Галина Солуянова

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

4604

01.04.2009, 15:28

«Счастье» по Павлу Маляревскому

Исполнилось 105 лет со дня рождения старейшины сибирской драматургии Павла Григорьевича Маляревского. К сожалению, о дате мало кто вспомнил, хотя это человек неординарный и, возможно, именно к нему так органично подходит фраза из записных книжек Александра Вампилова: «Талантливо — это когда так, как не должно быть, но когда это здорово...».

Павел Маляревский

из фондов областного краеведческого музея

Говорят, актёры на всю жизнь запоминают первый выход на сцену. Согласна. После окончания Иркутского театрального училища меня пригласили в ТЮЗ, и сразу начались вводы, среди которых Девушка из сказки «Счастье» по пьесе Павла Маляревского, произносящая одну фразу: «Тише, Солнце спит». Ну, чего там – скажи, ну, я и сказала – и сразу... потеряла голос. От волнения. Вот так я «познакомилась» с драматургом Маляревским. Нам повезло – мы застали основателей ТРАМа, о них ходили легенды. Про Таисию Козлитину пересказывали красивую историю, будто бы шла она по улице Урицкого, а навстречу ей Павел Маляревский, в пьесе которого «Кот в сапогах» она блистательно играла центральную роль. Так Павел Григорьевич стал перед ней на колени, снял со своей руки золотые часы и подарил исполнительнице в знак глубокой признательности.

Прошли годы. Сегодня я служу в одном из старейших российских музеев – Иркутском краеведческом заведующей отделом «Дом-музей А. Вампилова». Музейщикам предписано не только собирать и хранить через предметы память народную, но и заниматься научно-исследовательской работой. С большим интересом делаю это, так как впервые в Иркутске рождается музей драматурга Александра Вампилова. Но ведь до него были Павел Маляревский, Белла Левантовская, Игнатий Дворецкий, после, в конце XX века, Алексей Шманов, Анна Стародубцева, Иван Вырупаев, Валентина Рекунова. В жанре драматургии работают Нелли Матханова, Владимир Жемчужников.

Этот ряд принято начинать от Павла Григорьевича Маляревского. Когда я провела не один час в Государственном архиве новейшей истории Иркутской области, в библиотеке и фондах краеведческого музея, прочла воспоминания современников (В. Лещев,

В. Венгер, А. Рыбакова, М. Скуратов, А. Преловский, В. Егунов и др.), передо мной возник образ человека, который вывел в середине минувшего века театральную иркутскую историю на столичные подмостки, но при этом остался такой внешне понятной, но внутренне закрытой личностью. По-моему, именно те два года по окончании средней школы в Тобольске, которые он работал библиотекарем, наложили отпечаток на всю его судьбу. Возможно, и то, что появился на свет 21 января 1904 года в семье директора народных училищ и домашней хозяйки, сыграло немаловажную роль. Поэтому несколько странно смотрится его поступление в 1923 году в Иркутский государственный университет на факультет права и хозяйства, получение специальности юриста, устройство в 1927 году на работу в Рабоче-крестьянскую инспекцию...

Этому молодому человеку – начитанному, пишущему фельетоны, сценки, очерки, стихи, одновременно читающему лекции в вузе – вряд ли стоило работать инспектором бюро жалоб, и в 1932 году он подаёт заявление с формулировкой по «собственному желанию». Занимается преподавательской деятельностью. И лишь к 1937 году этот отрезок пути пройден – теперь он возглавляет литературные части двух иркутских театров: ТЮЗа и драматического. Пожалуй, это десятилетие вне профессиональной литературы не прошло даром: энергия творческого ресурса, заложенного природой, нашла выход в написании пьес (хотя самая первая, «Доржи Банзаров», родилась в 1934 году): «Счастье», «Кот в сапогах», «Канун грозы», «Меч Китая», «Чудесный клад», «Конёк-горбунок», «Костёр», «Репка», «Сильнее смерти», «Камень-птица» и т.д.

