Артур Скальский

© Kiringa

ИсторияИркутск

4163

06.11.2008, 21:35

Чай в Иркутской губернии в конце XIX - начале XX века

Тема чаепития с каждым годом приобретает все большую популярность, и не случайно русский писатель Ф. Соллогуб так выразительно назвал чай «отрадой русского человека во всех случаях его жизни».

Иркутская газета «Восточное обозрение» еще в 1886 году писала: «Чаепитие в Сибири есть священнодействие. Не так важен обед, как чай… Хорошая хозяйка около самовара священнодействует».

Сегодня не только музеи, но и владельцы различных чайных заведений стремятся создавать выставки и интерьеры, посвященные давно полюбившемуся сибирякам напитку и связанным с ним традициям. Не стал исключением и Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», в интерьере действующей «Чайной» которого летом 2007 года открылась выставка «Чай в Иркутской губернии в конце XIX – начале ХХ века».

О истории чая в Иркутской губернии в конце XIX - начале XX века нам рассказал научно-популярный журнал "Тальцы".

Чай в России пили по-разному. С тех пор как русский посол Василий Старков вернулся в Москву с чайными подарками от алтынских ханов, прошло почти 300 лет. Изменились не только вкусы, но и сами традиции чаепития, а также способы, приемы и посуда для приготовления чая. Неизменной осталась только любовь сибиряков к этому, когда-то экзотическому, напитку.

На выставке представлены различные виды чайной посуды, предметы, связанные с торговлей чаем, а также упаковки от различного печенья, конфет и других сладостей к чаю;показано, какой чай и из какой посуды предпочитали пить разные слои населения, как менялись вкусы потребителя в зависимости от его социального статуса.

Торговцы чаем всегда учитывали потребности разных слоев населения. Самым распространенным был «народный» — кирпичный чай. Его пили в основном низшие слои общества, а также инородцы. Чай варили в котлах или чайниках, в крестьянском быту для питья широко использовались так называемые чинаковки — деревянные, из березового капа, чашки с короткой ручкой. Сибиряки кроме кирпичного употребляли и другие виды чая. В торговых ведомостях Иркутска в числе китайских чаев, продаваемых на иркутском рынке, значатся такие, как жулан насыпной и жулан бортогон, байховый насыпной и зеленый простой чай в бахчах (коробках, бумажных пакетах).

Купцы и горожане предпочитали более дорогие сорта чая. Прежде всего речь идет о байховых чаях, которых было три сорта: торговый, или черный, цветочный и обыкновенный.

Заметим, что иногда случались сбои в торговле чаем, во время таких перерывов многие жители Сибири, привыкшие к этому напитку, заменяли чай дикорастущими травами — иван-чаем и баданом.

Практически ни одно чаепитие первоначально в купеческой, а позже и в крестьянской среде не обходилось без самоваров, которые уже в XVIII веке были широко распространены в России. Самовары были разнообразны по форме («банка», «рюмка», «ваза», «яйцо»), объему и металлу, из которого они были изготовлены (медь, латунь, серебро, чугун).

Крестьяне приобретали самовары на ярмарках, в сельских лавках, городских магазинах. На крупных ярмарках, таких как Макарьевская, Ирбитская, Нижегородская, имелись специальные самоварные ряды, где изделия продавали поштучно и на вес. Стоимость их была различной и зависела от размеров, наличия украшений, а также от известности фабрики, на которой их изготавливали. Самовары на вес продавали оптом и в розницу по 15 рублей за пуд (16,38 кг). Их изготавливали на самоварных заводах Тулы, Москвы, Екатеринбурга и некоторых других уральских городов. Хорошо были известны фабрики Назара Лисицына, Василия и Ивана Ломовых, Ильи Федорова, крупные производства Баташевых, Тейле, Шемариных, Маликова, к концу XIX века их насчитывалось более сотни. На самоварах обычно ставились фабричные клейма и выбивались медали, полученные фабрикой на промышленных выставках.

В русской деревне самовары ценились очень высоко. Хорошие самовары нередко давали дочерям в приданое.

Самовар считался символом уюта и благополучия. Как правило, у самовара собирались по случаю разных знаменательных дат, праздников, да и просто для дружеской беседы. К чаю чаще всего подавалась местная выпечка: бисквиты, пирожки с вареньем, лепешки, хворосты, шаньги — всего не перечислить.

