Беседовала Юлия Сергеева

© Восточно-Сибирская правда

Общество Иркутск

2395

15.04.2006, 13:41

Проснуться в другом Иркутске

Людей принято делить на экстравертов и интровертов. Считается, что своё мироощущение человек получает однажды и изменить не может. Елена Григорьева - человек уникальный. Она признаётся, что в течение жизни характер её менялся от открытости до полного "ухода в себя".

Кто она? Демиург с лёгкой душою созерцателя? Или поэт, который рифмует проспекты и кварталы? Она сама ищет ответ на эти вопросы.

Чем отличается архитектор от обычного человека? Все умеют мечтать. Архитектор может подвести под мечту точный математический расчёт. А гениальный архитектор - сделать так, чтобы фантазия перешла в камень, не растеряв ни капли лёгкости и загадки. Откуда в ребёнке рождается гармония зодчего? В случае с Еленой Григорьевой - из скрипичных концертов, гипсовой головы и прикладной математики.

Случайный выбор

- Архитектор - это мечта?

- В выборе профессии был элемент случайности. Школу я закончила в Чите, собиралась ехать в Томск, поступать на прикладную математику. У меня к тому времени были солидные успехи в этой науке. Но совет значимого для меня человека всё изменил. Когда попробовала впервые срисовать гипсовую голову, поняла: искусство графического изображения - это интересно. А архитектура - это синтез искусства и точных наук. Так и поступила в Иркутский политехнический.

- Прикладная математика многое потеряла?

- Я себя переоценивать не буду. Не знаю, какой бы из меня вышел математик, но то, что от архитектуры я получаю настоящее удовольствие, - это факт.

- Как возникает идея здания? Вы едете в машине, спите, гуляете, и вдруг - вот оно, долгожданное?

- Проект обычно проходит очень длинный путь. Кроме анализа параметров площадки - по отношению к сторонам света, транспортной сети - важно почувствовать место. Его взаимодействие с окружением, пространственные связи. Очень многое, в том числе функция, загружается в мозг, как в компьютер, а потом начинается обработка данных. Возникает несколько вариантов, выбирается лучший.

- Но бывают моменты, когда делаете зарисовки "для себя", заранее зная, что этот проект сказочный и никогда не будет реализован?

- Конечно, это процесс творчества, и любой архитектор мечтает. А потом может получиться, что какой-то "кусочек" этой мечты воплотится в реальном здании.

- Для чего хорошему архитектору ещё и общественная работа?

- В своё время я верила в иллюзии, что человек может повлиять на окружающую его ситуацию, потом был период разочарования. Но в середине 80-х пришёл Владимир Павлов (член-корр. Академии архитектуры, в 70-80 гг. работавший в Иркутске. - Ред.), заставил меня проникнуться профессиональными проблемами, введя в состав правления в качестве ответственного секретаря. Сейчас около половины времени трачу, по мнению некоторых, на борьбу с ветряными мельницами. Пытаюсь, слава богу не в одиночку, защитить людей от непрофессиональных действий в области градостроительства. Вот уже три года нет контакта с местными властями, это проблема. А региональное отделение союза работает. Открыли музей архитектуры, выпускаем профессиональный журнал "Проект Байкал". Один из лучших региональных журналов в России, к слову. Сейчас готовим фестиваль "Зодчество Восточной Сибири". Уже в шестой раз.

Архитектурное безумие

1970-80-е годы - "золотой век" иркутской архитектуры. Его ещё называют "эпохой Владимира Павлова". Благодаря ему на столицу Восточной Сибири обратила внимание вся архитектурная общественность СССР. У Павлова учились многие, кого сейчас называют профессионалами высокого класса. Среди них и Елена Григорьева. На архитектурном небосклоне страны Иркутск и сегодня - яркая звезда. В 2005 году Иркутск вошёл в пятёрку городов, представлявших Россию на 22 Международном конгрессе Союза архитекторов.

При этом известно: по крайней мере, десять "рейтинговых" архитекторов работают за пределами города. А в самом Иркутске царит архитектурный хаос.

- В региональном отделении Союза архитекторов РФ - 120 профессионалов. Почему приезжие пугаются, когда видят город?

