Валентина Рекунова

© "Конкурент" приложение к ВСП

ИсторияИркутск

3239

01.07.2007, 17:18

Приют последний

Во второй половине пятидесятых годов прошлого века Иркутск полнился слухами о летающих стульях, примусах и утюгах в одном доме неподалёку от снесённого Иерусалимского кладбища.

Власть, конечно, успокаивала, но стулья, примусы и утюги продолжали летать – до тех самых пор, пока хозяева не съехали. А соседи долго ещё обходили злополучный дом, в фундамент которого из экономии заложили могильные плиты.

Пляски на погосте

Иркутское Иерусалимское кладбище, официально закрытое в конце девятнадцатого столетия, разрушалось исподволь, а с 1932 года уже прямо уничтожалось с «благословения» городского Совета, принявшего на этот счёт специальное решение. Выполнять его, правда, не очень спешили, и не только по причине нехватки средств — всё-таки запрет распахивать кладбища с давних пор был прописан в российском законодательстве, а отчасти и в русском сердце. Именно отчасти – «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу» во всякую пору оставалась уделом не очень многих людей.

На Иерусалимском сначала разорили его самую древнюю часть и поставили там парашютную вышку. Потом был небольшой перерыв, во время которого и созрела идея сделать подарок к сорокалетию Октябрьской социалистической революции. Действительно, к лету 1957 года война с памятниками и памятью завершилась, и кладбище стало местом увеселений, с вывескою у входа «Центральный парк культуры и отдыха».

Иерусалимское кладбище, конечно же, не единственное в историческом городе под названием Иркутск. Параллельно с Иерусалимским зарождались и исчезали другие: лютеранское (на скрещении нынешних улиц Ленина, Тимирязева, 3 Июля), Знаменское, Ремесленно-Слободское, Военное... У них у всех общая судьба, но наиболее ярко проявилась она в Иерусалимском кладбище — самом старом, самом большом и самом демократичном, объединившем православных с католиками, лютеранами, иудеями.

Проступающие имена

Священники и летописцы Карамзины, купцы-меценаты Сибиряковы, Малковы, Белоголовые, Ланины, Мичурины, Аксеновы, Балакшины, Саватеевы…

Здесь, в приюте последнем, они, при жизни разделённые по убеждениям, по национальному, религиозному признаку, соседствовали дорожками, обходясь без заборов и перегородок. Газетная площадь не располагает к спискам-перечислениям, но 100 – 120 тысяч затоптанных нами сограждан вправе быть представленными хотя бы десятком имён:

Михаил Петрович Петров, мастер-печатник первой иркутской типографии.

Алексей Фёдорович Красавин, генерал-майор, герой Бородино.

Константин Петрович Трапезников, купец-меценат, городской голова.

Пётр Ильич Пежемский, летописец и художник.

Владислав Андреевич Кудельский, архитектор, автор проекта Князе- Владимирской церкви, особняка Колыгиных (ныне Дом офицеров).

Руф Петрович Кельберг, председатель Общества врачей Восточной Сибири.

К.Н.Симберг, начальник работ по строительству Кругобайкальского участка железной дороги.

Алексей Иванович Кузнецов, архитектор «Гранд-отеля» («Родник») и особняка М.Д.Бутиных (Дом актёра).

В.Ф.Савицкий, тюремный смотритель, на памятнике которому было начертано: «Справедливому начальнику от признательных каторжников».

М.А.Гаевская, первая иркутянка-библиотекарь…

Само присутствие в жизни города таких людей предполагало существование общества – а значит, известной силы, с идеалами и традициями, с уважительным отношением «к отеческим гробам». Такая сила, безусловно, была, она стояла у власти или в непосредственной близости к ней и достаточно многое определяла.

Увенчанный Венцелем комитет

В 1877 году Иркутская городская дума утвердила для Иерусалимского кладбища новый порядок. По нему при кладбищенской Входо-Иерусалимской церкви организовывалась специальная артель, за которую отвечал смотритель. Он, в свою очередь, подчинялся попечителям кладбища – избранным думой уважаемым людям. Упорядочивалось и обустройство домовин. Даже очень бедные люди получали возможность достойного погребения за 1 рубль. А при известном достатке за 10-15 рублей заказывалась домовина с выкладкой кирпичом, побелкой и наложением сверху каменных плит. Спустя одиннадцать лет городская дума снова вернулась к Иерусалимскому, и новый, усовершенствованный порядок позволил не только содержать караул и артель, но и образовать капитал для лучшего обустройства последнего приюта иркутян.