Прекрасный филолог Н. Антипьев написал: «Павел Григорьевич Маляревский обладал редким для драматурга даром перевоплощаться в своих героев. Он до зримой осязаемости, точно представлял себе, как его герой думает, чувствует, говорит. И это было всегда, будь то русская сказка, монгольская, бурятская или китайская легенда. ... В литературе всегда есть авторы, которых хочется назвать благородным словом «сеятели». Они выходят рано, до звезды, чтобы «рукою» чистой и безвинной бросать живительное семя в плодоносящие бразды». О драматурге Маляревском есть статья в Театральной энциклопедии. Но это ведь внешний фон, а сколько труда, нервов, не видимых миру, потрачено.

Лишь два примера. Пьеса «Канун грозы», поставленная на сцене драматического театра, была удостоена Сталинской премии. Казалось бы, неоспоримое признание. Однако в архиве сохранились 40 листов машинописи – письмо в редакцию газеты «Правда» (копия – К. Ворошилову) от 3 марта 1952 года за подписями М. Лебедева, члена ВКП (б) с 1914 года, и П. Подзасадникова, члена ВКП (б) с 1912 года, участников забастовочного комитета Ленских приисков в 1912 г., где они камня на камне не оставляют от пьесы Маляревского. Время было непростое, а обвинения настолько серьёзные, что уму непостижимо, почему он остался цел... Но с каким достоинством П. Маляревский отвечает авторам, и его 34 машинописных листа аргументированно отбивают все нападки.

И ещё один эпизод. К.Седых пишет письмо в ССП СССР и настаивает на приёме в члены ССП П.Маляревского, который уже 9 лет является лишь кандидатом. Спустя два года после обращения К.Седых драматург становится членом писательского союза.

Павел Григорьевич Маляревский, судя по заполненным им анкетам, никогда не состоял в ВЛКСМ и ВКП (б), не воевал, имеет медаль «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», избирался депутатом Иркутского городского совета. Он преподавал западно-европейскую литературу и драматургию в театральной студии. Стоял у истоков рождения Иркутского театрального училища. Был счастливо женат на Екатерине Павловне Юхневой, чей уход из жизни глубоко и затаённо переживал. В его кабинете висел портрет Екатерины Павловны, написанный художником Жибиновым. В 1935 году у Екатерины и Павла родился наследник, сын Александр ... Все современники отмечали его удивительную работоспособность, энциклопедичность знаний, юмор, понимание сердцевины театрального процесса. Отмечали его особую скороговорку, огромный кожаный портфель, его умение сочинять стихи к юбилеям...

Анатолий Преловский, недавно ушедший из жизни, вспоминал о своей последней встрече с П. Маляревским, что состоялась в Москве «рыхлой» зимой в феврале 1961 года. Как всегда, он был со своим необъятным портфелем. Шутил. Выспрашивал. Хвалил Малюгина как человека и драматурга. Внешне только сильно изменился: был нервен, одышлив, почти измождён. Но наставлял, ободрял. Маляревский уезжал в Переделкино, в Дом творчества, где квартировал, готовя к изданию сборник пьес, работал с театром имени Маяковского над новой постановкой... Ничто не предвещало его скорой смерти... Хотя он говаривал тогда, что, мол, живёт уже лишнюю, чужую, вроде заёмную жизнь... Смеялся: «А кто меня продолжит? Не знаю. Вы? Дворецкий? Никого почти... Но вы в драматургии – от поэзии, а Дворецкий – от прозы... А драматурга – от драматургии, природного, в Иркутске пока не родилось. А должен бы...».

Думал ли, знал ли Маляревский, сам истинный драматург от драматургии, что в Иркутске в это время выходит маленькая, но знаменательная книжка «Стечение обстоятельств», где уже заявлен в сценах городской сибирской жизни природный драматург от драматургии – Александр Вампилов.

Галина Солуянова

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

4604

01.04.2009, 15:28

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=76514

bytes: 7467 / 7321

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Галина Солуянова.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

5711

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

7874

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8618

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11098

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6064

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5805

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12914

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11543

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7304

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22098

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16031

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24458

01.03.2024

Лица Сибири

Минченко Андрей (Гедеон)

Садовская Марина

Очиров Бато

Желтиков Сергей

Торопкин Максим

Клюев Максим (епископ Максимилиан)

Иванова Наталья

Лазарева Марина

Пушкарев Иван

Никитина Татьяна