Олег Гулевский

© Областная газета

КультураИркутск

2755

19.11.2008, 15:03

Секреты фотопортретов Анатолия Бызова

Он взял камеру в руки в первом классе. Обычную немудрящую «Смену». Щелкал все школьные годы и не заметил, как увлечение переросло в призвание. Даже занимаясь после истфака социологией, он видел людей как бы сквозь объектив фотоаппарата.

Ему было за 30, когда его взяли в штат областной газеты. Первый год, как он сам признается, было интересно, второй – привычно, а после третьего стало скучно. В газетном деле нет времени на углубленную работу с «клиентом». Начинают довлеть штампы. И он ушел на вольные хлеба. Постепенно он создал себе имя. Сниматься у Анатолия Бызова стало престижно. Он, как говорится, может дурнушку превратить, ну, может, не в Мэрилин Монро, но во вполне очаровательное создание. Секретами сих превращений мастер поделился с газетой «Областная».

– Как известно, весь мир делится на людей фотогеничных и, скажем, не очень. Вам, признанному профи, вероятно, лучше других известна эта пропорция?

– Я могу говорить исключительно на основе своего опыта. Так вот, фотогеничных людей, которые, как ни снимай, все равно прекрасно выйдут на фотографии, всего 2–3%.

– Неужели так мало?

– Проценты, конечно, условные, но вряд ли я сильно ошибаюсь. Но это совсем не означает, что все остальные потеряны для фотографии. Там, где кончается природа, начинается фотограф. В каждом человеке спрятана его внутренняя сущность, о которой он, может, сам не всегда подозревает. И, тем более, не всегда выказывает наружу. В силу разных обстоятельств: каких-то комплексов, болезненной стеснительности и прочего. Задача профессионала – суметь вытащить эту внутреннюю сущность. Хорошее и красивое Я. Поэтому фотограф кроме владения техникой должен быть еще и психологом.

– Но вы же не выбираете натуру, кто пришел, с тем и работаете. А вдруг там никакой красоты, одна пустыня?

– Уверяю вас, никакой пустыни не бывает. Человека надо чувствовать. Его настроение, душу. Не бояться, а любить любого человека. Бедного, богатого, красивого, не очень красивого… Возьмите священника. К нему идут тоже разные люди: богатые, нищие, убийцы – и он ко всем относится одинаково. Он понимает, что в каждом есть нечто, что заслуживает уважения. Внутренняя сущность, божья искра, настоящая, незапятнанная, ничем не забрызганная душа. Он ее и уважает. То же самое пытаюсь делать и я.

– Сколько длится фотосессия?

– Примерно два-три часа. Мне порой говорят: да мне пару портретиков. Я так не работаю. Для этого существуют ателье. Чтобы получилось что-то стоящее, надо время. Сам процесс съемки, я считаю, очень интимный. Мне лично не мешают посторонние люди, я к зрителям спокойно отношусь. Но лучше получается, когда один на один. Почему? Потому что между мной и человеком в процессе съемки начинает идти что-то вроде тока. Я заставляю его раскрываться. Он видит, что я не просто нажимаю кнопку, а так же, как он, заинтересован в результате и, главное, знаю, как этого добиться. И он загорается. Между нами возникает сотрудничество, сотворчество. Начало фотосессии и окончание – разные вещи. Вначале человек как будто прыгнул в воду и поплыл. А проплыв дистанцию, он освоился, набрал нужное дыхание, ритм…

– Не проще ли взять пустую камеру и доводить человека до кондиции. А потом, когда он созрел, уже и щелкать заряженным аппаратом?

– Раньше, когда снимали на пленку, так иногда и делали. Экономили пленку. Сейчас, при цифровой фотографии, смысла в этом нет.

– Нет ли опасности скатиться к наработанным штампам?

– Сейчас издается масса пособий, где расписаны все выигрышные позы, все правила съемки: как присесть, как прилечь… Все это такая ерунда. Вернее, не ерунда, а пособие для ремесленников. Кажется, у меня в портретной съемке накопилось достаточно опыта, и уже можно не волноваться, а приходит человек – и я не знаю, что с ним делать. Все с нуля, с чистого листа.

– Универсальных способов нет?

– Нет. Да и повторяться для меня – что писать письмо под копирку. Даже когда пишу родственникам, стараюсь излагать события по-разному. Так и здесь.

– Можно ли спрятаться от взгляда фотографа? Допустим, приходит отъявленный мерзавец, естественно, желающий, чтобы его загримировали под ангела. Разглядите ли вы его второе дно?

– Свою сущность трудно скрыть. Если в тебе нет каких-то качеств, то сложно их сыграть, чтобы это было правдиво, искренне, во что я бы мог поверить. Таких ситуаций у меня не было. Есть более или менее приятные люди, духовно более или менее развитые. В ком больший потенциал, получается лучше, в ком меньший – хуже. Естественно, что с духовно богатыми людьми интереснее и приятнее иметь дело. Я стараюсь не работать с мерзавцами, тем более отъяв-ленными (смеется).

