Артур Скальский

© Московские новости

РелигияИркутск

2238

05.06.2003, 16:56

По пути Ватикана

То, что произошло на заседании Священного синода Русской православной церкви (РПЦ) 7 мая, уже окрестили "кадровой революцией", внезапно совершившейся почти на самой вершине церковной власти.

В ситуации, когда пожилой Патриарх Алексий II уже более шести месяцев тяжело болеет, очень редко появляется на публике и почти не служит, такие радикальные перестановки наводят на мысль, что вопрос о "преемстве власти" в РПЦ стоит очень серьезно.

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Синод принял два основных кадровых решения: "крепкого хозяйственника" митрополита Мефодия (Немцова) отправили из Воронежа, где он прослужил 21 год, в Казахстан, а управляющего делами Московской патриархии, фактического заместителя патриарха по административным вопросам митрополита Сергия (Фомина) назначили в Воронеж, причем с сохранением в должности управделами. Остальные кадровые перестановки сами по себе менее заметны, но все они, вместе взятые, ведут к решительному укреплению позиций митрополита Кирилла (Гундяева) - иерарха, считающегося самым влиятельным после патриарха в современной РПЦ. Сразу несколько выходцев из Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), который возглавляет митрополит Кирилл, получили новые назначения. Бывший заместитель председателя ОВЦС по финансовым вопросам епископ Феофан (Ашурков) переведен из Магадана в Ставрополь, бывший архиепископ Венский Павел назначен в Рязань, а один из ближайших помощников митрополита Кирилла епископ Иларион (Алфеев), представлявший РПЦ при Евросоюзе, возгла вил Венскую епархию.

В РПЦ редко перемещают иерархов такого уровня, как митрополиты Сергий и Мефодий. В эпоху патриаршества Алексия II (а она продолжается уже 13 лет) перемещения такого масштаба совершались лишь один раз - сразу после избрания и настолования патриарха. От каждого из иерархов такого уровня столь многое зависит в общей "расстановке сил" внутри РПЦ, что нарушение баланса между ними чревато дезорганизацией церковной жизни. Кроме того, высокий уровень (например, статус постоянного члена Синода) обычно гарантирует стабильность положения того, кто этого уровня достиг. С другой стороны, ситуация "выхода из строя" патриарха на столь длительный срок с отсутствием ясных перспектив его "возвращения в строй" тоже является "нештатной". Церковная администрация вынуждена как-то к этой ситуации приспосабливаться и, что греха таить, крепко задумываться о раскладе сил на выборах будущего предстоятеля Церкви.

КТО ОКРЕП

До последнего времени проблему "наследования патриаршего престола" сводили к коллизии двух митрополитов - Кирилла и Мефодия. Оба располагают достаточными финансовыми ресурсами, имеют связи в высших органах государственной власти, обладают большим церковно-политическим опытом. Основным преимуществом митрополита Кирилла считается наличие в его руках мощного аппарата в лице ОВЦС, который сосредоточил в своих руках почти все контакты РПЦ с внешним миром. С другой стороны, митрополит Мефодий не обладает репутацией "политикана-либерала", ведущего светский образ жизни, а значит, имеет более традиционалистский имидж, необходимый, чтобы снискать симпатии церковных "масс". Фигура митрополита Сергия до поры до времени оставалась в тени. Высылка митрополита Мефодия в Казахстан именно его, Сергия, выводит на авансцену борьбы за патриаршее наследство. И митрополит Сергий имеет все шансы унаследовать те имиджевые черты, которыми церковное сознание наделяло митрополита Мефодия.

Митрополит Сергий никогда не занимал собственной кафедры - он всегда был титулярным архиереем, то есть московским церковным чиновником. Сначала он работал в системе ОВЦС (до того, как ОВЦС возглавил митрополит Кирилл), потом руководил Отделом РПЦ по благотворительности (где, впрочем, особо себя не проявил), а затем стал управляющим делами патриархии. Эту должность некогда занимал в сане митрополита сам нынешний патриарх. После избрания Алексия II предстоятелем РПЦ должность была упразднена, а восстановили ее лишь в середине 90-х годов. Церковные аналитики однозначно восприняли этот шаг патриарха как стремление ограничить всевластие ОВЦС, который захватывал все больше церковно-административных функций. А значит, митрополит Сергий "по должности" вынужден был стать противовесом митрополиту Кириллу. Теперь Сергий не просто высокий церковный чиновник, а епархиальный архиерей, - только из среды таких архиереев может быть выдвинута кандидатура патриарха...

