Артур Скальский

© Агентство "Сибирские новости"

ИсторияИркутск

3888

22.02.2009, 13:46

Духовная культура малых народов

Мы продолжаем публикацию очерков из серии «Затерянный мир Иркутской области». В очередном разделе речь пойдет о том, что уже достигнуто в сфере культуры коренными малыми народами Севера.

Эвенки

Развитие и сохранение культурных традиций у малочисленных народов Восточной Сибири двигалось с неизменным успехом и было овеяно энтузиазмом. Каждый год проходили смотры театральной и танцевальной самодеятельности. Обычно их старались приурочить к общесоветским праздникам: Новому году, 8 марта и 1 мая.

Особенно хорошо развивались культурно-массовые смотры в Эвенкийском округе. Там, начиная с конца 1950-х гг., проводились ежегодные конкурсы на лучшее произведение изобразительного и прикладного искусства, а в начале января 1967 г. был организован вокально-хореографический ансамбль эвенков - «Осиктакан» («Звездочка»). Тогда же из номеров окружного смотра художественной самодеятельности эвенки создали свою первую сюиту «Солнце Октября землю обогрело». В сюиту вошли песни и стихи местных авторов Алитета Немтушкина и Ксении Ворониной, а так же танцы «Олененок», «Охота на медведя», «Ехорье». Работа ансамбля была замечена в Москве, и Красноярская студия телевидения выпустила короткометражный документальный фильм «Мы из Эвенкии», рассказывающий об «Осиктакане» и самобытном фольклоре эвенков. В 1972 г. ансамбль поставил первую эвенкийскую музыкальную пьесу «Алтанэй», автор - директор окружного Дома народного творчества Ксения Ивановна Воронина. В 1974 г. ансамбль исполнил на открытии третьего всесоюзного фестиваля самодеятельных ансамблей танцы «Охотников с пальмами», «Игры и танцы оленеводов», чем завоевал симпатии зрителей и жури и стал дипломантом фестиваля. Коллектив «Осиктакан» много ездил по Союзу, выступал за рубежом, а в 1980 г. принял участие в проведении культурной программы Всемирных летних олимпийских игр.

В 1986 г. был создан еще один ансамбль эвенкийской песни «Улта» («Эхо»). Ансамбль исполнял только эвенкийские фольклорные песни, что позволило коллективу стать историко-фольклорно-этнографическим ансамблем, в репертуаре которого значились образцы старинных эвенкийских напевов, инсценировки эвенкийских легенд и сказаний.

Долганы

История танцевального коллектива долган начинается с 1968 г., когда была организована вокальная группа «Северянка». В последствии она превратилась в Таймырский ансамбль песни и танца «Хэйро». Название с долганского языка переводится как крик ликования человека, увидевшего восход солнца. После долгой полярной ночи оно величественно поднимается над тундрой. Это солнце неяркое, но все же дающее свет людям. Народный коллектив имел в репертуаре более 80 песен и хореографических постановок, передающих культуру и бытовой уклад долган, ненцев, нганасан, энцев и эвенков.

Первые гастроли, проведенные по стойбищам Таймыра, привели к шумному успеху. Новизной коллектива, который накануне празднования 40-летия Таймырского национального округа был переименован в «Хэйро», являлось то, что артисты не только исполняли номера, они поздравляли конкретных людей с их праздниками. Таким амплуа не мог похвастаться никто в СССР.

Тофалары

Долгое время фольклорное наследие Иркутской области оставалось незамеченным. Только в 1987 г. национальный ансамбль тофалар «Быстрый олень» был приглашен в Москву на выставку ВДНХ.

В 1991 г. силами местного историка и этнографа Михаила Ивановича Пугачева был создан «Этнографический центр Тофалария» в поселке Алыгджер.

Отдел культуры Нижнеудинской районной администрации восстановил такую традицию национальной этнической культуры, как проведение игр «Аргамчы ыры» («Арканные песни»). С начала 1990-х годов все население Тофаларии принимало в них участие, демонстрируя тофаларский фольклор, танцы, пляски, национальные костюмы и кулинарию.

Делегации поселков размещались в чумах на поляне для спортивных игрищ. В обязательном порядке все участники-мужчины соревновались в стрельбе из лука по мишеням, поднятии тяжелых камней и бросании их на ствол дерева, борьбе на кушаках и скачке на оленях. Соревнования шли по олимпийской схеме с выбыванием проигравших. Остававшийся победитель становился «мэргэном Тофаларии на год» (победителем). Вечером практикуется совместный ужин у костра и молодежные игры.

К сожалению, недостаточное обеспечение тофаларов библиотеками, другими способами культурного досуга, приучали население к пагубной привычке проводить свободное время за распитием алкоголя. Адекватно бороться с этим явлением пока не удается. В советские годы неплохим барьером против пьянства считался просмотр кинофильмов. Особой популярностью пользовались картины «Служебный роман» и «Мимино».

