Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

КультураИркутск

4490

16.02.2007, 12:18

Борис Лагода: Моя любимая ненавидимая оперетта!

На сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М.Загурского полным ходом идут репетиции. Работает с артистами режиссер, чье лицо не назовешь уж очень знакомым. И все же известно: он приехал к нам на постоянную работу. Это сразу вызывает интерес - надолго ли, с какими замыслами и т.д. Знакомимся: Борис Лагода, 42 года, женат…

Актер плюс режиссер

- Борис Борисович, вы уже бывали в нашем театре и труппа вам знакома?

- Года три назад я поставил на этой сцене спектакли «Пенелопа» и «Мистер Икс». Так что незнаком только с теми, кто за это время пополнил труппу.

- Сейчас вы приехали с конкретной внутренней задачей?

- Я приехал, во-первых, насовсем, надеюсь. Я приехал с семьей и больше не планирую никуда выезжать. Выезд на постановки - не в счет, это право остается за мной, пока приглашают. Приехал я из Иваново, а вообще послужной список большой. За плечами Криворожский театр музыкальной комедии, где я начинал работать главным режиссером, потом - Новосибирский театр музыкальной комедии, тоже главным режиссером; потом был худруком и главным в Белорусском государственном музыкальном театре - в течение пяти лет, потом - директором и художественным руководителем Театра оперетты Урала; главным режиссером Ивановского музыкального театра… Ну и, естественно, - постановки: от Магадана до Гродно, то есть - по всей стране.

Родной город - Гродно и, пожалуй, Минск: я из Белоруссии. Там и учился - тот вуз, где я получал диплом актера театра драмы и кино, назывался Белорусский государственный театрально-художественный институт. Одна из лучших актерских «конюшен» Советского Союза. Потом - в ГИТИСе, уже заочно, получал профессию режиссера музыкальных театров.

- Актерский стаж у вас есть?

- Разумеется! Актер - моя первая профессия, с которой я пришел в первый мой театр - гродненскую драму. И в дальнейшем, в процессе уже режиссерской работы, то и дело приходилось заменять заболевших или отсутствовавших артистов. Так что ролей переиграл огромную массу, и сегодняя в хорошей форме. Могу на сцену выходить.

Парадоксы и ляпы вокруг оперетты

- Борис Борисович, есть у вас любимый жанр в музыкальном театре?

- Когда я писал сочинение при поступлении в ГИТИС (тогда он уже стал называться РАТИ), взял себе тему «Как я ненавижу оперетту». Один из преподавателей мне так и сказал: впервые вижу такого идиота, который, поступая на режиссуру музыкального театра, пишет сочинение о том, как он это ненавидит.

А я просто всегда очень любил мюзикл, тем не менее снискал себе репутацию человека, который хорошо ставит классическую оперетту - правда, в современной интерпретации. Конечно, это не значит, что граф Н. должен ездить на велосипеде с алмазным пером в заду, - просто я трактую это с позиций сегодняшнего дня. Я делаю массу переработок - переписываю либретто классических оперетт, мюзиклов. Не то что подгоняю материал под себя - убираю все эти кухонные доморощенные натяжки 30-х годов, от которых зрителю сегодня уже и не смешно - они воспринимаются только как ляпсусы.

Я стараюсь подавать оперетту так, чтобы она была интересна сегодняшнему зрителю. Во-первых, это прежде всего красивая музыка, красивые дуэты, развернутые финалы и так далее. Но, как правило, даже таким авторам, как Штраус и Легар, не всегда везло с либреттистами. И потом, у каждой оперетты существует несколько версий, написанных в разные годы - в 30-е, 40-е, 70-е, и в этих изысках допускается масса всевозможных ляпов. Исторический, даже военно-политический срез, этикет, светские правила - все это нужно учитывать. И, оставляя музыку такой, как она написана композитором, надо непременно убирать все глупости либреттистов. Вот и этим занимаюсь: привожу в порядок диалоги, затачиваю конфликты, чтобы сюжет воспринимался интереснее.

Как поставить за рубль, чтоб смотрелось как за доллар?

- Чем вас привлек Иркутск, что вы избрали его местом жительства? Чем привлек наш музыкальный театр?