Но позиции митрополита Кирилла укрепились все же в большей степени, чем позиции митрополита Сергия. Во-первых, митрополит Мефодий был, что ни говори, более серьезным оппонентом. Он имеет обширные связи в среде финансовой и политической элиты, умеет эффективно работать с прессой (в Москве был создан целый "пул церковных журналистов", занимавшихся пиаром митрополита Мефодия). Во-вторых, вскоре может "выясниться", что митрополиту Сергию сложно совмещать работу в Москве на хлопотной должности управделами и руководство крупной Воронежской епархией. А значит, может последовать отставка митрополита Сергия с его наиболее влиятельной должности...

АНАЛОГИ И КОРНИ

Нынешний расклад сил в церковных верхах удивительно напоминает ситуацию, сложившуюся 30 лет назад, в последние годы патриаршества Алексия I. Тогда, в начале 1970-х гг., также существовало два наиболее вероятных кандидата на патриарший престол - тогдашний председатель ОВЦС, митрополит Никодим (Ротов) и бывший управляющий делами патриархии, митрополит Пимен (Извеков). Безусловно, митрополит Никодим был более яркой фигурой - в условиях жесткого прессинга госатеизма он умудрялся вести "свою игру" с властями, в основном за счет активной внешней деятельности Церкви. Одновременно внутри Церкви митрополит Никодим пользовался репутацией либерала и даже еретика. Митрополит же Пимен был вполне "законопослушным", хотя тоже по-своему пытался защищать церковные интересы, но едва ли мог делать это так же эффективно, как Никодим. Внутри Церкви Пимен слыл консерватором и "охранителем", что на фоне либерального экумениста Никодима создавало ему положительный имидж. Никодим был более влиятельным иерархом, но патриархом не стал - власти не хотели себе лишних проблем с чрезмерно самостоятельным и расчетливым главой Церкви.

Очевидно, что и сегодня кандидатура митрополита Сергия (равно как и Мефодия, но он практически выбыл из игры) обеспечивает, с точки зрения государственной власти, большую "предсказуемость" церковного руководства. Митрополит Кирилл зарекомендовал себя за последнее десятилетие как истовый "никодимовец", который взялся в новых политических условиях реализовать программу своего учителя. Идеалом митрополита Никодима была сильная и самостоятельная Церковь, которая является своего рода "субъектом международного права", а поэтому не находится в полной и безусловной юрисдикции светской власти своей страны. Поэтому, видимо, так любил митрополит Никодим Ватикан, который политически ни от кого напрямую не зависит. Митрополит Кирилл, создав представительство РПЦ при международных европейских организациях в Брюсселе, также стремится "позиционировать" Московский патриархат как самостоятельного и влиятельного участника международных, в частности - европейских, процессов. Именно по инициативе митрополита Кирилла, безо всяких на то указаний светской власти, представители РПЦ спешат "отметиться" во всех "горячих точках" - церковные делегации постоянно летали в Югославию во время косовского кризиса, теперь вот, буквально накануне войны в Ираке, ближайший соратник митрополита Кирилла епископ Феофан летал в Багдад. Ясно, что Багдад не входит в сферу прямых церковных интересов РПЦ - значит, митрополит Кирилл мыслит Церковь в качестве полноправного участника совершенно нецерковных политических процессов. Внутри страны ОВЦС проводит ту же линию на "суверенизацию" Церкви как "субъекта политического процесса", проводя консультации разных политических сил (особенно накануне парламентских и президентских выборов), поддерживая равные отношения с различными партиями, а особенно - с финансово-олигархическими структурами. Все это, в идеале, должно превратить РПЦ в такую влиятельную политическую силу, которая сможет ставить перед государственной властью свои условия (например, требовать реституции церковной собственности или введения преподавания в школах "Основ православной культуры"), добиваясь их исполнения самыми радикальными методами - вплоть до знаменитого "гражданского неповиновения", угроза которого содержится в действующих "Основах социальной концепции" РПЦ. Все эти идеи - очень привлекательные не только для церковных либералов, но и для многих консерваторов-сторонников "сильной", "государствообразующей" Церкви - накрепко связаны с именем митрополита Кирилла; по сути, они являются его предвыборной программой.