- В первую очередь пугаются грязи и неблагоустроенности. Но за это, кажется, наконец взялись, потому что дальше некуда, видно даже президенту в Москве. Есть беспорядок другого рода, не решаемый с помощью метлы и ремонта дорог. Это градостроительный хаос - следствие разрешения возведения зданий без градостроительной документации. Плюс отсутствие системного подхода в размещении рекламы, в приспособлении первых этажей зданий под коммерцию и офисы. Беда в том, что многие ошибки сделаны в последние годы. Город - это наше общее достояние. Поощряя развитие частного бизнеса, нельзя нарушать градостроительные законы, ущемлять общественные интересы в угоду частным. К примеру, по улице Дзержинского в последние годы идёт активный снос, кое-что исчезает при пожарах. Малые участки ради максимального выхода площади застраиваются многоэтажными зданиями практически без парковок. Проезжая часть просто забита машинами, это уже не улица - это пробка. Всё элементарно: под 3-5-этажные здания иногда необходимо предусмотреть 100 парковочных мест - для работников, для клиентов. Их нет. Сложно построить подземную парковку? Тогда стройте надземную! Вредит такая политика прежде всего самому владельцу. Кто второй раз приедет в офис или магазин, если рядом с ним нельзя нормально припарковаться? Впрочем, как показывает практика, некоторые предпочитают в короткие сроки застроиться и тут же продать здание. Отрегулировать многие вопросы и предотвратить ошибки и помогает предварительно сделанная градостроительная документация - проект застройки.

- Можете назвать самые яркие архитектурные "шедевры" города?

- Есть здания одиозные по стилистике, есть разрушающие сложившийся продуманный и гармоничный ансамбль. Особенно жаль, когда это происходит на центральных улицах и площадях. Ошибки градостроительные серьёзнее. "Градостроительная ошибка страшнее политической", - говорил один известный политик. Потому что её практически невозможно исправить. Всё подряд сносить не будешь.

Существуют так называемые "красные линии". Они разграничивают застраиваемую территорию, иногда частную, и землю транспортной артерии, всегда принадлежащую городу, часто с резервом на расширение. Территория магистрали, улицы застройке не подлежит. Недавно произведён землеотвод в районе автовокзала - целиком за красной линией. Ещё пример. Улица Чкалова связывает главную площадь города и мост. Сейчас за красными линиями, которые десятки лет соблюдались, строится здание. Улица потеряла возможность расширения. По подсчётам же специалистов Байкальского университета экономики и права, час простоя в транспортной пробке в масштабах Иркутской области наносит ущерб в три миллиона рублей. Проектируем пробки?

- Иногда при помощи пары балкончиков здание можно "облагородить" до неузнаваемости. Каково архитектору увидеть своё творение в новой редакции?

- Дело в том, что архитектор управляет процессом до ввода здания в эксплуатацию. Потом мы обычно устранены от участия в жизни своего детища. Через два года после ввода в эксплуатацию школы 80 новый руководитель по хозчасти сделал пристройку к школе. Пристроенное сооружение не имеет фундамента, ненадёжно, посажено на электрический кабель. Кроме технических нарушений, есть ещё один фактор. Изменился внешний вид здания. Архитектура - это искусство. Ему специально учатся шесть лет и потом всю жизнь. А после получения такой награды, как Гос-премия, по закону об авторском праве даже я сама, автор, не могу вносить никаких изменений в это здание без согласования с федеральными органами. Был суд, принято решение о восстановлении первоначального облика, но пристрой и ныне там.

- Сейчас решается вопрос о деревянной застройке города. Означает ли это, что мы попрощаемся с деревянным Иркутском?

- Я очень боюсь, как бы с водой не выплеснули ребёнка. Плохо, что этот вопрос ни с кем не обсуждался и способом наведения порядка сразу был объявлен снос ветхой застройки. Если убрать всё дерево из Иркутска и заменить его на камень, это будет уже совсем другой город. Не тот, который многие любят. Известно, что после пожара 1879 года деревянное строительство было запрещено по главным улицам - Большой и Амурской. Если бы этот процесс продолжался последовательно, дерево бы ушло естественно. Но деревянные дома остались. Теперь они - уникальная часть города. Реанимировать деревянные дома очень дорого, но возможно. Дешевле просто снести. Центр сохранения наследия безмолвствует. Или то, что так рьяно оберегалось десятилетиями, не представляет ценности? Я надеюсь, что жемчужины - Желябовский, декабристский комплексы, уникальные памятники - не пострадают от кампанейщины.