В XVIII веке все неиспользованные ресурсы прикладного искусства воплотились в самоваре. Из утилитарного сосуда он стремительно становится центром дома и семьи. В XIX веке уже нет классика литературы, не упоминающего о самоваре. В живописи он стремительно проходит путь от олицетворения мещанства — у П.А. Федотова, до поэтического символа купеческой жизни — у Б.М. Кустодиева и до символа патриархального крестьянского быта — у Н.П. Богданова-Бельского.

Выставка рассказывает также о Чайном пути и наиболее известных иркутских чаеторговцах.

О том, как возник торговый путь из Китая в Россию через Кяхту, написаны десятки книг и статей, и мы не будем останавливаться на известных фактах. Напомним лишь некоторые важные вехи.

В ХVII веке из Китая и Центральной Азии в Сибирь потянулись караваны первых торговцев. На карте России стали появляться новые торговые маршруты. Один из таких путей, соединивший Запад и Восток новыми связями, и получил название Чайного пути. Чай, наряду с пряностями, курительным табаком, сахаром-леденцом и «мягкой рухлядью», был одной из самых доходных статей в торговле между Востоком и Западом.

В Россию чай был привезен при царе Михаиле Федоровиче. В Москве его стали продавать в конце XVII века. Большая часть чая доставлялась туда через Архангельск голландцами и португальцами.

Значительно раньше с чаем были знакомы монголы, буряты и другие народы Сибири, живущие вблизи от китайских границ. «К тому времени, когда была учреждена русская караванная торговля с Китаем, чай у этих народов был уже в широком употреблении. Потребление чая у русских в Сибири начинает увеличиваться с 1706 года, когда частные купцы перестали ездить в Пекин и установили торговлю в Урге» (3, с. 146).

Официальной датой появления чая в Иркутске можно считать 1684 год, когда к стенам острога подошел из Северной Монголии торговый караван. На 170 верблюдах были доставлены чай, табак, китайские ткани.

С установлением торговли в Кяхте ввоз чая начинает возрастать с каждым годом. Подробные данные о ввозе чая известны с 60-х годов XVIII века. «В период с 1762 по 1785 год из Кяхты ежегодно вывозилось чая байхового до 8 тыс. пудов, жулану — 4 тыс., зеленого чая — до 400 пудов, кирпичного — до 17 тыс. пудов и других сортов — до 100 пудов, а всего немного менее 30 тыс. пудов» (3, с. 146). В 1800–1840 годах вывоз чая вырос в 5,2 раза, а с 1775 по 1851 год — в 30 раз. Доля чая в импорте в 1825 году составила 90 %.

Из Кяхты чай попадал в разные уголки страны, преодолевая на своем пути множество препятствий, начиная от всевозможных таможенных пошлин и заканчивая постоянными угрозами потери товара из-за плохих погодных обстоятельств, трудностями транспортировки и опасностью нападения разбойничьих шаек. Его везли на кораблях, быках, лошадях и верблюдах, самых быстрых средствах передвижения в то время.

От Тунчжоу (ныне пригород Пекина) до Калгана (ныне г. Чжанцзякоу) чай везли больше на мулах: «…из Калгана необходимо отправлять чаи ранней весной на складку в Улясутае до сентября; при осенней отправке из Калгана чай ни в каком случае не дойдет до ирбитской ярмарки» (2, с. 185). «…От Калгана до Шабартая перевозочными средствами служат весною и зимою верблюды, а летом, также весною и для запоздавших зимних грузов — двухколесные телеги (чец-зы) на быках; один бык везет 6–7 мест. (Место чая — тюк чая весом 107 фунтов — около 44 кг). Вьюк одного верблюда — четыре ящика байхового чая; если везут кирпичный, то четыре ящика по 56 досок или три по 64 (два по бокам и один сверху)» (4, с. 485).

С ноября, когда заканчивался подножный корм для рогатого скота и перевозка товаров на быках становилась практически невозможной, их заменяли верблюды. Немецкий путешественник из Петербурга И. Георги указывал, что в караванах было по 50 и более этих выносливых животных.

Караваны подходили к гостиному двору в Кяхте, и здесь начиналось настоящее действо — под крики и перебранку караванщиков, рев верблюдов и ржанье лошадей чай разгружался, взвешивался, проверялся на качество, в зависимо-сти от сорта упаковывался в ту или иную специальную тару, воровался савошниками (3/4 всего привозимого в Кяхту чая разворовывалось и продавалось потом вразнос на различных толкучках, рынках, ярмарках).

