианиста Бориса Рубекина. Она смотрит, чтобы все ели и пили и не умирали от недосыпания.

— Аудитория взрослеет с вами или у вас сейчас новое поколение поклонников?

— Нет, не так. Просто всегда существует пять процентов людей в России, которых интересует то, что мы делаем. Ну, может быть, 7...

В стороне от «Пушкинской, 10»

Концерт получился парадоксальным и прошел в необычном для БГ формате. Парадоксальным, потому что собственно презентации нового альбома просто не было. Начав концерт песней «Пушкинская, 10», Борис Борисович больше к теме нового альбома не возвращался — ни одной песни из него не прозвучало. А необычный формат заключался в том, что БГ изменил своей прежней практике не петь старых песен. Он спел три четверти предыдущего альбома «Лошадь белая», по нескольку песен из не столь давних «Сестры Хаос», «Беспечного русского бродяги», «Песни рыбака» и Zoom zoom zoom, а также настолько ранние песни, что их помнят только или очень старые, или очень фанатичные поклонники.

Про музыку рассказывать глупо, хотя нужно заметить, что звук был поставлен великолепно — был плотным, мощным и сочным, тактильно ощутимым. И нельзя не отметить работу осветителей — с помощью нехитрых приспособлений они устроили из обычного рок-сейшна драматическое действо, смотревшееся в зале главного театра области весьма аутентично.

Синие фонари создавали на тихих акустических песнях, вроде старинной «Почему не падает небо» или новых «Лошади белой» и «Анютиных глазок и божьих коровок», ночную атмосферу «Вечеров на хуторе близь Диканьки». Когда «Аквариум» разрывал зал вдребезги психоделической мошью «Плоскости», на сцену выпустили клубы дыма, подсвеченные от задника желтыми фонарями, и музыканты выглядели плоскими силуэтами, вырезанными из черной бумаги. А в конце концерта БГ позволил себе еще раз пошалить на тему богоподобия — когда он пел «Бог есть любовь, и в нем нет ничего от тьмы», его задымили плотным облаком, на которое сверху пали три луча софита, и Борис Борисович превратился в сияющую ангельским светом фигуру.

Берт Корк

© Номер один

КультураИркутск

3963

29.10.2009, 16:50

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=81858

bytes: 9905 / 9681

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Берт Корк.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

6559

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9182

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8771

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11213

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6106

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5862

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13079

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11639

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22241

06.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24644

01.03.2024

Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями

Театральный зритель – создание терпеливое. Особенно когда дело касается фанатичной и безальтернативной преданности любимому театру. Однако любому терпению приходит конец, тем более если объект симпатии проявляет не простое равнодушие, а разбавляет его некомпетентностью и высокомерием.

Филипп Марков

КультураСкандалыИркутск

26204

28.02.2024

Лица Сибири

Ахмадулин Андрей

Кондратьев Алексей

Степанов Юрий

Пономаренко Сергей

Абушеев Виктор

Беляков Анатолий

Лазебный Вадим

Чупров Сергей

Иванец Вячеслав

Смирнов Олег