- В Сибири я уже жил, Сибирь люблю, люблю народ - свободолюбивый, широкой души, широкой натуры. Чем-то сибиряки схожи с белорусами. На Урале народ тяжелый, кстати, с ними я не сошелся духовно. А почему именно Иркутск? Я считаю, сегодня в России осталось два приличного уровня музыкальных театра - в Ростове и Иркутске, если брать только периферию, Москва и Питер не в счет. В Ростове тяготеют к таким жанрам, как опера и балет, и ориентация больше на запад, а иркутский из всех театров, исповедующих любовь к мюзиклу, оперетте и музыкальной комедии, - это самый мощный театр, который остался в стране.

Каждый режиссер мечтает выполнять свою прямую работу - ставить спектакли. Но без нормального финансирования это невозможно. И очень важно, когда для воплощения своего замысла ты можешь получить достойную смету на постановку спектакля. Конечно, бывало в моей жизни много раз, когда я делал спектакли на 5 тысяч долларов, которые смотрелись на 70 тысяч, - в том же Минске. Как это удается - вопрос другой. Но невозможно постоянно сидеть на мели и на голом столе делать блестящее шоу. От этого устаешь, начинается моральная деградация, и в отношении к профессии снижается планка. Потихоньку чувствуешь, что начинаешь на это смотреть сквозь пальцы. Нет актеров, нет балета - ну и ладно! Поэтому задерживаться, скажем, в таком городе, как экономически слабый Иваново, - это малоинтересно.

Поэтому при первой возможности, - а мы с Владимиром Константиновичем Шагиным договорились еще в прошлом году, - я отправил контейнер, сел с женой и сыном в самолет и прилетел в Иркутск.

На музыкальную сцену придут Гоголь и Шекспир

- Хотели бы вы что-нибудь изменить в этом театре? Пополнить, скажем, труппу? Что хотите поставить?

- Труппу надо пополнять в любом случае, и слава богу, что этот процесс здесь идет. Вопрос второй - у меня есть ряд своих предложений по репертуару, я буду их вносить на обсуждение руководству. Хочется сделать ряд авторских работ, которые не ставились нигде. Они написаны специально для театра. Это «Ночь перед Рождеством» - мюзикл по Гоголю, потому что скоро ожидаются два юбилея: 150 лет со дня смерти Гоголя и 200 - со дня его рождения. Это современный материал - музыка в украинской стилистике и текст на суржике (это смесь русского и украинского). Так и Гоголь писал, это его язык. Уже готово либретто и практически вся музыка - 26 оригинальных номеров.

- Вы этой смесью языков владеете в совершенстве?

- Я знаю русский, белорусский, польский, украинский. Я родился в западной Белоруссии и уже в детстве успел выучить три языка.

Готовятся к постановке и другие произведения: пишется рок-опера по Шекспиру «Сон в летнюю ночь»: опять же либретто написано, музыка создается. Ее пишет мой друг, очень хороший белорусский композитор Андрей Зубрич. Он работает для кино, для эстрады, для театра - закончил нашу консерваторию, был рок-музыкантом. У него сейчас будет постановка в академическом театре Янки Купалы, где он параллельно работает. То есть это очень интересный, толковый музыкант, и работы его - не два прихлопа-три притопа. Хорошая, интересная музыка, очень стильная, мелодичная, где-то смешная.

«Биндюжник» и «Разбитое зеркало»

- На молодость вашего поколения пришелся пик популярности рок-опер… Чем для вас сейчас эта любовь обернулась?

- Как я уже говорил вначале, я очень люблю мюзикл. В Новосибирске я поставил «Биндюжник и король», совместно с Журбиным. Мы познакомились и подружились с ним, когда он в первый раз приехал из Штатов в Россию, после чего он предложил мне постановку рок-оперы «Разбитое зеркало». Она лишь однажды ставилась в Питере и после того нигде не шла. И у нас была постановка в Новосибирске с Игорем Гриневичем, знаменитым главным художником новосибирской оперы. Это был оскошный спектакль, очень мощный, театр с этим спектаклем пригласили потом в Мадрид и Барселону…

Со временем я понял, что мы должны стремиться к многоплановому репертуару. Театр должен быть многоликим, многогранным. Но лицо театра должно быть индивидуальным, - а значит, надо не бояться экспериментировать. А то, что надо охватывать все категории зрителей, - кажется, бесспорно, и с такой же любовью, с какой ставишь классическую оперетту, можно ставить и советскую музыкальную комедию. Почему не поставить, скажем, «Цирк зажигает огни» Милютина? Кстати, я уже начал писать новое либретто, убрав устаревшие конфликты.