- Как бы там ни было, но нынешние решения могут изменить лицо города?

- Безусловно, если будет принято решение по пяти основным площадкам в районе "Шанхая", улиц Чкалова, Марата, Грязнова, старого моста, мы проснёмся в другом Иркутске. Каким он будет, этот новый центр? Город достоин того, чтобы такие крупные преобразования были выверенными, продуманными. Важно, как это будет сделано. Я боюсь, что это будет поручено отдельным застройщикам, имеющим свой коммерческий интерес, не всегда совпадающий с интересами жителей города. Необходимо конкурсное проектирование этих участков, чтобы выбрать лучший вариант. Не торги на возможность проектирования по критериям "кто дешевле" и "кто быстрее", а полноценные архитектурные и градостроительные конкурсы, проведённые по всем правилам. Конкурсы идей, концепций, вариантов развития центральных кварталов столицы крупнейшего региона. Для выбора самых лучших. Это единственный путь, позволяющий избежать ошибок.

- Сейчас активно застраивается "визитная карточка" Байкала - посёлок Листвянка. Как вы оцениваете это направление?

- К застройке на Байкале нужно подходить особым образом. Листвянка - первое, а иногда и единственное впечатление путешественников об озере. И что они видят? Кичевый беспредел: огромные разноцветные замки, хаотично вклиненные в рельеф, поднимающиеся по склонам гигантские каменные заборы. А рядом - грязь, неустроенность. Байкал чист и велик. Отношение к нему должно быть соответственным.

- Архитектурное безумство обычно усмиряется при помощи градостроительного совета. Что мешает его работе в Иркутске?

- Когда на первый план выходят коммерческие интересы, градостроительный совет - палка в колесе, тем более если участвуют независимые эксперты. Это очевидно. В других городах градсоветы проходят каждый месяц, в крупнейших - каждую неделю. Чиновник призван хранить баланс между интересами частного бизнеса и общества. Когда идёт крен в ущерб общественным интересам, лицо города перекашивает.

Школа будущего

Пока Иркутск занимается "самостроем", архитекторы работают в других городах. В последние годы иркутяне работали и для Грозного. Там сейсмичность - 8-9 баллов. Проекты с учётом такой сейсмической активности делают только на Кавказе, Камчатке и в Иркутске. "Иркутскгражданпроект" запроектировал два микрорайона, жилые дома, четыре детских сада, две школы. Началось строительство. А Елена Григорьева с коллегами уже занимается новой идеей - проектом школы нового поколения.

- Какой будет эта школа?

- Проект предполагает разную компоновку блоков. Размещение блоков можно варьировать по сторонам света. В здании планируется большой актовый зал, по размерам практически совпадающий с залом Иркутского театра юного зрителя. Предусмотрены артистические, костюмерные, репетиционные студии. По сути, это маленький школьный театр. Запланированы фойе с галереями и зимними садами, два бассейна, два спортивных зала с местами для болельщиков, малые тренажёрные залы, большая библиотека. Наша гордость - классные комнаты. Они будут не прямоугольными, а квадратными. Такая форма пространства более комфортна. В классах будут висеть по две доски. Но главное - этот проект соответствует всем новым нормам СанПиН. В Грозном мы планируем построить две новые школы.

- А в Иркутске такие учебные заведения когда-нибудь появятся?

- Заказы на постройку делает муниципалитет. Сейчас, насколько мне известно, взят курс на реконструкцию старых школ. Но если будет заказ, конечно, построим.

Желание преодоления

Елена Григорьева - автомобилист с семилетним стажем. Первые опыты за рулём были уже очень давно, но удовольствие от процесса вождения не пропадает. "Это приличный адреналин, - признаётся она. - Архитектура тоже даёт его, но машина - это совсем другое. Я не знаю, как назвать это ощущение. Может быть, желание преодоления?".

- А не пробовали усилить ощущения, например, взять и отправиться в автопробег?

