Арнольд Беркович

© Восточно-Сибирская правда

Культура Иркутск

4376

09.02.2006, 13:32

Фигаро там, Фигаро здесь...

Это произошло 190 лет назад. В аристократическом театре Арджентина в Риме с позором провалилось первое представление двухактной оперы-буфф "Альмавива, или Тщетная предосторожность" 24-летнего уже известного композитора Джоаккино Россини.

Уточним для читателя дату этого события - 20 февраля 1816 года, и делаем мы это потому, что уже назавтра, 21 февраля того же года, в этом же театре и в этом же зале эта же опера была триумфально принята зрителем, и с того памятного дня опера "Альмавива, или Тщетная предосторожность" под именем "Севильский цирюльник" стала постоянной и желательной в афишах всех оперных театров мировой музыкальной классики.

Любознательный читатель непременно спросит, что послужило тому причиной, и, оказывается, всё тот же, как сказали бы сегодня, пресловутый "человеческий фактор". Оказывается, во времена Россини практически неизвестный нам, но популярный в Италии композитор Паизиелло тоже написал оперу по пьесе Бомарше и тоже назвал её "Севильский цирюльник". Друзья и почитатели Паизиелло, полностью заполнившие театр Арджентина 20 февраля 1816 года, устроили бурный провал оперы Россини, а назавтра, убеждённые в своей победе, они уже в театр не пошли и зрительный зал заполнила не предубеждённая публика. Она-то и обеспечила грандиозный успех новому творению Россини.

В Иркутске эту оперу, естественно, знают и любят. Её неоднократно привозили в период гастролей оперные театры, и в том числе совсем недавно наш ближайший сосед - Бурятский театр оперы и балета. И тем не менее "Севильский цирюльник" всегда желателен и легко воспринимаем, потому что интрига его занимательна, музыка лёгкая и изящная, доступная даже не искушённому в классике зрителю, и в том, я бы сказал, упрощённом варианте в России эта опера посильна для постановки чуть ли не любому музыкальному театру, располагающему соответствующими вокалистами. А если их недостаточно, но желание подарить зрителю оперу велико, театр может ангажировать исполнителей из других музыкальных коллективов. Именно так поступил художественный руководитель Иркутского музыкального театра имени Загурского Владимир Шагин, когда решил поставить на своей сцене "Севильского цирюльника" и, понимая свою ответственность за качество этой постановки, пригласил на ведущие оперные партии солиста Бурятского театра оперы и балета Д. Занданова и солиста Иркутской областной филармонии М. Аюуша.

Дебют Майдара Аюуша в партии Фигаро на сцене музыкального театра стал поистине открытием театрального сезона. Прекрасный вокалист, обладатель сочного красивого баритона, Аюуш давно стал желанным в филармонических концертах. В его исполнении концертные номера приобретают неожиданное своеобразие и свежесть. И вот Аюуш вышел на большую сцену в образе ловкого, умного и изобретательного цирюльника Фигаро, партию которого считают за счастье исполнять выдающиеся баритоны мирового оперного искусства. Аюуш вышел уверенно, органично вписавшись в сценическую партитуру спектакля, легко и убедительно ведя вокальные диалоги с партнёрами, свободно перемещаясь в сценическом пространстве, не забывая о том, что, находясь практически весь спектакль на сцене, должен сохранять интерес к себе и образу на всём протяжении оперы. Словом, мы с удовольствием хотим поздравить театр с обретением талантливого артиста, что в сочетании с прекрасными вокальными данными сулит нам надеяться на дальнейшие роли Майдара на сцене музыкального театра, скажем, для примера, в качестве очередного дебюта - в роли принца Раджами в кальмановской "Баядере".

Д. Занданов - один из лучших солистов Бурятского оперного театра, обладатель красивого тенора, актёр достаточно опытный. Его Альмавива, как и положено в опере-буфф, обаятельный влюблённый, находчивый в авантюрных приключениях, могущий продемонстрировать и своё аристократическое происхождение. Солист свободно владеет голосом, его вокал, украшенный притягательным своеобразием нежности и иронии, грусти и радости, уверенности и сомнения, позволяет слушателю и зрителю с заинтересованностью воспринимать сюжетные коллизии Альмавива, сочувствовать и сопереживать, двигаясь вместе с артистом Д. Зандановым к благополучному завершению интриги.

Собственно наличием достойных исполнителей партии Альмавива и Фигаро определяется успех постановки "Севильского цирюльника" в любом театре, но мы, рассматривая премьеру этой комической оперы в Иркутском музыкальном, были бы не правы, если бы не отметили Светлану Лунюшкину в роли Розины. Можно объективно сказать, что актриса явно прогрессирует в творческом плане, и в сегодняшней Розине она сумела органично сочетать вокальное исполнение партии с накопленным сценическим опытом разножанрового родного театра, и в результате - живой, привлекательный, искренне лирический образ, в котором вокально и актёрски без излишнего акцентирования проявляются простодушие и напористость, лукавство и искренняя увлечённость.

Достаточно ярко представлены образы Бартоло (засл. арт. РФ Н. Мальцев) и дон Базилио (арт. А. Данилов), однако в вокальном отношении, мне думается, они требуют ещё значительной художественной отделки. Честно говоря, сегодня по духу и сути они в большей степени близки театру музыкальной комедии нежели театру оперному.

Спектакль поставлен режиссёром А. Лебедевым практически в традиционном стиле, однако есть и неожиданности. Так, опера открывается известной увертюрой, но на сей раз на музыку её создан сценический танцевальный дивертисмент. Сам по себе этот факт не внушает особого неприятия, но, мне кажется, хореографически этот дивертисмент нуждается в большей яркости, образности и постановочной изобразительности, чтобы выполнить назначение увертюры и быть достойным чарующей музыки Россини. Правда, один образ в танцевальной увертюре заявлен - это образ Арлекина, который будет так плотно заселять действие спектакля.

Особо необходимо отметить оркестр театра, который под руководством главного дирижёра Н. Сильвестрова на премьерных спектаклях удивительно чисто, гармонически стройно и чётко воспроизводил красоту музыки великого итальянца.

Итак, "Севильский цирюльник", впервые поставленный на сцене Иркутского музыкального театра, начал свою жизнь. Сколь будет она долговечной и привлекательной для зрителя, полностью зависит от максимальной отдачи и ответственности творческого состава спектакля, и, если они действительно будут строиться на максимуме, успех опере обеспечен. Ведь иркутский зритель оперу любит!

Арнольд Беркович

© Восточно-Сибирская правда

Культура Иркутск

4376

09.02.2006, 13:32

URL: https://babr24.com/irk/?ADE=27751

bytes: 6395 / 6395

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика" (Иркутск)

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

9428

28.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7377

13.10.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

15162

31.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

12929

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

8879

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

11155

17.03.2015

Сибиряки сняли в банкоматах 10 миллиардов и теперь несут их обратно

Жители Сибири атаковали банкоматы Сбербанка в конце минувшей недели и за два дня сняли 10 млрд. рублей, поверив слухам о блокировке карт Visa и MasterCard. В дни ажиотажа, 18 и 19 декабря, клиенты Сибирского банка сняли в банкоматах 5,6 млрд и 4,5 млрд рублей соответственно.

Юлия Хотяновская

ЭкономикаМир

7976

01.01.2015

Лица Сибири

Намсараев Намсарай

Дорош Сергей

Курбатова Татьяна

Пронин Юрий

Митичашвили Арсен

Хомич Александр

Воронова Татьяна

Тимофеев Максим

Ганчуков Евгений

Белобородов Владимир