В условиях полного бездорожья, малочисленности местного населения основными транспортными магистралями в Сибири были реки. Исключительную роль играл Байкальский бассейн, охватывающий огромную территорию от Енисея и Лены на севере до Монголии и Амура на юге. Однако движение по водным путям было опасно и требовало больших денежных и физиче-ских затрат. Товары неоднократно приходилось перегружать с дощаников на подводы в местах волоков и обратно.

Случались и кражи товара. Сплавщики загоняли дощаники в протоки, переносили вещи на берег и прятали. А потом подстраивали аварию — сажали транспорт на мель или пускали на дно, «чтобы спрятать концы в воду».

«Собственно чайный путь по Монголии — от Калгана до Кяхты имеет протяжение 1 267 верст. Все же расстояние от Ханькоу до Тунчжоу — 2 700 верст водного пути и от Тунчжоудо Кяхты — 1 300 верст сухопутного, всего 4 200 верст; если прибавить 5 800 верст от Кяхты до Москвы, то получится около 10 тыс. верст — немного менее диаметра земли. На преодоление этого пространства уходит около 7–8 месяцев, так что сбор настоящего года попадает на ярмарки следующего года: на Ирбитскую через 6–7 месяцев, на Нижегородскую через 14–15 месяцев» (4, с. 483–484).

«На всем сибирском пути товары приходилось перегружать по нескольку раз; суда, на которых их везли, требовалось иногда тянуть против течения. Случалось, что канаты, с помощью которых поднимали суда вверх по реке, обрывались, и тогда нередко гибли не только грузы, но и люди, находившиеся на судах. На волоках дороги содержались в запущенном состоянии: заваленные камнями, лесом, с прогнившими мостами; зимовья, где купцы делали привалы, были безлюдны и „оттого приезжающие как в пище, так и в обогревании себя и в корму лошадином претерпевали великие недостаткињ» (3, с. 177).

Почти до конца XIX века чай в Россию продолжал поступать из восточных и южных китайских провинций. И главным городом в торговле между Россией и Китаем по-прежнему была Кяхта, заслуженно названная современниками «сибирской Венецией».

Половина всего ввозимого из Кяхты китайского чая оставалась в Сибири, преимущественно в Иркутской губернии.

Благодаря развитию чаеторговли большое распространение получил извозный промысел как среди жителей Иркутской губернии, так и среди бурят, живших ближе к торговым путям, особенно у кударинцев и селенгинцев. В летнее время кударинцы возили грузы, в основном китайский чай, от Кяхты до Байкала. Главным пунктом доставки этих грузов была Чертовкина пристань, откуда товары отправлялись дальше по Байкалу. В зимнее время грузы везли прямо до Иркутска, а оттуда до Кяхты отправлялись российские товары, прежде всего меха, мануфактура и заводские изделия.

Несмотря на неразвитость сухопутных дорог, в Иркутск ежегодно приходили сотни обозов. Так, осенью 1718 года в город пришло 328 подвод с разными товарами. В это время в Иркутской губернии были представлены все основные формы торговли: развозная, ярмарочная, стационарная. До середины XVIII века господствовала караванно-развозная.

Во второй половине XIX века кяхтинская торговля постепенно теряет свои позиции, несмотря на это, иркутские чаеторговцы по-прежнему остаются крупнейшими поставщиками различных сортов чая на российский рынок. Более того, они все настойчивее стремятся проникнуть на рынки Монголии и Китая. Уже в 1860-х годах некоторые из них смогли перенести торговые операции на территории сопредельных стран. В 1863 году возникла чайная фирма иркутян Н.Л. Родионова и И.С. Хаминова, которая владела чайными плантациями близ города Ханькоу (ныне часть г. Ухань). В 1876 году это предприятие приобрел иркутский купец П.А. Пономарёв, который значительно расширил производство. Кроме того, он построил три фабрики по изготовлению плиточного и кирпичного чая. Магазины Пономарёва имелись во всех крупных городах Сибири. Фирма «Пономарёв и К°» установила деловые отношения с Японией, Турцией, рядом стран Европы.

Со временем чай стал настолько популярным напитком, что его было принято преподносить в качестве подарка даже высокопоставленным особам. Так, в конце XIX века, когда будущий император, цесаревич Николай, совершая путешествие через Индию, Китай и Японию, прибыл в Забайкалье, губернатор от имени благодарного купечества, торгующего в Кяхте, преподнес ему огромный ящик с шестью сортами лучшего китайского чая.

Сибиряки просто не мыслили свою жизнь без крепкого ароматного напитка, который пришелся по вкусу всем слоям населения и стал незаменимым продуктом на столе.