Ничего подобного нет у митрополита Сергия (в отличие, между прочим, от митрополита Мефодия, у которого своя программа - какая-никакая - все же была). И именно поэтому его кандидатура вызывает интерес у тех государственных чиновников, которые хотели бы видеть в РПЦ не мощного "хозяйствующего субъекта" или независимого "субъекта международного права", а "хранительницу духовно-культурного наследия" России или один из инструментов внутренней и внешней политики государства. Внутри же Церкви митрополит Сергий также может получить определенную поддержку - главным образом, за счет отторжения чрезмерно либерального для церковного сознания образа митрополита Кирилла.

* * *

Перераспределение церковной власти - процесс не только болезненный для самой Церкви, но и весьма важный для светского общества, поскольку РПЦ получает все большее влияние на самые разные стороны общественной жизни. И здесь бы пожелать многолетия Патриарху Алексию II, который сумел на протяжении 13 лет сохранять баланс разных, плохо совместимых сил как внутри Церкви, так и вокруг нее. Но было бы глупо не замечать того, что церковная администрация (в отличие, например, от сакральной жизни Церкви) подчиняется тем же земным законам, что и любая администрация. А посему размышления о том, "что будет дальше", здесь вполне оправданны и даже необходимы...


ДОСЬЕ:

Митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий (Немцов) (до 7 мая с.г. - митрополит Воронежский и Липецкий) родился в 1949 году в Луганской области Украины. Окончил Одесскую духовную семинарию и Ленинградскую духовную академию. В 1974 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. С 1980 г. - епископ Иркутский и Хабаровский, в 1982 г. переведен на Воронежскую кафедру, где возведен в сан архиепископа, а затем и митрополита. В середине 1980-х гг. руководил Хозяйственным управлением Московской патриархии и Комиссией по реставрации Свято-Данилова монастыря. В середине 1990-х гг. назначен председателем Фонда по премиям имени митрополита Макария и Церковно-правовой комиссии РПЦ (7 мая с.г. освобожден от всех должностей). Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) родился в 1946 году в Ленинграде. Окончил Ленинградские духовные семинарию и академию, был личным секретарем митрополита Никодима (Ротова). В 1974 г. назначен ректором Ленинградских духовных школ, в 1976 г. рукоположен во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Активный участник экуменического движения, член исполнительных органов Всемирного совета церквей. В 1984 г. в сане архиепископа переведен на Смоленскую кафедру, в 1989 г. назначен председателем ОВЦС и постоянным членом Священного синода, в 1991 г. возведен в сан митрополита. Координировал работу над "Основами социальной концепции" РПЦ и новым уставом РПЦ. Возглавляет ряд церковно-общественных организаций, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) (до 7 мая с.г. - митрополит Солнечногорский, викарий Московской епархии) родился в 1949 г. в г. Краснозаводске (Московская обл.). Окончил Московские духовные семинарию и академию в 1974 г. В 1973 г. принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. С 1983 г. - епископ Солнечногорский, викарий Московской епархии, представитель РПЦ при Всемирном совете церквей. В 1986 - 1989 гг. - заместитель председателя ОВЦС, с 1988 г. - архиепископ. В 1990 г. назначен председателем вновь созданного Отдела по благотворительности и социальному служению РПЦ, а в 1995 г. - управляющим делами Московской патриархии, постоянным членом Священного синода. В 1999 г. возведен в сан митрополита. Является акционером и учредителем ряда коммерческих структур. Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

Александр Солдатов


Отклики читателей:

"Является акционером и учредителем ряда коммерческих структур". Это о духовном лице... Потому-то и не тянет в нашу церковь ни за покаянием, ни за очищением.

Незнамов

Для тех, кто не знает, - никакой иерарх РПЦ не может владеть никакой собственностью. Все, чем он пользуется, после его смерти переходит во владение епархии, в которой он служил. Более того: по определению у иерарха РПЦ не может быть близких родственников, которых он мог бы обеспечить, - иерархом может быть только монах. Стяжательство здесь совершенно бессмысленно.

Р. Усов

Разве в Святом Писании есть хоть строчка о Патриархе или Папе Римском? Нет! Эти люди, присвоившие себе право толковать Евангелие, вовсе не святые, а такие же грешники, как и мы. В своей непомерной гордыне возомнили, что именно они должны нам говорить, чего хочет от нас Бог. Теперь же, получив право от властей на коммерческую деятельность, они еще шире открыли двери храмов этому стяжательству, торгуя беспошлинно, чем попало, от сигарет до колготок. Какие молитвы читают и кому они молятся НА САМОМ ДЕЛЕ?