Дон Жуан оказался женщиной

- С какого спектакля вы начали работу в иркутском театре?

- С первого дня приезда у меня начались репетиции «Дон Жуана в Севилье» Марика Самойлова. У Марка Самойлова нынче юбилейный год - ему скоро 70 лет, а этот его материал ни разу не ставился на иркутской сцене, поэтому мы с удовольствием приступили к нему. «Дон Жуан в Севилье» - первое произведение, с которого Марик стал знаменитым. Первая постановка была в Иваново. Помню, в Москве, куда ивановцы привезли спектакль на гастроли, они произвели фурор. И видимо, пришло время этому материалу появиться здесь: это весьма интересная и достойная работа, очень музыкальная. История интересна тем, что Дон Жуан в спектакле - женщина, так написано у Алешина.

- Женщина? Это что-то новое!

- Автор придумал такую историю. Есть масса версий - Леси Украинки, Пушкина… Я ставил балет на этот сюжет - и нашел либретто, где Карлос и Лаура были детьми Командора и Донны Анны.

- Вы ставите и балетные спектакли?

- Не столько балет, сколько танцы. Танцы - да, ставлю. Сейчас ставлю своим актерам бои, например. Нас хорошо учили: советская актерская школа - мощная школа.

- Когда ожидается премьера вашего «Дон Жуана»?

- Премьера будет 9, 10 и 11 марта.

- Еще несколько слов об этом. Кого мы увидим в главных ролях?

- В спектакле занята чуть ли не вся труппа, за редким исключением. В главных ролях зрители увидят Аню Рыбникову, Александру Гаращук и Нину Панченко (Дон Жуан), Вячеслава Варлашова и Александра Айдарова (Командор), и дальше - все по списку: и Лена Бондаренко занята, и Николай Иванович Хохолков занят, и Николай Мальцев… Оформляет все это художник Алексей Тарасов. Людмила Цветкова - балетмейстер, дирижер - Ефремов. Мы уже сделали эскизы костюмов и декораций. Костюмы будут максимально по эпохе - из испанского средневековья, а декорации - достаточно условными. Воссоздать эпоху до мелочей невозможно, да и не нужно, иначе пришлось бы вспомнить платья с клопами и прически, которые не расчесывались неделями.

Соответствовать планке!

- Был ли у вас опыт оперных постановок?

- Да. Причем комические - это понятно, но из серьезных я поставил оперу Молчанова «А зори здесь тихие» в театре города Иваново, за что и получил губернаторскую премию. Это был хороший спектакль на хорошем материале, девочки работали замечательно. Я уж сознаюсь, что Молчанов написал эту оперу за две недели! Ему позвонили из ЦК и сказали: нужна! срочно! К празднику Победы!.. И он написал - некоторые темы из оперы, я слышу, стали известными, популярными…

- Вы приехали в качестве режиссера, но в театр одновременно будут приглашаться на постановки и другие режиссеры. От этого ваше положение как-то будет зависеть?

- Я не главный режиссер, но самая важная функция остается неизменной: моя забота - это подготовка артистов; я должен требовать от труппы творческую трудовую дисциплину, делать вовремя необходимые вводы, качественно ставить свои спектакли и контролировать общий творческий уровень. И при этом ставить качественные спектакли, обогатить репертуар. Труппу пополнить было бы замечательно, пополнить группу музыкантов, мужской балет, мужские голоса…

Словом, я приехал работать, а не халтурить. Главный ты или худрук, ты - единственный штатный режиссер, и, как тебя ни назови, твоя задача - держать все в нормальных руках и требовать от труппы каждый день соответствия высокой планке.

Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

КультураИркутск

4490

16.02.2007, 12:18

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=36051

bytes: 11660 / 11611

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Любовь Сухаревская.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

7014

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9368

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8992

19.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6116

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5874

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13186

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11646

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7332

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22364

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16233

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24745

01.03.2024

Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями

Театральный зритель – создание терпеливое. Особенно когда дело касается фанатичной и безальтернативной преданности любимому театру. Однако любому терпению приходит конец, тем более если объект симпатии проявляет не простое равнодушие, а разбавляет его некомпетентностью и высокомерием.

Филипп Марков

КультураСкандалыИркутск

26343

28.02.2024

Лица Сибири

Орноев Владимир

Демиденко Ольга

Семенов Бато

Корнилов Николай

Откидач Александр

Таевский Андрей

Быков Анатолий

Григоров Антон

Платонов Леонид

Бугай Антон