Александр Васильевич Сакович, старший сотрудник.

Марина Леонидовна Никифорова, заведующая научным отделом.

Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», г. Иркутск

Артур Скальский

© Kiringa

ИсторияИркутск

4163

06.11.2008, 21:35

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=48528

bytes: 13037 / 13037

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

Здравствуй, Кобзев, Новый год! С чем поздравляли Иркутскую область?

27 сентября чиновники, кому не лень, поздравляли население Иркутской области с ее 87-летием. Странный возраст, если учесть, что областной центр исчисляет свою летопись веками.

Георгий Булычев

ИсторияПолитикаОбществоИркутск

47794

28.09.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

14150

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

21254

28.06.2023

«Энергия преобразований» – история семьи Николая Курбатова, учредителя знаменитых иркутских бань

Накануне в сети был размещен новый выпуск проекта «Энергия преобразований». На этот раз видеоролик посвящён истории семьи Николая Курбатова, построившего в конце XIX века знаменитый банный комплекс на Цесовской набережной города Иркутска со своим компаньоном Григорием Русановым.

Соня Ломачевская

ИсторияНедвижимостьИркутск

5812

16.05.2023

Блогнот. Как «закалялась» сибирская нефть в годы войны под руководством Андрея Трофимчука

Продолжаю рассказывать об академиках и ученых в рубрике #людинск. Фамилию сегодняшнего героя вы наверняка слышали, но вряд ли знаете обо всех его заслугах перед Новосибирском и страной в целом. Андрей Алексеевич Трофимук родился в 1911 году в бедной белорусской семье.

Анна Леро

ИсторияНаука и технологииГеоНовосибирск Иркутск Красноярск

8934

09.05.2023

Викторины на Бабре. Ледокол «Ангара» в событиях и фактах

В телеграм-канале «Иркутск. Дальше некуда» завершился цикл викторин, посвящённых знаменитому ледоколу «Ангара». Сегодня мы подведём итоги и кратко расскажем про иркутскую достопримечательность.

Анна Амгейзер

ИсторияКультураОбществоИркутск

18705

07.02.2023

Блогнот. Иркутск - очень красочный пример воспроизводства профессионального потенциала руководителей

Специфику воспроизводства профессионального потенциала руководителей органов местного самоуправления интересно рассматривать на примере конкретных городов. Очень красочным примером является Иркутск. Конец прежней эпохи борьбы за место градоначальника в Иркутске можно определить 2005 годом.

Владислав Шиндяев

ИсторияПолитикаИркутск

20131

20.01.2023

Бои в Иркутске: те, что были. И те, что могли быть

Видимо, памятник «Борцам революции» в Иркутске – окончательно всё. Пресс-служба регионального Следкома сообщила, что он затеял проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

16728

26.10.2022

«Крыловщина»: первый рейдерский захват в Иркутске

Когда к Иркутску подошел Московский тракт, это был один из главных сибирских городов. Население насчитывало уже около 9 тысяч человек. Очень много по сибирским меркам. И главные тут – купцы, потому что основным двигателем развития города являлась торговля. А вот помещикам откуда взяться?

Камиль Фахрутдинов

ИсторияИркутск

9253

09.09.2022

История Иркутска. Что за фамилия такая – Похабов?

Вне зависимости от того, чье первенство в основании Иркутска признавать, фамилия что у Ивана, что у Якова была одинаковая – Похабов. Каково же ее происхождение? Cлово «похаб» в словаре Владимира Даля имеет преимущественно негативную окраску: «м. церк. юродивый, дурень.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

7515

28.06.2022

«Великое земли трясение в Ыркуцке»: было и намного жестче

Многих тревожат вроде как участившиеся в Иркутске землетрясения. А ведь они всегда беспокоили его жителей. Происшествия нынешнего и прошлого века более-менее на слуху, но ведь земля дрожала и до того.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияПроисшествияИркутск

8605

09.06.2022

340 лет Иркутск – центр региона. Посерьезнее 85 лет!

С момента основания в 1661 году Иркутский острог подчинялся енисейскому воеводе, который назначал туда приказчиков. А в 1682-м острог сделали центром самостоятельного воеводства. Он распространил свою власть на земли по обе стороны Байкала.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияИркутск

8728

29.05.2022

Лица Сибири

Цыбиков Батор

Коновалов Андрей

Ходаков Сергей

Аргучинцев Валерий

Муляр Александр

Долгова Ирина

Данилов Борис

Кузнецова Алеся

Бардалеев Александр

Борзых Павел