Елена Орлова

© Областная газета

КультураИркутск

4399

27.04.2008, 14:01

Татьяна Куинджи: Говорят, что я похожа на прапрадеда

На прошлой неделе в Иркутске завершился областной фестиваль органной и камерной музыки – событие вроде бы негромкое, но очень востребованное настоящими ценителями.

Заметным его гостем стала солистка московского театра «Геликон-опера», лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска», заслуженная артистка РФ Татьяна Куинджи. Газета «Областная» встретилась с ней после концерта.

Татьяну Куинджи называют одной из самых интересных оперных певиц нашего времени. В ее репертуаре классические и современные оперы, а также богатый камерный материал. Обладательница лирико-колоратурного сопрано и безупречного исполнительского чутья, она как бы проживает свои вокальные партии. Кстати, именно ее голос не только на сцене, но и в обычной беседе, сразу же обращает на себя внимание. Тихий и в то же время ясный, успокаивающий, он очень хорошо гармонирует со своей хозяйкой, такой хрупкой и женственной, абсолютно не похожей на привычные образы оперных певиц.

– Татьяна Владимировна, как часто вы исполняете камерную музыку, и что вас в ней привлекает?

– В последнее время я пою очень много камерных концертов. Это связано в основном с тем, что пианист Василий Щербаков часто делает такие проекты, и мы с ним хорошо сработались. Кстати, в молодости именно это и было моей мечтой – петь камерную музыку. Но судьба распорядилась так, что я попала в оперный театр, чего никто не предполагал, потому что я очень неоперная по фактуре и у меня в молодости был «маленький» голос.

– Я слышала, что вы прошли сложный путь к сцене.

– Моя мама была певицей, но она не хотела, чтобы я пела, и считала, что мне больше подходит профессия музыковеда. И я окончила институт им. Гнесиных как музыковед и как пианистка. А потом пришла работать в небольшой музыкальный театр и там распела голос. И уехала в Пермский оперный театр. Через пять лет получила «Золотую маску» и меня пригласили в «Геликон-оперу». Так получилось, что я стала работать сразу в двух театрах, поэтому довольно долгое время не имела возможности петь камерную музыку.

Последние пять лет я вернулась к этому, и это хорошо, ведь традиция классического камерного пения у нас в стране очень сильно угасла. И если так будет дальше продолжаться, то публика, которая помнит, что такое романсы Рахманинова, совсем вымрет. Забудут, как слушать серьезную музыку, которая требует больших усилий, как интеллектуальных, так и эмоциональных.

В опере можно следить за тем, что вспыхнуло, что упало, а при камерном исполнении ничего не падает, никто не бегает. Это совсем другое искусство, гораздо более тонкое, такое медитативное, сосредоточенное, за что я его и очень люблю. И рада, что застала остатки серьезной публики, и надеюсь, что удастся воспитать новую. Еще мне нравится, что камерное исполнение – это целиком моя ответственность и решение. Здесь я не выполняю чей-то рисунок и не завишу от воли дирижера, который часто идет поперек моей эмоциональности. В камерном концерте решение зависит от меня и от аккомпаниатора. Это свободное музицирование.

– Вы впервые в Иркутске?

– Да. У нас большой тур, он начался в Чите, Иркутск – второй город, и я с удовольствием езжу. Правда, когда летела в Сибирь, волновалась, потому что знаю, как тяжело по нашей стране путешествовать. И очень рада, что условия здесь сегодня мало отличаются от европейских, появились комфортные гостиницы. Жаль, что с поездами до сих пор плохо. Я помню свои гастроли 15 лет назад, и это было ужасно. Может быть, поэтому я уже давно не предпринимала туров, предпочитая летать на один концерт.

– Как вы строите свой камерный репертуар, каким авторам отдаете предпочтение?

– Мы строим его исходя из возможностей слушателей. Ведь рассчитывать на то, что публика будет готова услышать какие-то очень напряженные и сложные программы, не приходится. Камерные произведения современных композиторов, которых я очень люблю, например Пуленка и Бриттена, приходится дозировать и петь только в традиционных филармонических залах, где точно есть своя публика. Иначе есть риск получить очень тяжелый результат, ведь если людям сложно воспринимать музыку, они начинают уходить или разговаривать по телефону. У нас сейчас нет надежды, что общая культура удержит их от такого поведения. Поэтому там, где я не уверена в публике, я пою, на мой взгляд, достаточно популярную музыку Чайковского и Рахманинова. В Иркутске мы пели еще и Прокофьева, потому что мне сказали, что у вас есть ценители камерного искусства. И если наше сотрудничество будет продолжено, то мы будем приезжать к вам и с более сложными программами.

– Скажите, какое место в вашей жизни занимает пение? Можно назвать его смыслом жизни?

– Конечно, нет. Смысл жизни для меня гораздо шире. Просто, когда я только начинала петь, для меня это была единственная возможность себя реализовать, потому что все мои психофизические данные очень оперные. Я больше актриса, чем певица, и опера для меня была максимальной реализацией того, что мне дал Бог. Поэтому пение – это такой способ выражать себя. Но смысл жизни для меня сейчас гораздо шире.

Я пою на сцене уже 20 лет, и в ближайшее время мне, скорее всего, придется заканчивать эту карьеру. Поэтому я начала работать в другой профессии. Получила образование психолога и устроилась в Алексеевскую психиатрическую больницу. Там я использую в своей работе элементы вокального мастерства, постановки голоса. Это, оказывается, дает очень хороший эффект. Человек находит контакт со своим телом, начинает иначе себя осознавать, избавляется от телесных зажимов.

– Откуда такой интерес к психологии?

