Владимир Титов

© Агентство "Сибирские новости"

ИсторияИркутск

13746

05.11.2008, 12:48

Актуальные проблемы развития малых народов Сибири

Кеты, эвенки, долгане, нганасаны, их происхождение и кодекс чести - этой работой открывается серия публикаций, посвященных теме «Затерянный мир Иркутской области».

Этой работой я открываю серию публикаций, посвященных теме «Затерянный мир Иркутской области».

Публикации о «затерянном мире» размещались на сайте Сибновости.ру с октября 2007 года и пользовались интересом у читателей, что, в итоге, возбудило против меня стойкое неприятие определенного числа «доброжелателей». Влияние «доброжелателей» был столь сильным, что мне пришлось поменять место работы и, вместо преподавателя вуза, стать заместителем директора по науке архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Об этом не жалею. Напротив, я очень счастлив произошедшими изменениями.

Благодарю всех, кто проявлял интерес к рубрике «Затерянный мир Иркутской области». Данный проспект-очерк является черновиком-конспектом общего труда, который увидит свет в 2009 году. Книга будет рассчитана на деловых людей и туристов-исследователей, интересующихся Иркутской областью.

В дальнейшем предполагаю размещать публикации об историко-архитектурных и этнографических экспедициях сотрудников музея «Тальцы» в отдаленные уголки Восточной Сибири.

Владимир Титов

Предисловие

Согласно статистическим данным, указанным в академическом учебнике «Этнография», написанном под редакцией Юлиана Владимировича Бромлея и Геннадия Евгеньевича Маркова, выпущенном в издательстве «Высшая школа» в Москве, в 1982 г., коренное население Сибири насчитывало в советские времена более 1 миллиона человек. Это население распределяется по многим отдельным народам и группам. В общей структуре коренной этнос делится на группу крупных коренных народов Сибири (буряты, якуты и тувинцы) и малых народов Севера (их насчитывается от 20 до 24 народов, с общей численностью не более 150 тыс. чел.).

От остальных народов мира коренные этносы Сибири отличает большое многообразие языков и диалектов, носителями которых они являются. Сейчас принято отмечать, что народы Сибири делятся на следующие языковые семьи: алтайскую (в которой выделяется отдельная тунгусская ветвь), уральскую, байкальскую, «палеоазиатскую», «палеосибирскую».

Две последние языковые семьи включают в себя те народности, предки которых предположительно были древнейшими обитателями нашего региона. Сейчас эти народности малочисленны и, как правило, ведут традиционный образ жизни таежного охотника-скотовода. Именно они являются героями этого очерка.

Настоящее издание преследует сразу несколько целей: наиболее информативно представить:

1) данные по исторической литературе посвященной изучению малых этносов Восточной Сибири.

2) обозреть архивные и нормативно-правовые источники, позволивших заинтересованным лицам самим найти нужную информацию по профилю.

3) рассказать о взаимодействие традиционной культуры коренных малочисленных народов с современностью, языком статистики, фактов и конкретных примеров.

4) анализ некоторых актуальных проблем современного социально-бытового развития малых народов Восточной Сибири.

Настоящий очерк написан с учетом данных 1950 - 1991 гг. Это последний период в истории Советского Союза. В годы до августа 1991 г. формировались многие из современных проблем социально-экономического развития, поэтому информация недавнего прошлого поможет Вам, уважаемый читатель, составить представления

В качестве дополнения к социально-экономическим и бытовым фактам в данном очерке собраны справочные сведения о географии расположения наиболее крупных населенных пунктов, в которых малые коренные народности ведут традиционный образ хозяйствования и промыслов.

Остается пожелать удачи в чтении этого очерка, ну и, конечно, в использовании данных в Вашей практической жизнедеятельности, для самопознания, бизнеса, путешествия...

Несколько слов о легенде происхождения

Природа происхождения многих коренных малочисленных этносов Восточной Сибири связана с легендарным народом Евразии - тунгусами.

«Они все стройного роста и очень пропорционального сложения. Я среди них не видел ни одного полного человека», - писал о тунгусах в 1789 году немецкий путешественник Иоганн Людвиг Вагнер.

Едва перебравшись через Енисей, русские первопроходцы встретились с многолюдным племенем горной тайги и лесотундры - тунгусами. Им принадлежала особо важная роль в истории Сибири и соседних с ней стран Азии. Тунгусы создали свою собственную оригинальную культуру.

