Артур Скальский

© Babr24.com

КультураИркутск

22604

09.03.2008, 16:26

Марица: оперетта не стареет

История о прекрасной любви – что может быть лучшим подарком, преподнесенным музыкальным театром Иркутску в честь праздника весны.

Идея постановки спектакля «Марица» принадлежит красноярскому режиссеру Василию Вавилову, который специально для работы с нашим театром приехал в Иркутск. Задача у него была не из легких, ведь эта оперетта уже несколько раз успешно ставилась на сцене музыкального театра им. Загурского.

Как готовилась «Марица»

Для обывателя театр – таинственное и загадочное место. Мы видим, как на сцене происходят действия, радости и печали героев, их любовь и ненависть, разлука и счастливое воссоединение. Кажется, будто артисты живут на сцене, как легко им дается исполнение самых неоднозначных ролей. Но зритель никогда не увидит того трудного пути, что предстоит пройти всем участникам спектакля до дня премьеры. Заглянем за кулисы?

Процесс подготовки оперетты очень долгий и сложный. Появляется задумка, затем план подготовки спектакля, который должен быть утвержден директором театра Владимиром Шагиным.

После этого режиссер с директором распределяют роли, балетмейстер и хормейстер назначают балет и состав хора. Выходит даже соответствующий приказ о том, какой спектакль начинает готовиться, и какие артисты будут в нем задействованы. Даются задания постановочной группе, в которую входят самые главные создатели внутреннего, невидимого для зрителя театра: художник по костюмам Н. Убрятова , костюмеры, дирижер Н. Сильвестров, балетмейстер Л. Цветкова, сценограф А. Штепин. Включается таймер до назначенного дня премьеры.

Театр – живой дышащий каждой своей клеточкой организм. В течение долгих недель снимаются мерки, закупается ткань для пошива костюмов. Прежде чем костюмы начнут изготавливать, художник делает эскизы, которые в свою очередь утверждает опять же директор театра. Идет кропотливая работа по пошиву нарядов индивидуально для каждого солиста, участника хора и балета. Огромное количество людей готовят не только одеяния героев, но и обувь. Прорабатываются прически героинь. Готовится реквизит, будь то бутылка для вина, из которой будет пить герой оперетты, или фрукты в корзинах для праздничного пира героини. Все это изготавливается вручную.

Декорационный и монтировочный цеха в это время заняты разработкой декораций, их изготовлением, расстановкой по сцене. Актеры в свою очередь проводят время в разучивании музыкальных партий. Оркестр во главе с дирижером разучивает музыку. Артисты балета под руководством балетмейстера – танцы. Затем начинается непосредственная работа со сценарием: прочтение либретто с режиссером. Вавилов как учитель ставит задачу перед актерами, которые должны прожить определенную роль на сцене. Когда каждая отдельная частичка этого гигантского механизма, состоящего из человеческих фантазий, рук, голосов, движений, подготовится к своей миссии, начинаются общие прогоны спектакля, где все встает на свое место, складываясь в удивительную картинку. Это происходит уже в последние дни перед премьерой. Примечание: работает не одна группа артистов, а сразу два отдельно сгруппированных состава, в которые входят совершенно непохожие по своим образам артисты, играющие одинаковые роли по-разному. Эти два коллектива по очереди отрабатывают свои репетиции с режиссером, работающим буквально на износ.

Перед последними репетициями целые часы уходят на создание индивидуальных причесок, накладывание грима. Последние репетиции проходят в самых напряженных условиях. Впервые надевшие свои костюмы артисты подстраивают танцевальные движения с балетом и хором. Здесь же начинается выстраивание очень важного элемента – сценического освещения. Десятки людей носятся по сцене с реквизитом и декорациями, тут же распеваются солисты, разминаются танцоры, и неустанная уборщица сцены после каждого отрепетированного действия натирает пол до идеального блеска. Вот итог, начинается генеральная репетиция. Из бесконечных коридоров и гримерных музыкального театра за кулисами собирается весь этот коллектив. «Всем добрый вечер! Начинаем репетицию», - командует режиссер. Секунды для сборов. Взмах дирижерской палочки, первые фанфары, нарастание музыки. По команде помощника режиссера открывается занавес. Долгожданное рождение спектакля свершилось. Это то же что премьера. Хотя, здесь еще артистам можно совершать ошибки, которые беззвучно, по ходу действия, исправляет режиссер. Во время спектакля же любая ошибка исключена. Такова высокая цена успеха. Несколько изнурительных часов работы на одном дыхании. «Всем спасибо. Репетиция закончена», - только после команды режиссера все могут спокойно вздохнуть. Они готовы.