– Для актера психология является неотъемлемой частью профессии. Владение актерской профессией – это способность проникать в психологию другого человека, пусть даже персонажа. У меня был очень хороший педагог по актерскому мастерству Олег Кудряшов, который ведет курсы в ГИТИСе. Я считаю, он на сегодняшний день лучший мастер, который готовит музыкальных артистов. Именно он умеет смыкать в человеке музыку, эмоцию и реальность.

Кроме того, я в свое время прошла очень удачную двухлетнюю психотерапию, после которой моя жизнь кардинально изменилась. И поскольку у меня есть собственный положительный опыт, то когда возник вопрос, как строить свою жизнь дальше, неудивительно, что я обратилась именно к этой области. Я поступила в Московский государственный университет психологии и педагогики, и это оказался прекрасный вуз, в котором преподают действующие терапевты и психологи.

– Психология помогает людям справиться с внутренними проблемами, пение совершенствует их духовную красоту. Эти два стремления приблизили вас к гармонии с самой собой?

– Конечно, я за эти пять лет очень сильно изменилась. Ведь актеры, как правило, существа некоординированные, негармоничные и неудачные. Задвинутые в свою профессию и очень напуганные борьбой за роли. Слава Богу, что меня от этого Господь оградил и я смогла построить дом, вырастить сына и посадить деревья (смеется). У меня прекрасная семья. Я как раз очень хочу по возможности помогать людям обретать полноценную жизнь. Не замученную, не замороченную, не привязанную к профессии. Мне кажется, это сейчас очень важно в нашей стране. Ведь если посмотреть на наших людей, то видно, что они по-прежнему очень напуганы. Их нужно освобождать по возможности, давать им ощущение свободы, право выбора, достоинство, успешность. Вот это уже ближе к смыслу жизни.

– И все-таки, какие оперные роли наиболее совпадают с вашими актерскими возможностями?

– Я очень банальна. Я люблю Виолетту в «Травиате» и Марфу в «Царской невесте», потому что они дают возможность полностью реализовать все, что у меня есть в голосовом и актерском отношении. Это для меня наиболее полноценные работы.

– А роль Лолиты в опере Родиона Щедрина?

– О, это было ужасно (смеется)! Нет, это был такой эксперимент. Я пою очень много современной оперы, и никуда от этого не денешься. Но для меня это был стресс, потому что возраст героини 12 лет, а мне тогда уже было 40. Это очень непросто, приходилось и худеть, и имидж выбирать очень осторожно, чтобы не разрушить образ. Благо, оперный театр предполагает большое удаление от зрителя и снимает возрастные рамки. Но все равно это было тяжело, и по музыке в том числе. Но для театра это нужный эксперимент. Хотя, вы знаете, все современные оперы живут только на премьере, потом зрители перестают на них ходить. Все это, как правило, фестивальные постановки.

– Правда, что вы живете в доме сестры Станиславского?

– Да, только это не дом (смеется). Это бывший каретный сарай в имении сестры Станиславского. Мы его перестроили, сделали из него замечательный дом. Теперь у нас красиво, уютно, есть большой сад. И удивительное совпадение: сестра Станиславского – Алексеева, ее супруг был как раз тем человеком, который дал деньги на основание Алексеевской психиатрической больницы, в которой я сейчас работаю. Представляете, как сошлось. Все-таки пути Господни неисповедимы, но когда их прослеживаешь, они создают такое удивительное плетение судьбы, и это так красиво.

– Вы верите в судьбу или в Бога?

– Я верю не в судьбу, а в Божью волю. Она не указывает один путь, а дает нам варианты, и в этом выборе наша свобода.

– Вам наверняка часто задают этот вопрос – кем вам приходится известный художник Архип Куинджи?

– Да, мне его всегда задают. Я его двоюродная праправнучка. У нас есть семейное предание, мне его отец рассказывал, что братья поссорились и разошлись на всю жизнь. Связано это якобы с тем, что Архип Иванович очень бережно хранил секрет изготовления своих красок, которые обладали удивительным свечением, и заподозрил своего брата-ретушера, что тот хочет его разгадать. И он вроде бы прервал с ним общение. Но не знаю, насколько это соответствует истине.

– А как вы относитесь к творчеству своего прапрадеда?

– У нас с ним, на мой взгляд, очень похожее восприятие природы, мне очень нравятся его пейзажи. Это, наверное, единственное, что нас роднит. Правда, мне иногда говорят, что я очень сильно на него похожа, имея в виду сохранившиеся портреты. Я не знаю, я как-то бородатого дяденьку с собой не ассоциирую (смеется). Но мне это говорили уже несколько человек. И в общем я рада. Наверное, это наши общие греческие корни.

Елена Орлова

© Областная газета

КультураИркутск

4399

27.04.2008, 14:01

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=45244

bytes: 10171 / 10129

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

3996

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5530

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5626

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9007

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12191

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4744

10.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: квиз «Герои звёздных дорог», спектакль «Пристань алых грёз» и концерт «Весеннее настроение»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 9 по 14 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13703

08.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Страшно смешно», спектакль «Собака на сене» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. Со 2 по 7 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и мероприятия для детей.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16669

01.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

14224

01.04.2024

Трое авторов из Приангарья стали лауреатами Национальной премии имени В.Г. Распутина

Церемония награждения состоялась 29 марта в Императорском Православном Палестинском Обществе в Москве. В Москве наградили лауреатов Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина.

Алина Саратова

КультураОбществоИркутск

10953

30.03.2024

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

17845

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17482

25.03.2024

Лица Сибири

Новосельцев Петр

Толстихин Дмитрий

Щелкунов Владимир

Липатов Евгений

Бенчаров Никита

Мищенко Артем

Векшин Владимир

Перков Юрий

Воронов Денис

Семенова Светлана