Артур Скальский

© Babr24.com

КультураИркутск

4921

19.12.2002, 00:00

Иркутские писатели. Маленькие трагедии большого раскола.

Как и все великое в этой стране, эта история началась в Москве.

Жил себе Союз писателей СССР и не тужил. Приближенные к "кормушке" получали премии, дотации, спецпайки, звания и многотысячные тиражи. Отдыхали в Переделкино, ругали Солженицына и гордо носили депутатские значки. Процветала так называемая "секретарская" литература.

Были и недовольные этим положением дел. В том числе и очень известные, но в то время оппозиционные Евтушенко, Вознесенский, Окуджава. Которых совершенно не устраивала ситуация, когда одним доставалось все и за просто так, а другим приходилось потеть за каждый кусок хлеба.

Все кончилось во время путча 1991 года. Руководство Союза писателей слишком долго думало, выступить в поддержку ГКЧП или нет. Как позже признавались сами "секретари", все они видели те или иные положительные стороны в режиме путчистов, однако к единому мнению придти не смогли. Попросту говоря, струсили. Впрочем, факты говорят о том, что руководство не только знало о путче, но и поддерживало его.

Ну а пока они рассуждали и раздумывали, путч закончился. Руководство Союза писателей открыто не выступило за путч. Но оно не выступило и против. Что сразу дало повод всем недовольным громко сказать свое "фе". Началась грандиозная грызня, в результате которой Союз писателей СССР распался.

Однако писателям в России без Союза писателей нельзя. Это на диком Западе писатель пишет, а издатель потом все это издает и платит писателю гонорар. В зеленых долларах. Или не платит, и тогда всем понятно, что писатель этот плохой, потому что его не читают.

У нас все с точностью до наоборот. По крайней мере было до 1991 года. Печатали не тех, кого читают, а "своих". Причем тиражами, ничего общего с маркетингом не имеющими. Тираж определялся "весом" писателя в Союзе, его связями, репутацией - но никак не качеством его книг. И, естественно, печать книг и гонорары оплачивались не исходя из реальной доходности издания, а из бюджета. То есть из наших с вами денег.

Понятно, что после 1991 года все должно было измениться. Но что? Писатели, с их стереотипами и привычками, остались те же. Руководители культуры, получающие за это руководство совсем не маленькую зарплату, остались те же. И статьи в бюджете - тоже остались. А, следовательно, остались и деньги, которые должны кому-то доставаться… кому? Естественно, не конкретному Михалкову или Бондареву. А какой-то писательской организации.

Секрета в этой схеме никакого нет, в 1991 году все это прекрасно понимали и начали спешно создавать новые писательские организации. С претензией на "все…" - всероссийские, всеСНГшные, всемирные… Кроме шуток, кстати. Например, все бывшие "секретари" объединились в Международное сообщество писательских союзов (МСПС).

Сразу после путча все, кто претендовал на роль "писательского органа" (а претендовали все, простите за тавтологию), кинулись делить деньги и имущество. Которого, как выяснилось, немало. Это и издания "Наш современник", "Литературная Россия", "День", это здание Союза писателей на Комсомольском проспекте, автомобили, ведомственные квартиры и масса другого движимого и недвижимого барахла.

Первыми на добычу кинулся Союз писателей России, который объявил себя (по аналогии с Борисом Ельциным) правопреемником Союза писателей СССР. Однако демократическая "молодежь" тоже не дремала. Евгений Евтушенко и Юрий Черниченко обвинили секретариат Союза писателей СССР в пособничестве ГКЧП и волевым решением распустили его. "Демократы" были не голословны: действительно, Юрий Бондарев (председатель правления СП РСФСР), Александр Проханов и Валентин Распутин (секретари) подписали "Слово к народу", напечатанное в газете "День" в июле 1991 г., а руководство Союза писателей России и Союза писателей СССР было информировано о подготовке к путчу.

Если бы то, что началось дальше, не было бы настолько низким и грязным, его можно было бы назвать словом "война". Однако так драчка, которая произошла в 1991 - 1992 годах, настолько недостойна звания "писателей", что всем ее участникам можно только посочувствовать. Писатели строчили доносы, жгли чучела друг друга, подкупали, натравливали ОМОН, не пускали друг друга на всероссийские конференции и, естественно, пользуясь даром слова, поливали друг друга грязью во всех печатных и непечатных изданиях.

Какой результат? Результат таков, что в России образовалось два Союза писателей. Один - состоящий из "старой гвардии" и идейно возглавляемый Бондаревым, Распутиным, Михалковым и Прохановым. Второй, демократический, возглавляемый Евтушенко, Оскоцким, Афиногеновым и другими. Противостояние не прекращается и даже усиливается.

"Старый" Союз писателей избрал надежный и многократно проверенный путь "патриотизма". В него принимаются только проверенные "русаки" (отбор идет почище, чем в свое время в СС), какие-либо не-русские корни, фамилии или отчества отвергаются как класс. Всем, кто хоть как-то "засветился" не с тем происхождением, путь только один - в "демократический" Союз.

Все бы ничего - но "демократический" Союз очень расторопно воззвал к мировой общественности с просьбой защитить от угнетения настоящую литературу. Ситуацией заинтересовались за границей. Появились гранты. Появилось мировой общественное мнение… опс. А кто у нас читает русскоязычную литературу за рубежом? Правильно, эмигранты. Которые дай бог на 50-60% - евреи. А то и больше. Тут-то у "старого" Союза появились совершенно объективные поводы обвинять "демократов" в сионизме. Или как минимум в их происках.