Патрикеев

Если обратиться к церковному уложению, церковному праву и Уставу Церкви, то большинство наших священников подпадает под статью "да будет извержен". Однако это не означает, что истинных священников нет вообще. Другое дело, что они гонимы той же Патриархией точно так, как преследует она христиан иных конфессий, а тем более иноверцев.

О. Л. Е.

Хотелось бы в плане религиозной тематики просто понять ряд очень простых вопросов. Почему РПЦ категорически не приемлет реальные контакты с католиками, с которыми нас разделяет в лучшем случае 10 процентов взглядов на христианское учение? В то же время мы заигрываем с мусульманами. Но ислам появился на 600 лет позже христианства и по большому счету иначе как ересью считаться и не должен. Что, испугались, что их больше миллиарда и они по природе агрессивны?

Евгений Пятеркин

Борьба между Православной Церковью и остальными христианскими конфессиями, скорее, борьба за рынок. Каждый ортодокс, отошедший от матери-православной церкви в католичество-протестантство-лютеранство - потеря для РПЦ. В то же время иудаизм и ислам подобным "воровством" прихожан не занимаются. Поэтому к ним Православная Церковь относится благосклоннее. И, безусловно, нельзя не учесть того факта, что Россия имеет в своем составе несколько стопроцентно мусульманских народностей. Если РПЦ попробует выступить против мусульманства, это будет воспринято как политическая провокация.

Н. Веруев

Происходит то, что и должно было произойти, что ожидалось. Чуть ли не точь-в-точь по предсказанной экспертами еще в начале прошлого года модели. Технология возни, начавшейся вокруг уходящего Патриарха Алексия, удивлять не должна. Нынешняя РПЦ построена и функционирует по образу и подобию любого другого отечественного административного аппарата. Разумеется, такие свойства присущи не только ей - достаточно поинтересоваться тем, что происходит у российских мусульман или иудеев. Но наиболее предсказуемой остается все же Московская Патриархия, перераспределения, распри и интриги в которой имеют более важное значение из-за степени и масштабов политизации российского Православия в последнее время. Что будет дальше? Вероятно, как это у нас принято, вначале относительно длительный период инерции, когда внешне все сохранится, как есть. Ну а затем принятие качественно иной, более оптимальной методологии дальнейшего сращивания РПЦ с властью и, возможно, формальное расширение критериев межцерковного общения. Перед митрополитом Кириллом в этом отношении открыты широкие возможности. Это если Кирилл. Но ведь Бог знает... Автору же, сотворившему столь грамотный и своевременный материал, - огромная благодарность.

Михаил Ситников ([email protected])

Артур Скальский

© Московские новости

РелигияИркутск

2238

05.06.2003, 16:56

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=7714

bytes: 16472 / 16366

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Последние новости

29.03 18:43
В Улан-Удэ горел подвал жилой дома. Из задымленного здания спасли 14 человек

29.03 18:16
Пенсионерка из Бурятии, плеснувшая кипятком в лицо полицейскому, пойдет под суд

29.03 17:47
В Таиланде умер красноярец, который впал в кому в самолете

29.03 17:42
Красноярец признался в попытке купить диплом и обвинил профессора СФУ в мошенничестве

29.03 17:23
В Хакасии возбудили уголовное дело против школьницы, которая пошутила о возможном теракте

29.03 16:18
В Мегете восстановили проезд между двумя частями посёлка

29.03 16:00
С 1 апреля на 129 автодорогах Томской области вводятся ограничения для большегрузов

29.03 15:52
Три подземных толчка зарегистрировали в Бурятии за полтора часа

29.03 15:00
В Кривошеинском районе выявлено очередное нарушение земельного законодательства

29.03 14:57
В Новосибирске по подозрению в хищении задержали бывшего директора ФК «Новосибирск»

Другие статьи в рубрике "Религия" (Иркутск)

Иркутская епархия: есть вопросы

Весна 2022 года стала временем вызовов для России, а роль ключевых государственных институтов существенно повысилась. Не исключение – и Русская православная церковь, приходы которой в свете недавних событий стали опорой и прибежищем для многих людей.

Екатерина Степанидзе

РелигияСкандалыРасследованияИркутск

39288

29.04.2022

Нам пишут. Каков поп, таков и приход?

Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам прихожанка храма Рождества Христова в Иркутске-2. От имени нашего прихода хотела бы поделиться с читателями переживаниями и обратиться с вашей помощью к нашему Преосвященнейшему Владыке, митрополиту Максимилиану.

Екатерина Степанидзе

РелигияСкандалыИркутск

10647

23.02.2022

Вопрос с храмом в иркутском микрорайоне Приморский решён?

В иркутском микрорайоне Приморский, по всей видимости, решен вопрос с противостоянием сторонников и противников строительства в роще храма-памятника святого Александра Невского. Напомним, в конце октября стороны «обменялись» силовыми методами.

Алина Саратова

РелигияСкандалыОбществоИркутск

13099

02.11.2021

Строительство храма в Приморском – попытка депутата Романова реабилитироваться?

Депутат Заксобрания Прибайкалья Антон Романов встал на сторону жителей города и направил мэру запрос по поводу строительства храма в Приморском.

Роман Русских

РелигияПолитикаОбществоИркутск

34363

24.09.2021

Кому нужна церковь вместо парка в Иркутском микрорайоне Приморский

Строительство храма Александра Невского в микрорайоне Приморский Иркутска курирует депутат думы по 34 избирательному округу Михаил Корнев. Кстати, именно он с тогдашним главой Свердловского округа Иркутска Олегом Шандруком добились появления на Якоби действующего Александро-Невского храма.

Алина Саратова

РелигияСкандалыОбществоИркутск

12068

06.09.2021

Бумеранг для Дикунова

Как бизнес иркутского любителя старины по иронии судьбы запнулся о памятник. Вопль отчаяния Эдуарда Дикунова вчера, 11 августа, оглушил околополитическую общественность Иркутской области: - Дорогие друзья! Работа фонда «В поле зрения» вызывает огромное противодействие.

Максим Бакулев

РелигияНедвижимостьЭкономика и бизнесИркутск

37020

12.08.2021

На покой за «против батьки», или Политические гонения от РПЦ

Сравнительно молодой по церковным меркам 69‑летний епископ Белорусского экзархата Русской православной церкви, архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (в миру Александр Кищенко) отправлен на покой.

Филипп Марков

РелигияПолитикаМир

54677

19.06.2021

Храмовый комплекс вместо «Парка времени». Жители Ново-Ленино негодуют

В ЖК «Эволюция» будут строить церковь, воскресную школу и приходской дом. Хотя местным жителям обещали «Парк времени». Новость о строительстве очередного храма взбудоражила общественность.

Анна Амгейзер

РелигияОбществоСкандалыИркутск

12972

04.06.2021

Кто не пускает в мечеть иркутских мусульман: власти или вирус?

«Пост о возмущении по поводу происходящей ситуации вокруг Иркутской соборной мечети» написал на днях в «Инстаграме» один из ее прихожан, назвав свою публикацию «Мечеть и несправедливость».

Макар Громов

РелигияОбществоИркутск

18510

01.02.2021

Секту "Свидетелей Иеговы" оставили без "Зала царств"

На дворе 2020 год, но до сих пор у россиян на слуху принятое в 2017 году о ликвидации «Управленческого центра Свидетелей Иеговы» в России и местных религиозных организаций «Свидетели Иеговы» (решение № АКПИ17-238).

Лера Крышкина

РелигияРасследованияНедвижимостьИркутск

37722

21.09.2020

Религиозная "самоизоляция" Саянской епархии

«Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.» Евангелие от Марка, 11.17 Весна 2020 года стала, возможно, самым сложным для России с «лихих 90-х» временным отрезком, напрямую влияя на все сферы экономики и сферы жизнедеятельности.

Леонид Улих, социальный эколог

РелигияРасследованияЗдоровьеИркутск

58701

18.04.2020

Фото дня. Губернатор-«варяг» и «местный» митрополит

Церковь в Российской Федерации официальна отделена от государства. А еще в России официально люди живут по законам, а власть меняется в результате выборов. Впрочем, не о том речь.

Антoн Херсонцев

РелигияПолитикаИркутск

36793

07.01.2020

Лица Сибири

Поздняков Андрей

Семенов Дмитрий

Ковалев Андрей

Меркулов Дмитрий

Жвачкин Сергей

Кальк Вадим

Хомич Альбина

Гармаев Баир

Распопина Ирина

Курамшина Елена