Тунгусы - это название из XVII века. Сейчас их предками являются эвенки, эвены и негидальцы, а также многие другие народы, о которых речь пойдет ниже. Пожалуй, только кеты из всех народов Восточной Сибири не соприкасались с тунгусами и сохранили свою этническую чистоту и замкнутость.

Тунгусы являются ядром всех народов тунгусо-маньчжурской группы. В 1930-х г.г. в Новосибирске издавали интереснейшую книгу - «Советскую сибирскую энциклопедию». Для демонстрации расселения сибирских народностей в энциклопедии была напечатана специальная карта, где 75% всей площади Сибири было закрашено в цвет, символизирующий потомков тунгусов. К моменту прихода русских в Сибирь тунгусы освоили всю тайгу от Енисея до Охотского моря. Занимались они охотой и рыболовством.

Существует легенда о том, как тунгусам удалось воспитать в себе подобные качества. Однажды юноше - охотнику, который долго искал любимую и преданную жену, посчастливилось. Сватовство, женитьба, но вот беда - его жена не могла родить. Долгие поездки к шаманам, молитвы, обращенные к богам, и путешествие в долину реки Алдан, где, по слухам, происходили чудеса... Там молодая жена забеременела. И вновь проблема: прошел год, два, три и даже десять лет, а женщина все была на сносях. Муж и жена отправляются снова в долину Алдана. Им необходимо в декабре отыскать ярко-желтый цветок, который при 40 - 45 градусах мороза распустится и начнет плодоносить. Обладающий ягодами этого сказочного цветка способен получать от жизни все без ограничений. Цветок растет на вершинах отвесных скал и наши путники множество раз срывались вниз, обрывали кожу на руках и набивали синяки.

Им повезло: цветок найден, но достать его может только один человек. В этот момент чудо цветок молвил слова: «вы можете взять мои плоды и получить то, о чем давно мечтали. Но если вы их оставите и не сорвете, то будете обладать несметными сокровищами, которые лежат на дне реки». Река раздвинула свои воды, и супруги, опустив глаза, увидели богатства. «Все это будет ваше, если оставите плоды на моих ветвях», - шептал цветок. Мужчина, густо покраснев, отполз в сторону, и в одночасье богатства реки оказались в утробе у его жены. Он неловко улыбнулся и стал просить прощения, говорил, что теперь они станут жить в достатке, и им не нужны дети, что старость обеспечена, и еще что-то. Женщина не проронила не слова. Она распростерла руки и бросилась вниз, навстречу реке. Ее плоть и кровь превратились в мириады сокровищ: чароит, лазурит, речной жемчуг, золото и многое другое рассыпалось по долине.

Конечно, этот отрывок текста - лишь красиво рассказанная легенда. Но, тем не менее, Алдан, на котором, возможно, никогда не было ни одного тунгуса, - это река резкого географического контраста. Весь правый берег состоит из горных хребтов, которые спускаются к воде крутыми уступами. Кое-где их гряда перерезана глубокими падями, краем одной из таких падей идет в гору знаменитый охотский тракт. С Алданом связано золотое благосостояние России. До революции приблизительно 24% всей добычи золота происходило на Урале, 13% - в Западной Сибири (в особенности в Нижнем Енисее, который в течение многих даже советских десятилетий являлся самым крупным районом золотодобычи), 63% - в Восточной Сибири (в первую очередь в Забайкалье!). Кстати, современное географическое распространение добычи золота примерно соответствует дореволюционным данным. Сибиряки могут гордиться - основная масса золота добывается в Забайкалье, на россыпях (не менее 56% от общей количества полученного). Содержание золота в россыпях неравномерное, но местами оно бывает поразительно высоким. Еще в начале 1930-х г.г. россыпи у притоков Лены-Витима, Олекмы и Алдана содержали 20 г/кбм., что оценивалось на отлично. Сейчас месторождения Алдана искрятся сокровищами, но вот, беда: деньги, заработанные на Алдане, приносят мало счастья, словно вековая легенда распростерла над всеми «алданцами» свое проклятье.

Племя осудило изменника-мужа. Его оставили одного в долине, полной сокровищ. С тех пор он там живет, а умрет он только тогда, когда в долине не останется не одной драгоценной песчинки.

