Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

КультураИркутск

4399

06.12.2006, 18:34

Николай Мальцев: Твоя душа — в каждой роли!

Заслуженный артист России отпраздновал 50-летний юбилей.

Его бархатистый тембр всегда различишь, в том числе среди профессионалов с их хорошо поставленными голосами. Если даже костюм и грим изменят его внешность до неузнаваемости, его баритон можно услышать и в классической оперетте, и в рок-опере, и в современном мюзикле. И в каждом своем спектакле, в каждой роли он заметен, потому что умеет создать не проходной образ, а — живой, полный человечности, психологизма, юмора! Солист театра, заслуженный артист России Николай Мальцев — один из самых востребованных артистов Иркутского музыкального театра им. Н.Загурского. 27 ноября друзья, родные, коллеги поздравили его с 50-летним юбилеем. Думаю, к ним виртуально присоединятся сотни и сотни поклонников и просто зрителей.

Незадолго до его круглой даты мы встретились с юбиляром в Доме актера и поговорили о том, что стоит за каждодневным, видимым для зрителя праздником театра. Праздником, который создают режиссер, художник, музыкальный оформитель и, конечно же, они — артисты.

— Николай Петрович, оперетта и другие спектакли музыкального театра считаются легким жанром. И тем не менее в вашем репертуарном списке немало ролей не просто ярких, но психологически наполненных. Какие работы стали для вас самыми интересными, может быть, и сложными, которые не давались и над ними приходилось много работать? Может быть, самыми дорогими?

— Роли все дорогие, просто — каждая по-своему. Независимо от того, главная это роль или небольшой эпизод, ведь в каждую вкладывается душа. Просто есть роли этапные… Это, может быть, как первая любовь, — потому больше помнятся. Так вот, самая первая — после того, как я уже окончательно связал свою судьбу с иркутским театром, — самая первая роль здесь, на иркутской сцене, — уже не ввод, а настоящая первая роль, — это роль принца Фа в спектакле «Принцесса из Марьиной рощи». Это такая экзотическая советская сказка — веселая, по-своему трогательная… Мой персонаж — принц зеленоватого цвета…

— Как зеленоватого? Инопланетянин, что ли?

— Зеленый — в буквальном смысле. Я красился в зеленый цвет! Так придумали постановщики — такой у него был цвет кожи. А имя у него было — Фа. У многих, наверное, моя первая роль в памяти осталась надолго, к тому же этот наш спектакль шел так долго. Показывали его на выезде, в совершенно не приспособленных для этого декорациях. Мы возили с собой единственный предмет из реквизита — пальму, она там в спектакле всячески обыгрывалась… Так вот, благодаря этой роли режиссеры увидели меня в амплуа простака. И стали давать мне простаков, одних простаков…

— Но это же не совсем ваше!?

— Да, по фактуре, по голосу — баритону, который сейчас к басовитости пошел, а тогда был немножко повыше, — я не очень подходил к этому амплуа. Тем не менее все, что тогда предлагалось, — были роли простаков: Янко в «Последнем чардаше», Стефан в «Цыганском бароне»; в «Баядере», в «Принцессе цирка»… Но я работал, и это нравилось режиссерам, нравилось, видимо, и публике.

А из самых первых значимых героических ролей была роль Теодоро в спектакле «Собака на сене» — тут уже пришлось побороться с ролью, в частности с вокальной партией. Было сложновато, в первую очередь, по музыке (это был не Гладков, а другой автор, партия — более сложная)… Был и такой спектакль, где мне достался лирический герой — Марчелло в комедии «Комедианты». Там в конце истории мой герой вообще погибал — вот там-то и появился такой драматизм, такая зацепка на будущие работы. Потом Владимир Янковский поставил «Браво, мама!»…

— Там у вас женская роль — мама Агата…

— Да. И вместе со мной эту роль репетировал Леша Городецкий, у которого голос — дай Боже! Но поскольку там нужно было не просто петь, но и что-то играть, — ему показалось это тяжело, и он от роли отказался. «Браво, мама!» требует классического оперного пения, и я понимаю, что большой знаток и ценитель нашел бы какие-то недостатки в моем исполнении, но поскольку театр у нас такой синтетический, то отсутствие большого оперного голоса в подобных спектаклях мы восполняем игрой, актерством.

— Но, как я понимаю, вам хотелось сыграть что-то другое…

— Актер музыкального театра всегда мечтает «о чем-то таком». Всегда хочется доказать, что вот и это ты умеешь…

— …и тут в вашем театре решили поставить первую рок-оперу. Это была совместная постановка главного режиссера вашего театра Натальи Печерской и руководителя «Пилигримов» Владимира Соколова. Это был, конечно, счастливый выбор — взять в репертуар такую вещь.