Впрочем, не о Москве речь. А что у нас в губернском городе Иркутске?

А здесь - все не хуже, чем у людей.

Раз можно московскому союзу - значит, можно и иркутскому. Тем более что финансирование теперь идет на оба союза - в один побольше, в другой поменьше, но идет.

В Иркутске обошлось без войн и сжиганий чучел. Разошлись "по-мирному". В старом здании Союза писателей на улице Степана Разина остались "патриоты" во главе с Распутиным, Китайским, Суворовым. В новое здание на улице Дзержинского ушли Сергеев, Кобенков и группа молодых писателей и поэтов. В отличие от московских союзов, иркутские, хотя и не любят друг друга, но даже иногда печатаются в одних сборниках и участвуют в одних конференциях. Не забывая при этом как бы вскользь упоминать - одни про происки сионизма, другие - про квасной патриотизм и заказуху.

А годы идут… и обнаруживается странная вещь. А на самом деле - вполне закономерная. "Патриотический" союз писателей, обласканый губернатором, мэром и московскими дотациями, собравший именитых еще в советское время писателей - не пишет. Ничего, кроме славянофильских очерков. А сидящий на полуголодном пайке "демократический" союз - пишет, издает (в основном на свои деньги) и даже привлекает молодых талантов.

Кстати, о молодых талантах. В иркутских писательских кругах рассказывают анекдотичную, но достоверную историю о том, как в "старый" Союз писателей пришла брать интервью молодая журналистка. Ну, как всегда, вопросы-ответы, регалии, патриотизм, Святая Русь, происки евреев… все как по писаному. И тут девушка возьми и задай вопрос: "Ну а как у вас с воспитанием молодых талантов?" Говорят, в этот момент интервьюируемый, солидный и респектабельный человек, вдруг взвился и закричал на отборном "русском" языке: "Какие, ^^^^ ^^^^, ^^^^^^^ таланты? Нету тут ни у кого таланта! НЕТУ!"

А все-таки интересно. Ну ладно, сложная ситуация, популизм, бандитская литература, классику не читают… Но почему в соседнем Красноярске сразу несколько писателей пишут по одной-две-три книги в год, а в Иркутске - нет? Почему в Красноярске - целая группа писателей с мировой известностью: Астафьев, Бушков, Успенский, Буровский, Корабельников, Лазарчук, а у нас - вроде и писателей хватает, а книг нет…

За ответом лучше, наверное, обратиться к первоисточнику. То есть к тому самому иркутскому писателю. Свое имя он предпочел не афишировать, назовем его А.

А. - Почему… не знаю на самом деле, почему. И никто не знает. Вероятнее всего, потому, что в Красноярске был Астафьев, который, в отличие от иркутских писателей, не занимался внутренними распрями, а формировал писательскую школу. То есть учил молодых пацанов, создавал ауру, передавал свой опыт.

В.К. - Ты хочешь сказать, что если бы Астафьев жил в Иркутске, все было бы по-другому?

А. - Да нет, вряд ли. Дело не только в писателях. Есть ведь еще и руководство города и области, которое поддерживает именно тот союз писателей. В котором Распутин.

В.К. - А почему поддерживают именно тот союз?

А. Ну понимаешь… как бы поприличнее выразиться-то… Ну, во-первых, посмотри, о чем они пишут. Святая Русь, патриотизм, как бы с одной стороны все одно по одному, а с другой стороны, с этим ведь и не поспоришь. Ну как будет, например, мэр города говорить, что стихи про Святую Русь - это плохо? Во-вторых, наше руководство - это кто? В основном строители. Люди, конечно, неплохие. Но, сам посуди. Вот приносит им Распутин свой очерк. В нем - все просто и понятно. Все разложено по полочкам. За Родину, за Байкал, против кавказцев и другоих инородцев. Для них это - литература. А если им Шманов свои философские стихи покажет? Над ними же думать нужно, для их восприятия нужен как минимум университетский уровень культуры… Вот и получается, что даже если бы Астафьев жил тут, совсем еще не факт, что в Иркутске были бы писатели.

В.К. - Понятно. Ну и напоследок - какие главные проблемы сейчас у иркутских писателей?

А. - Проблемы простые и смешные. Жрать нечего. И печататься на не что. А так - все нормально. Жизнь идет.

Вениамин Канцельсон, СФО, Иркутск

Артур Скальский

© Babr24.com

КультураИркутск

4921

19.12.2002, 00:00

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=5072

bytes: 9514 / 9482

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

3436

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5316

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

7340

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11731

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4663

10.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: квиз «Герои звёздных дорог», спектакль «Пристань алых грёз» и концерт «Весеннее настроение»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 9 по 14 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13283

08.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Страшно смешно», спектакль «Собака на сене» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. Со 2 по 7 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и мероприятия для детей.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16250

01.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

13792

01.04.2024

Трое авторов из Приангарья стали лауреатами Национальной премии имени В.Г. Распутина

Церемония награждения состоялась 29 марта в Императорском Православном Палестинском Обществе в Москве. В Москве наградили лауреатов Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина.

Алина Саратова

КультураОбществоИркутск

10932

30.03.2024

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

17463

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17028

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

11153

19.03.2024

Лица Сибири

Левчугов Владислав

Савин Олег

Нимаева Лидия

Егорычев Александр

Бенчарова Наталья

Аксаментов Геннадий

Лоншаков Александр

Ундерберг Кристина

Наумов Игорь

Павлова Лариса