Но прекрасно запущенный механизм то и дело срывался невежеством исполнителей, иркутские газеты писали и о пьяненьких смотрителях, и о коровах, поедающих дёрн на могилах. Хватало и вандализма; на кладбищенской тропке расходились с законом, совестью, даже и ограждение пускали на дрова. В 1858 году в Иркутске создан был специальный кладбищенский комитет из представителей всех сословий во главе с губернатором города генерал-лейтенантом Карлом Бургартовичем Венцелем. Стараниями властей и лучших представителей общества расчищались кладбищенские дорожки, поправлялись заборы, возводились часовни – и всё-таки энтузиасты часто были бессильны против равнодушия большинства. Так что советское время лишь подвело под него идеологическую подкладку.

Иерусалимское кладбище считают самым старым в Иркутске, хотя возникло оно спустя сто с лишним лет после основания города. При этом имея в виду уже собственно кладбища, в современном значении этого слова. А до их появления долгое время хоронили в церковных дворах. Однако с ростом населения все погосты переместились на окраины. Особенно к этому подтолкнули опустошительные эпидемии.

Однако, удаляясь от церковных дворов, кладбища оставались по церковному ведомству. Смотреть за ними священнослужителям было всё трудней, и городовое положение 1870 года передало содержание кладбищ местному самоуправлению.

В Иркутске последней трети девятнадцатого столетия были светлые городские головы, терпеливо, умно проводившие элементы культуры во всё, начиная с устройства кладбищ. Власть при этом действительно опиралась на общество, выражая его интересы и, естественно, получая поддержку снизу. К сожалению, зарождающаяся традиция была прервана и, на мой взгляд, далека ещё от возрождения.

Иркутск много больше теперь, чем в девятнадцатом веке, и, конечно, разрозненней. Идея союза всех слоёв населения, так искусно употреблённая городским губернатором Венцелем, к сожалению, не воспринята ныне.

Неупотреблённая власть

Конечно, в Иркутске живут потомки тех, кто «покоится» на Иерусалимском кладбище. Голос крови взывает, и время от времени появляются исторические исследования, очерки, проекты мемориального обустройства. Но публикации так же разрозненны, как и авторы, что уж тут говорить о содружестве с властью. В 2001 году доктор исторических наук Александр Дулов выдвинул проект обустройства бывшего Иерусалимского кладбища — и спустя пять лет идея эта овладела-таки властью. Летом прошлого года был представлен план предстоящих работ, а весной 2007-го началось обещанное ландшафтное проектирование, со срезкой старых деревьев, прокладкой новых аллей. И в рамках этих обсуждённых с общественностью работ на Иерусалимском уничтожается последнее, что ещё оставалось, — рабочие ведь не лопатой копают, и историки рядом с ними не стоят, не объясняют, что среди старых деревьев, предназначенных к вырубке, есть могильные плиты. Обследование, проведённое в 1990 году, выявило двадцать таких плит; ещё осенью прошлого года библиотекари «Молчановки» Лидия Афанасьевна Казанцева и Алла Захаровна Скаллер неподалёку от памятника Михаилу Загоскину нашли могильную плиту купчихи Медведниковой. В июне этого года два дерева, прикрывавшие эту плиту, срезаны как больные и старые, и при этом повреждена плита. Второй заход «ландшафтных дизайнеров» она вряд ли переживёт.

Фото этой плиты, вдавленной в землю, долго не получалось, и моя спутница, иркутский экскурсовод Галина Владимировна Майорова, склонившись, бережно расчищала надпись: «Дарья Алексеевна Медведникова, купеческая жена. Скончалась в День Ангела 19 июня 1853 года, прожив по совести 73 года». Молодые люди, проходившие по дорожке, поглядывали удивлённо, но потом «догадались» и понимающе улыбнулись:

— Червей копает…

Автор благодарит за предоставленный материал отдел краеведческой литературы и библиографии областной библиотеки им. И.И.Молчанова-Сибирского.

Валентина Рекунова

© "Конкурент" приложение к ВСП

ИсторияИркутск

3239

01.07.2007, 17:18

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=38716

bytes: 8157 / 8122

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Валентина Рекунова.