— Да, в театре наступила новая эпоха: поставили спектакли «Юнона» и «Авось», потом «Иисус Христос — суперзвезда», потом — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»… Новый этап! Правда, на первых порах никто об этом не догадывался.

— «Юнона» — это был выбор Печерской?

— Мы теперь говорим — так сошлись звезды… Мы с Натальей Владимировной и по возрасту недалеки, и по восприятию. Это была музыка нашей юности. Мы узнали ее в 1982 году, когда «Юнону» только выпустил «Ленком», но на периферии такое ставить было нельзя… Но — как хотелось!

— В вашем театре, я знаю, тоже поначалу было не совсем однозначное отношение к новым рок-операм, но они так долго держатся в репертуаре, и их так любит публика… Это тоже, наверное, не случайно?

— Просто они добротно сделаны! И сначала действительно было настороженное отношение, был определенный риск, ведь мы впервые брались за такую работу. Считалось, что такого рода вещи уместны только в столичных театрах, потому что требовали иных вокальных, музыкальных возможностей. Но у нас получилось! Мы смогли! Делалось это в таком порыве, все так прониклись — мы были в состоянии эйфории. И вот «Юнона» у нас идет уже десять лет, а «Христос» отметит десятилетие в 2007-м.

В этих спектаклях мне стали давать роли, которые требовали другого, не опереточного существования. В «Юноне» это был граф Резанов, в «Иисусе» — Понтий Пилат, в следующем — Хоакин Мурьета. Так что попытка выделить какую-то роль не очень оправданна. Роли тем и хороши, что они — разные! Позднее и вовсе возникло то, что, казалось, совсем не в нашем жанре, — «Человек из Ламанчи». Это была попытка приблизиться уже к драматическому театру. И тоже интересно было работать. Что из них значимее — Дон Кихот или принц Фа? И там, и там работать интересно — вот что главное! Разве что той, главной, стала роль Резанова? Ведь именно с этой вещи, с «Юноны», театр обрел еще одну яркую грань — у нас пошли и рок-оперы, и мюзиклы… Мы ощутили себя в новом материале, мы освоились с микрофонным пением — сейчас это в порядке вещей. И в труппу к нам пришли ребята, которые поначалу не мыслили себя вне рок-музыки, и пришел к нам тот же Саша Айдаров с длинными волосами, рокер такой, который теперь героев поет…

Сейчас опять наступает новый, переломный период в истории театра. Куда двинемся дальше? И оперетту ставят, и мюзикл, и хорошие режиссеры приезжают. Было бы здорово, если бы у нас пошел, скажем, «Нотр Дам де Пари» или «Ромео и Джульетта»… Это же шикарный материал и для творческого развития труппы, и для молодежной публики, которая сначала идет на эти вещи, потом идет слушать артиста, который понравился, а потом привыкает и к театру…

— Недавно вы работали с режиссером Юрием Александровым, и он высоко оценил и вашу работу, и потенциал всей труппы. Как вам с ним работалось, что удалось взять в творческом плане?

— Нам с ним работалось очень хорошо и интересно, единственно плохо — что мало. Он так нас умел зажечь, что хотелось сделать и то, что он просит, и еще больше! Он приобщил нас к другому качеству актерского существования. Он не требовал ничего заучивать — и незаметно как-то все запоминалось само… Но — мало времени! И вряд ли режиссер такого уровня в ближайшее время к нам еще попадет. К тому же ему приходилось много работать с детьми, которые до него совсем еще не были приобщены к сцене, к серьезной работе.

— Николай Петрович, а откуда у вас музыкальные, вокальные способности? В вашей семье пели?

— Профессионально никто этим не занимался. Мы жили на Украине, в Запорожье. А тогда у нас пели часто, просто так, вечерами, сидя на крылечке. Папа очень любил петь, но пел фальшиво — со слухом у него были нелады. Мама тоже пела — по-настоящему, в народной манере. И голос хороший был, и слух. Пели и в два, и в три голоса, и получалось — не от образованности, а от природной певучести. И эта способность, думаю, передалась мне от мамы, а горячее желание петь — от папы.

— Рано отдали учиться?

— Пел я с раннего детства, учился в музыкальной школе, постоянно занимался в самодеятельности — у нас был эстрадный ансамбль. И однажды после смотра (я тогда учился в авиационном техникуме и проходил практику на заводе) мне предложили позаниматься вокалом. Я год прозанимался, готовясь, потом поступил в музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, на отделение «Актер театра музыкальной комедии»… Так круто изменилась моя жизнь.