Мужчины племени дали клятву никогда не быть похожим на этого изменника-мужа. Они выработали свой кодекс поведения:

поединок двух воинов - обязательный ежегодный ритуал для мужчины;

никогда нельзя обижать или убивать женщин, детей, стариков;

нельзя быть жадным;

если все мужчины противника убиты, необходимо оставить после себя метки, чтобы мститель мог найти вас;

мужчине полагается быть вежливым, подтянутым и стройным;

если мужчина зол, он должен вызвать на поединок соперника, разозлить его и во время битвы укротить свое недовольство.

Женщины - тунгуски должны были во всем повиноваться мужу и оказываться верными при любых обстоятельствах. Уведенные победителями, они всегда знали, что ночью к ним придут на выручку мужчины, поэтому они перерезали тетивы луков врагов, дырявили их лодки, прятались в дуплах.

Уже к началу ХХ века истинные этнические тунгусы исчезли с географической карты, они ассимилировались и переродились в другие народности.

Итак, небольшая Этнографическая справка

Долгане

Самый молодой и самый многочисленный этнос из всех северных народов, проживающих на севере Красноярского края, на Таймыре. Самоназвание долган происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов. Первое упоминание о долганах как жителях Таймыра относится к 1841 г. Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии двумя веками ранее.

Озерно-речной край юга Таймыра притягивал к себе промысловиков-охотников из самых разных групп населения, что в итоге позволило на этнической основе тунгуссих родов Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийских эвенков, которые попали под якутское влияние, затундренских якутов и затундренных крестьян, оленекских якутов и отдельных семей энцев, ненцев, сформировать народ долган.

Долган называют «якутскими тунгусами».

Кеты

Все ученые и издания в один голос заявляют: кеты - самый загадочный народ, живущий на земле. Их легенды, мифы и сказки так густо переплелись с реалиями жизни, что сейчас невозможно отделить факты от вымысла в жизни этих енисейских охотников и рыболовов. В царской России кетов называли енисейцами, енисейскими остяками. Сами себя они называли - кеты, что в переводе означает люди.

В 1979 г. кетов в СССР насчитывалось 1 тысяча 200 человек, из которых 900 человек понимали и говорили по-кетски. По данным наиболее авторитетного исследователя кетов - В.П. Кривоногова ("Кеты: десять лет спустя (1991 - 2001 гг.)" Красноярск. 2003.), этот этнос сумел увеличить рождаемость в годы диких рыночных реформ правительства Е.Гайдара. Факт невероятный, особенно в сравнении неуклоно падавшей рождаемости у всех народов, проживавших в СССР.

Язык кетов - это тот самый этнографический материал, который позволяет ученым строить самые фантастические предположения о судьбе народа. Язык кетов полностью изолирован и не относится ни к одной из существующих языковых семей. Помимо этого он чрезвычайно сложен для понимания, изучения и перевода. Такое обстоятельство только подталкивает ученых к исследованиям кетов и их языка. В настоящее время издано более 300 научных работ на эту тему. Наиболее фундаментальное издание, за которое автору - профессору Томского госуниверситета А.П. Дульзону присудили в 1971 г. Государственную премию СССР, называется «Кетский язык». Интерес к кетскому языку вызван тем, что на нем нет литературы, т.к. он бесписьменный.

Есть еще один дополнительный аргумент, побуждающий международное сообщество внимательно относится к кетам и их лингвистическому наследию. Приведем цитату из сборника «В далёкие времена. Сказки народов СССР» в пересказе М. Ватагина, изданном в 1979 г.: «ученые отнесли кетский язык к семье енисейской языков, куда входили языки аринский, ассанский, коттский, пумпольский». Но сегодня эти языки - мертвые. В 30-х годах XVIII в. ученые видели двух-трех последних ассанов и одного старика аринца, в середине XIX в. застали пять человек, знавших коттский язык. Таким образом, кетский язык - последний живой язык из енисейской семьи, но и он может быть утрачен, так как все кеты, особенно молодые, - двуязычны, хорошо знают русский, пользуются им в повседневной жизни».