– А из дурнушки можно сделать красавицу?

– Красавицу – нет, а красивую – да. Я же говорю, что безнадежных людей нет. Просто многие фотографы занимаются не своим делом, как говорится, отбывают номер. Попадая в руки таких людей, не слишком красивый становится настолько некрасивым, что зарекается больше связываться с фотографами. Нужно искать ракурс, свет, но главное – «разбередить» внутреннее состояние человека, чтобы у него глаза загорелись. Если у него есть душа, то она способна так открыться, что вы непременно влюбитесь в такого человека.

– Существуют ли приемы, вызывающие творческий подъем, нужный для работы?

– Хочу, но не всегда могу ждать наития сверху, есть заказ – его необходимо выполнить. Бывает, идешь весь разбитый, уставший, измотанный, одним словом, какой-то полудохлый. Но начинаешь работать – и словно внутри невидимый щелчок раздается. Я включаюсь, во мне все просыпается. Все проходит так, как это должно было быть. За два-три часа я выделяю столько энергии, что ее, наверное, хватило бы отопить целый дом. Поэтому, когда иду на съемку, одеваюсь очень легко. Да и эта предосторожность не всегда спасает, бывает – рубашка к спине липнет. Ухожу «выжатый», но чувствую, что это здоровая усталость.

– С кем предпочитаете работать: с мужчинами, женщинами, детьми?

– Ну, наверное, как всякий нормальный человек, с женщинами. Портрет – мой самый любимый жанр, а в портрете – женский. Хотя если человек владеет жанром, не важно, кого снимать, пожилого, молодого, ребенка…

– С детьми сложно работать?

– Сложнее в плане поймать момент. Взрослые более управляемы, а у детей много необузданного, взрыв эмоций, непосредственность… Конечно, снимать приходится дольше, сложнее, но вполне удается. Честно говоря, детей я не очень много снимаю, ну, может за исключением собственных. Моя малышка Даша – этакий маленький чертенок, которого снимать бесконечно интересно: она каждую секунду другая. Меня удивляет, что с переходом на цифру многие перестали печатать фотографии. Загрузят в компьютер – и все. Согласен, на экране снимок выглядит сочнее и ярче. Но я считаю, что живую фотографию экран компьютера никогда не заменит. Альбом со снимками – это как увлекательная книга, которую надо листать неспешно, удобно усевшись на диване…

– А если выбирать между молодыми и старыми, над чьим портретом предпочтете работать?

– Конечно, обаяние молодости и красоты притягивает, как магнит, но я не скажу, что снимать пожилых неинтересно. На их лицах лежит печать времени, опыта, мудрости зрелого интеллекта… То, чего нет у молодых и юных.

– Сейчас все ударились в цветное фото, отбросив монохром. А ведь в нем есть свое очарование.

– Согласен. Я вообще вырос из черно-белой фотографии, и эта первая любовь осталась со мной и по сей день. Снимая сюжет, я всегда прикидываю, как его лучше подать: в черно-белом варианте или в цвете. Цвет отвлекает внимание, как бы размывает восприятие. Грамотные фотографы очень деликатно работают с ним: уходят от пестроты, от цветовой какофонии. Монохромная фотография более философична. В ней все лаконично, одна лишь игра света и тени. Сейчас, когда с приходом цифрового фото появилась возможность сравнить цветной и монохромный вариант одного и того же снимка, наглядно видишь их поразительную разницу. Цвет порой просто мешает. Предпочитаешь строгость и выразительность черно-белого изображения.

– Кстати, а клиенты разделяют ваши вкусы или требуют исключительно цвета?

– Многие любят и ценят черно-белые фотографии и часто, заказывая цветное фото, просят сделать им дубль в монохроме.

– Я часто встречался с вашими снимками на совместных выставках фотохудожников, но не могу припомнить персональной. Может, пропустил?

– Их просто не было. Желание сделать персональную выставку есть, и материал накоплен большой. Я ведь снимал Байкал, Кругобайкалку, Иркутск, не говоря о портретной серии… Но все как-то не соберусь. Текучка заедает. К тому же, все время кажется, что лучший кадр пока не сделан, все еще впереди. А может, я просто ленив, – смеясь добавляет Анатолий Бызов.

Олег Гулевский

© Областная газета

КультураИркутск

2755

19.11.2008, 15:03

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=48779

bytes: 8616 / 8616

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

6169

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9079

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8703

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11145

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6072

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5829

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13002

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11591

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22164

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16079

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24522

01.03.2024

Лица Сибири

Грошева Надежда

Бычков Игорь

Савельев Виктор

Терещенко Александр

Тюменев Олег

Стрельцов Анатолий

Кириллов Игорь

Шмонин Эдуард

Ширяев Вячеслав

Лыгденов Виталий