На втором месте по популярности за просмотром кино шли песни. Обычай собираться и петь старинные песни сохранялся у кетов вплоть до рыночных преобразований 1990-х гг. Пело в основном старожильческое население, поскольку молодежь языка не знала. Это обстоятельство обратило на себя внимание Совмина СССР. Согласно февральскому Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР за 1980 г. у всех малочисленных народов провели лингвистическое и социологическое исследования по проблемам развития письменности. Итогом такого исследование стало появление письменности у тофов в 1986 г. В 1989/90 учебном году у тофов появляется свой первый букварь на тофаларском языке. Автором этого букваря стал доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела языкознания Бурятского института общественных наук Валентин Иванович Рассадин.

Кеты

В Красноярском крае и на севере Иркутской области, начиная с 1970-х гг. празднуется день «Охотника и оленевода». Цель - выбрать самого способного и проворного участника-охотника. Главным событием этого дня было «Взятие снежного городка»: всадник на олене проносился между двумя снежными стенами, в то время как другие участники игры метали в него снежки. Если всадник удерживался в седле, его объявляли победителем.

Владимир Титов,
кандидат исторических наук

Артур Скальский

© Агентство "Сибирские новости"

ИсторияИркутск

3888

22.02.2009, 13:46

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=51101

bytes: 5930 / 5883

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

Глазковский некрополь: нерожденное дитя иркутской мэрии

Сколько их, невыполненных обещаний от мэрии, таится в глубинах памяти жителей Иркутска! Малые и великие идеи гордо озвучиваются властями в период выборов и приезда высоких гостей из Москвы, но привычно забываются, как только дело доходит до реальной работы.

Глеб Севостьянов

ИсторияКультураПолитикаИркутск

45854

30.11.2023

Здравствуй, Кобзев, Новый год! С чем поздравляли Иркутскую область?

27 сентября чиновники, кому не лень, поздравляли население Иркутской области с ее 87-летием. Странный возраст, если учесть, что областной центр исчисляет свою летопись веками.

Георгий Булычев

ИсторияПолитикаОбществоИркутск

47760

28.09.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

13981

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

21084

28.06.2023

«Энергия преобразований» – история семьи Николая Курбатова, учредителя знаменитых иркутских бань

Накануне в сети был размещен новый выпуск проекта «Энергия преобразований». На этот раз видеоролик посвящён истории семьи Николая Курбатова, построившего в конце XIX века знаменитый банный комплекс на Цесовской набережной города Иркутска со своим компаньоном Григорием Русановым.

Соня Ломачевская

ИсторияНедвижимостьИркутск

5780

16.05.2023

Блогнот. Как «закалялась» сибирская нефть в годы войны под руководством Андрея Трофимчука

Продолжаю рассказывать об академиках и ученых в рубрике #людинск. Фамилию сегодняшнего героя вы наверняка слышали, но вряд ли знаете обо всех его заслугах перед Новосибирском и страной в целом. Андрей Алексеевич Трофимук родился в 1911 году в бедной белорусской семье.

Анна Леро

ИсторияНаука и технологииГеоНовосибирск Иркутск Красноярск

8916

09.05.2023

Викторины на Бабре. Ледокол «Ангара» в событиях и фактах

В телеграм-канале «Иркутск. Дальше некуда» завершился цикл викторин, посвящённых знаменитому ледоколу «Ангара». Сегодня мы подведём итоги и кратко расскажем про иркутскую достопримечательность.

Анна Амгейзер

ИсторияКультураОбществоИркутск

18661

07.02.2023

Блогнот. Иркутск - очень красочный пример воспроизводства профессионального потенциала руководителей

Специфику воспроизводства профессионального потенциала руководителей органов местного самоуправления интересно рассматривать на примере конкретных городов. Очень красочным примером является Иркутск. Конец прежней эпохи борьбы за место градоначальника в Иркутске можно определить 2005 годом.

Владислав Шиндяев

ИсторияПолитикаИркутск

20069

20.01.2023

Бои в Иркутске: те, что были. И те, что могли быть

Видимо, памятник «Борцам революции» в Иркутске – окончательно всё. Пресс-служба регионального Следкома сообщила, что он затеял проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

16702

26.10.2022

«Крыловщина»: первый рейдерский захват в Иркутске

Когда к Иркутску подошел Московский тракт, это был один из главных сибирских городов. Население насчитывало уже около 9 тысяч человек. Очень много по сибирским меркам. И главные тут – купцы, потому что основным двигателем развития города являлась торговля. А вот помещикам откуда взяться?

Камиль Фахрутдинов

ИсторияИркутск

9240

09.09.2022

История Иркутска. Что за фамилия такая – Похабов?

Вне зависимости от того, чье первенство в основании Иркутска признавать, фамилия что у Ивана, что у Якова была одинаковая – Похабов. Каково же ее происхождение? Cлово «похаб» в словаре Владимира Даля имеет преимущественно негативную окраску: «м. церк. юродивый, дурень.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

7491

28.06.2022

«Великое земли трясение в Ыркуцке»: было и намного жестче

Многих тревожат вроде как участившиеся в Иркутске землетрясения. А ведь они всегда беспокоили его жителей. Происшествия нынешнего и прошлого века более-менее на слуху, но ведь земля дрожала и до того.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияПроисшествияИркутск

8593

09.06.2022

Лица Сибири

Сухоруков Вячеслав

Сумароков Павел

Большешапов Михаил

Кокорин Александр

Грачев Иван

Некрасов Андрей

Шагдаров Цыденжап

Козьмин Алексей

Зубакин Семен

Васильев Михаил