По мнению ученых кетский язык имеет сходства с китайско-тибетскими, бирманскими и северокавказскими языками. Он также похож на язык басков из северной Испании. Следовательно, можно предположить, что предки кетов откололись от какого-то глобального потока великого переселения народов и предпочли жить в сибирской тайге, нежели следовать в общей массе многих других племен. По мере своего продвижения по сибирским землям они перенимали культуру и особенности хозяйствования своих ближайших соседей - эвенков и селькупов.

Кеты очень отличались и отличаются по своей культуре от всех окружающих их народов Сибири. Еще 500 лет тому назад они умели выплавлять и обрабатывать железо. Сейчас они живут в рубленных домах, кроме традиционных занятий, у них налажено звероводство и молочное животноводство. Сильно подвержены алкогольному опьянению.

Нганасаны

Самый северный народ России. В 1950-х гг. они прешли к оседлости и стали жить вместе с долганами в одних и тех же поселках. Из всех евразийских народов они в наибольшей степени сохранили дух древних охотников, особенно это касается охоты на диких оленей. Самоназвание означает «товарищ». Проживают в Таймырсокм автономном округе.

До момента оседлости нганасаны сохраняли свою этническую независимость: жить могли вместе с каким-либо народом, а кочевали отдельно, самостоятельно. Маршруты кочевок с другими народами соприкасались редко. В 1960-х г.г. еще небольшая часть нганасанов проживала в стационарных усадьбах, остальные определенный период в году кочевали.

Дети проживали и проживают в школах-интернатах. Однако это не влияет на привитие нганасанам культуры оседлого образа жизни. В начале 1970-х г.г. лишь 3 одиночки и 4 нганасанские семьи проживали в поселке Волочанка, остальные кочевали по культбазам и иным промысловым поселкам. К концу 1970-х г.г. маленькие поселки стали исчезать и все население переехало в крупные охотоведческие центры.

Среди нганасанов необходимо выделять три территориальные группы (авамские с подразделением на собственно авамскую и таймырскую подгруппы, восточные или вадеевские), каждая из которых кочует по своему маршруту. Основные угодия нганасанов расположены по рекам Хета, Дудыпта, Пясина, в Авамской тундре.

Тофалары

Тофалары (тофа) - небольшая тюркоязычная группа, число которой за последние 30 лет колеблется в пределах от 620 до 700 человек. Занимаются охотой и оленеводством. Очень сильно подвержены алкогольному опьянению.

В дореволюционной России их называли карагасами. Себя тофалары называли туба (мн. число - тубалар).

Тофалары живут в Иркутской области, в верховьях рек Бирюсы, Уды и Ии. Соседями тофалар являются тувинцы и тоджинцы. В сборнике «В далёкие времена. Сказки народов СССР» высказывалось предположение, что тофалары близки тоджинцам по происхождению, культуре и языку.

Изучением фольклора тофаларов занимался в конце XIX в. известный востоковед Н.Ф. Катанов.

В настоящее время одним из авторитетнейших изданий по истории и социально-экономическому развитию тофалар считается монография Л.В. Мельниковой «Тофы», изданная в 1994 г.

Эвенки

Эвенки (настоящее название тунгусы) проживают на обширных территориях Крайнего Севера. Происходят в результате смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца первого тысячелетия нашей эры. Эвенки - типичные охотники для северной тайги.

В Красноярском крае образован Эвенкийский национальный округ. В Советском Союзе на начало 1980-х г.г. эвенков было 25 тысяч человек. В Иркутской области поселки эвенков находятся в основном в бассейне реки Нижняя Тунгуска. В настоящее время эвенки занимаются охотой и рыболовством, на севере, в Красноярском крае развито оленеводство, а в Забайкалье - земледелие.

По археологическим и историко-этнографическим данным, предки эвенков проживали в Прибайкалье, откуда распространились по территории всей Восточной Сибири. Отличительная особенность эвенков в том, что они живут, раздроблено, их поселки окружают якутское, русское и бурятское население. По этой причине многие эвенки прекрасно понимают якутский, русский и бурятский языки.

Эвенки крайне редко пользуются своим языком, который относится к тунгусо-маньчжурской группе.

Существует эвенкийская литература, ярким представителем которой является писатель Алитет Немтушкин.

Продолжение следует.

Владимир Титов

© Агентство "Сибирские новости"

ИсторияИркутск

13746

05.11.2008, 12:48

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=48480

bytes: 17041 / 16943

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Владимир Титов.