- Есть такая мечта. У меня есть американские друзья, которые путешествуют по миру. Побывали на Южном, Северном полюсах, Эвересте, в Гренландии, на Килиманджаро. Сейчас они задумали путешествие на автомобилях из Китая в Европу, будут проезжать по территории России. Очень бы хотелось присоединиться к ним. У меня за многие годы накопился приличный отпуск - около 100 дней.

- Что ещё даёт ощущение преодоления?

- В прошлом году мы с моими родными поднялись на небольшую вершину в Аршане. Около 2,2 тыс. метров. Кажется, называется пик Любви. Уютная компания и очень хорошие впечатления. Это моя маленькая победа. В конце 80-х - начале 90-х в "Иркутскгражданпроекте" работала мастерская экспериментального проектирования. Мы пять лет подряд ходили на лыжах через Байкал. За мужество выдавали медали, сделанные из медных монет и монет "Гребля СССР". "Первогодкам" полагалась копейка, за пять лет - пятак. Ходили весною, часть дороги была подтаявшей, так что получалось двоеборье - сначала гребля, а потом настоящая лыжня.

- Говорят, вы мечтаете о самолётах?

- Когда два года назад получила Государственную премию, очень захотелось потратить её на обучение чему-то новому - попробовать управлять самолётом. Я даже несколько раз сходила в клуб при РОСТО и выучила, из чего состоит самолёт, а потом снова началась работа. Со временем просто беда. Но отказываться от этой мечты я не хочу. В конце концов, Леонид Якубович был уже взрослым человеком, когда впервые сел за штурвал. Почему я не могу?

Бродский, ДДТ и феминизм

На стене рабочего кабинета Елены Григорьевой, среди дипломов и рабочих записей, вырезки из газет. Прочитать мелкий шрифт не могу, фото узнаю - Иосиф Бродский.

- Поэт-то серьёзный. Требует интеллектуальных тренировок.

- Так это же хорошо. Мне нравится, что многие его стихи даются не сразу. Сначала читаешь их как музыку, как ритм, а уже потом шаг за шагом погружаешься в более глубокие слои. Это напоминает архитектурное проектирование, когда возникает идея, которая после интеллектуальной работы наполняется смыслом, обретает реальные черты. Мне не нравится, когда слово "архитектура" применяется к любому явлению. Но Бродский удивительно ритмичен, пропорционален в мыслях, образности. В нём есть архитектура, так же как в архитектуре - хорошей - есть поэзия. И музыка. Люблю его прозу, интервью. Это моя пища. Привлекает его независимость. Сергей Довлатов сказал: "Он не боролся с режимом. Он его не замечал и даже нетвёрдо знал о его существовании".

- Какая музыка обычно звучит в вашей машине?

- Друзья подарили сборник, на котором много чего хорошего есть. Современная интерпретация "Половецких плясок" Бородина, вечные "Битлз", джаз. Даже Хулио Иглесиас. Душевный парень. А второй диск - песни нашего Олега Медведева, совсем недавно открыла для себя этого барда. Мои друзья, люди поющие, сочинили несколько хороших "ремиксов" на Медведева. Вообще-то я воспитана на классических образцах. Детство было "испорчено" музыкальной школой. Вот за это родителям я благодарна. Классика делает тебя богаче. В доме звучали Мендельсон, Сарасате, скрипичные и фортепианные концерты. А ещё - Окуджава, Высоцкий, Визбор, барды. Мама работала в Алжире, привозила много пластинок французских шансонье: Шарль Азнавур, Адамо, Жорж Брассанс, Далида.

- Ну, это в детстве, а потом?

- Про нас всё известно. Мы "пропадали" по "Битлз". У моего супруга на столе в рамочке стоит билет с концерта Пола Маккартни в Москве. Позже слушали полулегальные записи "Машины времени". Кстати, так же в то время распространялся и Жванецкий. А уже в 80-е нравились "Наутилус", ДДТ. Могу иногда рэп послушать. Но классика всегда удивительна. Недавно вместе с Викторией Астраханцевой (глава Братской организации СА РФ. - "Конкурент".) получили огромное удовольствие от концерта в Доме музыки в Москве, здание проектировали наши друзья. В первом отделении было возвращение в детство к Мендельсону, а во втором - знакомство с новой музыкой Гии Канчели.