Как «Марица» состоялась

Культурный, а точнее, театральный Иркутск первого и второго марта был озабочен далеко не выборами. Многообещающая премьера оперетты «Марица» состоялась именно в эти радостные первые дни долгожданной весны. Обрадованные предстоящей премьерой и солнечными теплыми денечками зрители заполоняют зал. Про яблоко, которому бывает негде упасть, даже говорить не приходится. Невиданные аншлаги! После третьего звонка оживление прекращается. Музыка Имре Кальмана завораживает с первых мгновений. Открывается занавес. Здравствуй, «Марица»!

В свое имение приезжает богатая вдова Марица. В исполнении Любови Поляковой и Юлии Пихтиной – это две совершенно разные графини. Сопровождающие ее друзья и слуги готовятся к празднику, Марица собирается обручиться с неким Коломаном Зупаном. Атаковавшие ранее красавицу с завидным приданым женихи остаются ни с чем. Больше всех расстроен князь Мориц Эстергази. Правда, он не теряет надежды, не упуская любой возможности поволочиться за графиней. Этого самодовольного и хамоватого аристократа очень обаятельно играют Владимир Яковлев и Вячеслав Варлашов. В противовес этому герою – Тассило Мадач (роль которого исполняют Александр Айдаров и Евгений Алешин), обедневший граф, вынужденный ради своей сестры Лизы (актрисы Александра Гаращук и Светлана Лунюшкина) устроиться управляющим в имение Марицы.

Стрелы Купидона не могли не попасть в двух этих людей. С первой встречи Марицы и Тассило это становится понятно героям и зрителям. Тем более, что всевидящая цыганка Аза (Людмила Борисова и Вера Щепеткина) уже сделала свое предсказание. Казалось бы, что счастье совсем близко, ведь мы узнаем, что жених Коломан всего лишь хитроумная выдумка Марицы, уставшей от бесчисленных кавалеров. Но не тут то было, человек по имени Коломан Зупан оказывается существующим в реальности несуразным «ослом 585 пробы», знатным владельцем свинофермы. Он уже всерьез настроен поделиться с Марицей не только своей нежностью, но и обожаемыми им свинками. А тут еще происки и козни князя Морица сделали свое дело, разрыв становится неизбежен. Великий классик говорил о том, что «и крестьянки любить умеют». А уж графини-то и подавно. Но любовь Марицы – это любовь простой женщины. И высокое чувство благородного Тассило не может покинуть его сердце. Конечно же, их ждет счастливое соединение вопреки всему. Потому что любовь способна победить все. Отдельно хочется отметить блестящую игру Елены Бондаренко, ее героиня, княгиня Божена, приходящаяся тетушкой Тассило, никого не может оставить равнодушным. Для этой энергичной женщины просто не существует преград.

Прекрасные герои, прекрасные актеры. Гениальная, волнующая венгерско-цыганскими мотивами музыка Кальмана. В этой музыке – вся жизнь героев и их поступки. Премьера прошла блестяще. Да здравствует «Марица»!

Марина Абдуллина, фото Елены Аносовой и Марины Абдуллиной

Авторский вариант текста. В сокращенном виде статья опубликована в еженедельнике "Пятница"

Артур Скальский

© Babr24.com

КультураИркутск

22604

09.03.2008, 16:26

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=43925

bytes: 8409 / 7623

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

2504

19.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5587

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5261

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11001

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11184

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

6688

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

20139

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14031

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

21320

01.03.2024

Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями

Театральный зритель – создание терпеливое. Особенно когда дело касается фанатичной и безальтернативной преданности любимому театру. Однако любому терпению приходит конец, тем более если объект симпатии проявляет не простое равнодушие, а разбавляет его некомпетентностью и высокомерием.

Филипп Марков

КультураСкандалыИркутск

23022

28.02.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Дети», мастер-класс «Миска-сердце» и концерт «Весна-Джаз»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 27 февраля по 3 марта в Иркутске пройдут концерты, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15438

26.02.2024

Премия «Сезар»: триумф «Анатомии падения»

Вечером 23 февраля в парижском концертном зале «Олимпия» состоялась 49‑я торжественная церемония вручения Национальной кинопремии Франции «Сезар». Своих счастливых обладателей нашли 24 статуэтки, не считая почётных премий.

Филипп Марков

КультураМир

6774

24.02.2024

Лица Сибири

Кузаков Дмитрий

Рассолов Константин

Вержуцкий, Борис

Григорьев Михаил

Девицкий Эдуард

Иванов Геннадий

Апрелков Николай

Кутявин Роман

Евтушенко (Гангнус) Евгений

Калабин Геннадий