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

Глазковский некрополь: нерожденное дитя иркутской мэрии

Сколько их, невыполненных обещаний от мэрии, таится в глубинах памяти жителей Иркутска! Малые и великие идеи гордо озвучиваются властями в период выборов и приезда высоких гостей из Москвы, но привычно забываются, как только дело доходит до реальной работы.

Глеб Севостьянов

ИсторияКультураПолитикаИркутск

47475

30.11.2023

Здравствуй, Кобзев, Новый год! С чем поздравляли Иркутскую область?

27 сентября чиновники, кому не лень, поздравляли население Иркутской области с ее 87-летием. Странный возраст, если учесть, что областной центр исчисляет свою летопись веками.

Георгий Булычев

ИсторияПолитикаОбществоИркутск

47794

28.09.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

14148

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

21225

28.06.2023

«Энергия преобразований» – история семьи Николая Курбатова, учредителя знаменитых иркутских бань

Накануне в сети был размещен новый выпуск проекта «Энергия преобразований». На этот раз видеоролик посвящён истории семьи Николая Курбатова, построившего в конце XIX века знаменитый банный комплекс на Цесовской набережной города Иркутска со своим компаньоном Григорием Русановым.

Соня Ломачевская

ИсторияНедвижимостьИркутск

5808

16.05.2023

Блогнот. Как «закалялась» сибирская нефть в годы войны под руководством Андрея Трофимчука

Продолжаю рассказывать об академиках и ученых в рубрике #людинск. Фамилию сегодняшнего героя вы наверняка слышали, но вряд ли знаете обо всех его заслугах перед Новосибирском и страной в целом. Андрей Алексеевич Трофимук родился в 1911 году в бедной белорусской семье.

Анна Леро

ИсторияНаука и технологииГеоНовосибирск Иркутск Красноярск

8930

09.05.2023

Викторины на Бабре. Ледокол «Ангара» в событиях и фактах

В телеграм-канале «Иркутск. Дальше некуда» завершился цикл викторин, посвящённых знаменитому ледоколу «Ангара». Сегодня мы подведём итоги и кратко расскажем про иркутскую достопримечательность.

Анна Амгейзер

ИсторияКультураОбществоИркутск

18705

07.02.2023

Блогнот. Иркутск - очень красочный пример воспроизводства профессионального потенциала руководителей

Специфику воспроизводства профессионального потенциала руководителей органов местного самоуправления интересно рассматривать на примере конкретных городов. Очень красочным примером является Иркутск. Конец прежней эпохи борьбы за место градоначальника в Иркутске можно определить 2005 годом.

Владислав Шиндяев

ИсторияПолитикаИркутск

20107

20.01.2023

Бои в Иркутске: те, что были. И те, что могли быть

Видимо, памятник «Борцам революции» в Иркутске – окончательно всё. Пресс-служба регионального Следкома сообщила, что он затеял проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

16726

26.10.2022

«Крыловщина»: первый рейдерский захват в Иркутске

Когда к Иркутску подошел Московский тракт, это был один из главных сибирских городов. Население насчитывало уже около 9 тысяч человек. Очень много по сибирским меркам. И главные тут – купцы, потому что основным двигателем развития города являлась торговля. А вот помещикам откуда взяться?

Камиль Фахрутдинов

ИсторияИркутск

9252

09.09.2022

История Иркутска. Что за фамилия такая – Похабов?

Вне зависимости от того, чье первенство в основании Иркутска признавать, фамилия что у Ивана, что у Якова была одинаковая – Похабов. Каково же ее происхождение? Cлово «похаб» в словаре Владимира Даля имеет преимущественно негативную окраску: «м. церк. юродивый, дурень.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

7512

28.06.2022

«Великое земли трясение в Ыркуцке»: было и намного жестче

Многих тревожат вроде как участившиеся в Иркутске землетрясения. А ведь они всегда беспокоили его жителей. Происшествия нынешнего и прошлого века более-менее на слуху, но ведь земля дрожала и до того.

Камиль Фахрутдинов

ИсторияПроисшествияИркутск

8603

09.06.2022

Лица Сибири

Красовский Григорий

Филиппенко Илья

Селедцов Евгений

Рассолов Константин

Пашинский Сергей

Дубас Анатолий

Филичев Михаил

Никитин Анатолий

Монахов Евгений

Петров Валерий