- Яркая независимая женщина, добившаяся высоких результатов в профессии, сразу же получает ярлык феминистки. Гендерный вопрос для вас актуален?

- Нет, он меня никогда не мучил, я не считаю себя феминизированной. Впрочем, я не специалист в гендерных проблемах. Могу говорить за свою профессию. Среди архитекторов довольно много женщин, которые работают удачно, и в последнее время их становится всё больше. Посмотрите, сколько дам становятся лауреатами архитектурных конкурсов.

- И никогда не было профессиональных трудностей из-за того, что вы женщина?

- Трудности случаются, когда проект проходит стадию реализации. Архитектору на этом этапе приходится довольно плотно общаться со строителями, чтобы отстоять своё видение проекта. Приходится говорить со всеми - от прорабов до маляров. Причём иногда очень резко. В отличие от мужа, я не владею тем языком, который принят на стройке. Женщину этот язык не красит, я и не хочу ему обучаться. Так что иногда меня плохо понимают.

- Хотели бы, чтобы ваши дети повторили вас в профессии?

- Старшая Аня - человек взрослый и уже определилась. Она - лингвист, у неё хорошие способности к языкам. С архитектурой кроме семейных уз её связывают переводы для журнала "Проект Байкал" статей зарубежных корреспондентов. А младшая, Лиза, ещё учится в школе. Вот она мечтает, как и родители, стать архитектором. Посмотрим, что получится.

- О чём вы мечтаете?

- Мне бы хотелось, чтобы мы пришли к правильному пониманию архитектурного развития города. В каждой профессии должен быть кодекс чести - у архитектора, учителя, чиновника. Без этого нормальной жизни не будет ни в нашем городе, ни в любом ином месте страны. Если у нас хватит разума, ответственности и сил, мы однажды проснёмся в другом Иркутске.

Биографическая справка

Григорьева Елена Ивановна родилась 26 сентября 1955 года в городе Уральске Западно-Казахстанской области. В 1973 году окончила с золотой медалью среднюю школу. В 1978 - архитектурный факультет Иркутского политехнического института. С 1978 года и по сегодняшний день место работы не меняет - АО "Иркутскгражданпроект". В 1986 году вступила в Союз архитекторов России, спустя 10 лет возглавила Иркутскую организацию СА РФ. С 2004 - член президиума СА РФ, представляет Россию в комиссии по профессиональной практике Международного союза архитекторов. В 2005 избрана в состав МСА. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук.

В 2001 году Елена Григорьева выступила с идеей организации в Иркутске Межрегионального архитектурного фестиваля "Зодчество Восточной Сибири". Обладатель Золотой Пушкинской медали, Почётного знака "Общественное признание". Автор около 100 проектов. В 2003 году за проект иркутской школы 80 Григорьевой была присвоена Государственная премия РФ.

Беседовала Юлия Сергеева

© Восточно-Сибирская правда

Общество Иркутск

2395

15.04.2006, 13:41

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=29277

bytes: 19236 / 19194

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Последние новости

27.04 06:11
Заброшенный ДК «КрасТЭЦ» обследуют за полмиллиона рублей

26.04 20:14
Президент Монголии встретился с министром иностранных дел Великобритании

26.04 19:24
В Бурятии благоустроят 93 общественных пространства в 2024 году

26.04 19:07
Монголия и Великобритания планируют довести сотрудничество до уровня всеобъемлющего партнерства

26.04 18:52
Бывший директор НОВАТа вернется на сцену новосибирского оперного театра

26.04 18:41
В бурятском поселке Заиграево ремонтируют центральную улицу

26.04 18:34
Новосибирская мэрия попросила «Горводоканал» проверить качество воды

26.04 18:27
Мужчина, сорвавшийся с седьмого этажа в Улан-Удэ, находится в тяжелом состоянии

26.04 18:27
В Новосибирске запустили первые светофоры с дополнительными сигналами

26.04 18:19
В Новосибирской области вынесли приговор полицейскому, который сбил восьмилетнюю девочку

Лица Сибири

Венгер Виталий

Чупров Сергей

Примачек Владимир

Ташкинов Владимир

Чеботарев Владимир

Такаландзе Геннадий

Никонова Алла

Намсараев Намсарай

Ружников Игорь

Терпугова Елена