— Вы, наверное, верите в судьбу. Потому что, как вы ни пытались стать авиационным инженером, она вас вывела в нужном направлении!

— Получается — да, верю.

— Когда вы выходите на сцену, какие испытываете ощущения? Когда ослепляет прожектор, когда дышит и смотрит на вас огромный зал?

— Нас с училища приучили: зал — это четвертая стена, и пытаться проникнуть за нее, всмотреться — нельзя! Для артиста там не должно быть конкретных людей. И даже сейчас, когда пришел какой-то опыт, я ни разу не замечал, сидит ли где кто из знакомых. Так воспитал нас наш мастер Виталий Викторович Кириллов.

— Артист музыкального театра — да, собственно, как и любого другого театра — не может позволить себе выйти на сцену с кислой физиономией. Что помогает вам отречься от неприятностей, проблем, забот, которые есть у всех нас?

— Вы знаете, какой-то механизм включается. За кулисами мы можем говорить о том, какие низкие зарплаты, обсуждать информацию о чиновниках, которых за что-то арестовали, — а на сцену выходишь — и забываешь обо всем. Так и должно быть! Ведь может быть и обратная ситуация: за кулисами только что рассказали уморительно смешной анекдот, все хохотали до упаду, а на сцену вышел — у тебя слезы на глазах, если того требует ситуация. Это уже не ты в предлагаемых обстоятельствах — это уже другой человек, тот, кого ты играешь.

— У драматических актеров бывает кошмар — текст забыл. А у вас такое бывает? Как выходите из положения?

— Разумеется, такое случается и у нас! Как мы говорим, домашний адрес начинаем петь. Причем, бывает, фразу допеваешь, а дальше — пустота, и только в последний миг в памяти всплывают нужные слова. А когда забываются напрочь — тогда начинаешь что-то сочинять. Уходишь потом за кулисы — тебе говорят: ну ты даешь! Ты сам-то понял, что спел? Бывает, ни рифмы, ничего, но по смыслу-то все правильно! Без этого в театре не обходится, отсюда вырастают веселые театральные истории — на оговорках, на импровизации.

В театре без чувства юмора невозможно. Так можно сойти с ума! И даже в самых серьезных спектаклях, я знаю, кто-то кому-то корчит рожицу, и он что-то делает на преодолении… Это же немножко хулиганская профессия. Актеры — те же дети, не случайно театральное действо называют игрой. И происходит у кого как: кто-то к выходу на сцену тщательно готовится, а кто-то мгновенно может переключиться. Вот почему нас так подкупил и Александров: у него все на чувстве юмора. Тут же все смеются, тут же и серьезное — и смотришь, пошло, пошло дело!

— Ваши любимые голоса в мировой музыке?

— Если хорошо поется, если пение трогает, если нота берется красиво, чисто и ты, иногда не зная и языка, чувствуешь, как от одного только голоса по спине мурашки побежали — вот это и нравится. А называть имена? Можно, конечно, перечислить знаменитостей, но это любой перечислит… Они и без того на виду и на слуху.

— Мечта у вас есть?

— Сейчас — даже не знаю… Одна мечта исполнилась — это была «Юнона», мечта юности. А сейчас хочется, представьте себе, стабильности: чтобы театр работал, несмотря на все реформы, от которых можно ждать все что угодно. Хочется быть востребованным актером. Хочется просто интересной работы!

Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

КультураИркутск

4399

06.12.2006, 18:34

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=34503

bytes: 12146 / 12027

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

2313

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5066

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5517

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8312

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12048

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4712

10.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: квиз «Герои звёздных дорог», спектакль «Пристань алых грёз» и концерт «Весеннее настроение»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 9 по 14 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13563

08.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Страшно смешно», спектакль «Собака на сене» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. Со 2 по 7 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и мероприятия для детей.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16530

01.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

14108

01.04.2024

Трое авторов из Приангарья стали лауреатами Национальной премии имени В.Г. Распутина

Церемония награждения состоялась 29 марта в Императорском Православном Палестинском Обществе в Москве. В Москве наградили лауреатов Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина.

Алина Саратова

КультураОбществоИркутск

10936

30.03.2024

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

17839

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17340

25.03.2024

Лица Сибири

Матханов Иринчей

Хохряков Евгений

Маякова Наталия

Фекета Анна

Семенов Евгений

Титков Антон

Читоркин Владимир

Савельев Александр

Стопичев Александр

Щадов Михаил