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

Глазковский некрополь: нерожденное дитя иркутской мэрии

Сколько их, невыполненных обещаний от мэрии, таится в глубинах памяти жителей Иркутска! Малые и великие идеи гордо озвучиваются властями в период выборов и приезда высоких гостей из Москвы, но привычно забываются, как только дело доходит до реальной работы.

Глеб Севостьянов

ИсторияКультураПолитикаИркутск

45745

30.11.2023

Здравствуй, Кобзев, Новый год! С чем поздравляли Иркутскую область?

27 сентября чиновники, кому не лень, поздравляли население Иркутской области с ее 87-летием. Странный возраст, если учесть, что областной центр исчисляет свою летопись веками.

Георгий Булычев

ИсторияПолитикаОбществоИркутск

47760

28.09.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

13981

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

21084

28.06.2023

«Энергия преобразований» – история семьи Николая Курбатова, учредителя знаменитых иркутских бань

Накануне в сети был размещен новый выпуск проекта «Энергия преобразований». На этот раз видеоролик посвящён истории семьи Николая Курбатова, построившего в конце XIX века знаменитый банный комплекс на Цесовской набережной города Иркутска со своим компаньоном Григорием Русановым.

Соня Ломачевская

ИсторияНедвижимостьИркутск

5778

16.05.2023

Блогнот. Как «закалялась» сибирская нефть в годы войны под руководством Андрея Трофимчука

Продолжаю рассказывать об академиках и ученых в рубрике #людинск. Фамилию сегодняшнего героя вы наверняка слышали, но вряд ли знаете обо всех его заслугах перед Новосибирском и страной в целом. Андрей Алексеевич Трофимук родился в 1911 году в бедной белорусской семье.

Анна Леро

ИсторияНаука и технологииГеоНовосибирск Иркутск Красноярск

8915

09.05.2023

Викторины на Бабре. Ледокол «Ангара» в событиях и фактах

В телеграм-канале «Иркутск. Дальше некуда» завершился цикл викторин, посвящённых знаменитому ледоколу «Ангара». Сегодня мы подведём итоги и кратко расскажем про иркутскую достопримечательность.

Анна Амгейзер

ИсторияКультураОбществоИркутск

18660

07.02.2023

Блогнот. Иркутск - очень красочный пример воспроизводства профессионального потенциала руководителей

Специфику воспроизводства профессионального потенциала руководителей органов местного самоуправления интересно рассматривать на примере конкретных городов. Очень красочным примером является Иркутск. Конец прежней эпохи борьбы за место градоначальника в Иркутске можно определить 2005 годом.

Владислав Шиндяев

ИсторияПолитикаИркутск

20065

20.01.2023

Бои в Иркутске: те, что были. И те, что могли быть

Видимо, памятник «Борцам революции» в Иркутске – окончательно всё. Пресс-служба регионального Следкома сообщила, что он затеял проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

16701

26.10.2022

«Крыловщина»: первый рейдерский захват в Иркутске

Когда к Иркутску подошел Московский тракт, это был один из главных сибирских городов. Население насчитывало уже около 9 тысяч человек. Очень много по сибирским меркам. И главные тут – купцы, потому что основным двигателем развития города являлась торговля. А вот помещикам откуда взяться?

Камиль Фахрутдинов

ИсторияИркутск

9240

09.09.2022

История Иркутска. Что за фамилия такая – Похабов?

Вне зависимости от того, чье первенство в основании Иркутска признавать, фамилия что у Ивана, что у Якова была одинаковая – Похабов. Каково же ее происхождение? Cлово «похаб» в словаре Владимира Даля имеет преимущественно негативную окраску: «м. церк. юродивый, дурень.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

7491

28.06.2022

«Великое земли трясение в Ыркуцке»: было и намного жестче

Многих тревожат вроде как участившиеся в Иркутске землетрясения. А ведь они всегда беспокоили его жителей. Происшествия нынешнего и прошлого века более-менее на слуху, но ведь земля дрожала и до того.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияПроисшествияИркутск

8592

09.06.2022

Лица Сибири

Васильев Григорий

Миль Михаил

Варнавский Владимир

Жалсараев Анатолий

Курбайлов Магомед

Юрасов Денис

Дроздов Сергей

Наумкин Игорь

Соболев Василий

Перков Юрий